Статья Системно-деятельностный подход в обучении географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новому развивающемуся российскому обществу необходимо новое, думающее, инициативное, творческое молодое поколение. Без личностей, деловых и способных саморазвиваться, ставить цели и достигать их, просто немыслимо прогрессивное развитие современного общества.

Поэтому задачи образования сейчас - целенаправленно работать не только над обучением школьников, но и над воспитанием у них качеств и способностей самим активно развиваться, постоянно формировать в себе необходимые для образования и активной жизненной позиции компетенции.

Этого можно достичь совершенствуя образовательный процесс путём активного использования инновационных технологий преподавания географии. Именно поэтому выбрала тему для самообразования «Системно-деятельностный подход в обучении географии». Основной целью использования данного подхода является обеспечение условий для формирования и развития личности каждого обучаемого через его собственную деятельность; развитие личностно-смысловой сферы учащегося путём обеспечения условий для вовлечённости его в процесс по самосовершенствованию; освоению универсальных учебных действий; на развитие самостоятельности учебных действий; вовлечённости в критический анализ, отбор и структурирование личностно-значимого содержания образования, то есть формирования его субъектной позиции.

В настоящее время наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

К ним относятся: информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблемы

Информационная компетентность - это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативная компетентность - это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.

Компетентность разрешения проблемы - целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно - деятельностный подход. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Усвоение материала на уроке географии при системно-деятельностном подходе происходит только через собственную деятельность, и она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована учителем, который тщательно продумывает каждый урок.

Для этого необходимо решить следующие важные вопросы :

  • как организовать учебную деятельность учащихся;

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

  • какие методы и средства обучения выбрать;

  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основные задачи, реализуемые при таком подходе это:

  • использование различных методов и методических приёмов, повышающих интерес к предмету, обеспечивающих самостоятельную продуктивную деятельность, а следовательно повышающих качество знаний учащихся;

  • формирование учебной деятельности, превращающую школьника в субъекта, заинтересованного в учении, готового и способного к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • создание условий для оптимального сотрудничества между всеми участниками учебного процесса;

  • оптимизация учебного процесса, реализация идей развивающего обучения, активизация познавательной деятельности;

  • сочетание различных форм занятий с целью развития творческих способностей каждого ребёнка;

  • использование психологических и педагогических средств конструктивного взаимодействия учителя с учеником, ученика с учеником;

  • сохранения здоровья детей путём применения здоровьесберегающих технологий на уроках и переменах;

  • организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся с широким кругом информационных источников;

  • разработка системы заданий аналитического характера, развитие операционной стороны учебной деятельности учащихся.

Особую роль в данном методе играют не привычные, традиционные комбинированные уроки, а уроки нового типа - заочные путешествия, уроки-практикумы, уроки-исследования, уроки-экскурсии, уроки - защита проектов, уроки-панорамы, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с ИКТ,

Структура урока, основанного на системно -деятельностном методе, может быть представлена схемой:

Цели учителя при проведении урока

Статья Системно-деятельностный подход в обучении географии

Мотивация учащихся к работе на уроке, постановка проблемы, вопроса

Актуализация знаний и первичное пробное действие

Статья Системно-деятельностный подход в обучении географииСтатья Системно-деятельностный подход в обучении географии

Выявление затруднений при решении вопроса, работы с темой

Постановка цели работы с темой

Статья Системно-деятельностный подход в обучении географииСтатья Системно-деятельностный подход в обучении географии

Реализация проекта по работе с темой

Первичное закрепление

Статья Системно-деятельностный подход в обучении географииСтатья Системно-деятельностный подход в обучении географии

Самостоятельная работа, упражнения

Проверка, самопроверка, повторение

Статья Системно-деятельностный подход в обучении географииСтатья Системно-деятельностный подход в обучении географии

ВЫВОДЫ. ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ.

Учебный процесс на уроках географии, опирающийся на использование системно-деятельностного подхода, организуется с учетом занятости в процессе познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой, особый, индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В зависимости от целей и задач урока я использую индивидуальную, парную и групповую виды работ, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Деятельностный метод основан на принципах постоянного собственного действия над темой, над работой с картой, над практическими заданиями учебника, а также на позиции взаимодействия, активности обучаемых, на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного делового географического общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Нельзя учащимся сообщать в готовом виде то, к чему они могут прийти сами путем собственных внутренних усилий. Развитие способности принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них необходимые коррективы, ведет по пути саморазвития. Обстановка сотрудничества учителя и ученика в классе учит уважению к интересам и потребностям других людей, умению сообща и конструктивно решать возникающие проблемы, отвечать не только за накопленные географические знания, но за свои слова и поступки.

В ситуации свободного выбора наиболее ярко и полно раскрываются личностные особенности учащегося. Наблюдая за выбором детей при постановке географических задач при работе с темой (что выбирает и почему), выставляя различные условия выбора, я узнаю многое о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один постоянно избегает совместных форм работы в группе, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой, работая с вопросами параграфа, часто пользуется карандашом - он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения поставленной автором учебника или учителем задачи. А кто-то предпочитает работать на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие термины, закономерности и примеры, листая различные справочники и энциклопедии, использует алгоритмы.

Совершенствование образовательной системы, поиск путей повышения качества образования требуют нового подхода к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного профиля, в частности географии. Эта наука включает в себя не только систему знаний, в современных условиях она должна стать основой формирования научного мировоззрения, заложить метод познания окружающего мира, научить учащихся самостоятельно добывать знания. Эта образовательная сфера базируется на принципах фундаментальности, непрерывности, взаимосвязи с другими науками, с новейшими достижениями и открытиями, а также с производством.

Системно-деятельностный метод основан на большой мотивации учащихся к познанию мира, к саморазвитию, в тоже время он решает не только личностные задачи, но служит общему делу развития молодого поколения, дает возможности для:

  • активного участия в формировании интеллектуального потенциала страны;

  • становления и развития гражданского и духовного возрождения и высших потребностей общества;

  • возрождения духовных традиций;

  • формирования у учащихся высоких нравственных и патриотических качеств, готовности к сотрудничеству.

Образовательными результатами применения системно-деятельностного подхода в обучении являются:

Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Метапредметные результаты - освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты - усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

© 2010-2022