Рабочая программа по географии 7 класс для умственно отсталых детей, 8 вид

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, Рос...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

31

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зерновская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Зерновская школа»

_________ А.Л.Иванова ____________ Э.М.Онасенко

(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)

Приказ № ____от ___ ____ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету ««География материков и океанов»

для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

уровень: общеобразовательный

на период 2015/2016 учебный год

Составлено:

Настич Н.В.,

Учитель географии

МБОУ «Зерновская школа»

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании школьного методического

объединения учителей ______________

__________________________________

Протокол № ___ от ___ ___20___ г.

Зерновое, 2015



Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………. 3

Структура и содержание учебного предмета………………………………. ……………………………………………… 5

Требования к уровню подготовленности учащихся………………………………………………………………………… 12

Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………………….. 12

Критерии оценивания………………………………………………………………………………………………………… 22

Наименование учебно-методического обеспечения и

списка рекомендуемой литературы………………………………………………………………………………………….. 28

Контрольно-измерительные материалы …………………………………………………………………………………….. 30








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по географии для учащихся 7 класса разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г., и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:

  • География: 7 класс. Комплект контурных карт. - М.: Дрофа, 2014.

  • География. 7 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;

  6. Федеральныйбазисныйучебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;

  7. Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  8. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015- 2016 уч. году

  9. Учебный план Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зерновская школа» на 2015/2016 учебный год.



География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Предмет география способствует патриотическому, интернациональному, эстетическому и экологическому воспитания учащихся.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания.

Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами. Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме).

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс 7 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной , Южной Америки и государств Евразии. Учитель знакомит учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. Дается обзор природных условий материку, на котором мы живем.






Место учебного предмета в учебном (образовательном) плане

Согласно проекту базисного учебного (образовательного) плана в 7 классе на изучение предмета «география», отводится 1 учебный час в неделю (35 уроков).

Цели и задачи изучения предмета в школе

Цель : Обеспечить доступное и качественное обучение умственно отсталых школьников основам географии, способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности, повышать уровень их общего развития.

Направлять внимание учащихся на понимание значения природных условий для развития сельского хозяйства и промышленности. Содействовать привитию умений и навыков необходимых при формировании социальной адаптации детей в обществе.

Задачи:

-формировать у умственно отсталых детей пространственные представления и навыки ориентировки, необходимые в жизни.

-уделять особое внимание изучению социальных, культурологических и экологических аспектов.

-способствовать развитию абстрактного мышления работая с географической картой , глобусом и символическими пособиями.

-познакомить с географическим положением и размерами территорий изучаемых государств.

-развивать у детей: внимание, наблюдательность, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы и явления, понимать причинно-следственную зависимость.

-расширять словарный запас детей, помогать правильно, употреблять новые слова в связной речи.

-осветить успехи и достижения в хозяйстве и культуре, вызвать чувство симпатии и уважения к своему народу и людям других национальностей.

-воспитывать любовь к своей Родине, желание стать полезным членом общества , прививать бережное отношение к природе - растительному и животному миру.

-поддерживать интерес учащихся к изучаемому предмету.

Описание используемых форм, методов, приёмов обучения

Беседа - метод устного изложения знаний, применяемый учителем с целью вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками. С помощью беседы учитель руководит процессом обучения и направляет внимание учащихся на существенные признаки изучаемого объекта или явления.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель, беседа может применяться на всех этапах урока - при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении только что полученных на уроке знаний и как форма повторения.

Рассказ и чтение вслух - является распространённой формой устной передачи знаний учащимся , создаёт более яркое , эмоциональное представление о географическом положении, границах изучаемого государства , его природе , жизни и деятельности людей, содействует созданию художественных образов изучаемых предметов и явлений.

Работа с картой - необходима для развития пространственных представлений о размещении предметов и явлений на поверхности земли.

Использование наглядных пособий - картин, иллюстраций учебника, кинофильмов, коллекции полезных ископаемых, помогает учителю создать у учащихся яркое, образное представление о природе, знакомить с хозяйственной деятельностью человека , и использованием природных богатств в промышленных целях в разных частях нашей страны и других государств.

Экскурсия - форма непосредственного наблюдения явлений природы и окружающей жизни содействующая конкретизации представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Методические приёмы обучения

-использование игровых моментов, индивидуального подхода к каждому ученику, наглядный приём.

Тематический план

Согласно учебному плану, для 7-го класса предусмотрено обучение географии в объеме 1 часа в неделю, согласно годовому учебному графику в 2015-2016 учебном году - 35 учебных недели, всего - 35 часов в год.


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

Океаны

6

3.

Африка

4

4.

Антарктида

3

4.

Австралия

4

5.

Северная Америка

6

6.

Южная Америка

4

7.

Евразия

6

35

Содержание:

"Введение" рассчитано на знакомство с новым курсом географии, новыми учебниками, атласами и правилами пользования ими.

В разделе "Океаны" идет знакомство с географическим положением, природой и хозяйственным значением океанов для человека.

В разделах "Африка", "Австралия", "Северная Америка", "Южная Америка", "Антарктида", "Евразия" учащиеся знакомятся с географическим положением материка, его климатическими особенностями, растительным и животным миром, а также населением и крупными государствами.

В процессе изучения каждого материка учащиеся наносят на контурную карту названия наиболее крупных географических объектов, данных в программе.

Раздел "Государства Зарубежной Европы" рассчитан на знакомство учащихся со странами Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы и Восточной Европы. Учащиеся знакомятся с географическим положением государств, их столицами, населением и их занятиями.

При изучении раздела "Государства Ближнего Зарубежья" обращается внимание учащихся на бывшие союзные республики, их развитие и связи с Россией.

Раздел"Повторение" рассчитан на закрепление знаний учащихся, полученных в течении учебного года.

Содержание программы по географии

(1 ч в неделю)

Введение - 2ч

Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Океаны -6ч

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Межпредметные связи

Сравнение размеров океанов (математика).

Практические работы

  1. Обозначение океанов на контурной карте полушарий. Составление схемы хозяйственного использования океанов.

Африка - 4ч

Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки. Растительность и животные тропических лесов. Растительность и животные саванн и пустынь Африки. Население Африки.

Государства Африки, их столицы (Египет, Эфиопия, Танзания. Др Конго, Нигерия, ЮАР - по выбору учителя).

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

  2. Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Австралия - 4ч

Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата.

Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Особенности природы Австралии. Охрана природы.

Население Австралии (коренное и пришлое). Города: Канберра, Сидней и Мельбурн.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.

  2. Запись названий и Срисовка в тетрадях наиболее типичных [растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Антарктида - 3ч

Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

Особенности природы Антарктиды. Изучение Антарктиды научными экспедициями. Охрана её природы.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте изучаемого материка. Составление альбома иллюстраций по теме «Антарктида».

Северная Америка - 6ч

Географическое положение, очертание берегов. Острова и полуострова. Население.

Рельеф. Климат. Реки и озера. Природа Северной Америки. США. Географическое положение. Столица. Население.

Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер.

  2. Нанесение на карту изученных государств и их столиц.

Южная Америка - 4ч

Географическое положение Южной Америки. Рельеф. Климат. Реки Южной Америки. Природа Южной Америки.

Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу или дру. гие - по выбору учителя, их столицы.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива.

  2. Нанесение изученных государств и их столиц.

  3. Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Евразия - 6ч

Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией.

Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.

Рельеф. Климат. Разнообразие природных условий Евразии.

Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии.

Реки и озера Евразии.

Растительность и животные Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии.

Культура и быт народов Европы и Азии

Практические работы

  1. Обозначение на карте Евразии морей, островов, полуостровов ,озер, пустынь. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  2. Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.


Планирование коррекционной работы

по географии в 7 классе


Основные темы программы

Количество часов по теме

Коррекционная работа

1

Введение. Океаны. Африка

14

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).

Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2

Австралия

4

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

3

Антарктида

3

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция внимания (объем и переключение).

4

Америка

10

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

5

Евразия

6

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение, население и особенности размещения;

-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

-государства, их положение на материке, основное население и столицы;

- особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.

Учащиеся должны уметь:

- показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

- находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока.

Часы

Дата

Основные понятия.

Словарь.

Выполнение практической части программы.

Примечание

план

факт



I

ВВЕДЕНИЕ. (2 часа)

1

Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

1



Введение в тему. Повторение понятий: суша, океан, остров, материк. План изучения материков и океанов.

Работа с глобусом и физической картой полушарий.

2

Мировой океан.

1



Мировой океан. План изучения океанов (алгоритм).

Работа с глобусом и физической картой полушарий.


II

ОКЕАНЫ. (6 часов)

3

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.




Работа по алгоритму.

4

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1



Работа по алгоритму.

5

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1



Работа по алгоритму.

6

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1



Работа по алгоритму.

7

Южный океан

Современное изучение Мирового океана.

1



Изучение Мирового океана. Значение в жизни человека. Экологические проблемы.

8

Контрольная работа №1 «Введение. Океаны»

1



III

АФРИКА. (4 часа)

9

Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова.

1



Особенности геогр. положения. Место на карте и глобусе. Океаны, омыв. берега Африки. Острова и полуострова.

10

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

1



Особенности поверхности континента. Климат Африки. Пустыня Сахара. Реки и озёра континента. Полезные ископаемые.

Обозначение на к/карте крупнейших рек Нил, Нигер, Заир; Атласских гор, озёр: Чад, Виктория, Суэцкого канала. ПР.Р.

11

Растения и животные тропических лесов, саванн, пустынь

1



Особенности флоры и фауны тропических лесов. Влияние климата на рас. Мир и жив.мир тропических лесов, саванн и пустынь

Запись в тетрадь типичных растений и жив.тропических лесов, пустынь и саванн

12

Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы: Египет, Эфиопия, ЮАР

1



Национальный состав континента, культура, быт, особенности народов Африки. Особенности каждого государства, столица, национальный состав, полезные ископаемые.

Обозначение на к/карте изучаемых государств.

IV

АВСТРАЛИЯ. ( 4 часа)

13

Географическое положение, очертания берегов, острова.

Природные условия, поверхность, климат. Реки и озёра.

1



Особенности геогр. положения. Место на карте и глобусе. Океаны, омыв. берега Австралии. Острова. Рельеф Австралии, климат. Водоёмы континента.

14

Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы.

1



Особенности путешествия. Растительный мир и жив.мир континента. Влияние клим. условий на флору,фауну . Заповедники.

15

Население (коренное и пришлое). Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней, Мельбурн.

1



Национальный состав континента. Население пришлое и коренное. Культура и быт народов. Особенности государства, столицы. Промышленность, инфраструктура.

16

Контрольная работа №2 «Африка и Австралия»

1



V

АНТАРКТИДА. (3 часа)

17

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

1



Особенности геогр. положения материка, моря и океаны, омывающие берега. Покорение Южного полюса Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.

Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

18

Особенности природы, её поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы.

1



Климат Антарктиды, влияние климата на природу. Рельеф континента. Особенности растительного и животного мира.

19

Изучение Антарктиды учёными разных стран. Современные исследования Антарктиды.

1



Особенности континента (отсутствие постоянного населения), история изучения материка. охрана природы.


СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. (6 часов)

20

Географическое положение, очертание берегов. Острова и полуострова.

1



Особенности геогр. положения материка, моря и океаны, омывающие берега.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.

21

Природные условия. Рельеф. Климат. Реки и озёра.

1



Особенности рельефа материка. Климатические условия. Особенности рек и озёр Америки.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.

22

Растительный и животный мир.

1



Особенности растений и животных Северной Америки.

заполнение таблицы.

23

Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Экономическое развитие США.

1



Особенности геогр. положения США. 50 штатов государства. Промышленность. Особенности нац. состава населения.

Рисунки.

24

Канада. Мексика. Куба.

1



Особенности государства, столицы. Национальный состав населения. Промышленность, инфраструктура.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р.

25

Контрольная работа №3

« Антарктида. Северная Америка»

1




ЮЖНАЯ АМЕРИКА (4 часа)

26

Географическое положение, очертание берегов. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озёра.

1



Юж. Америка на глобусе и карте. Моря и океаны, омыв. берега континента. Особенности рельефа, клим. условия. Пол. ископаемые. Особенности рек и озёр Южной Америки.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р.

27

Растительный мир и животный тропических лесов.

1



Растения и животные тропиков Юж. Америки. Влияние клим. условий на флору континента. Заповедники.

Запись названий растений и животных в тетрадь.

28

Растительный мир и животный мир пустынь, саванн и горных районов, саванн, степей, полупустынь, гор

1



Растения пустынь, саванн и гор Южной Америки. Влияние клим. условий на флору континента. Заповедники. Животные Южной Америки. Влияние климата на фауну континента.

Запись названий растений в тетрадь.

29

Население (коренное и пришлое). Крупные государства (Бразилия, Перу, Аргентина), их столицы.

1



Коренное и пришлое население, традиции и обычаи, уровень жизни. Национальный состав каждого государства, культурные традиции народов. Столицы государств.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.

VII

ЕВРАЗИЯ (6 часов)

30

Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними.

1



Особенности геогр. положения самого большого материка. Условная граница между Европой и Азией. Евразия на глобусе и карте.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.

границы между Европой и Азией.

31

Очертания берегов Евразии.

Крупнейшие острова и полуострова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.

1



Береговая линия Евразии. Моря и океаны, омыв.берега континента. Острова и полуострова. Поверхность Европы. Горы и равнины Европы. Полезные ископаемые.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.

32

Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии.

Типы климата Евразии.

1



Поверхность Азии. Горы и равнины Азии. Полезные ископаемые. Особенности климата континента.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.

33

Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озёра Азии. Растительный мир и животный мир Евразии.

1



Реки и озера Европы. Экологические проблемы. Значение в жизни людей. Крупнейшие реки и озёра континента.

Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.

34

Контрольная работа № 4 « Южная Америка. Евразия»

1



35

Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии

1



Национальный состав государств, культура.























Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка"3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Отметка"1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение отметки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка"4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Отметки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления отметок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Тесты


  • 0-49% - «2»

  • 50-69% - «3»

  • 70-89% - «4»

  • 90-100% - «5»



Используемая литература:

1.Т.М.Лифанова,Е.Н.Соломина "География материков и океанов 8 класс" ,Москва "Просвещение" 2004г.

2.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География материков и океанов", Москва "Просвещение" 2004г.

3.Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина "География Государства Евразии", Москва "Просвещение"2006г

4. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География материков и океанов", Москва "Просвещение" 2004г.

Учебно-методический комплекс и рекомендованная литература.

1. Учебник: Алексеев А.И. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2014

2. Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа,2014

3. Воробцова Татьяна Николаевна. география. 7 класс. (поурочные планы по учебнику В.Л. Коринской и др. «География материков и океанов») «Учитель-АСТ».2002

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. - М.: «ВАКО», 2005

5. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

1. Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. 7 кл.: Метод,пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.

2. Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. - М.: Дрофа, 2007.

3. Занимательная картография: Кн. для учащихся б-8 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1989.-

4. Козловский Е. Г., Разумовская О. К. Веселая география. Викторины, ребусы, кроссворды. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники
В. X. Янаев, В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997.


  1. География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. А.И. Алексеева. - М.:Просвещение,2008.

  2. Гусева Е.Е, География: 7 класс. «Конструктор» текущего контроля. Пособие для учителя. - М.:Просвещение,2008.

Дополнительная литература:

  1. Коринская В.А, Душина И.В, Щенев В. А. География материков и океанов. - М.:Дрофа,2006.

  2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В. А. Наш дом - Земля- М.:Дрофа,2007.

  3. За страницами учебника географии. - М.:Дрофа,2005.

  4. Крылова О.В., География: материки и океаны. 7 класс. - М.:Просвещение,2005

  5. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением /И.А. Кугут, Л.И.Елисеева и др. -М.: Глобус, 2010.

  6. Интернет-ресурсы

Формы, методы и приемы обучения:

  • форма обучения - урок

  • методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.

приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей

Формы учебной деятельности:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Технологии обучения:

  • дифференцированное обучение;

  • личностно-ориентированное обучение.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний;

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений;

  • Урок обобщения и систематизации знаний;

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;

  • Комбинированный урок.










КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини - сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия


© 2010-2022