- Преподавателю
- География
- Статья Развитие познавательной активности на уроках географии
Статья Развитие познавательной активности на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кутняя Н.Ю. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие познавательной активности обучающихся через организацию практической работы на уроках географии
Кутняя Наталья Юрьевна,
учитель географии МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Зимы.
В соответствии со стандартами второго поколения большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу. В свою очередь системно-деятельностный подход играет большую роль в организации познавательной деятельности учащихся.
Практические работы являются одной из форм реализации системно-деятельностного подхода.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через активную деятельность обучающихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. [2]
Виды практических работ
Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:
• репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
• частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
• творческий.
При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:
а) по предоставленному ему учителем готовому плану;
б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;
в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.
Круг практических работ разнообразен:
1. Ориентирование на местности.
2. Различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.).
3. Проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений.
4. Проведение наблюдений на производстве.
5. Съемка плана пути или участка.
6. Работа с различными видами карт.
7. Разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.
По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. По месту выполнения работы могут быть «классными». Домашние работы могут выполняться вне урока. Различия указанных в программах практических работ по продолжительности времени на их выполнение столь же велики. Например, на выполнение работы «Определение по карте крайних точек материка на примере Африки» при наличии у учащихся требуемых умений (работы-то итоговые!) потребуется одна-две минуты, хотя в определенных случаях можно растянуть их на 20-25 минут и более. На подготовку рефератов по темам "Глобальные проблемы человечества" в 10-м классе потребуется уже несколько часов. Возможно выделение видов работ по источнику информации. Практические работы могут выполняться:
• без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);
• на основе одного источника, например, географической карты или текста;
• на основе нескольких источников.
Например:
Тема: Африка: путешествие (1)
Цель: сформировать представление об особенностях природы, населения и хозяйства различных регионов Африки.
Начинаем путешествовать для этого необходимо познакомиться с правилами путешествия.
На уроке мы совершаем виртуальное путешествие на самолете, но не забываем, что нам необходимо вести записи в дневнике путешествия. Наше путешествие будет состоять из нескольких маршрутов. При этом учащиеся работают с несколькими источниками информации: учебником, физической картой.
Результаты записывают в дневник путешествия, либо оформляют в виде схемы.
Тема: Антарктида
Цель: - рассмотреть географическое положение материка,
- изучить особенности строения земной коры и рельефа,
- сформировать знания об особенностях климата Антарктиды,
- определить связь растительного и животного мира Антарктиды с климатом.
Работа проводится в группах при этом учащимся предлагается побывать в роли географов, экологов, менеджеров по туризму, архитекторов.
Каждой группе выдается план работы
Например: задания для географов
1. Составьте краткий путеводитель, который познакомит будущих жителей и туристов с тайнами Антарктиды.
С этой целью:
а) придумайте название путеводителя;
б) разработайте основные рубрики;
в) укажите опасности, с которыми могут столкнуться люди в Антарктиде.
Результаты оформляются в виде таблиц, схем, рисунков.
Большое внимание уделяется работе с картой. Карта - основной источник знаний, который помогает зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Это наглядное пособие, которое позволяет изучать территории, дает возможность правильно представить ее положение на территории земного шара. Задача учителя - научить учащихся читать карту, уметь узнавать географические объекты по изображению.
При изучении материков и частей света учащиеся работают с картой находят их, сравнивают определяют географическое положение находят общие черты и черты различия, выделяют особенности.
Тема: Ориентирование на местности
Цель: Показать значение умения ориентироваться в пространстве, рассмотреть, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве, рассмотреть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве, научить работать с компасом.
Учащиеся изучают строение компаса, учатся с ним работать и определять азимут по заданным точкам.
Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений.
Цель этих работ - помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
Литература
1. А.Е. Бибик Методика обучения географии в средней школе (М.: Просвещение 1975) глава 19 с.306,308
2. Крылова О.В. Материалы курса "Система практических работ по географии в 6-10 классах": - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2008.
3. География. Сборник нормативных документов. - М.: