Рабочая программа по географии 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   По курсу «Начальный курс географии» Класс 6 Количество часов 70 Учитель Беляева Е.М. Программа разработана на основе Стандарта основного (общего) образования по географии» (Сборник «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», часть 1, стр. 151), утвержденного приказом № 1089 Министерства образования РФ от 5.03. 04 г Программы «География. Начальный курс», автор Т.П. Герасимова (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы», стр.4), 2010 г Требования к уровню подготовки к обучающимся 6 класса (сборник «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» часть 1, стр. 157), утвержденные приказом № 1089 Министерства образования РФ от 5.03. 04 г
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКСАЙСКИЙ РАЙОН, Х. ОСТРОВСКОГО

_________________________________________________________________________________________

(территориальный , административный округ (город, район, поселок)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

ОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







УТВЕРЖДАЮ___________________

Приказ № ____ от_____ ____________ 2014 г

Директор МБОУ Островской сош

Шаповалов А.М.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По курсу «Начальный курс географии»

Класс 6

Количество часов 70

Учитель Беляева Е.М.

Программа разработана на основе

  1. Стандарта основного (общего) образования по географии» (Сборник «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», часть 1, стр. 151), утвержденного приказом № 1089 Министерства образования РФ от 5.03. 04 г

  2. Программы «География. Начальный курс», автор Т.П. Герасимова (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы», стр.4), 2010 г

  3. Требования к уровню подготовки к обучающимся 6 класса (сборник «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» часть 1, стр. 157), утвержденные приказом № 1089 Министерства образования РФ от 5.03. 04 г


Пояснительная записка


Начальный курс является частью целостного единого учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений у учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Рабочая программа составлена на основе:

  1. «Стандарта основного (общего) образования по географии» (Сборник «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», часть 1, стр. 151), утвержденного приказом № 1089 Министерства образования РФ от 5.03. 04 г

  2. Программы «География. Начальный курс», автор Т.П. Герасимова (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы», стр.4), 2010 г

  3. Требования к уровню подготовки к обучающимся 6 класса (сборник «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» часть 1, стр. 157), утвержденные приказом № 1089 Министерства образования РФ от 5.03. 04 г

Основная цель курса:

Овладение основными понятиями географической науки, такими как, климат, погода, рельеф, сферы Земли и др.

Задачи курса:

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

  • Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 70 часов часа(2 часа в неделю). Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 34 ч из федерального компонента и допускается использование 34 ч из регионального (национально-регионального) компонента. Преподавание курса ориентировано на использование учебника «Начальный курс Географии 6 класс» под редакцией Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой, М., Дрофа 2012 г. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства общего и профильного образования Ростовской области и с целью реализации регионального компонента географического компонента для углубления содержания и реализации практической направленности обучения, в качестве программно-методического обеспечения использован модуль «Природа Донского края» автора А.Б Криворучко.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:

  • тестовый контроль,

  • проверочные работы,

  • словарные, топографические и географические диктанты,

  • работы с контурными картами,

  • геотесты (самостоятельное составление тестовых заданий).

Используются следующие средства обучения:

  • учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная.

- коллективная:

- фронтальная;

- парная;

-групповая.

Виды деятельности учащихся:

-устные сообщения

-обсуждения;

-мини-сочинения;

- работа с источниками информации;

-доклады

-защита презентаций;

-рефлексия.


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2010.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.


Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



Начальный курс географии.

6 класс (70 часов, 2 часа в неделю)


ВВЕДЕНИЕ. (2 ч)

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия.

Земля как планета .Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы.

Практические работы:

  1. Организация и обучение приемам учебной работы; наблюдение за погодой, фенологическими явлениями.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

  1. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

  2. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

  3. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений: описание результатов этих работ.

Информационно-коммуникативная деятельность

  1. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом иди развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  2. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  3. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  4. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Рефлексивная деятельность

  1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

  2. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  3. Соблюдение норм поведения в окружающей, среде, правил здорового образа жизни.

РАЗДЕЛ I: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. (14 ч)

Тема 1: План местности (6 ч)

План местности, его основные параметры и элементы: условные знаки, способы картографического изображения.

Масштаб. Виды масштаба. Измерение расстояний и направлений на плане.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут, определение направлений по плану.

Изображение неровности земной поверхности на плане. Рельеф. Относительная и абсолютная высота, точки местности.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. План местности, его чтение и составление. Чтение топографического плана местности.

Практические работы:

  1. Ориентирование на местности с помощью компаса

  2. Составление плана местности*.

Структура работы: Глазомерная съемка местности:

- Определение направлений и расстояний на местности;

- Определение относительной высоты точки на местности;

- Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, азимуту.

Тема 2: Географическая карта (8 ч)

Форма, размеры, движения Земли. Глобус - модель земного шара.

Географическая карта, ее основные параметры и элементы. Классификация карт.

Градусная сеть. Меридианы и параллели. Измерение расстояний и направлений на географической карте.

Географическая широта, способ ее определения.

Географическая долгота. Географические координаты.

Многообразие географических карт Ростовской области, особенности работы с ними для получения информации о регионе.

Практические работы:

  1. Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурной карты.

  2. Чтение физической карты Ростовской области.

Структура работы:

•Определение местоположения географических объектов по карте, их описание по карте, составление характеристики легенды карты.

•Определение географических координат городов и населенных пунктов Ростовской области, расстояний между городами и положения городов по отношению друг к другу.

•Нанесение на контурную карту Ростовской области географических объектов и явлений.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

  1. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

  2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  3. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

  4. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

  5. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений: описание результатов этих работ.

  6. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения: самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

  1. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом иди развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  2. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  3. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  4. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Рефлексивная деятельность

  1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

  2. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  3. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  4. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)

  5. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

РАЗДЕЛ II: ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ. (48 ч)

Тема 1: Литосфера(10 ч)

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие.

Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Их свойство и использование человеком: рудные, горючие, строительные и т.п.

Основные виды движение земной коры: землетрясение, вертикальные и горизонтальные.

Извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Формы рельефа суши. Горы, их рельеф, строение (складчатые и глыбовые), различие по высоте. Изменение гор под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах.

Равнины суши, их рельеф, различия по высоте. Изменение равнин под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей на равнинах. Природные памятники литосферы.

Рельеф дна Мирового океана, его изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Практическая работа:

  1. «Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Ростовской области»

  2. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

  3. «Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности по карте. Характерные черты рельефа Ростовской области. Природные и антропогенные формы рельефа, характерные для Ростовской области»

  • Определение по карте Ростовской области самой высокой точки региона, относительных высот района проживания школьников;

  • Описание по карте Ростовской области географического положений орографических объектов в районе проживания школьников (Донецкий кряж. Донецкая гряда, Доно-Донецкая возвышенность, Доно-Егорлыкская низменность или др.);

  • Нанесение на контурную карту Ростовской области месторождении полезных ископаемых и основных орографических объектов Ростовской области.

Тема 2: Гидросфера (15 ч)

Гидросфера, ее состав и строение. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере.

Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Деление Мирового океана на 4 части, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединения их - проливы.

Свойства Мирового океана: соленость, температура.

Движение вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы и т.д).

Океанические течения. Изучение океана.

Подземные воды суши (грунтовые и межпластовые).

Поверхностные воды суши. Реки, элементы речной долины. Речная система, бассейн, реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа.

Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые).

Особенности гидрографической сети Ростовской области. Р. Дон и её притоки: основные гидрологические характеристики. Озеро Маныч-Гудило - уникальный водоем. Водохранилища, каналы и пруды - характерные антропогенные водные объекты нашего края. Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря. Использование водных ресурсов Ростовской области. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов области, их охрана.

Ледники и многолетняя мерзлота. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Природные памятники гидросферы. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы:

1.Описание географического положения Азовского моря (по плану).

2. Характеристика речной системы р. Дон (по плану).

3. Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания школьников)*

Структура работы:

  • Описание внешнего вида (морфологии) водных объектов и их размеров, характера берегов, степени их освоенности растительностью, использования и изменения человеком;

  • Описание стадии водного режима, в которой находится водный объект.

  • Нанесение на контурную карту Ростовской области основных водных объектов края.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

  1. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

  2. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

  3. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений: описание результатов этих работ.

Информационно-коммуникативная деятельность

  1. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом иди развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  2. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  3. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  4. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Рефлексивная деятельность

  1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

  2. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  3. Соблюдение норм поведения в окружающей, среде, правил здорового образа жизни.

Тема 3: Атмосфера (15 ч)

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция, значение. Изменение температуры с высотой. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Способы определения средних температур. Изменение температуры воздуха в течение года. Годовой ход температуры.

Атмосферное давление. Выявление зависимости давления воздуха от высоты.

Ветер. Образование ветра и его, зависимость от атмосферного давления. Способы определения направлений преобладающих ветров.

Водяной пар, облака, облачность.

Атмосферные осадки. Способы определения количество осадков. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Погода. Изучение элементов погоды. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.

Климат, его характеристика.

Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Адаптация человекам разным климатическим условиям. Пояса освещенности.

Причины влияющие на климат: географическая широта, высота над уровнем моря и т.д

Характеристика основных метеоэлементов Ростовской облает. Сезоны года на Дону. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека па климат нашего края.

Практическая работа:

  1. Организация наблюдений за погодой своей местности*.

  2. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

  3. Обработка данных метеонаблюдений за погодой своей местности.

  • Отработка методики сбора метеоинформации с помощью простейших приборов;

  • Построение графика изменения температуры и облачности своей местности в январе (на основе личных наблюдений) и июле (по данным за прошлые года). Анализ полученных данных и данных климатической карты Ростовской области

  • Построение графика суточной температуры воздуха, определение суточной амплитуды температур.

  • Построение розы ветров своей местности.

  • Выделение и описание преобладающих типов погоды за период наблюдения.

Тема 4: Биосфера (8 ч)

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Широтная зональность и высотная поясность. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Описание природных зон Земли географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Распространение организмов в океане. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Практические работы:

  1. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды.

  2. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

  3. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Состояние окружающей среды, его изменения, влияние на качество жизни населения.

Особенности животного мира Ростовской области. Адаптация животных к природным условиям региона. Рыбные запасы и рыборазведение. Использование и охрана животного мира Ростовской области

Растительность Ростовской области зональная и иитразональная. Естественные и антропогенные леса. Приспособление растительности к особенностям климатических условий нашего края. Основные типы почв на территории Ростовской области, условия их образования. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению. Сохранение растительного и животного мира Донского края. Заповедники, заказники и уникальные природные объекты.

Практическая работа:

1. Описание типичных растительных сообществ своей местности.

Структура работы:

1. Выделение типичных растительных сообществ.

2. Описание составляющих их растений и условий их обитания.

3. Составление гербария типичных для данной растительности сообществ.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

  1. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

  2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  3. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

  4. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

  5. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений: описание результатов этих работ.

  6. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения: самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

  1. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом иди развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  2. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  3. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  4. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Рефлексивная деятельность

  1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

  2. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  3. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  4. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)

  5. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Раздел III: НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (6 ч)

Тема 1: Численность населения Земли, расовый состав (2 ч)

Основные человеческие расы, равенство рас. Общая численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов: городские и сельские. Типы населенных пунктов Ростовской области. Человек - часть биосферы.

Тема 2: Человек и природа (4 ч)

Человек как часть природы, его хозяйственная деятельность. Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимодействии компонентов: природные условия, население. Хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

  1. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

  2. Выделение характерных причинно-следственных связей.

  3. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

  4. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

  5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

  1. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом иди развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  2. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  3. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  4. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  5. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

  1. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  2. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.





Тематическое планирование курса

Наименование раздела

Всего часов

В том числе часов на:

Уроки

Контрольные работы

Практические работы

проекты

1

Введение

2

2


1


2

РАЗДЕЛ I: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

14

9

1

4


3

РАЗДЕЛ II: ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ.

48

35

3

10


4

Раздел III: НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

6

3

2


1


Тематическое планирование курса


Наименование раздела

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности

Кол-во часов

1

ВВЕДЕНИЕ.

Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля - планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна

Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца»

2

РАЗДЕЛ I: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

14

2

Тема 1: План местности

Что такое план местности? Условные знаки. Зачем нужен масштаб? Выбор масштаба. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности

Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный

6

3

Тема 2: Географическая карта

Форма Земли. Размеры Земли. Глобус - модель земного шара. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний Определение географических координат объектов

8

РАЗДЕЛ II: ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ.

48

4

Тема 1: Литосфера

Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры.

Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению

10

5

Тема 2: Гидросфера

Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан?

Составление схемы мирового круговорота воды. Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов

15

6

Тема 3: Атмосфера

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы

Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом

15

7

Тема 4: Биосфера

Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность Воздействие организмов на земные оболочки.

Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану.

8

Раздел III: НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

6

8

Тема 1: Численность населения Земли, расовый состав

Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли.

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников.

2

9

Тема 2: Человек и природа

Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления

Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)

4




Календарно - тематическое планирование по географии.

6 класс (70 часов, 2 часа в неделю)


Наименование раздела/ Тема урока

Дата

Элементы содержания

Практическая

работа

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

Форма контроля

Дом. задание

ВВЕДЕНИЕ. (2 ч)


1

1

География как наука.

Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия.

Практические

работы:

Организация и обучение приемам учебной работы; наблюдение за погодой, фенологическими явлениями.

Знать понятие «география»

Уметь определять этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Фронтальный опрос

*1,2 вопр с. 4

Подготовить сообщение об одном из географических открытий, исследователе (по выбору)

2

2

Земля как планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы.

Знать планеты Солнечной системы.

Уметь находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности

Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Фронтальный опрос

*3 вопр с 9

РАЗДЕЛ I: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. (14 ч)

Тема 1: План местности (6 ч)


3

1

План местности, его основные параметры и элементы: условные знаки, способы картографического изображения.

Что такое условные знаки и легенда.

Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные.

Знать понятие «План местности».

Уметь находить на местности и топографической карте условные знаки разных видов, описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

Работа карточками «Условные знаки» с текстом Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Географический диктант

*4 зад 2-4 с 12

4

2

Масштаб.

Виды масштаба. Измерение расстояний и направлений на плане.

Знать что показывает масштаб, виды записи масштаба.

Уметь определять с помощью линейного масштаба расстояния

Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот

Сам. Раб «Определение расстояний по карте (любой масштаб)

*5 зад 4 -6 с 14

5

3

Ориентирование на местности.

Стороны горизонта. Азимут, определение направлений по плану.

«Ориентирование на местности с помощью компаса»

Знать основные и промежуточные стороны горизонта; способы ориентирования на местности; понятие «азимут».

Уметь определять направления по компасу.

Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира

Практ. работа

*6 вопр 1-5 с 16

6

4

Изображение неровности земной поверхности на плане.

Рельеф. Относительная и абсолютная высота, точки местности.

Знать понятия «Абсолютная и относительная высота». Уметь решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

Решение практических задач

*7 зад5 ,6 с 20

7

5

Способы съемки плана местности.

Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Знать способы съемки местности.

Уметь составлять план местности

Использовать оборудование для глазомерной съёмки.

Составлять простейший план небольшого участка местности

Составление плана школьного двора

*8 вопр с.23

8

6

Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте

План местности, его чтение и составление. Чтение топографического плана местности.

Практические работы:

Составление плана местности*.

Знать способы съемки местности.

Уметь составлять план местности

Работа с картой, компасом, топографическим планом

Тест»План местности»

Оформление плана школьного двора

Тема 2: Географическая карта (8 ч)


9

1

Форма, размеры, движения Земли. Глобус - модель земного шара.

Земля в Солнечной системе Состав Солнечной системы. Система «Земля - Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.

Знать «космический адрес» планеты Земля.

Уметь находить информацию (в Интернете и других источниках) на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

Работа с глобусом

*9 вопр с 25

10

2

Географическая карта, ее основные параметры и элементы. Классификация карт.

Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.

«Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурной карты»

Знать виды карт, ее параметры

Уметь читать карты различных видов на основе анализа легенды.

Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий.

Работа в парах у карты

*10 вопр 27

11

3

Градусная сеть.

Меридианы и параллели. Измерение расстояний и направлений на географической карте.

Знать понятия «параллели» и «меридианы».

Уметь использовать параллели и меридианы для определения координат точек

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.

*11 вопр 3-6 с 29

12

4

Практическая работа «Измерение расстояний и направлений на географической карте.»

Измерение расстояний и направлений на географической карте.

Знать способы определения расстояний и направлений на карте.

Уметь применять разные способы определения расстояний по географической карте.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов

Решение практических задач

*11

13

5

Географическая широта, способ ее определения.

Способы определения географической широты

Знать понятие «географическая широта»

Уметь определять по картам географическую широту

Работа с картой по определению географической широты

Решение практических задач

*12 вопр 3-6 с32

14

6

Географическая долгота. Географические координаты.

Способы определения географической долготы и географических координат

Знать понятие «географическая долгота», «географические координаты»

Уметь находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам, определять расстояния с помощью градусной сетки

Работа с картой по определению географической долготы

Решение практических задач

*13 вопр1-5 с 34

15

7

Многообразие географических карт Ростовской области.

Многообразие географических карт Ростовской области, особенности работы с ними для получения информации о регионе.


Практическая работа.

Чтение физической карты Ростовской области.

Знать о многообразии географических карт Ростовской области. Уметь находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам, определять расстояния с помощью градусной сетки

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

Сам . раб «Определение географических координат»

16

8

Контрольная работа по теме «План местности», «Географическая карта»

Знать основные понятия по темам «План местности», «Географическая карта»

Уметь на практике применять полученные знания

На практике применять полученные знания


РАЗДЕЛ II: ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ. (48 ч)

Тема 1: Литосфера(10 ч)


17

1

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие.

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.

Знать строение земной коры и литосферы.

Уметь сравнивать типы земной коры.

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Составление схемы «Строение литосферы», Строение земной и океанической коры»

*16 вопр с.41

18

2

Горные породы.

Изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Их свойство и использование человеком: рудные, горючие, строительные и т.п.

Знать классификацию горных пород по происхождению.

Уметь пользоваться простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам

Работа с коллекцией горных пород

*17 вопр с 44

19

3

Практическая работа: «Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Ростовской области»

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Ростовской области»

.

Знать горные породы Ростовской области.

Уметь пользоваться простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам

Отчет о проделанной работе

20

4

Основные виды движение земной коры.

землетрясение, вертикальные и горизонтальные движения земной коры их следствие.

Знать виды движений земной коры.

Уметь находить информацию (в любых источниках) о сейсмических зонах Земли.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Создание схемы горизонтального, вертикального движения земной коры

*18 зад. 1,2,6 с 49

21

5

Извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Вулканизм. Строение вулкана, виды вулканов.

Знать понятие «вулкан», части вулкана.

Уметь анализировать последствия вулканизма

Составление схематичного изображения вулкана

Тест (горные породы, движения земной коры)

*19 вопр с 52

22

6

Формы рельефа суши. Горы

Горы, их рельеф, строение (складчатые и глыбовые), различие по высоте. Изменение гор под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах.

Знать понятия «Рельеф», «Гора».

Уметь различать горы по высоте и находить примеры на географической карте.

работа с картой по нахождению гор, определению их по цвету и высоте

*20 зад 3,5 с 56

23

7

Равнины суши.

Равнины суши, их рельеф, различия по высоте. Изменение равнин под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей на равнинах. Природные памятники литосферы.

Знать понятия «Равнина», их типы

Уметь различать равнины по высоте и находить примеры на географической карте

Работа с картой нахождению равнин, определение их по цвету и высоте

Работа в парах около карты

*21 зад 3,4 с 63

24

8

Практическая работа: «Наблюдение за объектами литосферы, описание по карте»

Характерные черты рельефа Ростовской области. Природные и антропогенные формы рельефа, характерные для Ростовской области»

Знать характерные черты рельефа Ростовской области.

Уметь описывать по карте положение форм рельефа

Работа с картой РО. Определение природных и антропогенных форм рельефа

25

9

Рельеф дна Мирового океана.

Рельеф дна Мирового океана. его изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Знать формы рельефа дна Мирового океана.

Уметь анализировать по карте дно мирового океана

Работа с рис 45

*22 вопр с 67

26

10

Контрольная работа по теме «Литосфера»

Знать основные понятия по теме «Литосфера»

Уметь применять знания на практике.


Тема 2: Гидросфера (15 ч)


27

1

Гидросфера.

состав и строение гидросферы. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере

Знать понятие «Гидросфера»

Уметь выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать Описывать значение воды для жизни на планете

Работа с рис. 47. Составление схемы «Строение гидросферы»

*23 вопр с. 70

28

2

Мировой океан и его части.

Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей. Деление Мирового океана на 4 части, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединения их - проливы.

Знать части Мирового Океана.

Уметь анализировать взаимодействие Мирового океана с сушей.

Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.

Географический диктант

*24 вопр 1- 5 с 73

29

3

Свойства Мирового океана: соленость, температура.

Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года

Знать закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.

Уметь строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.

*25 вопр изад

30

4

Движение вод

Ветровые волны, цунами. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод

Знать виды движения вод мирового океана.

Уметь анализировать влияние движения вод на жизнь планеты.

Составлять схему «Виды движения вод»

Индивидуальный опрос

*26 вопр с 79

31

5

Океанические течения. Изучение океана.

Океанические течения. Изучение океана.

Знать виды океанических течений; их влияние на климат суши.

Уметь определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана; обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения

Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана.

Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана.

*27,28 зад 3,4 с 81

32

6

Подземные воды суши (грунтовые и межпластовые).

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, особенностей горных пород. Минеральные воды

Знать о видах грунтовых вод.

Уметь находить дополнительную информацию (о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

Составление схемы межпластовых вод

*29 вопр с. 86

33

7

Поверхностные воды суши. Реки.

Реки, элементы речной долины. Речная система, бассейн, реки и водораздел

Знать понятие «река»; элементы речной долины.

Уметь определять исток, устье, притоки реки

Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы.

Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт

Географический диктант

*30 87 -89 вопр 1 - 5с 95

34

8

Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа.

Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа

Знать типы питания рек.

Уметь анализировать зависимость рек от рельефа

Работа с картой. Определение зависимости рек от рельефа

*30 90 - 94

35

9

Озера.

Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые).

Знать типы озер по происхождению котловин.

Уметь определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

Работа в парах около карты на знание номенклатуры

*31 вопр с 98

36

10

Особенности гидрографической сети Ростовской области..

Р. Дон и её притоки: основные гидрологические характеристики. Озеро Маныч-Гудило - уникальный водоем. Водохранилища, каналы и пруды - характерные антропогенные водные объекты нашего края

Характеристика речной системы р. Дон (по плану).

Знать особенности гидрографической сеть ростовской области.

Уметь давать характеристику речной системе по плану

Работа с картой РО, типовым планом характеристики реки

*30,31 см. консп

37

11

Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря..

Использование водных ресурсов Ростовской области. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов области, их охрана

Описание географического положения Азовского моря (по плану).

Знать экологические проблемы водоемов Ростовской области.

Уметь описывать географическое положение моря по плану.

Тест «Река. Озеро»

Сообщение «Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов области, их охрана»

38

12

Ледники и многолетняя мерзлота.

Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения.

Знать закономерности распространения ледников и мерзлоты.

Уметь находить информацию об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты

Описывать географическое положение областей оледенения.

*32 вопр с 101

39

13

Искусственные водоемы.

каналы, водохранилища, пруды. Природные памятники гидросферы. Использование и охрана поверхностных вод.

Знать положение крупнейших водохранилищ.

Уметь подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Определение по карте искусственных водоемов

*33,34 вопр с.104

40

14

Практическая работа: «Описание водных объектов»

Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания школьников)*

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание по карте»

Знать план описания водного объекта

Уметь описывать водные объекты по плану.

4.Нанесение на контурную карту Ростовской области основных водных объектов края.

41

15

Контрольная работа по теме «Гидросфера»

Знать основные понятия по теме «Гидросфера»

Уметь применять знания на практике.


Тема 3: Атмосфера (15 ч)


42

1

Атмосфера.

ее состав, строение, циркуляция, значение. Изменение температуры с высотой. Изучение атмосферы.

Знать состав воздуха атмосферы; строение атмосферы; значение атмосферы.

Уметь составлять схему «Строение атмосферы»

Объяснять значение атмосферы для природы Земли.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов.

Составление схемы «Строение атмосферы»

*35 вопр с 108

43

2

Температура воздуха.

Температура воздуха. Способы определения средних температур

Практическая работа: Организация наблюдений за погодой своей местности*.

Знать способы определения средних температур воздуха.

Уметь определять средние температуры воздуха

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды.

Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.

Определение амплитуды температуры

*36 зад 3 с 111

44

3

Изменение температуры воздуха в течение года. Годовой ход температуры.

Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы.

Знать причины изменения температуры в течение года

Уметь вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение года на основе данных дневников наблюдений погоды.

Анализировать графики годового хода температур.

Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.

Нахождение средних температур по данным календарей погоды

*37 вопр 4,5 с 113

45

4

Практическая работа «Годовой ход температуры.»

Годовой ход температуры

Знать причины изменения температуры в течение года

Уметь вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение года на основе данных дневников наблюдений погоды.

Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей.

Нахождение средних температур по данным календарей погоды

*37

46

5

Атмосферное давление..

Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления Выявление зависимости давления воздуха от высоты

Знать понятие «атмосферное давление».

Уметь определять атмосферное давление

Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли.

Тест «Температура воздуха»

*38 вопр с 115

47

6

Ветер

Образование ветра и его, зависимость от атмосферного давления. Способы определения направлений преобладающих ветров.

Знать что такое ветер, причины его образования

Уметь строить розу ветров на основе имеющихся данных

Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра), по картам.

Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров

Решение практических задач

*39 вопр 3 -5 с 120

48

7

Водяной пар, облака, облачность.

Абсолютная, относительная влажность воздуха.

Знать разновидности влажности воздуха; типы облаков.

Уметь определять влажность воздуха

Определение относительной и абсолютной влажности воздуха

Решение практических задач

*40 вопр с 124

49

8

Атмосферные осадки.

Способы определения количество осадков. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Знать понятие об атмосферных осадках

Уметь читать диаграммы распределения годовых осадков по месяцам

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных.

Работа с форзацем №2: определение типов атмосферных осадков

*41 вопр с.127

50

9

Погода.

Изучение элементов погоды. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов

Знать понятие о погоде; ее основные элементы.

Уметь характеризовать текущую погоду

Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.

Работа с форзацем №2: определение типов погод

*42 вопр 2-5 с 129

51

10

Климат, его характеристика.

Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Знать понятие о климате; климатообразующие факторы.

Уметь характеризовать климат территории

Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте.

*43 вопр с. 131

52

11

Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Адаптация человекам разным климатическим условиям. Пояса освещенности.

Знать причины неравномерного распределения тепла и влаги.

Уметь сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.

Работа с табл9 с 137

*44 вопр2,3 с 137

53

12

Причины влияющие на климат: географическая широта, высота над уровнем моря и т.д


Континентальный, морской климат.

Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Знать причины влияющие на климат.

Уметь получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм

Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли.

Работа с рис. 90

*45 вопр с 141

54

13

Характеристика основных метеоэлементов Ростовской облает.

Сезоны года на Дону. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека па климат нашего края.

Знать основные метеоэлементы в Ростовской области.

Работа с климатической картой РО

Консп.

55

14

Практическая работа «Обработка данных метеонаблюдений за погодой своей местности»

Уметь обрабатывать данные метеонаблюдений

Работа с календарями погоды

Повтор *35 - 45

56

15

Контрольная работа по теме «Атмосфера»

Знать основные понятия по теме «Атмосфера»

Уметь применять знания на практике.


Тема 4: Биосфера (8 ч)


57

1

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами.

Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Широтная зональность и высотная поясность. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды.

Знать понятие «Биосфера», ее границы.

Уметь объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере.

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границ биосферы.

Описывать сферу распространения живых организмов.

Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере

Составление схемы «Царства Природы», «Взаимосвязь сфер Земли»

*46 вопр 1-5 с 145

58

2

Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

Описание природных зон Земли географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Знать природные зоны мира.

Уметь объяснять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам.

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

Работа с картой природных зон мира

*47 вопр и зад

59

3

Распространение организмов в океане..

Сохранение человеком растительного и животного мира Земли

Знать группы организмов в океане.

Уметь характеризовать группы организмов в океане.

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

Поиск примеров нектона, планктона, бентоса по страницам учебника

*48 вопр и зад

60

4

Почва как особое природное образование.

Почвенный покров. Плодородие - важнейшее

свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Знать понятие «почва», «плодородие».

Уметь объяснять условия образования почв разных типов

Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма.

Зарисовать почвенный профиль в тетрадь

*49 вопр с 153

61

5

Географическая оболочка Земли.

составные части г.о, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Состояние окружающей среды, его изменения, влияние на качество жизни населения.

Знать что такое географическая оболочка, ее границы.

Уметь характеризовать ТПК

Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ.

Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек

Тест «Биосфера»

*50 вопр 155

62

6

Особенности животного мира Ростовской области.

Адаптация животных к природным условиям региона. Рыбные запасы и рыборазведение. Использование и охрана животного мира Ростовской области.

Знать виды животных РО.

Уметь обосновывать методы охраны животного мира РО

Изучение презентации «Животный мир РО», животных - гостей в нашей области. Составление списка животных Красной книги

Составление памятки «Животные Ростовской области внесенные в Красную книгу»

63

7

Растительность Ростовской области

Естественные и антропогенные леса. Приспособление растительности к особенностям климатических условий нашего края. Основные типы почв на территории Ростовской области, условия их образования. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования.

Практическая работа:

Описание типичных растительных сообществ своей местности.

Знать виды растений РО.

Уметь обосновывать методы охраны растительного мира РО

Изучение презентации «Растения РО», составление схемы влияния антропогенной деятельности на здоровье почв

Составление гербария по темам: «Лекарственные растения Дона», «Растения Ростовской области»

64

8

Способы определения качества окружающей среды.

меры по ее сохранению и улучшению. Сохранение растительного и животного мира Донского края. Заповедники, заказники и уникальные природные объекты.

Знать понятие «качество окружающей среды».

Уметь характеризовать меры по охране окружающей среды

Создать правила сохранения природного мира РО

Подготовить сообщение об одном из заповедников Ростовской области

Раздел III: НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (6 ч)

Тема1: Численность населения Земли, расовый состав (2 ч)


65

1

Основные человеческие расы

равенство рас. Общая численность населения Земли.

Знать основные человеческие расы.

Уметь различать по иллюстрациям представителей различных рас.

Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас. Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны)..

Работа с картой населения мира. изучение презентации «Человеческие расы

*51,52 вопр изад

66

2

Основные типы населенных пунктов: городские и сельские.

Типы населенных пунктов Ростовской области. Человек - часть биосферы.

Знать типы населенных пунктов.

Уметь определять типы населенных пунктов по признакам

Определить признаки населенных пунктов

*53,54 вопр и зад

Тема 2: Человек и природа (4 ч)


67

1

Человек как часть природы, его хозяйственная деятельность.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимодействии компонентов: природные условия, население. Хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Знать своеобразие географических комплексов.

Уметь анализировать влияние хозяйственной деятельности на природу

Составление схемы «Человек как причина стихийных явлений»

55 вопр и зад

68

2

Защита проекта «Мой родной край»


69

3

Итоговая контрольная работа по курсу «География. Начальный курс»

Знать основные понятия по курсу «География. »

Уметь применять знания на практике.

70

4

Анализ контрольной работы по курсу «География. Начальный курс»







Литература/Материально - техническое обеспечение

Программа

Примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

«Примерная программа по учебным предметам. География 6-9 классы. (Стандарты второго поколения). Проект»- М.: Просвещение.2012.

Основная литература

Базовый учебник

Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2012.

Методические пособия для ученика

География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.

Контурные карты с заданиями "Начальный курс географии. 6 класс",- М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.

Учебно-методические пособия по отслеживанию результатов работы

Баранчиков Е.В. и др. - География Земли: задания и упражнения - М: Просвещение, 2010

Перлов Л.Е. - Дидактические карточки-задания. 6 класс. - М.: Экзамен, 2010.

Пятунин В.Б."Контрольные и проверочные работы по географии. 6 - 10 классы", М., "Дрофа", 2010;

Смирнова М.С. - Тесты по географии: 6 класс - М.: Экзамен, 2010.

Учебно-методические пособия для учителя

Дмитриева Л.М. - Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.- М.: Дрофа, 2010.

Клюшникова М.В. - Олимпиады, 6 класс. - Волгоград: Корифей, 2009.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: "ВАКО", 2011.

Перепечева Н.Н. - Нестандартные уроки: 6-7 кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2009.

Болотникова Н.В. - Рабочие программы по географии. 6-9кл. - М.: Глобус, 2008

Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Дополнительная

литература

Аржанов С. П. - Занимательная география - М.: Просвещение, 2008.

Губарев В.К - Тайны географических названий - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

Гумилевкая М. Как открывали мир - М.: Детская литература, 1977.

Еремина В.А., Притула Т.Ю. - Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.

Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. - М.: Школа-ПРЕСС, 1993.

Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) - М.: Дрофа, 2008.

Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели - М.: Муравей, 1996.

Майорова Т.С. География: справочник щкольника - М.: Слово, АСТ, 1996.

Перлов Л.Е. - География в литературных произведениях - М.: Дрофа, 2005.

Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь - М.: Русские словари, 1998.

Томилин А.М. - Как люди открывали мир - М.: Просвещение, 2008.

Ушакова О.Д. - Великие путешественники - С-ПБ: Литера,2006.

Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. - география в таблицах и диаграммах - М.: Астрель, АСТ, 2007.

Яворовская И. - Занимательная география - Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Электронные издания

Презентации к урокам

Карты

Карта: Физическая карта мира

Карта: Физическая карта полушарий

Карта: Физическая карта Российской федерации

Карта: Политическая карта мира

Карта: Административно-территориальное деление РФ

Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org/ - Википедия

megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

vokrugsveta.ru/ -журнал Вокруг света

rgo.ru/ - Русское географическое общество

nat-geo.ru/ -National Geographic Россия

slovari.yandex.ru/ -словари

geoglobus.ru/ - Геолого-географическое обозрение Земли. Оболочки Земли.

gao.spb.ru/russian/index.html - Пулковская обсерватория

fmm.ru/ - Минеарологический музей им. Ферсмана

mchs.gov.ru/ - МЧС России

ocean.ru/ - институт океанографии

gismeteo.ru/city/weekly/4394/ Погода в Рязани

sgm.ru/49/ - Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского

Техническое обеспечение

ПК, экран, проектор






Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

1. Называть или показывать:

- существенные признаки плана местности, гей графической карты, виды масштабов картографических изображений;

- форму и размеры Земли (длина окружности);

- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа суши и дна океана их различия по высоте;

- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

- части Мирового океана;

- среднюю соленость вод океана;

- воды суши подземные и поверхностные;

- речную систему, речной бассейн;

- компоненты ПТК;

- правила поведения в природе;

- причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

- главную причину образования ветра;

- главную причину образования облаков, осадков;

- пояса освещенности Земли;

- географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

- связей между элементами погоды;

- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

- воздействия организмов на компоненты неживой природы;

- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

- меры по охране природы в своей местности;

- горных пород и минералов, их использования человеком;

- влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

- взаимосвязей: река - рельеф;

- искусственных водоемов;

- из истории географических исследований и открытий.

3. Определять:

- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

- абсолютные и относительные высоты;

- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;

- по карте географическое положение объектов;

- по образцам: осадочные и магматические горные породы;

- фенологические сроки начала времен года,

Описывать:

- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.









СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ островской сош

От 22. 08.2014 года №1










СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Сусликова Э.Н




© 2010-2022