- Преподавателю
- География
- Рабочая программа внеурочной деятельности по Краеведению
Рабочая программа внеурочной деятельности по Краеведению
Раздел | География |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Газизова Г.Р. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Кош-Елга
муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
_______/Иванова В.М./
Протокол №__ от ____2014г.
Согласовано заместителем директора по УР
____________/Газизова Г.Р./
___________________2014г.
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ с,Кош-Елга __________Н.Е.Васильева
Приказ № 186 от 30.08.2014г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Краеведение»
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Газизова Г.Р.
Учитель первой категории
Кош-Елга-2013
Содержание
-
Пояснительная записка………………………………………………….…2
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающему миру ………………………………………………………2
-
Содержание учебного предмета…………………………………………3
-
Календарно-тематическое планирование………………………………..4
-
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………………..6
-
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой Родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Бижбулякской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа "Моя малая Родина" предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе и рассчитана на учащихся начальных классов. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю.
Цели программы:
-
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Бижбулякского района Республики Башкортостан;
-
сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
-
Изучение прошлого и настоящего Бижбулякского района, села Кош-Елга, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и в районе.
-
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
-
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
-
Активизация поисковой деятельности учащихся.
-
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
-
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
-
Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 68 часов в год.
Механизм реализации программы:
-
организация экскурсий в районный краеведческий музей, в дом музей имени Фатиха Карима в с.Аитово;
-
пешие экскурсии на природу;
-
посещение концертов фольклорных коллективов;
-
организация экскурсий по деревням Бижбулякского района;
-
сбор материалов;
-
оформление материалов;
-
создание и оформление этнографического уголка в школе;
-
участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.
-
Прогнозируемые результаты
Программа "По малой родине моей" проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы "По малой Родине моей".
-
Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
-
Участие в районных краеведческих конкурсах.
-
Участие в республиканских краеведческих конкурсах: "Страна заповедная - Башкортостан", "По малой родине моей", "Дорогами Отечества", "Юный экскурсовод" и.т.д.
Основные направления: Программа "Моя малая родина" включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
-
Содержание занятий:
-
Экскурсия. -3 ч
-
Работа в архивах. -2
-
Уроки. -20ч.
-
Работа с документами. -3ч.
-
Исследовательская деятельность. -6ч.
-
Тематическое планирование занятий
"КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ"
№
Тема занятий
Содержание
прим.
дата
факт.
дата
Кол-во часов
1
Краеведение - наука о родном крае.
Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
2
2
Наш дом родной.
Экскурсия по родному селу. Названия улиц.
2
3
Моя улица.
Закрепить знание названия родной улицы, домашнего адреса. Закрепить умение называть здания, расположенные на родной улице. Рисовать свою улицу.
2
4
Я и мое село.
Мое село через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем.
3
5
Откуда пошёл мой род.
Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.
3
6
О чём рассказали фотографии из семейного альбома.
Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах.
2
7
Красотою славится наша земля.
Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.
3
8
Реки, давшие жизнь и название нашему селу.
Реки Менеузка и Малая Кош-Елга. Современное состояние реки. Экология. Экскурсия по реке.
4
9
Бижбулякская земля.
Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Красная книга.
6
10
Здесь начинается история.
История школы. Сбор материалов по истории создания и развития школы в селе.
3
11
Гордое звание - учитель.
Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки.
3
12
Здесь пыль веков.
Экскурсия в школьный, районный музеи.
2
13
Будем жить в ладу
Формировать представление о том, что в селе живёт много народов, воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. Быт и традиции.
4
14
7 чудес Бижбулякского района
Формировать представление о природных памятниках района.
4
15
Один из 7 чудес Бижбулякского района.
Легенды и предания об источнике Иван Монах. Памятник природы. Экскурсия.
3
16
Топонимика нашего района
Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Бижбулякского района.
4
17
Бижбулякская земля в литературе, живописи, музыке.
Знакомство с литературными произведениями. Встреча с местным поэтом Александром Михайловичем Егоровым.
2
18
От чистого истока
Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.
3
19
Знаменитые люди нашего села.
Труженики сельского хозяйства, учителя-ветераны.
3
20
Великая Отечественная война в истории нашего села.
Знакомство с участниками ВОВ, ветеранами тыла. Экскурсия в парк Победы и Славы.
4
21
Красота весеннего леса.
Экскурсия в лес.
1
22
Подводим итоги работы кружка за год.
Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.
2
5. ЛИТЕРАТУРА
-
Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. - 2005.
-
Моя родословная: Пособие для начальной школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. - 2001.
-
Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. М.: ВЛАДОС. - 2009.
-
Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. - М.:ВЛАДОС. - 2010.
-
Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. - 2007.
-
Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников. Начальная школа. - №7 2006.
-
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Начальная школа. - №1 2006.
-
Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы. Начальная школа.- №6 2006.
-
Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Начальная школа. - №3 2007.