Внеклассное меропириятие по географии 6 класс

Велика наша Родина с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Андреапольский район район, село Хотилицы. Богато его  историческое прошлое. Славен трудом сегодняшний день наших земляков. Наше село, поля и реки - тот мир, в котором нам предстоит жить; о нем надо заботиться, беречь его, благоустраи...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хотилицкая основная общеобразовательная школа







Внеклассное мероприятие по географии

«Край мой Хотилицкий»







Автор:

Яковлева Татьяна Викторовна

учитель географии

II квалификационная категория













Хотилицы

2012






Цели и задачи

1.Повышение уровня образованности и развитие познавательной активности учащихся средствами краеведения.

2.Формирование и развитие экологического сознания и мышления.

3. Формирование эстетического и эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.

5. Развитие навыков поисковой исследовательской деятельности.

6. Поиск и изучение литературы и источников краеведения по данной теме.

Учет возрастных особенностей: для среднего школьного возраста (5-8 классы)

Наглядность Компьютерная презентация «Родные места», жетоны, выставка творческих работ групп.

Подготовительная работа

Задания при подготовке к внеклассному мероприятию «Край мой Хотилицкий»

1. Написать сочинение о природе нашего края. (Материал подбирают самостоятельно)

3. Нарисовать рисунки «Природа нашего края», «Красота мира природы» и др.

4. Каждая группа собирает информацию об интересном природном объекте родного края.

Используя при этом разные методы (Беседы с местными жителями, старожилами, интервью у них, полистать газеты, журналы).

Узнать о растениях, травах, птицах, насекомых, животных нашего края и рассказать о них

(возможно, оформить альбомы, плакаты, рисунки, газеты, листовки и др.)

5. Приготовить конкурс, подыскать стихи, игры

Предполагаемые результаты

Изучение территории своего края, выявление тех черт природы, которые находят свое отражение в местных объектах и являются общими для всей территории Андреапольского района, сбор местного материала, для оформления экспозиции в краеведческом музее школы.



Ход мероприятия.


Учитель. Велика наша Родина с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Андреапольский район район, село Хотилицы. Богато его историческое прошлое. Славен трудом сегодняшний день наших земляков. Наш город и сёла, поля и реки - тот мир, в котором нам предстоит жить; о нем надо заботиться, беречь его, благоустраивать и украшать. Очень важно хорошо знать свой край. И сегодня любимому нашему краю мы посвящаем это мероприятие.

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края,

Но из всей моей России

Ближе к сердцу Родина моя.

Не правда ли как прекрасна наша природа. А что это такое природа? (ответы детей)

Посмотри мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг - природа.

А вы любите природу? А знаете ли вы её? (выдаются жетоны) играют все группы.

Викторина « Знаешь ли ты свою малую Родину?»

  1. Какая большая река протекает по территории Андреапольского района ( Западная Двина)

  2. Сколько озер в окрестностях нашего села? (4)

  3. Назовите соседние населенные пункты нашего села. (Спиридово на юго-западе. , на западе Воскресенское, Орехово, .)

  4. Какими полезными ископаемыми богат наш район? (глина, песок,)

  5. Какие редкие растения встречаются на территории нашего района? (купальница, венерин башмачок)

  6. В какое озеро впадает наша Хотилка? (в озеро Гостилиха)

  7. Перекличка улиц села. Кто назовет больше названий улиц села? (Молодёжная, Школьная, Мира, Новая, Заводская, Лесная, Почтовая. Советская)

Природу любят практически все, но бережно, внимательно относится к ней, могут далеко не все.

Общение с природой, бережное отношение к ней её сохранение для последующих поколений, - цель нашей сегодняшней встречи.

Помните! Нельзя защитить то, Чего не любишь, Нельзя любить то, чего не знаешь!

Наша задача на этой встрече - не тайны земные открыть;

Наша задача - хотя бы немного к ним

Интерес пробудить.

А летом давайте-

Рюкзак за спиною. Легким шагом в походы пойдем

И все что узнаем, и все, что откроем.

Мы школе родной принесем.

Учитель

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где пруд, река, озера, лес,

Полно таинственных чудес

В природе все удивительно, надо уметь только увидеть это.

Какие самые уникальные объекты природы и памятные для сельчан места вы бы посетили?

(ответы детей)

Самые запоминающиеся, интересные, красивые места нашего края это

  1. Школьный парк.

  2. Парк - усадьба Голенищевых - Кутузовых

  3. Воинское братское захоронение в с. Хотилицы

  4. Памятник А.П. Александрову

  5. Часовня Серафима Петроградского

Итак, мы начинаем наше путешествие по родному краю. В ходе нашего путешествия мы будем делать остановки, и узнавать о нашей малой Родине.

Каждая группа подготовила материал об одном из объектов. Было дано задание собрать информацию о каждом объекте, взять интервью у местных жителей о каждом из них, узнать о растениях, травах, птицах, насекомых, животных нашего края и рассказать о них, приготовить конкурс, подыскать стихи, игры, написать сочинения, нарисовать рисунки.

(Оформить альбомы, плакаты, рисунки, газеты, листовки и др.)

Пройдите! Посмотрите! Почувствуйте!

Здесь мало увидеть,

здесь нужно всмотреться,

Чтобы ясной любовью

наполнилось сердце.

Н. Рыленков

Школьный парк .

1 ученик. Школьный дендропарк парк, посаженный вокруг школы, это березовые рощи, клены, ясени, рябины, черемуха , сирень.

Интересно было узнать, когда был посажен этот парк и чем он интересен?

Мы беседовали с учительницей биологии Петровой А.А., которая проработала в школе более 20 лет и была участницей посадки этого парка, вот что она нам рассказала.

Наши вопросы: Чем интересен школьный парк? Кто и когда его посадил?

«Начало закладки школьного парка - это 1971год, когда было построено новое здание школы, нужно было озеленить территорию и тогда решили заложить дендропарк под руководством учителя биологии Марии Ивановны Новиковой. В последующие годы парк досаживали. Сажали этот парк в основном школьники и учителя. Кроме березы посадили тополь, черемуху, клен, калину, сирень, жимолость, шиповник.

В парке можно увидеть разных птиц: постоянные гости синицы, воробьи, вороны, галки. Прилетают дятлы, кукушки, свиристели, снегири, поползни.

В парке можно увидеть ежей и мышей.

Школьный парк одно из любимых мест местных жителей и детей. Дети называют его «наш лес». Часто проводятся уроки и экскурсии в парке на природе, где на примерах рассказывают о жизни растений и животных, показывают их взаимосвязи».

2 ученик. В природе все связано: живое с неживым (растения с почвой, водой, воздухом; человек связан как с живой, так и с неживой природой) Все то, что окружает растения, животных и человека, является их домом. Для здоровья и долгой жизни в этом доме каждый обитатель (воздух, вода, почва, растения, животные, человек) выполняет какую то работу, чем то обязан другому, т.е связан с другим. Для изучения этих связей человек создал науку экологию. Слово экология образуется из 2 греческих слов: «экос» - дом и « логос» - наука.

Экология, друзья, наука очень важная.

Без неё ты ни за грош в наше время пропадешь.

Ибо каждый знать обязан, кто, как, с кем в природе связан.

Чтоб случайно, иногда ей не принести вреда.

Мы нарисовали школьный парк и написали о нем сочинения (зачитывают).

Воинское братское захоронение.

3 ученик. От школы мы направляемся к воинскому братскому захоронению.

Здесь захоронены те, кто погибли в боях за наше село во время Великой Отечественной войны.

Наша школа постоянно шефствует над этим святым местом. Школьники и учителя проводят здесь уборку территории, содержат памятник в надлежащем порядке.

Парк - усадьба Голенищевых - Кутузовых.

Переходим через речку Хотилику и нам открывается парк - усадьба Голенищевых - Кутузовых.

Село Хотилицы - одно из древних сел Тверской области, бывшее родовое имение Голенищевых-Кутузовых, родственников полководца М. И. Кутузова. В 14-17 в.в. Голенищевы-Кутузовы служили стольниками, воеводами в Торопце, жалованы в 17 веке поместьями в Псковском уезде, в том числе - в Хотилицах. Одно из имений Голенищевых-Кутузовых, где до сих пор сохранился барский двухэтажный кирпичный дом, построенный в последние годы 18 столетия, в 20-х годах 19 века Михаил Иванович Голенищев-Кутузов продал выходцу из Швейцарии, новоиспеченному дворянину Гану.

В настоящее время барский дом разрушен, а нам остался на память старинный парк этой величественной когда- то усадьбы.

Какие деревья растут в парке? ( Клёны, дубы, ясени, липы)

Памятник А.П. Александрову

4 ученик .Пройдя через центр села мы оказываемся у двух памятных мест с. Хотилицы. Это памятник нашего земляка Александра Петровича Александрова, нашего земляка. Александр Петрович Александров (1906-1980 г.г.), известный гидростроитель, Дважды Герой Социалистического Труда, родился в селе Хотилицы Андреапольского района Тверской области.

Из энциклопедического справочника «Тверская область», изданном в 1994 г., о нем написано следующее (стр.43): «Инженер-строитель, Дважды Герой Социалистического Труда (1952, 1661 г.г.), заслуженный строитель РСФСР (1966 г.), кавалер четырех орденов Ленина, ордена Трудового Красного знамени».

В 1933 году А.П.Александров закончил Среднеазиатский автодорожный институт (г.Ташкент) и был направлен на строительство дорог: вначале руководил работами на Курдайском перевале, затем на участке Мускол-Мургат дороги От-Памир-Хорог, Москва-Куйбышев.

В 1948-1952 годы А.П.Александров был начальником строительства Волго-Донского канала, 1952-1953 году возглавлял строительство Цимлянского гидроузла. За самоотверженный труд на этом участке Александру Петровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1956 году А.П.Александров возглавлял работы на Куйбышевгидрострое. За участие в этом строительстве его наградили орденом Ленина.

Вторую Золотую Звезду Героя наш славный земляк получил за руководство строительством Волгоградской ГЭС в 1961 г. А.П.Александров является Почетным гражданином г.Волжска Волгоградской области.

В 1962-1966 годах А.П.Александров работал в качестве главного советского эксперта на строительстве высотной Асуанской ГЭС в Египте. Были стройки в Сирии и во Вьетнаме.

В 1966 году А.П.Александров был заместителем Министра энергетики и электрификации СССР. В этой должности трудился в течение 12 лет.

Умер А.П.Александров в 1980 году. Похоронен на одном из московских кладбищ.

В октябре 1981 года в селе Хотилицы, на родине, был установлен бронзовый бюст нашего знаменитого земляка.

Мраморный постамент пустовал в селе четыре года: в 2006 году бюст Александрова украли неизвестные. Руководством района много было написано писем в различные инстанции, с просьбой помочь в восстановлении памятника. В августе 2010 на одно из таких обращений откликнулась ООО «Региональная электросетевая компания». В середине января в селе Хотилицы установлен, взамен утраченного, бронзовый бюст Александра Петровича Александрова - заслуженного строителя, дважды героя Социалистического Труда, Гранд-офицера Ордена Нила, почетного гражданина города Волжский.

Часовня Серафима Петроградского.

Ученик 5. Часовня была необходима местному населению, ведь ближайший храм находится в 30-40 км от села. Ее возвели в самом центре Хотилиц. Первый камень заложен и освещен Андреем Копачем два года назад во время празднования первого дня поселения. Установлен крест.

На открытии часовни в селе Хотилицы выступали глава Хотилицкого сельского поселения Александр Михайловский, заместитель главы администрации Анатолий Иванов, Андрей Мельников, протоиерей Иово-Тихонской церкви Андрей Феофанович Копач.

Они поблагодарили жителей и гостей поселения, кто своими пожертвованиями и просто безвозмездным трудом уже оказал помощь в строительстве часовни.

Местный краевед, житель села Хотилицы Михаил Евсеенко преподнес в дар большую икону.

Открытие часовни состоялось, но впереди - работы по изготовлению купола, дальнейшему благоустройству прилегающей территории.

Река Хотилка

6 ученик. Существует версия, что от названия речки Хотилка получило название наше село Хотилицы

Речка тихая, спокойная, извилистая, плавная, красивая. По всей длине речки в долине большое количество ив. Есть крупные деревья, есть кустарниковые ивы. Трудно представить деревню без этих красивых деревьев.

Название ива в переводе с латинского означает «близко вода», поэтому наверно они и растут здесь.

Верховья Хотилки представляют собой нетронутый уголок природы, многочисленные притоки родничков и ручьев питают её. Вода в них быстрая, живая, искристая. Небольшие зеркала озер, заросли рогоза и камыша, берега поросшие ивой и ольхой, бобровые плотины, сосновый бор, березовые рощи, стремительные утиные полеты, крики чаек на пруду - все это создает впечатление заповедного уголка природы.

В среднем течении речка протекает по селу. Речка, вырывшая глубокую долину, напоминает ручей.

7 ученик. Не все из нас, к сожалению, по настоящему любят и берегут природу.

Бросают в речку навоз и мусор,

Не любят реченьку свою.

Ах, если б слышали вы, люди,

Как стонет речка поутру!

На берега Хотилки последние десятилетия вывозили мусор, навоз, поэтому берега загрязнены, поросли лопухом, бурьяном. Ребята из нашей школы пытаются бороться с этим, предупреждают местных жителей о последствиях. Сейчас жители уже не вывозят свой мусор на берега речки, и старые свалки окучивают трактором.

Пусть на Земле не умирают речки.

Пусть стороной обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода.

Э. Огнецвет.

Учитель .

Подошло к концу наше путешествие.

Наш путь лежит через поле на восток к школе.

Старательно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе у зверей

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

П. Сергеев

Красивы хотилицкие края.

Любители природы и туристы могут любоваться природой, реками, озерами, а также живописным расположением самого села.

Хотилицкий край богат грибами и ягодами, а многие рыболовы проводят здесь не только выходные дни, но отпуска. Богато село и своими мастерами, рукодельниками. Есть у нас свои печники и мастера валить валенки, а какие кружева плетут наши мастерицы, вышивают, макраме плетут, тут половики - залюбуешься. Но самое главное наше село славиться своими мастерами по столярным работам, выпиливанию, резьбе по дереву- эти мастера делают деревянное кружево.

Хотилицы… Какое красивое название у нашего родного села. Приглашаем всех вас в гости.

Побывайте в нашем крае, хранящем тайны многовековой истории, полюбуйтесь красивыми пейзажами. Совершите путешествие по многочисленным рекам, порыбачьте на озерах, поохотьтесь. Почувствуйте таинственную атмосферу наших лесов.

Мы гордимся тем что в окрестностях нашего села сохранилась природа в её первозданном виде и мы будем стремится к тому, чтобы её сохранить.

«Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не воздушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык


Подведение итогов.

Понравилось вам наше путешествие? Что вы узнали о нашем крае?

Каждая группа называет по 4 прилагательных о нашей экскурсии. (записывают на бумагу)

Получился «Прекрасный рассказ»

Учитель берет у них списки и читает заранее составленный рассказ, вставляя прилагательные в том порядке, как они записаны.

В один .. . день мы решили сходить в ... поход.. И стали заранее к этому готовиться. Мы собрали . .. пищи, взяли . .. воды. И . .. утром вышли в . .. дорогу. Идя по лугу, увидели много ... цветов, над ними порхали ... бабочки, носился . .. запах. Мы все очень устали идти на . .. солнце и старались скорее достичь опушки . .. леса. Зайдя в . .. прохладу леса, все очень обрадовались и стали осматриваться кругом. «Смотрите, какие здесь растут .. . деревья, ... кустарники, поют ... птицы. ..., мы сели на поляне отдохнуть. На привале мы съели всю . .. пищу, отдохнули и пошли назад. Мы долго не забудем этой .. . экскурсии.

Я хочу, чтобы каждый из вас вынес из нашей встречи звучащие голоса птиц, шорохи леса, шелест сада, шепот ручья, гул речной волны, прозрачность лесного воздуха. Вынес и берег эти чудеса именуемые Природой.

Дополнительные минутки отдыха

Игра со зрителями «Приветствия»

- По пути домой, мы вспоминаем, кого встретили, кто и как нас приветствовал.

Ведущий рассказывает ученики должны подражать голосам животных.

- Вышли мы на окраину и встретили корову (му-у-у). Недалеко паслась лошадь… (и-го-го). Переходили дорогу гуси… (га-га-га). В маленьком озерце плавали утки… (кря-кря-кря). На краю леса жевала траву коза (бе-е-е). В лесу, на поляне паслись кабанчики (хрю-хрю). А в чаще собирал малину медведь, он бормотал что-то, чавкал, а, увидев нас, заревел... (р-р-р).





























Литература.


  1. Захлебный А.Н. Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва Просвещение 1984 год.

  2. Хрестоматия по физической географии. Москва Просвещение 1981 год.

  3. Журналы география в школе №5 2000 ,

  4. Журнал Начальная школа №4 1997

  5. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь: Пособие для учащихся среднего и старшего возраста. Москва Просвещение 1988 год

  6. Ю. Дмитриев Книга природы Научно-художественное издание М. Детская литература, 1990 год

  7. Красная книга Тверской области 2007 г.

  8. Интервью с местными жителями Петровой А.А., библиотекарем сельской библиотеки Васильевой Т.В.

  9. Личные Наблюдения за объектами природы и исследования.

  10. Материалы из сельского поселения.



8


© 2010-2022