Рабочая программа внеурочной деятельности по Краеведению

Раздел География
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кош-Елга

муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_______/Иванова В.М./

Протокол №__ от ____2014г.


Согласовано заместителем директора по УР

____________/Газизова Г.Р./

___________________2014г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ с,Кош-Елга __________Н.Е.Васильева

Приказ № 186 от 30.08.2014г





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Краеведение»

для 2 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель: Газизова Г.Р.

Учитель первой категории











Кош-Елга-2013




Содержание





  1. Пояснительная записка………………………………………………….…2

  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающему миру ………………………………………………………2

  3. Содержание учебного предмета…………………………………………3

  4. Календарно-тематическое планирование………………………………..4

  5. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………………..6





  1. Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой Родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Бижбулякской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа "Моя малая Родина" предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе и рассчитана на учащихся начальных классов. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю.

Цели программы:

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Бижбулякского района Республики Башкортостан;

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Бижбулякского района, села Кош-Елга, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и в районе.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

  • Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 68 часов в год.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей, в дом музей имени Фатиха Карима в с.Аитово;

  • пешие экскурсии на природу;

  • посещение концертов фольклорных коллективов;

  • организация экскурсий по деревням Бижбулякского района;

  • сбор материалов;

  • оформление материалов;

  • создание и оформление этнографического уголка в школе;

  • участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.

  1. Прогнозируемые результаты

Программа "По малой родине моей" проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы "По малой Родине моей".

  • Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.

  • Участие в районных краеведческих конкурсах.

  • Участие в республиканских краеведческих конкурсах: "Страна заповедная - Башкортостан", "По малой родине моей", "Дорогами Отечества", "Юный экскурсовод" и.т.д.

Основные направления: Программа "Моя малая родина" включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.


  1. Содержание занятий:

  • Экскурсия. -3 ч

  • Работа в архивах. -2

  • Уроки. -20ч.

  • Работа с документами. -3ч.

  • Исследовательская деятельность. -6ч.










  1. Тематическое планирование занятий

"КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ"

Тема занятий

Содержание

прим.

дата

факт.

дата

Кол-во часов

1

Краеведение - наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

2

2

Наш дом родной.

Экскурсия по родному селу. Названия улиц.

2

3

Моя улица.

Закрепить знание названия родной улицы, домашнего адреса. Закрепить умение называть здания, расположенные на родной улице. Рисовать свою улицу.

2

4

Я и мое село.

Мое село через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем.

3

5

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

3

6

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах.

2

7

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

3

8

Реки, давшие жизнь и название нашему селу.

Реки Менеузка и Малая Кош-Елга. Современное состояние реки. Экология. Экскурсия по реке.

4

9

Бижбулякская земля.

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Красная книга.

6

10

Здесь начинается история.

История школы. Сбор материалов по истории создания и развития школы в селе.

3

11

Гордое звание - учитель.

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки.

3

12

Здесь пыль веков.

Экскурсия в школьный, районный музеи.

2

13

Будем жить в ладу

Формировать представление о том, что в селе живёт много народов, воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. Быт и традиции.

4

14

7 чудес Бижбулякского района

Формировать представление о природных памятниках района.

4

15

Один из 7 чудес Бижбулякского района.

Легенды и предания об источнике Иван Монах. Памятник природы. Экскурсия.

3

16

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Бижбулякского района.

4

17

Бижбулякская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями. Встреча с местным поэтом Александром Михайловичем Егоровым.

2

18

От чистого истока

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

3

19

Знаменитые люди нашего села.

Труженики сельского хозяйства, учителя-ветераны.

3

20

Великая Отечественная война в истории нашего села.

Знакомство с участниками ВОВ, ветеранами тыла. Экскурсия в парк Победы и Славы.

4

21

Красота весеннего леса.

Экскурсия в лес.

1

22

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2













5. ЛИТЕРАТУРА

  1. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. - 2005.

  2. Моя родословная: Пособие для начальной школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. - 2001.

  3. Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. М.: ВЛАДОС. - 2009.

  4. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. - М.:ВЛАДОС. - 2010.

  5. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. - 2007.

  6. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников. Начальная школа. - №7 2006.

  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Начальная школа. - №1 2006.

  8. Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы. Начальная школа.- №6 2006.

  9. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Начальная школа. - №3 2007.


© 2010-2022