Конспект урока. Первое знакомство с Антарктидой. 7 класс

Урок знакомит с одним из интереснейших материков Земли - Антарктидой. Цель: познакомить с историей открытия, побывать на научных станциях, раскрыть их практическое значение. Продолжить формировать умения работать с различными источниками информации. На этом уроке ребята пересекают ледяные пустыни, проходят до самого южного полюса по следам первых путешественников, могут полюбоваться белоснежными айсбергами, побывать полярным летом в антарктических оазисах, сфотографироваться с коренными обитат...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АНТАРКТИДОЙ

Цели и задачи. Познакомить с историей открытия и исследования материка. Показать отвагу и мужество человека - исследователя своей планеты. Раскрыть особенности географического положения Антарктики и Антарктиды. Создать условия для овладения умением определять географическое положение материка в новой ситуации. Дать представление о правовом статусе Антарктиды, о российских и зарубежных научных станциях, их научном и практическом значении. Продолжить формирование умений работать и анализировать различные источники географической информации. Воспитывать географическую культуру учащихся.

Средства обучения: глобус, физическая карта Антарктики, физическая карта мира, портреты мореплавателей и путешественников, видеокассета «История географических открытий», атлас, контурные карты, иллюстративный материал, контуры материка на доске, дидактические карточки.

Ход урока

I Оргмомент

Подготовка к основному этапу урока.

Вступительное слово учителя. Одевайтесь потеплее, так как нам предстоит совершить путешествие по самому холодному материку Земли, пересечь ледяные пустыни, побывать на шести - да, на шести! - его полюсах, пройти сложными маршрутами по следам путешественников, которые впервые увидели этот континент. Вы побываете на научных станциях этого материка, искупаетесь и позагораете полярным летом в его оазисах, полюбуетесь айсбергами у его берегов и удивитесь необычайной доверчивости к людям его коренных обитателей. А материк называется ... Антарктида.

II Изучение новой темы

Учитель. Запишите тему урока «Первое знакомство с Антарктидой».

По какому плану работаем на уроке? Да, правильно, в начале мы с вами рассмотрим физико-географическое положение материка и очертания его берегов. Следующий шаг - поговорим об открытии и изучении Антарктиды. Итак, в путь.

* Антарктида - пятый по величине, самый высокий и холодный материк на Земле.

*Антарктика - включает в себя Антарктиду, острова и прилегающие воды океанов до 50°- 60°

Название материка происходит от греческого слова «anti» - против, т. е. область, лежащая напротив полярной области земного шара - Арктики. Антарктида расположена вокруг Южного полюса в пределах Южного полярного круга.

Учитель (работа по атласу и контурным картам)

1.Назовите, в каких полушариях расположена Антарктида? ( ю,в,з)

2.В каком полушарии, в западном или восточном, расположена большая часть Антарктиды? (восточном)

3. Площадь Антарктиды составляет 14 млн. км2, то есть почти в два раза больше Австралии. Подпишите S материка на контурной карте.

4. Вычислите расстояние по 90° в.д. от полюса до окраины материка в км. (2550 км)

5. Какой пролив отделяет Антарктиду от Южной Америки? (пролив Дрейка)

6.Какими океанами и морями омывается Антарктида? (ТО - море Росса, море Беллинсгаузена, ИО - моря Уэдделла, Амундсена, Дейвиса, Д'Юрвиля)

Учитель. Эти моря очень бурные, волны иногда достигают высоты 20 м. Зимой вода замерзает, и льды окружают Антарктиду кольцом, ширина которого колеблется от 500 до 2000 км. Летом течения уносят льды вместе с айсбергами на север.

Ученик. «Айс» - по-немецки - лед, «берг» - гора. Айсберги - это крупные обломки ледников, плывущие по морю. По мнению ученых, у берегов Антарктиды плавает одновременно около 100 тысяч айсбергов разного размера.

Учитель. В октябре 1987 года в море Росса был зарегистрирован крупный айсберг площадью 153 на 36 км. Самый огромный айсберг, площадь которого равна площади государства Люксембург, откололся от берегов Антарктиды в апреле 1995 года (показ географических объектов на карте).

Ученик. Айсберги создают угрозу для бороздящих воды океанов кораблей. В 1912 году в густом тумане столкнулось с айсбергом крупнейшее пассажирское судно начала XX века «Титаник», шедшее из Европы в Америку через Атлантический океан. Корабль называли непотопляемым, но встреча с айсбергом привела к одной из величайших морских катастроф. Из 2200 пассажиров погибло 1500 человек. Корабль затонул (показ по карте).

В 1953 году такая же участь постигла датский корабль «Хедтоф».

Учитель. Айсберг - своеобразное хранилище пресной воды. Небольшая ледяная гора толщиной 150 м, шириной 500 м, длиной 2 км, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды - этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу как Москва.

Учитель (работа по атласу и контурным картам)

  1. Какой полуостров выделяется далеко за пределы южного полярного круга? (Антарктический полуостров)

  2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и отметьте на
    контурных картах. (с - 63°13' ю.ш.; 57° 11' з.д.)

  3. Поясните, почему на Антарктиде нет других крайних точек? (все точки являются северными)

Учитель (запись в тетради)

* Длина береговой линии составляет 32 тыс. км.

*3апасы пресной воды - 30 млн. км2.

*Самая высокая точка - 5140 м - массив Винсон, горы Элсуэрта.

*Горы на Антарктическом полуострове являются продолжением Анд Южной Америки.

Учитель. Шестой континент расположился далеко в стороне от привычных путей цивилизованного мира. Необитаемый, отделенный от своих собратьев тысячекилометровой полосой вечно бурного южного океана, опоясанный нескончаемыми полями морских льдов, он мерно дремал, накрывшись тяжелой броней ледяного покрова, и ждал своего часа в истории открытий. Ждать пришлось долго.

Ученик. Наступило время, которое мы сегодня называем эпохой великих географических открытий. Время шло. Корабли европейцев все дальше проникали в южные широты, иногда обнаруживали там небольшие необитаемые острова, но материка не находили.

Учитель. Среди искателей южной земли мы встретим немало славных имен, навсегда вписанных в историю открытия планеты.

В 1501 году знаменитый путешественник Америго Веспуччи побывал в пятидесятых широтах Южной Атлантики. Но экспедиция не могла продвинуться дальше острова Южная Георгия, лежащего довольно далеко от антарктического континента. «Холод был так силен, что никто из нашей флотилии не мог переносить его»,- свидетельствовал Веспуччи.

Ближе всего к открытию был Джеймс Кук, развенчавший миф о пресловутой «неведомой южной Земле»: он дальше других проник в антарктические воды. В1772 - 1775 годы он трижды пересек Южный полярный круг, достигнув 72 - ой параллели. Материка Антарктиды он так и не увидел.

Учитель (запись в тетради)

*В XVIII в. - попытка открытия неизвестного материка английской экспедицией

под руководством Д. Кука не увенчалась успехом.

Ученик. Джеймс Кук окончательно погасил надежду на открытие в высоких широтах южного полушария материка теплого, благодатного, богатого природными ресурсами, ждущего колонистов из Европы. А возможный континент в царстве вечного льда мало кого мог тогда заинтересовать, так как не сулил никакой выгоды. После плавания Кука интерес к южной околополярной области был надолго утрачен.

Учитель. Но, видимо, всегда и везде соблюдается «железное правило: всему свое время». На часах истории Антарктиды оно пробило спустя 40 с небольшим лет после странствий Кука. Русским мореплавателям выпала честь начать новый отсчет времени. Два имени раз и навсегда вписываются в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Мы с вами сейчас посмотрим небольшой отрывок из видеофильма «История географических открытий». Ваша задача ответить на вопрос о том каковы были цели экспедиции, что повелевала инструкция? (Цель формулируется кратко: открытие «в возможной близости Антарктического полюса. Предписывается мореплавателям исследовать Южную Георгию и Сандвичевы острова и продолжить свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть», употребляя всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу отыскивая неизвестные земли». У них была задача пройти как можно ближе к Южному полюсу, «не оставив сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях.)

Учитель. Даже самые решительные из составителей инструкции не могли предвидеть столь феерического ее выполнения. Давайте поближе познакомимся с отважными мореплавателями.

Ученик. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился в 1779 году на острове Сааремаа в I Эстонии, образование получил в Крондштатском Кадетском морском корпусе, с раннего детства грезил о морских просторах.

«Я родился среди моря, - писал он, - как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». Последние годы жизни - он главный командир Крондштатского порта и Крондштатский военный губернатор - адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

Ученик. Михаил Петрович Лазарев был моложе своего командира на 9 лет. Родился он во Владимире, в самом центре России. От белокаменного Владимира до моря далековато, но владимирский проселок тоже привел Михаила Лазарева в морской кадетский корпус.

В конце жизни адмирал Михаил Петрович Лазарев - командир Черноморского флота, Николаевский и Севастопольский военный губернатор. Среди его учеников - выдающиеся русские флотоводцы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин.

В один и тот же день в 1843 году оба бывших антарктических мореплавателя были произведены в полные адмиралы. Но их триумф, их звездный час наступил, когда один был лейтенантом, другой капитаном II ранга.

Учитель (запись в тетради)

* 28 января 1820года - дата открытия Антарктиды русской экспедицией под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Учитель. Просматривая следующий отрывок из видеофильма, обратите внимание на то, сколько дней продолжалось путешествие, и каковы были ее результаты. (Плавание российских кораблей продолжалось 751 день, и протяженность его немного не достигла 100 тысяч км: это все равно, что два с четвертью раза обогнуть Землю по экватору. В результате нанесены на карту 29 новых островов).

Учитель. Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, в которую вписаны имена исследователей из многих стран.

Ученик. В 1895 году на антарктический берег впервые ступил ногой человек - австралиец норвежского происхождения Генрих Иоганн Булль. Три года спустя другой норвежский участник его экспедиции, Карстен Борхгревинк, остался здесь на первую в истории материка зимовку. Очень скоро встал вопрос: кто первым достигнет Южного полюса.

Учитель. Ответ на этот вопрос прозвучал почти мгновенно: уже в декабре 1911 г. в заветной точке южного полюса взвился национальный флаг Норвегии. Экспедицией руководил Руаль Амундсен.

Ученик. 18 января 1912 года Южного полюса достигли англичане. Роберт Скотт со своей группой, на обратном пути не дойдя 20 км до базы, замерз. Погибая. Скотт писал свои последние заметки, письмо жене и сыну. Через несколько лет место гибели Скотта было найдено, целы были и дневники со знаменитой фразой из стихотворения классика британской поэзии 19 века Альфреда Теннисона «Улисс» «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Учитель (запись в тетради)

*ХХ в - 14 декабря 1911 г - дата открытия Южного полюса норвежцем Р. Амундсеном. 18 января 1912 г-достижение Южного полюса группой Роберта Скотта.

Учитель. Исследования Антарктиды продолжаются. (Просмотр отрывка из видеофильма «Современные исследования Антарктиды»)

Учитель. В Антарктиде ведутся исследования аэронавигационных условий. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний, и материк станет промежуточной базой для обслуживания самолетов. В последние годы в Антарктиду стали приезжать туристы. Построена гостиница, магазин сувениров, обзорные площадки. К берегам Антарктиды постоянно подходят корабли разных стран. В год приезжают около 4 тысяч туристов. При всей экзотике таких туристических поездок появились отрицательные факты: накапливаются горы бутылок, пакетов, ящиков, всевозможных отходов. При такой низкой температуре ничего не гниет, и любой неубранный предмет может пролежать века.

Учитель. А теперь, просмотрев материал учебника, скажите, о чем мы с вами на уроке не говорили?

III Закрепление

  1. Что называют Арктикой и Антарктикой? В чем их сходство и отличия?

  2. Назовите имена путешественников и ученых, внесших большой вклад в открытие и исследования Антарктики.

  3. Назовите особенности географического положения Антарктиды.

  4. Какие исследования ведутся в Антарктиде в наши дни, и с какой целью?

IV Итог

Учитель. Антарктида была открыта позднее других материков. Это единственный вокругполюсный материк. За последние годы на материке создано более 100 исследовательских станций, действующих круглогодично или только в летний сезон. Природа Антарктиды исключительно своеобразна и сурова.

Антарктида - это огромный, еще незаселенный материк. Пройдут годы, появится постоянное население в Антарктиде. Но, по-видимому, еще надолго она останется континентом ученых всего мира.

Если вас заинтересовал этот сказочный край, то дополнительный материал можно найти на предложенной книжной выставке, в библиотеке, на сайте Интернета.

V Оценивание

VI Домашнее задание

  1. Прочитать § 48, ответить на вопросы в конце §.

  2. Нанести на контурную карту маршруты экспедиций, номенклатуру береговой линии.

3.* Подготовить дополнительный материал о полюсах Антарктиды, действующих научных станциях.

4.* Подготовить сообщения об органическом мире Антарктиды.

5.* Написать мини - сочинение «Если бы я был исследователем Антарктики»

Дополнительный материал

  1. В оазисе Ширмахера - небольшой, замкнутой среди скал котловине, расположенной в 800 м от станции Новолазаревская, - есть маленькое озеро, вода в котором в разгар антарктического лета нагревается до +15°С, а почва вокруг него до +30°С и даже до 40°С.

  2. В полярную ночь температура на станциях «Восток», «Советская» и «Комсомольская» падала ниже - 80°С. Что это за температура, трудно даже представить! Керосин при таком морозе режется ножом, соляра превращается в такую густую массу, что практически она уже теряет свойство текучести, а для того, чтобы зажечь спички, их надо сначала отогреть. Металл становится очень хрупким. Резиновые шланги и изоляция проводов лопаются от малейшего перегиба. Бензин при t - 85°С не испаряется: в ведре с бензином можно гасить горящий факел от сильных морозов у людей лопалась эмаль на зубах, были случаи обморожения легких и роговицы глаз.

3. На станции «Восток» при очень низких температурах люди выходят из помещений в специальных костюмах с обогревом и в масках, защищающих лицо, что внешне сильно напоминает скафандр космонавтов.

4. Полюса Антарктиды:

Южный полюс - географический, 90°ю.ш.

Южный магнитный полюс:

72°25' ю.ш. и 155°16' в.д. - плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909 г.

70° ю.ш. и 150° в.д. на 1950 год, в районе горного плато Земли Виктория, а к 1977 г сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон - д' Юрвиль.

Южный геомагнитный полюс:

78°36' ю.ш. и 109°54' в.д. - к середине XX в, район научной станции «Восток».

Полюс относительной недоступности - 82°ю.ш. и 60°в.д. - летом 1958 года здесь функционировала научная станция - Полюс недоступности.

Полюс холода - станция «Восток» - 89,2°С в 1984г.

Полюс ветров - мыс Денисон на Земле Адели, скорость ветра здесь может быть 70 -80 м/сек, а в 1912 - 1913 годы за 12 месяцев было отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более.


© 2010-2022