Использование игрового материала на уроках географии и биологии

   ИГРА как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребёнка, ученика.    Игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильно отражаются правила и условности игры. Игра даёт учащимся широкую ориентацию, где каждый выступает активным творцом отношений к миру, самому себе, другим людям. О...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование игрового материала на уроках географии.

Составила Бесленеева Р К-Г. МКОУ «СОШ а. Хумара»

ВВЕДЕНИЕ

«Плохой учитель преподносит

истину; хороший учитель

учит её находить».

А. Дистервег

Универсальным средством развития ребёнка выступает игра.

ИГРА как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребёнка, ученика.

Игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильно отражаются правила и условности игры. Игра даёт учащимся широкую ориентацию, где каждый выступает активным творцом отношений к миру, самому себе, другим людям. ООН провозгласила игру универсальным неотъемлемым правом ребёнка.

Эффективный путь усвоения школьной программы состоит в том, чтобы передать знания через игровые педагогические технологии. Детство - это золотой век отдельного человека, безвозвратно утерянный, но незабываемый. Детство талантливо и своей духовностью, и своей чистотой, свежестью восприятия мира, всем тем, что утверждается по мере взросления. Игровой элемент присутствует у меня на всех уроках с использованием новых педагогических технологий. Детство неотделимо от игры: чем больше значения детства в культуре, тем важнее игра для общества. Принято считать, что здоров тот, кто умеет любить, работать и играть. Часто провожу игры: «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «Умники и умницы», «Ключи от Форта Боярд», «Поле чудес» и др. Вопросы подбираю разной степени сложности - от очень простых, до сложных; ответ оцениваю в баллах. Исхожу из того, что это игра, а в игре всегда велика роль случая: какой-то команде достаются простые вопросы, а какой-то везёт на самые сложные. Перед уроком я всегда думаю, как лучше и эффективнее донести до учащихся содержание темы, провести контроль знаний.

I. ИГРЫ

«Кто быстрее?»

Предлагаю участникам игры написать географические названия и термины, которые заканчиваются на определённую букву (например, на «ь»): Ярославль, Казань, Неаполь, вертикаль, горизонталь и др.

«На каждый шаг»

На каждый шаг ученики называют названия городов, рек, островов, полуостровов и других географических объектов. Побеждает участник, который пройдет наибольшее расстояние.

«Рассказ о путешествии»

Все участники игры делятся на две команды, причём, каждому игроку присваиваются персональные номера, - чётные, членам одной команды, нечётные - другой. Я начинаю рассказ о воём «путешествии». Ученики должны внимательно слушать его. На самом интересном месте рассказ неожиданно прерывается, чтобы кто-нибудь из участников его продолжил. Вот в этот момент и нужны персональные номера: я называю число, и игрок, услышав свой номер, продолжает рассказ. Через некоторое время должен остановиться и он, и я называю ещё какой-нибудь номер игрока, который будет продолжать. Игра проводится до тех пор, пока все ученики не примут участие в «путешествии». Выигрывает та команда, участники которой интереснее и достовернее вели рассказ.

«Географическая цепочка»

Игра заключается в составлении цепочки из показателей высот и глубин. За памяти. 74951620221056421894.

7495м.- пик Коммунизма, 1620м. - глубина озера Байкал, 2210м. - глубина Чёрного моря, 5642м. - высота г. Эльбрус, 1894м. - гора Народная.

«Знаешь ли ты страну?»

Я называю страну, а участники игры письменно отвечают на вопросы: столица, река, представители животного и растительного мира, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство. Выигрывает тот, кто дал более полный ответ.

«Путешествие по карте»

Ученики-капитаны судов должны провести груз из одного порта в другой. Лучшим капитаном будет тот, кто выбрал самый короткий и удобный путь.

«Третий лишний»

На доске записываю три понятия: гигрометр, барометр, эхолот. Что лишнее? (эхолот)

Нил, Ока, Волга (лишнее Нил).

«Почта»

Изготовляю 6 конвертов, с надписями материков. Участникам игры раздаю равное количество карточек. Ученики должны положить в конверт и не ошибиться адресом карточки с очертанием материка, островов, рек, озер, заливов.

«Город на реке»

Играющий ученик стрелочкой соединяет город с рекой, на которой он стоит.

ЧИспользование игрового материала на уроках географии и биологииИспользование игрового материала на уроках географии и биологииеркесск Сена

МИспользование игрового материала на уроках географии и биологииИспользование игрового материала на уроках географии и биологииосква Нева

С-Петербург Москва

ЛИспользование игрового материала на уроках географии и биологииондон Темза

Париж Кубань

«Узнай силуэт»

Для этой игры изготовляю силуэты островов ,полуостровов , озер и т. п.По ним ученики определяют географические объекты. Такого рода игра развивает память, воображение.

«Ребусы»

Названия каких стран зашифрованы:

Ка

да

Па

ма

Канада Панама

«Найди ошибку»

По небу плыли белые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна - цунами то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось, и наш корабль приближался к Антарктиде. Ночью Полярная Звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег, так мы увидели белого медведя. Высадились мы в другом месте - в лесу, в котором нашли родник.

«Я - река»

Участники игры образуют круг. Один из участников начинает игру словами: «Я - река Кубань, впадаю в…», «Я река Нил впадаю в…». Цель игры заключается в том, чтобы остальные игроки продолжили слова первого участника.

«Вверх - вниз»

Игроки образуют полукруг. Я называю большие и маленькие по площади государства. Если государство большое, ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, если маленькое - приседают.

БРАЗИЛИЯ - поднимаются на носки и тянут руки вверх

КИТАЙ

РОССИЯ

КАНАДА

МОНАКО

ЛИХТЕНШТЕЙН - приседают

НЕПАЛ

Сделавший две ошибки выбывает из игры.

«Ловушка»

На полу вычерчиваю контуры материков. Каждая группа выбирает себе один материк. Затем участники игры образуют большой круг, чтобы нарисованные контуры были внутри круга. Ведущий произносит название животного или растения, название города или реки, того, или иного материка (например, коала). Игроки, выбравшие Австралию должны за три секунды забежать в контур «своего материка» за три секунды. Ошибившийся или не успевшие выбывают из игры.

«Игра в города»

  1. помнит…помнят Альпы и Дунай

  2. город невест…

  3. все дороги ведут в …

  4. увидеть…и умереть

  5. в городе…тёмные ночи

  6. в…всё спокойно

Ключ: Вена, Иваново, Рим, Париж, Сочи, Багдад.

«Угадай-ка»

Напоминает рыбу (о. Сахалин). Пара туфель (Фолклендские острова). Рог (Сомали). Слоновья голова (Таиланд). Голова быка (Испания). Ромб (Иран). Треугольник (Индия). Прямоугольник (Непал). Круг (Румыния).

«Аукцион»

Он заключается в «продаже» с молотка картины неизвестного художника. На ватмане нарисованы квадраты с буквами. Из набора букв нужно составить как можно больше слов. Купившим картину считается тот, кто составит больше слов.

Картина «Географические термины»

м

в

р

н

е

л

з

у

и

т

а

с

л

п

к

о

Ключ: море, залив, озеро, океан, пролив, остров, полуостров.

Картина «Острова»

п

х

в

и

л

к

а

у

я

с

н

г

т

м

ь

р

с

з

а

е

Ключ: Новая Земля, Врангеля, Корсика, Петра, Ява, Тайвань, Тимор, Новая Гвинея, Суматра, Пасхи, Крик, Тасмания, Курильские, Амурские, Кипр.

«О чём просит рыбка»

Составьте правильные пары:

ТИспользование игрового материала на уроках географии и биологииИспользование игрового материала на уроках географии и биологииермометр Количество осадков

БИспользование игрового материала на уроках географии и биологииарометр Температура воздуха

ГИспользование игрового материала на уроках географии и биологииИспользование игрового материала на уроках географии и биологииигрометр Направление и сила ветра

Осадкомер Атмосферное давление

Флюгер Влажность воздуха

СИспользование игрового материала на уроках географии и биологииИспользование игрового материала на уроках географии и биологииША Оттава

РИспользование игрового материала на уроках географии и биологииИспользование игрового материала на уроках географии и биологииоссия Бразилиа

ВИспользование игрового материала на уроках географии и биологииьетнам Вашингтон

КИспользование игрового материала на уроках географии и биологиианада Кишинёв

Бразилия Москва

Молдова Ханой

«Конкурс переводчиков»

Объяснить значение слов: климат, сельва, муссон, Анды, Азия, Пангея, планктон, Австралия, эхолот, икебана, ханами, хаси, кэндо, Йена, вона, тугрики, море, залив, лаг, кубрик, флюгер.



II.ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ГЕОГРАФИИ

6 класс

  1. Край виден, но дойти до него невозможно. Что это? (горизонт)

  2. Где на Земном шаре можно считать точным любое время, показываемое часами? ( на полосах, где сходятся все меридианы)

  3. Берега какой реки находятся одним берегом в Европе, а другим в Азии? (река Урал)

  4. В каком море нельзя утонуть? (Мертвое)

  5. Какое море можно назвать зеркалом в рамке трёх частей света? (Средиземное)

  6. Где на Земле бывает днём темно, как ночью, а ночью светло, как днём? (за Полярным кругом)

  7. Координаты точек, которые нужно отыскать на карте:

50 градусов с.ш. и 143 градуса в.д. - о. Сахалин

20 градусов ю.ш. и 47 градусов в.д. - о. Мадагаскар

52 градуса с.ш. и 3 градуса з.д. - о. Великобритания

55 градусов с.ш. и 60 градусов з.д. - полуостров Лабрадор

60 градусов с.ш. и 30 градусов в.д. - Санкт-Петербург

54 градуса с.ш. и 108 градусов в.д. - река Лена

8. Какие озёра являются сточными, а какие бессточными?

  1. Байкал

  2. Каспийское

  3. Ладожское

  4. Онежское

  5. Балхаш

  6. Виктория

  7. Танганьика

  8. Аральское

  9. Великие Американские озёра

Ключ: a), c), d), f), g), i) - сточные

b), e), h) - бессточные

9. В левой колонке напишите части Мирового океана, а в правой воды суши. Ключ:

океаны реки

моря озёра

заливы болота

проливы ледники

подземные воды

искусственные водоёмы

10. Один из народов Европы называет свою страну «Королевой с ледяной шапкой и огнём в груди» (Исландия).

11. Какое государство Азии разделено территорией другой страны на две части, удалённые одна от другой на расстоянии почти в 1300 км? (Пакистан)

12. Какой пролив соединяет два моря, два океана, разделяет два полуострова, два материка, две части света и два государства? (Берингов пролив)

13. По производству какого сельскохозяйственного продукта занимает первое место в мире Гана? (какао)

14. Название какой страны Южной Америки указывает на особенность географического положения? (Эквадор)

15. Реки в Австралии называют «криками». Чем отличаются «крики» от других рек? (крик - название пересыхающих рек в Австралии)

16. Почему вулканы Эребус и Террор так названы? (эти вулканы были открыты путешественником Д. Россом на судах «Эребус» и «Террор», они названы в честь этих кораблей)

17. В каком озере часть воды солённая, а в другая опреснённая? (Балхаш)

18. Где находится и как называется остров, в названии которого нет ни одной гласной буквы? (о. Крк в Адриатическом море)

19. Где поставлен обелиск с надписью «Центр Азии»? (в Кызыле республика Тыва)

20. Столица Латвии - Рига, а где расположено озеро Рига? (в Тюменской области)

21. Франция - государство в Западной Европе, а где находятся Французские острова? (В Гренландском море)

22. Байкал - глубочайшее пресноводное озеро, а где находится залив Байкал? (в северной части Сахалина)

23. Африка - часть света, а где находится мыс Африка? (на востоке полуострова Камчатка)

24. На каком материке Земного шара нет рек? (в Антарктиде)

25. Где на Земном шаре грибы выше деревьев? (в тундре)

«Шарады»

К торжественному крику К названию животного

прибавь согласный звук, приставь одну из мер -

чтоб протянулись горы получишь полноводную

с севера на юг реку России

УРАЛ (ура - л) ВОЛГА (вол - га)

«Логарифы»

  • С двумя «и» - река, с одной «и» - в реке (Или - ил).

  • Я город за Уралом,

Но с «т» перед началом

Совсем другой я город,

Хотя и в тех просторах

(Омск - Томск)

«Анаграммы»

Составьте новые слова из следующих слов:

Пенал - Непал

Мука - Кума

Навар - Нарва

Колос - Сокол

Добро - Бордо

Соло - Осло

Крой - Йорк

Куба - Баку

Булка - Кабул

На звёздно-полосатом флаге США число звёзд символизирует число штатов, а что символизирует 13 чередующихся красно-белых полос? (13 крупнейших монополий, 13 великих озёр, 13 первых объединившихся штатов, 13 - счастливое число для США)

Здание в какой столице мира отапливается природными водами горячих источников: Токио - Оттава - Москва - Рейкьявик?

Как человек по отпечаткам пальцев, так и каждую особь крупного рогатого скота совершенно однозначно можно распознать по: носу - хвосту - рогам - копытам?

На его родине, в Австралии, это растение именуют «алмазом лесов» и «деревом чудес» (авокадо, берёза, акация, эвкалипт).

Кто поделил людей на расы: Господь Бог, Аристотель, К. Линей, Ч. Дарвин.

Сколько глаз у стрекозы? (2, 28, 4, 28000)

Ботаники называют этот цветок «мышиное ушко»: незабудка, маргаритка, ромашка, анютины глазки.

Название какого из островов в переводе означает «пойдёшь и не вернешься»? (Барсакельмес, Шпицберген, Хоккайдо, Калимантан)

Шкиперия - это название одной из стран на родном языке: Норвегия, Голландия, Исландия, Албания.

Этот плод римляне назвали «прэкоквум»: кокос, морковь, абрикос, клюква.

Под словосочетанием «человек-корень» китайцы подразумевают: Конфуция, Мао Цзэдуна, аллигатора, женьшень.

Тигоном - это гибрид: тигра с пантерой, льва с тигрицей, тигра с львицей, гепарда с тигрицей.

Какое животное самое опасное для людей: акула, паук каракурт, малярийный комар, змея эфа.

Море, где находится «Бермудский треугольник»: Карибское, Бермудское, Саргассово, Коралловое.

Таксидермисты занимаются изготовлением: соломенных шляп, чучел животных, моделей автомашин, гипсовых слепков.

Страна, которой называют родиной кофе: Египет, Эфиопия, Колумбия, Турция.

Что означает шест с бумажным карпом возле дома японцев: приглашение на рыбалку, рыбное меню, наличие сыновей в семье, приёмный день.

Какого мужского имени не существует: Лис, Мамонт, Собака, Тигрий.

Вернувшись из Южного Полиса, Р. Амундсен первым делом: женился, раздал долги, занял деньги, выпил за собак.

Какое слово не является испаноязычным: пончо, ранчо, гаучо, харчо.

Кефаль - это рыба: карп, сазан, лобан, вобла?




III.КРАЕВЕДЕНИЕ

Какие это перевалы:

3350 м. - Софруджинский

3062 м. - Птыжский

2865 м. - Наурский

2816 м. - Клухорский

2769 м. - Марухский

2728 м. - Аллатраху

2602 м. - Сангарский

2492 м. - Адзапшский

2270 м. - Цегеркер

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Плакат «В лесу».

С

Т

Я

Б

И

О

Ь

Е

С

Ч

В

Р

Е

Н

О

Е

Л

И

Р

Г

Е

К

О

И

Т

З

Д

Что советует запомнить лесник?

КЛЮЧ: Берегите лес - источник здоровья!

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица…


  1. Какие растения останавливают кровообращение? (сок камыша, отвар крапивы, отвар хвоща).

  2. Где растут «йод», «вата», «зубные капли»? (чистотел, высушенный мох, сок хрена, отвар из корней тёрна).

  3. Каким растением можно вывести бородавку? (сок росянки, сок чистотела).

А знаете ли вы?

а) В нашей республике есть озеро, носящее название зверя - Турье.

б) Если от названия реки, берущей своё начало в горах, отбросить две последние буквы, то получится название острова. Что это за река? (Кубань - Куба).

в) Назовите населённые пункты КЧР, названия которых произошло от названий рек, и наоборот. (Уруп, Теберда, Архыз, Маруха).

г) Какие это горы (за основу берутся 4-значные цифры):

3409, 3455, 4046, 3012, 3687, 5642?

КЛЮЧ: г. Сулахат, п. Ине, г. Домбай-Елеген, г. Мусса-Ачтара, г. Птыж, г. Эльбрус.

д) Ледники КЧР: Алибекский, Двуязычный, Белолакая, Софруджу, Аманауз, Аманаузский, Ине, Птыж.

е) Где встречается в КЧР тисовая роща? (г. Шоана).

ж) Крылатые четвероногие КЧР: вечерница, ушан длиннокрылый.

з) Где в КЧР находится храм на скале (храм на г. Шоана).

Это должен знать каждый.

  1. Ярко-красный закат - к ветру.

  2. Стелящийся дым костра - к непогоде.

  3. Соль «босрометр» в походе, если она стала влажной, - к дождю.

  4. Если посолить дрова, они быстрее загораются.

  5. Комары не выносят запаха корицы.

  6. Чтобы в походе спички не отсырели, нужно покрыть головку лаком.

  7. Чтобы в походе сохранить свежими огурцы, нужно их подержать на три четверти в воде хвостиком вниз.

  8. Чтобы во время варки в походе картофель не задубел, его надо класть в холодную воду.

Правила укладывания вещей в рюкзак.

Мягкое - к спине (одеяло, бельё, сменная одежда).

Тяжёлое - на дно (консервы, металлические предметы и т.д.).

Хрупкое - сверху (макароны, сухари, стеклянные банки).

По карманам - предметы первой необходимости.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра, как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, развлекает, является уникальным средством духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребёнка. Для детей игра - потребность организма, учёба, труд.

Игры, как часть общественной культуры, возводят на Олимп вечности духовные ценности человечества и требует к себе серьёзного, научного отношения. Игра - феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. В ней выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами этого не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Детство без игры и вне игры аномально и аморально. Лишение ребёнка игровой практики - лишение его источника развития: импульсов творчества, богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, индивидуального самопогружения. Детей не надо учить играть, заставлять. Они играют с удовольствием, с охотой. Играя, каждый ученик сам делает ошибки, сам находит удачные решения, обогащая свой личный опыт.

Я, как учитель, думаю, чтобы получился интересный урок, чтобы дети получили глубокие и прочные знания, нужно чётко выделить 4 основных правила:

- прежде всего необходимо, чтобы учащиеся понимали, насколько важна и интересна тема, какую пользу они получат для себя;

- интерес к мнению ученика: даю высказаться всем;

- прививать любовь к чтению;

- эмоциональность: на уроках учитель и ученики - «артисты».

В заключении хочется сказать, что я придерживаюсь истины: «То, что говорит способный учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый, или чуждый им человек…»

Учитель, сотвори себя, если ты себе не враг, помни, - не всегда важно, кем быть, но всегда важно каким быть! УДАЧИ ВСЕМ!

19

© 2010-2022