- Преподавателю
- География
- Внеклассное меропириятие по географии 6 класс
Внеклассное меропириятие по географии 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева Т.В. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Хотилицкая основная общеобразовательная школа
Внеклассное мероприятие по географии
«Край мой Хотилицкий»
Автор:
Яковлева Татьяна Викторовна
учитель географии
II квалификационная категория
Хотилицы
2012
Цели и задачи
1.Повышение уровня образованности и развитие познавательной активности учащихся средствами краеведения.
2.Формирование и развитие экологического сознания и мышления.
3. Формирование эстетического и эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;
4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
5. Развитие навыков поисковой исследовательской деятельности.
6. Поиск и изучение литературы и источников краеведения по данной теме.
Учет возрастных особенностей: для среднего школьного возраста (5-8 классы)
Наглядность Компьютерная презентация «Родные места», жетоны, выставка творческих работ групп.
Подготовительная работа
Задания при подготовке к внеклассному мероприятию «Край мой Хотилицкий»
1. Написать сочинение о природе нашего края. (Материал подбирают самостоятельно)
3. Нарисовать рисунки «Природа нашего края», «Красота мира природы» и др.
4. Каждая группа собирает информацию об интересном природном объекте родного края.
Используя при этом разные методы (Беседы с местными жителями, старожилами, интервью у них, полистать газеты, журналы).
Узнать о растениях, травах, птицах, насекомых, животных нашего края и рассказать о них
(возможно, оформить альбомы, плакаты, рисунки, газеты, листовки и др.)
5. Приготовить конкурс, подыскать стихи, игры
Предполагаемые результаты
Изучение территории своего края, выявление тех черт природы, которые находят свое отражение в местных объектах и являются общими для всей территории Андреапольского района, сбор местного материала, для оформления экспозиции в краеведческом музее школы.
Ход мероприятия.
Учитель. Велика наша Родина с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Андреапольский район район, село Хотилицы. Богато его историческое прошлое. Славен трудом сегодняшний день наших земляков. Наш город и сёла, поля и реки - тот мир, в котором нам предстоит жить; о нем надо заботиться, беречь его, благоустраивать и украшать. Очень важно хорошо знать свой край. И сегодня любимому нашему краю мы посвящаем это мероприятие.
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу Родина моя.
Не правда ли как прекрасна наша природа. А что это такое природа? (ответы детей)
Посмотри мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг - природа.
А вы любите природу? А знаете ли вы её? (выдаются жетоны) играют все группы.
Викторина « Знаешь ли ты свою малую Родину?»
-
Какая большая река протекает по территории Андреапольского района ( Западная Двина)
-
Сколько озер в окрестностях нашего села? (4)
-
Назовите соседние населенные пункты нашего села. (Спиридово на юго-западе. , на западе Воскресенское, Орехово, .)
-
Какими полезными ископаемыми богат наш район? (глина, песок,)
-
Какие редкие растения встречаются на территории нашего района? (купальница, венерин башмачок)
-
В какое озеро впадает наша Хотилка? (в озеро Гостилиха)
-
Перекличка улиц села. Кто назовет больше названий улиц села? (Молодёжная, Школьная, Мира, Новая, Заводская, Лесная, Почтовая. Советская)
Природу любят практически все, но бережно, внимательно относится к ней, могут далеко не все.
Общение с природой, бережное отношение к ней её сохранение для последующих поколений, - цель нашей сегодняшней встречи.
Помните! Нельзя защитить то, Чего не любишь, Нельзя любить то, чего не знаешь!
Наша задача на этой встрече - не тайны земные открыть;
Наша задача - хотя бы немного к ним
Интерес пробудить.
А летом давайте-
Рюкзак за спиною. Легким шагом в походы пойдем
И все что узнаем, и все, что откроем.
Мы школе родной принесем.
Учитель
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где пруд, река, озера, лес,
Полно таинственных чудес
В природе все удивительно, надо уметь только увидеть это.
Какие самые уникальные объекты природы и памятные для сельчан места вы бы посетили?
(ответы детей)
Самые запоминающиеся, интересные, красивые места нашего края это
-
Школьный парк.
-
Парк - усадьба Голенищевых - Кутузовых
-
Воинское братское захоронение в с. Хотилицы
-
Памятник А.П. Александрову
-
Часовня Серафима Петроградского
Итак, мы начинаем наше путешествие по родному краю. В ходе нашего путешествия мы будем делать остановки, и узнавать о нашей малой Родине.
Каждая группа подготовила материал об одном из объектов. Было дано задание собрать информацию о каждом объекте, взять интервью у местных жителей о каждом из них, узнать о растениях, травах, птицах, насекомых, животных нашего края и рассказать о них, приготовить конкурс, подыскать стихи, игры, написать сочинения, нарисовать рисунки.
(Оформить альбомы, плакаты, рисунки, газеты, листовки и др.)
Пройдите! Посмотрите! Почувствуйте!
Здесь мало увидеть,
здесь нужно всмотреться,
Чтобы ясной любовью
наполнилось сердце.
Н. Рыленков
Школьный парк .
1 ученик. Школьный дендропарк парк, посаженный вокруг школы, это березовые рощи, клены, ясени, рябины, черемуха , сирень.
Интересно было узнать, когда был посажен этот парк и чем он интересен?
Мы беседовали с учительницей биологии Петровой А.А., которая проработала в школе более 20 лет и была участницей посадки этого парка, вот что она нам рассказала.
Наши вопросы: Чем интересен школьный парк? Кто и когда его посадил?
«Начало закладки школьного парка - это 1971год, когда было построено новое здание школы, нужно было озеленить территорию и тогда решили заложить дендропарк под руководством учителя биологии Марии Ивановны Новиковой. В последующие годы парк досаживали. Сажали этот парк в основном школьники и учителя. Кроме березы посадили тополь, черемуху, клен, калину, сирень, жимолость, шиповник.
В парке можно увидеть разных птиц: постоянные гости синицы, воробьи, вороны, галки. Прилетают дятлы, кукушки, свиристели, снегири, поползни.
В парке можно увидеть ежей и мышей.
Школьный парк одно из любимых мест местных жителей и детей. Дети называют его «наш лес». Часто проводятся уроки и экскурсии в парке на природе, где на примерах рассказывают о жизни растений и животных, показывают их взаимосвязи».
2 ученик. В природе все связано: живое с неживым (растения с почвой, водой, воздухом; человек связан как с живой, так и с неживой природой) Все то, что окружает растения, животных и человека, является их домом. Для здоровья и долгой жизни в этом доме каждый обитатель (воздух, вода, почва, растения, животные, человек) выполняет какую то работу, чем то обязан другому, т.е связан с другим. Для изучения этих связей человек создал науку экологию. Слово экология образуется из 2 греческих слов: «экос» - дом и « логос» - наука.
Экология, друзья, наука очень важная.
Без неё ты ни за грош в наше время пропадешь.
Ибо каждый знать обязан, кто, как, с кем в природе связан.
Чтоб случайно, иногда ей не принести вреда.
Мы нарисовали школьный парк и написали о нем сочинения (зачитывают).
Воинское братское захоронение.
3 ученик. От школы мы направляемся к воинскому братскому захоронению.
Здесь захоронены те, кто погибли в боях за наше село во время Великой Отечественной войны.
Наша школа постоянно шефствует над этим святым местом. Школьники и учителя проводят здесь уборку территории, содержат памятник в надлежащем порядке.
Парк - усадьба Голенищевых - Кутузовых.
Переходим через речку Хотилику и нам открывается парк - усадьба Голенищевых - Кутузовых.
Село Хотилицы - одно из древних сел Тверской области, бывшее родовое имение Голенищевых-Кутузовых, родственников полководца М. И. Кутузова. В 14-17 в.в. Голенищевы-Кутузовы служили стольниками, воеводами в Торопце, жалованы в 17 веке поместьями в Псковском уезде, в том числе - в Хотилицах. Одно из имений Голенищевых-Кутузовых, где до сих пор сохранился барский двухэтажный кирпичный дом, построенный в последние годы 18 столетия, в 20-х годах 19 века Михаил Иванович Голенищев-Кутузов продал выходцу из Швейцарии, новоиспеченному дворянину Гану.
В настоящее время барский дом разрушен, а нам остался на память старинный парк этой величественной когда- то усадьбы.
Какие деревья растут в парке? ( Клёны, дубы, ясени, липы)
Памятник А.П. Александрову
4 ученик .Пройдя через центр села мы оказываемся у двух памятных мест с. Хотилицы. Это памятник нашего земляка Александра Петровича Александрова, нашего земляка. Александр Петрович Александров (1906-1980 г.г.), известный гидростроитель, Дважды Герой Социалистического Труда, родился в селе Хотилицы Андреапольского района Тверской области.
Из энциклопедического справочника «Тверская область», изданном в 1994 г., о нем написано следующее (стр.43): «Инженер-строитель, Дважды Герой Социалистического Труда (1952, 1661 г.г.), заслуженный строитель РСФСР (1966 г.), кавалер четырех орденов Ленина, ордена Трудового Красного знамени».
В 1933 году А.П.Александров закончил Среднеазиатский автодорожный институт (г.Ташкент) и был направлен на строительство дорог: вначале руководил работами на Курдайском перевале, затем на участке Мускол-Мургат дороги От-Памир-Хорог, Москва-Куйбышев.
В 1948-1952 годы А.П.Александров был начальником строительства Волго-Донского канала, 1952-1953 году возглавлял строительство Цимлянского гидроузла. За самоотверженный труд на этом участке Александру Петровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1956 году А.П.Александров возглавлял работы на Куйбышевгидрострое. За участие в этом строительстве его наградили орденом Ленина.
Вторую Золотую Звезду Героя наш славный земляк получил за руководство строительством Волгоградской ГЭС в 1961 г. А.П.Александров является Почетным гражданином г.Волжска Волгоградской области.
В 1962-1966 годах А.П.Александров работал в качестве главного советского эксперта на строительстве высотной Асуанской ГЭС в Египте. Были стройки в Сирии и во Вьетнаме.
В 1966 году А.П.Александров был заместителем Министра энергетики и электрификации СССР. В этой должности трудился в течение 12 лет.
Умер А.П.Александров в 1980 году. Похоронен на одном из московских кладбищ.
В октябре 1981 года в селе Хотилицы, на родине, был установлен бронзовый бюст нашего знаменитого земляка.
Мраморный постамент пустовал в селе четыре года: в 2006 году бюст Александрова украли неизвестные. Руководством района много было написано писем в различные инстанции, с просьбой помочь в восстановлении памятника. В августе 2010 на одно из таких обращений откликнулась ООО «Региональная электросетевая компания». В середине января в селе Хотилицы установлен, взамен утраченного, бронзовый бюст Александра Петровича Александрова - заслуженного строителя, дважды героя Социалистического Труда, Гранд-офицера Ордена Нила, почетного гражданина города Волжский.
Часовня Серафима Петроградского.
Ученик 5. Часовня была необходима местному населению, ведь ближайший храм находится в 30-40 км от села. Ее возвели в самом центре Хотилиц. Первый камень заложен и освещен Андреем Копачем два года назад во время празднования первого дня поселения. Установлен крест.
На открытии часовни в селе Хотилицы выступали глава Хотилицкого сельского поселения Александр Михайловский, заместитель главы администрации Анатолий Иванов, Андрей Мельников, протоиерей Иово-Тихонской церкви Андрей Феофанович Копач.
Они поблагодарили жителей и гостей поселения, кто своими пожертвованиями и просто безвозмездным трудом уже оказал помощь в строительстве часовни.
Местный краевед, житель села Хотилицы Михаил Евсеенко преподнес в дар большую икону.
Открытие часовни состоялось, но впереди - работы по изготовлению купола, дальнейшему благоустройству прилегающей территории.
Река Хотилка
6 ученик. Существует версия, что от названия речки Хотилка получило название наше село Хотилицы
Речка тихая, спокойная, извилистая, плавная, красивая. По всей длине речки в долине большое количество ив. Есть крупные деревья, есть кустарниковые ивы. Трудно представить деревню без этих красивых деревьев.
Название ива в переводе с латинского означает «близко вода», поэтому наверно они и растут здесь.
Верховья Хотилки представляют собой нетронутый уголок природы, многочисленные притоки родничков и ручьев питают её. Вода в них быстрая, живая, искристая. Небольшие зеркала озер, заросли рогоза и камыша, берега поросшие ивой и ольхой, бобровые плотины, сосновый бор, березовые рощи, стремительные утиные полеты, крики чаек на пруду - все это создает впечатление заповедного уголка природы.
В среднем течении речка протекает по селу. Речка, вырывшая глубокую долину, напоминает ручей.
7 ученик. Не все из нас, к сожалению, по настоящему любят и берегут природу.
Бросают в речку навоз и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру!
На берега Хотилки последние десятилетия вывозили мусор, навоз, поэтому берега загрязнены, поросли лопухом, бурьяном. Ребята из нашей школы пытаются бороться с этим, предупреждают местных жителей о последствиях. Сейчас жители уже не вывозят свой мусор на берега речки, и старые свалки окучивают трактором.
Пусть на Земле не умирают речки.
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода.
Э. Огнецвет.
Учитель .
Подошло к концу наше путешествие.
Наш путь лежит через поле на восток к школе.
Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно охранять.
П. Сергеев
Красивы хотилицкие края.
Любители природы и туристы могут любоваться природой, реками, озерами, а также живописным расположением самого села.
Хотилицкий край богат грибами и ягодами, а многие рыболовы проводят здесь не только выходные дни, но отпуска. Богато село и своими мастерами, рукодельниками. Есть у нас свои печники и мастера валить валенки, а какие кружева плетут наши мастерицы, вышивают, макраме плетут, тут половики - залюбуешься. Но самое главное наше село славиться своими мастерами по столярным работам, выпиливанию, резьбе по дереву- эти мастера делают деревянное кружево.
Хотилицы… Какое красивое название у нашего родного села. Приглашаем всех вас в гости.
Побывайте в нашем крае, хранящем тайны многовековой истории, полюбуйтесь красивыми пейзажами. Совершите путешествие по многочисленным рекам, порыбачьте на озерах, поохотьтесь. Почувствуйте таинственную атмосферу наших лесов.
Мы гордимся тем что в окрестностях нашего села сохранилась природа в её первозданном виде и мы будем стремится к тому, чтобы её сохранить.
«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не воздушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Подведение итогов.
Понравилось вам наше путешествие? Что вы узнали о нашем крае?
Каждая группа называет по 4 прилагательных о нашей экскурсии. (записывают на бумагу)
Получился «Прекрасный рассказ»
Учитель берет у них списки и читает заранее составленный рассказ, вставляя прилагательные в том порядке, как они записаны.
В один .. . день мы решили сходить в ... поход.. И стали заранее к этому готовиться. Мы собрали . .. пищи, взяли . .. воды. И . .. утром вышли в . .. дорогу. Идя по лугу, увидели много ... цветов, над ними порхали ... бабочки, носился . .. запах. Мы все очень устали идти на . .. солнце и старались скорее достичь опушки . .. леса. Зайдя в . .. прохладу леса, все очень обрадовались и стали осматриваться кругом. «Смотрите, какие здесь растут .. . деревья, ... кустарники, поют ... птицы. ..., мы сели на поляне отдохнуть. На привале мы съели всю . .. пищу, отдохнули и пошли назад. Мы долго не забудем этой .. . экскурсии.
Я хочу, чтобы каждый из вас вынес из нашей встречи звучащие голоса птиц, шорохи леса, шелест сада, шепот ручья, гул речной волны, прозрачность лесного воздуха. Вынес и берег эти чудеса именуемые Природой.
Дополнительные минутки отдыха
Игра со зрителями «Приветствия»
- По пути домой, мы вспоминаем, кого встретили, кто и как нас приветствовал.
Ведущий рассказывает ученики должны подражать голосам животных.
- Вышли мы на окраину и встретили корову (му-у-у). Недалеко паслась лошадь… (и-го-го). Переходили дорогу гуси… (га-га-га). В маленьком озерце плавали утки… (кря-кря-кря). На краю леса жевала траву коза (бе-е-е). В лесу, на поляне паслись кабанчики (хрю-хрю). А в чаще собирал малину медведь, он бормотал что-то, чавкал, а, увидев нас, заревел... (р-р-р).
Литература.
-
Захлебный А.Н. Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва Просвещение 1984 год.
-
Хрестоматия по физической географии. Москва Просвещение 1981 год.
-
Журналы география в школе №5 2000 ,
-
Журнал Начальная школа №4 1997
-
Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь: Пособие для учащихся среднего и старшего возраста. Москва Просвещение 1988 год
-
Ю. Дмитриев Книга природы Научно-художественное издание М. Детская литература, 1990 год
-
Красная книга Тверской области 2007 г.
-
Интервью с местными жителями Петровой А.А., библиотекарем сельской библиотеки Васильевой Т.В.
-
Личные Наблюдения за объектами природы и исследования.
-
Материалы из сельского поселения.
8