Открытый урок по теме

Урок изучения нового материала для 5 класса. Цель урока: расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  выявит причины возникновения вулканов, развивать умения сравнивать, анализировать,  делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений искусства; формировать представления о профессиях и заинтересованное отношение к учёбе. Урок применялся на школьном этапе "Учитель - года 2009". К уроку сделана презентация. Также к уроку в приложении вложены технол...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеОткрытый урок по темеУчитель Быкова Александра Викторовна

МБОУ СОШ № 28 г. Березники, Пермского края, урок для учащихся 5 класса.

Урок по теме «Вулканы»

Цель урока: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, выявит причины возникновения вулканов, развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений искусства; формировать представления о профессиях и заинтересованное отношение к учёбе.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, технологическая карта урока.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь!

- Сегодня урок по природоведению буду вести я, учитель физики Быкова Александра Викторовна.

А что мы будем изучать на уроке, я предлагаю вам узнать, разгадав загадку:

Горный огненный фонтан называется ………. (вулкан) слайд 1



Эпиграф к уроку: Трудно было человеку

миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Словно верил чудесами,

Он всего-всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясение, -

Трудно было ему жить.

И решил он: что ж бояться?

Лучше просто всё узнать,

Самому во всё вмешаться,

Людям правду рассказать.

Сегодня здесь на уроке, я надеюсь, собрались именно такие

отважные и смелые ученики. Если это так, то мы отправимся с вами в путешествие по вулкану.

ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.

Но перед тем как отправиться в путешествие по вулкану, мы соберём багаж знаний, который может понадобиться нам в исследовании вулкана:

  • Давайте вспомним строение Земли. (Из нескольких слоёв: в центре твёрдое раскалённое ядро, оно окружено полужидкой раскалённой мантией, затем земная кора - тонкий и твёрдый слой.)

  • Кто знает, что означает слово «вулкан»?

Слово «вулкан» происходи от латинского «вулканус», что означает «огонь, пламя». Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов. Слайд 2

В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нём возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из её вершины вырывался чёрный дым, ярко - красное пламя, вылетали раскалённые камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана…. Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя учёные давно установили истинные причины извержения вулканов.

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Вулканы».

- У каждого из вас на парте лежит дневник путешественника, с которым вы будите работать по ходу путешествия по вулкану. Запишите в это дневник тему нашего урока и определение вулкана. (Слайд 3)

- Сегодня все мы будем вулканологами (Слайд 4) - люди, занимающиеся изучением вулканов. Одним из представителей этой профессии был польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.

- Итак, наша цель: как покорить вулкан, а чтобы его покорить, что нам надо будет знать:

  • Что такое вулкан?

  • Каково его строение?

  • Виды вулканов.

  • Причина извержения.

  • Как происходи извержение вулкана?

  • Создадим свою модель вулканов и назовём её.

Ну что ж начнём своё путешествие!

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «Вулкан»? (огнедышащая гора)

-Почему материк движется ? (та как земная кора и верхний твёрдый слой мантии - не сплошные, а состоят из отдельных частей - плит. Плиты движутся (медленно) - скользят по размягчённому слою мантии).

-Что происходит, когда плиты смыкаются? (землетрясение и извержение вулканов).

-Что такое мантии - что это за слой земли? (полужидкая раскалённая мантия, температура 2000 °С.)

Пластичное, размягчённое вещество мантии называется магмой. (Слайд 5). Она появляется там, где давление уменьшается, и раскалённая мантия не может оставаться в твёрдо состоянии. Обычно вблизи границ плит. Место, в котором образуется и накапливается магма, называется очагом магмы. (Слайд 6).

- Мы, попав на дно вулкана - в первый пункт нашего путешествия, исследовали его.

Продолжаем продвигаться по вулкану.

- Магмы накапливается огромное количество. Что с ней происходит дальше?

Проведём эксперимент: окрашенная вода наливается в блюдце. В сухой стакан кладётся бумага и поджигается с помощью спичек. Горящая в стакане бумага вместе со стаканом переворачивается и опускается в блюдце с окрашенной водой. Вода устремляется вверх.

- А благодаря чему она поднимается вверх? (под давлением)

- Каким образом поднимается вверх? (просачивается по трещинам в земной коре)

Канал, по которому поднимается магма, называется жерлом. (Слайд 7).

Вот мы исследовали ещё один пункт нашего путешествия (делаем отметку в технологической карте).

- Давайте поднимемся на самую верхнюю точку вулкана. В верхней части вулкана образуется чашеобразное углубление - вулканический кратер. (Слайд 8).

Примеры вулканов: (Слайд 9)

Эльбрус - действующий вулкан, расположенный на п-ове Росса в Зап.Антарктиде.

Тааль -действующий вулкан на юго-западе острова Лусон на Филиппинах.

Этна -действующий вулкан, расположенный на острове Сицилии в Италии; самый высокий в Европе.

Пинатубо -вулкан на острове Лусон на Филиппинах.

Мауна -Лоа -действующий вулкан, часто извергающийся вулкан на острове Гавайи, в Тихо океане.

Арарат - самый высокий вулканический массив Армянского нагорья, расположенный в Турции близ границы с Арменией и Ираном, состоящий из двух слившихся основаниями конусов.

Через это углубление магма изливается на земную поверхность и называется лавой, образуя конусы вулканов. (Слайд 10)

Рассмотрим типы вулканов:

Ι. Группа вулканов по типу лавы (Слайд 11)

Если лава густа, вязкая, то она остывает быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса - это конический вулкан.

Опыт: сода+уксус

Если лава жидкая, растекаеся быстрее, остывает едленнее, успевает стечь на более значительное расстояние, склоны пологие - это щитовидный вулкан

Иногда вязкая лава может застыть в канале, образуя пробку. Но сильное давление снизу выталкивает её, происходи сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб -вулканическая бомба.

А как вы считаете, только ли лава выходи на поверхность? (газы, пары воды, тучи пепла, вулканическая пыль). Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров.

ΙΙ. Группа вулканов по активности (Слайд 12)

Действующие

-извергаются более (менее) регулярно. На земном шаре примерно 850 таких вулканов на всех материках кроме Австрии

Уснувшие

-это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться

Потухшие

Извержение прекратилось совсем. О них нет никаких сведений. Об их жизни свидетельствует конусообразная форма горы и кратер на вершине.



ΙΙΙ. Группа вулканов по месту расположению(Слайд 13)



На суше

В воде

Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то они образуют остров вулканического происхождения (Гавайские, Курильские острова)



Теперь, когда вы выбрались из вулкана (пока всё спокойно и можно и отдохнуть) проведём физминутку:

  • Вправо, влево, вверх, вниз - глаза.

  • Поднимем руки вверх и показали потухший вулкан.

  • Поднимем руки вверх и показали действующий вулкан.

Хорошо, молодцы! Но надо завершать наше путешествие по вулкану, так как это опасное природное явление. Заполняем дневник путешественника.

Во время него содрогается Земля. С гулом выбрасываются тучи горячего пепла, по склонам течёт раскалённая лава. Температура огненных рек превышает 1000 °С. Вулканические горы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая всё на своём пути.

А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувия в Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум, Стабию. (Слайд 14, 15,16)

А только ли отрицательная роль вулканов? В чём заключается «благоприятная роль» вулканов?

При извержении мага в виде лавы образуются магматические породы (пемза, базальт, гранит) - применяются для строительства, абразивный материал, тепло-звуко-элекроизоляция.

ΙV. Закрепление изученного материала.

Возвращаемся к наши целям покорения вулкана. На все ли вопросы мы ответили? (Да).

Значит, мы покорили вулкан? (Да)

Покоряя вулкан ы усвоили, что такое вулкан, его строение, виды вулканов, причины извержения и как происходит извержение вулкана.

Чтобы закрепить наши полученные знания мы создадим макет отдельно стоящего вулкана (или вулканической страны).

1 команда - действующий вулкан

2 команда - потухший вулкан.

V. Рефлексия.

Путешествие от вулкана к вулкану подошло к концу и не хотелось бы, чтобы вы оценили нашу с вами работу. Вы устанавливаете на вулкан тот флажок, который соответствует следующим требованиям и на флажке обязательно подписываете Ф.И. класс:

Красный флажок - понравилось всё, урок был интересным.

Жёлтый флажок - урок понравился, но было скучно на уроке.

Зелёный флажок - урок совсем не понравился.

VΙ. Домашнее задание.

Найти информацию о каком либо вулкане и рассказать на следующе уроке.



ФИ. класс

Тема урока……………………………………………………..

  1. Вулкан- это…………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

  1. Закончите схему "Строение вулкана"

Группы вулканов по типу лавы3. Заполните схемы:


Группы вулканов по активности











Группы вулканов по месту расположения









4."Найдите пару:

Чашеобразное углубление на вершине вулкана

Жерло

Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.

Кратер

Канал, по которому магма движется к земной коре

Вулкан



















© 2010-2020