План-конспект урока географии по теме: «Охрана природы. Заповедники. Национальные парки »

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока географии по теме: «Охрана природы. Заповедники. Национальные парки »План-конспект урока географии по теме: «Охрана природы. Заповедники. Национальные парки »План-конспект урока географии по теме: «Охрана природы. Заповедники. Национальные парки »План-конспект урока географии по теме: «Охрана природы. Заповедники. Национальные парки »План-конспект урока географии по теме: «Охрана природы. Заповедники. Национальные парки »Ахапкина Раиса Григорьевна,

учитель географии

МОУ «Майская гимназия

Белгородского района

Белгородской области»

План-конспект урока географии по теме

«Охрана природы. Заповедники. Национальные парки »

систематизация и обобщения пройденного материала, урок - игра.

Класс: 7.

Урок: № 25

Цель: создание условий для развития практических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории.

Задачи:

  1. образовательная:

  • способствовать формированию представлений о единстве природы, объяснению простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  1. развивающая:

  • познание сущности и динамики основных природных, экологических и других процессов, происходящих в географической среде;

  • развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории;

  1. воспитательная:

  • продолжить развитие умения самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное;

  • выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Тип урока: урок систематизации и обобщения пройденного материала, урок - игра.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, метод критического мышления, метод стимулирования.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: информационно - коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.

Базовый УМК: География. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под ред. В.П.Дронова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2012. - 349, [3], с.

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.

Результаты обучения:

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствийи техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



ХОД УРОКА

Этап урока и цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Время

Организационно - мотивационный этап урока. Создать положительную эмоциональную атмосферу

1.Приветствие.

Здравствуйте! Я рада встрече с вами и уверена, что вы сегодня примите участие в работе конференции.

1.Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих.

1 мин.

2.Проверка подготовленности к уроку, организация внимания.

2.Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

3. Деловая игра. Конференция с участниками путешествия по Африке «Природные зоны Африки: природа, проблемы, пути решения»

3. Создание групп из из «ученых - специалистов» по природным зонам, которые побывали в Африке Экспертная группа из 3 человек.

Метапредметные

умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

познавательной деятельности;

Актуализация субъективных знаний обучающихся.

Подготовка к изучению нового материала





Формулирование задач урока

Эпиграф:

Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его среду, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу…

В.И. Вернадский

Как вы понимаете значение данного высказывания?

Ответы. Природа Африки удивительна и многообразна, но сегодня она испытывает, как и природа других материков, экологические проблемы глобального характера.

Личностные

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

3 мин.

Что вы знаете о экологических проблемах и что - хотели бы узнать.

Перечисляют известные сведенияэкологических катастроф.

Ставят цель: учусь определять экологические проблемы разного характера и находить пути решения этих проблем.

Метапредметные

умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

3. Создание мотивационной

установки

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Формулирование темы обучающимися: «Охрана природы. Заповедники. Национальные парки»

Это и будет тема нашего урока «Охрана природы. Заповедники. Национальные парки»

Делают записи в тетрадях

Какие задачи нужно решить при изучении данной темы?

1. Развитие умения определять цели своей деятельности

1 мин.

Изучение нового материала

Проведём исследование с целью выявления экологических проблем.

1. Для выяснения причин возникновения проблем, создадим группы из 5-6 человек из «ученых - специалистов» по природным зонам, которые побывали в Африке . Экспертная группа из 3 человек.

Работа в 3 группах: заполнение таблицы.

Распределение обязанностей в группе

2. Каждой группе предлагается проанализировать материал параграфа № 21.

3. Сделать вывод.

4.Заполнить таблицу по изучаемой теме в ходе обсуждения.

Метапредметные

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные

Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

Постановка учебной проблемы

Вспомните:

Когда возникли экологические проблемы на континенте?

Отвечают на вопросы.

(физгеографы, климатологи, почвоведы, ботаники, зоологи, экологи, картографы, экскурсовод).

Самостоятельная работа.

Природные зоны

Хозяйственная деятельность человека

Результаты деятельности

Мероприятия по охране




Сегодня у нас необычный урок - урок-конференция. Перед вами выступят участники путешествий. Будьте внимательны, можете задавать интересующие вас вопросы.

Подготовка выступлений.

Отбор материала и составление презентации. Подготовка и защита проекта «Проблемы, пути решения»

1.Сокращение площади тропических лесов Африки

2.Использование населением древесины как топливо.

3.Наступление пустыни.

Личностные

формирование основ экологической культуры;

5 мин.



Метапредметные

умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;


Предметные

-Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; -Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;



Обсуждение итогов исследовательской работы

Развитие умения выделять главное

2 мин.

1. Назовите цель вашего исследования.

2. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.

3. Сравните свои выводы с учащимися

1. Определение основных проблем, которые были изучены специалистами.

2.Определение путей решения.

Охрана природы.

Физминутка.

Гимнастика для глаз.

Выполняют упражнения

Ответить на вопросы из истории создания заповедников и национальных парков.

Самостоятельная работа.

Работа с текстом параграфа 21 на стр.99

1мин.

Проверка первичного усвоения

«Национальные парки Африки».

5 мин.



5 мин.




Проверка

Взаимопроверка

Развитие навыков самопроверки

5 мин.

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум

§20, вопросы на стр.94

  • Повышенный

Инд. задания «Влияние человека на природу»

  • Творческий

«Экологические проблемы Африки».

Ответить на вопросы (по выбору):

1.Влажные экваториальные леса

1) Что образуется на месте вырубок?

2) Как вернуть леса Африке?

2. Саванны

1)Как изменяют природу саванны хозяйственные занятия ее жителей?

2)Какие стихийные явления возникают в саванне в результате деятельности человека и как они влияют на природу саванны?

1 мин.

Подведение итогов урока

Подведём итоги.

- Что узнали нового на уроке?

Вам необходимо будет определить главные проблемы природных зон материка и предложить пути решения данных проблем. (Задание на доске) Экспертная группа, состоящая из учащихся, оценит ваши выступления. Учащиеся заполняют таблицу: «Знал. Узнал. Хочу узнать».

1 мин.

Заполните таблицу: «Знал. Узнал. Хочу узнать».

Знал

Узнал

Хочу узнать

фауна

флора


Рефлексия деятельности

Ребята, что мы хотели сегодня выяснить? Этой цели мы достигли. А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?

следующем уроке.

Я знала, все у вас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем, кто хорошо работал

В журнал поставлю оценку - «пять».

И в заключение хочу сказать

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». Спасибо! Урок окончен.

Ответы

Как связаны климатические условия и формирование ПЗ.

Подняли руки те, кто цели достиг.

Подумайте и решите (почему это произошло?) Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?

Рефлексия: ребята, что мы хотели сегодня выяснить? (как связаны между собой рельеф и тектоническая структура). Этой цели мы достигли. А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? (подняли руки те, кто цели достиг). Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?

2 мин.

«Вопрос - ответ»

(при изучении нового материала в 6-10 классах)

Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на 2 команды. Одна из команд будет задавать вопросы, а другая - отвечать. Это соревнование на лучший вопрос и лучший ответ по тексту. Учитываются активность участников команд, число и содержание заданных вопросов, а также количество правильных полных ответов. Потом команды меняются местами.



© 2010-2022