- Преподавателю
- География
- Открытый урок по теме
Открытый урок по теме
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Быкова А.В. |
Дата | 25.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель Быкова Александра Викторовна
МБОУ СОШ № 28 г. Березники, Пермского края, урок для учащихся 5 класса.
Урок по теме «Вулканы»
Цель урока: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, выявит причины возникновения вулканов, развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений искусства; формировать представления о профессиях и заинтересованное отношение к учёбе.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, технологическая карта урока.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь!
- Сегодня урок по природоведению буду вести я, учитель физики Быкова Александра Викторовна.
А что мы будем изучать на уроке, я предлагаю вам узнать, разгадав загадку:
Горный огненный фонтан называется ………. (вулкан) слайд 1
Эпиграф к уроку: Трудно было человеку
миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Словно верил чудесами,
Он всего-всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясение, -
Трудно было ему жить.
И решил он: что ж бояться?
Лучше просто всё узнать,
Самому во всё вмешаться,
Людям правду рассказать.
Сегодня здесь на уроке, я надеюсь, собрались именно такие
отважные и смелые ученики. Если это так, то мы отправимся с вами в путешествие по вулкану.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
Но перед тем как отправиться в путешествие по вулкану, мы соберём багаж знаний, который может понадобиться нам в исследовании вулкана:
-
Давайте вспомним строение Земли. (Из нескольких слоёв: в центре твёрдое раскалённое ядро, оно окружено полужидкой раскалённой мантией, затем земная кора - тонкий и твёрдый слой.)
-
Кто знает, что означает слово «вулкан»?
Слово «вулкан» происходи от латинского «вулканус», что означает «огонь, пламя». Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов. Слайд 2
В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нём возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из её вершины вырывался чёрный дым, ярко - красное пламя, вылетали раскалённые камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана…. Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя учёные давно установили истинные причины извержения вулканов.
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
- Итак, тема сегодняшнего урока «Вулканы».
- У каждого из вас на парте лежит дневник путешественника, с которым вы будите работать по ходу путешествия по вулкану. Запишите в это дневник тему нашего урока и определение вулкана. (Слайд 3)
- Сегодня все мы будем вулканологами (Слайд 4) - люди, занимающиеся изучением вулканов. Одним из представителей этой профессии был польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.
- Итак, наша цель: как покорить вулкан, а чтобы его покорить, что нам надо будет знать:
-
Что такое вулкан?
-
Каково его строение?
-
Виды вулканов.
-
Причина извержения.
-
Как происходи извержение вулкана?
-
Создадим свою модель вулканов и назовём её.
Ну что ж начнём своё путешествие!
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «Вулкан»? (огнедышащая гора)
-Почему материк движется ? (та как земная кора и верхний твёрдый слой мантии - не сплошные, а состоят из отдельных частей - плит. Плиты движутся (медленно) - скользят по размягчённому слою мантии).
-Что происходит, когда плиты смыкаются? (землетрясение и извержение вулканов).
-Что такое мантии - что это за слой земли? (полужидкая раскалённая мантия, температура 2000 °С.)
Пластичное, размягчённое вещество мантии называется магмой. (Слайд 5). Она появляется там, где давление уменьшается, и раскалённая мантия не может оставаться в твёрдо состоянии. Обычно вблизи границ плит. Место, в котором образуется и накапливается магма, называется очагом магмы. (Слайд 6).
- Мы, попав на дно вулкана - в первый пункт нашего путешествия, исследовали его.
Продолжаем продвигаться по вулкану.
- Магмы накапливается огромное количество. Что с ней происходит дальше?
Проведём эксперимент: окрашенная вода наливается в блюдце. В сухой стакан кладётся бумага и поджигается с помощью спичек. Горящая в стакане бумага вместе со стаканом переворачивается и опускается в блюдце с окрашенной водой. Вода устремляется вверх.
- А благодаря чему она поднимается вверх? (под давлением)
- Каким образом поднимается вверх? (просачивается по трещинам в земной коре)
Канал, по которому поднимается магма, называется жерлом. (Слайд 7).
Вот мы исследовали ещё один пункт нашего путешествия (делаем отметку в технологической карте).
- Давайте поднимемся на самую верхнюю точку вулкана. В верхней части вулкана образуется чашеобразное углубление - вулканический кратер. (Слайд 8).
Примеры вулканов: (Слайд 9)
Эльбрус - действующий вулкан, расположенный на п-ове Росса в Зап.Антарктиде.
Тааль -действующий вулкан на юго-западе острова Лусон на Филиппинах.
Этна -действующий вулкан, расположенный на острове Сицилии в Италии; самый высокий в Европе.
Пинатубо -вулкан на острове Лусон на Филиппинах.
Мауна -Лоа -действующий вулкан, часто извергающийся вулкан на острове Гавайи, в Тихо океане.
Арарат - самый высокий вулканический массив Армянского нагорья, расположенный в Турции близ границы с Арменией и Ираном, состоящий из двух слившихся основаниями конусов.
Через это углубление магма изливается на земную поверхность и называется лавой, образуя конусы вулканов. (Слайд 10)
Рассмотрим типы вулканов:
Ι. Группа вулканов по типу лавы (Слайд 11)
Если лава густа, вязкая, то она остывает быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса - это конический вулкан.
Опыт: сода+уксус
Если лава жидкая, растекаеся быстрее, остывает едленнее, успевает стечь на более значительное расстояние, склоны пологие - это щитовидный вулкан
Иногда вязкая лава может застыть в канале, образуя пробку. Но сильное давление снизу выталкивает её, происходи сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб -вулканическая бомба.
А как вы считаете, только ли лава выходи на поверхность? (газы, пары воды, тучи пепла, вулканическая пыль). Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров.
ΙΙ. Группа вулканов по активности (Слайд 12)
Действующие
-извергаются более (менее) регулярно. На земном шаре примерно 850 таких вулканов на всех материках кроме Австрии
Уснувшие
-это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться
Потухшие
Извержение прекратилось совсем. О них нет никаких сведений. Об их жизни свидетельствует конусообразная форма горы и кратер на вершине.
ΙΙΙ. Группа вулканов по месту расположению(Слайд 13)
На суше
В воде
Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то они образуют остров вулканического происхождения (Гавайские, Курильские острова)
Теперь, когда вы выбрались из вулкана (пока всё спокойно и можно и отдохнуть) проведём физминутку:
-
Вправо, влево, вверх, вниз - глаза.
-
Поднимем руки вверх и показали потухший вулкан.
-
Поднимем руки вверх и показали действующий вулкан.
Хорошо, молодцы! Но надо завершать наше путешествие по вулкану, так как это опасное природное явление. Заполняем дневник путешественника.
Во время него содрогается Земля. С гулом выбрасываются тучи горячего пепла, по склонам течёт раскалённая лава. Температура огненных рек превышает 1000 °С. Вулканические горы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая всё на своём пути.
А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувия в Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум, Стабию. (Слайд 14, 15,16)
А только ли отрицательная роль вулканов? В чём заключается «благоприятная роль» вулканов?
При извержении мага в виде лавы образуются магматические породы (пемза, базальт, гранит) - применяются для строительства, абразивный материал, тепло-звуко-элекроизоляция.
ΙV. Закрепление изученного материала.
Возвращаемся к наши целям покорения вулкана. На все ли вопросы мы ответили? (Да).
Значит, мы покорили вулкан? (Да)
Покоряя вулкан ы усвоили, что такое вулкан, его строение, виды вулканов, причины извержения и как происходит извержение вулкана.
Чтобы закрепить наши полученные знания мы создадим макет отдельно стоящего вулкана (или вулканической страны).
1 команда - действующий вулкан
2 команда - потухший вулкан.
V. Рефлексия.
Путешествие от вулкана к вулкану подошло к концу и не хотелось бы, чтобы вы оценили нашу с вами работу. Вы устанавливаете на вулкан тот флажок, который соответствует следующим требованиям и на флажке обязательно подписываете Ф.И. класс:
Красный флажок - понравилось всё, урок был интересным.
Жёлтый флажок - урок понравился, но было скучно на уроке.
Зелёный флажок - урок совсем не понравился.
VΙ. Домашнее задание.
Найти информацию о каком либо вулкане и рассказать на следующе уроке.
ФИ. класс
Тема урока……………………………………………………..
-
Вулкан- это…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………
-
Закончите схему "Строение вулкана"
Группы вулканов по типу лавы3. Заполните схемы:
Группы вулканов по активности
Группы вулканов по месту расположения
4."Найдите пару:
Чашеобразное углубление на вершине вулкана
Жерло
Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.
Кратер
Канал, по которому магма движется к земной коре
Вулкан