Конструкт урока Вода на Земле

Предлагается конструкт урока географии в 6 классе  по теме "Вода на Земле". В технологической карте урока представлены:пояснительная записка; цель и задачи урока; планируемые результаты; тип урока; технология обучения; формы организации деятельности учащихся; указано оборудование урока. Конструкт урока показан в виде таблицы в которой отражены основные этапы  урока с задачами и результатом  каждого этапа; деятельность учителя и ученика. Результаты каждого этапа подразделяются на личностные, регу...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Свердловской области

Кафедра естественнонаучного и математического образования









Конструкт урока географии в 6 классе по теме «Вода на Земле»

(выпускная работа на ДПП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения»)

Исполнитель: Сидельникова Надежда Семеновна,

учитель географии МАОУ СОШ №102,

г. Екатеринбург





Екатеринбург, 2014

ТЕХНОЛОГИЧЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ

Урок №1в разделе «Гидросфера»

Тема урока: Вода на Земле

Цель: создать условия для возникновения и осмысления мировоззренческой идеи о водной оболочке Земли - гидросфере и ее единстве.

Задачи:

Обучающие:

- создать условия для расширения и углубления знаний о гидросфере, ее свойствах и составных частях;

- содействовать пониманию процесса Мирового круговорота воды.

Развивающие:

- развивать умение анализировать, мыслить логически, составлять рассказ по схеме;

- продолжить развитие приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию).

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли;

- показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять задачи, умение вести самостоятельный отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения данного учебного материала.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Тип урока: урок открытия - нового знания.

Технология обучения: критического мышления; проблемного обучения; тренинговая технология.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта полушарий, файловая папка с заданиями на столе у каждой группы; вода в стакане; учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова /, 2012г.











N п/п

Название этапа

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат этапа

1.

О

Р

Г.

Э

Т

А

П

1-2 мин.

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся, настраивание на урок.

Проверка готовности к уроку.

Созданы внутренние потребности включения в учебную деятельность

Личностные: самоопределение. Учащиеся подготовлены к включению в учебную деятельность.

2.

А

К

Т

У

А

Л

З

А

Ц

И

Я

О

П

О

Р

Н

Ы

Х

З

Н

А

Н

И

Й

2-3 мин.

Выявление имеющихся знаний по данной теме и определение пробелов в знаниях.

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок - урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…

1. Включается аудиозапись (для создания эмоционального настроя школьников) шума морского прибоя, журчания ручья, дождя.

2. Загадываются загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю. и бегу

И стеклянной быть могу (вода).

Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир (вода).

Фронтальная работа с учащимися.



1.Учащиеся называют соответствующие явления природы.

2.Отгадывают загадку.

Личностные: создается эмоциональный настрой урока.

Регулятивные: . выявляются имеющиеся знания и пробелы в своих знаниях

Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

3.

Ц

Е

Л

Е

П

О

Л

А

Г

Н

И

Я

2-3 мин.

Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.

1. Формулировка темы с помощью выполненных заданий с опорой на приобретенные ранее знания; актуализация субъективного опыта учащихся. О чем сегодня мы будем говорить на уроке. Вспомните, как называется водная оболочка земли? Из каких двух слов образовано понятие «гидросфера»?

2. Вода повсюду. «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты - самое большое богатство на свете»» («Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери).

Каково же, по-вашему, значение воды?

Цель:

3. Проблемные вопросы:

1. Много ли воды на Земле?

2. Хватит ли пресной воды всем жителям планеты? Почему в магазинах продают питьевую воду? Какими свойствами обладает вода?

3.Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Задачи: для ответа на эти вопросы вы должны будете постараться выяснить свойства воды; основные части гидросферы и количественное соотношение между ними; объяснять как происходит круговорот воды в природе и основные его элементы.

1. Совместно с учителем ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. Учащиеся называют тему урока : «Вода на Земле». Гидросфера - водная оболочка Земли. «Гидро» - вода, «сфера» - оболочка.



2.Вода входит в состав любого живого организма. Вода необходима для нормальной жизнедеятельности растений . животных и человека.



3. Частично отвечают на поставленные вопросы, но знаний для исчерпывающих ответов не хватает.

Личностные: саморегуляция в ситуации затруднения, самооценивание

Регулятивные: . выявляются имеющиеся знания и пробелы в своих знаниях

Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

4.

О

Т

К

Р

Ы

Т

И

Е

Н

О

В

О

Г

О

З

Н

А

Н

И

Я

15-20 мин.

1.Изучение нового материала через поиск ответов на проблемные вопросы путем работы в группах (коллективно-распределенная деятельность).

2. Формирование способностей учащихся для выхода из затруднения.

Организует деятельность учащихся в группах для ответа на проблемные вопросы, по изучению нового материала: наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся.

Работа в группах: кейс-метод; «мозговой штурм».

I. Метод исследования. Определить свойства воды по следующим параметрам: три агрегатных состояния (жидкая, твердая, газообразная); вкус, цвет, запах, прозрачность, растворимость (стакан с водой, кусочек сахара; учебник §23, страница 68).

II. Метод: «корзина идей». На основе предложенной сказки «Путешествие Капельки» составить рассказ о механизме «Круговорота воды в природе».

III. Метод: кластер. Используя схему учебника § 23, страница 70, рисунок 47, составить логическую схему основных моментов процесса «Круговорот воды в природе».

IV. Метод: кластер. Определить количественный и качественный состав гидросферы и составить схему на основе анализа раздаточного материала и работы с учебником §23, страница 69, рисунок 46. Предлагаются две группы карточек: 1. Состав гидросферы: Мировой океан; воды суши ; вода в атмосфере .

2. Карточки, где показаны все составляющие гидросферы.

Задание:1. Распределить составные части гидросферы по основным трем компонентам (Мировой океан; воды суши; подземные воды), используя материал учебника. 2. Определить соотношение между отдельными частями гидросферы (учебник §23, страница 69, рисунок 46).

1. Самостоятельная работа в группах по одному из предложенных вариантов - формулировка выводов.

2. Доклады учащихся о результатах своей деятельности в группах и анализ выступлений своих товарищей.

3. Анализ проблемных ситуаций.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, самооценивание.

Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, умение осуществлять, умение структурировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.

5.

П

Е

Р

В

И

Ч

Н

О

Е

З

А

К

Р

Е

П

Л

Е

Н

И

Е

5 мин.

Формирование способностей учащихся для выхода из затруднения.

Побуждающий диалог учителя.


1. Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?


2. Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

3.Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?



4. Много ли воды на Земле?

5. Хватит ли пресной воды всем жителям планеты?

6. Почему в магазинах продают питьевую воду?

Заслушивание и анализ выступлений своих товарищей.

Систематизация учебного материала. Фронтальная работа учащихся.

1.Круговорот воды связывает все части гидросферы, они находятся в неразрывной взаимосвязи, так как вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается

2.Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе;

3. Реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: умение делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать аргументы одноклассников.

6.

З

А

Д

А

Ч

И

У

Р

О

К

2-3 мин.

Постановка задач урока.

Диалог подводящий. Что учащиеся из каждой группы узнали нового в результате коллективной деятельности?

Таким образом, учащиеся подводятся к задачам урока и сами их называют.

1. Свойства воды.

2. Познакомились с понятием «круговорот воды» и как происходит сам процесс.

3. Выделили основные моменты круговорота воды в природе.

4. Определили состав гидросферы и соотношение меду ее отдельными частями.

Формулировка задач урока: выяснить свойства воды; основные части гидросферы и количественное соотношение между ними; объяснить как происходит круговорот воды в природе и основные его элементы.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

7.

С

А

М

О

С

Т

О

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Р

А

Б

О

Т

А

5 мин.

Осуществление контроля и оценки знаний, умений, навыков.

Тренинговая технология.

Задания: «Верите ли Вы?»

1.Вода на Земле находится в трех состояниях.

2.Водную оболочку земли называют гидросферой.

3. Большая часть воды(55,5%) находится в Мировом океане, а 45.5% приходится на воды суши.

4.около 30% поверхности Земли занято Мировым океаном.

5. Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере - это части гидросферы.

6.Мировой круговорот воды связывает между собой живые организмы.

7. Подземные воды составляют 60% гидросферы.

Выполняют задание индивидуально.

Осуществляют самопроверку по эталону.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, аналогия.

8.

П

О

В

Т

О

Р

Е

Н

И

Е

2-3 мин. мин.

Обобщение полученных знаний на основе анализа признаков объекта;

выделение главных признаков; оформление вывода о понятии, явлении.

«Метод толстых и тонких вопросов»:

1. Что подразумевается под понятием «Гидросфера»?

2. Назовите основные части гидросферы?

3. Солнце называют двигателем Мирового круговорота воды. Почему?

4. Докажите, что гидросфера - непрерывная водная оболочка Земли.

5. Можно ли осуществить кругосветное путешествие по океанам, не пересекая сушу? Объясните почему?

Подведение к мысли о цели урока и ее выполнении.

1. Дают определение.

2. Называют.

3. Связывают с процессом испарения.

4. Доказывают, выстраивая логическую цепочку.

5. Да, можно, потому что на Земле существует единый Мировой океан.

Формулировка учащимися цели урока и мысли о ее выполнении.

Личностные: овладение основными навыками ния, использования и презентации географической информации.

Познавательные: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные: работать индивидуально;

осознанно использовать речевые средства для представления результата.

9.

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

2-3 мин.

Соотнесение цели урока и результата.

У каждого на парте по 3 кружочка означающие:

Зеленый - было интересно на уроке, я все понял.

Коричневый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными.

Красный - мне на уроке было скучно.

Уходя, оставьте на парте свой индивидуальный кружочек.

Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?»

Предлагаются варианты ответов:

  1. Сегодня я на уроке узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я понял, что…

  5. Я научился…

  6. Меня удивило…

  7. Мне захотелось…

Диктует и комментирует домашнее задание: §23, ответить на вопрос: Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно наблюдать у нас в городе?

Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Регулятивные: самооценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.



© 2010-2022