Всероссийский урок по географии Арктика-фасад России

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский урок по географии Арктика-фасад РоссииВсероссийский урок «АРКТИКА - ФАСАД РОССИИ»

Цель: познакомить учащихся с историей освоения Арктики, разнообразным органическим миром региона

Задачи: сформировать знания об истории исследования и освоения региона;

  • развить познавательный интерес к одному из красивейших уголков нашей планеты;

  • воспитать чувство гордости за свою страну.

Слайд 1

Арктика - земля холодных льдин!

Арктика - бесценные богатства.

Нефть и газ, металлы разных руд-

В недрах шельфа прячутся все тут.

Чудо-звери: овцебык и лемминг,

Белые медведи и тюлени,

Нас манят дрейфующие льды -

Чудо - край, фасад моей страны!

В-1 А́рктика (от греч. ἄρκτος - «медведица», ἀρκτικός - «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь - около 27 млн. км²; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составляет 21 млн км². Слайд 3

В-2 Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику «Страной ледяного ужаса». Слайд 4

В-3 В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII-XIII веках открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века - острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. Слайд 5

В-4 Первые письменные источники, свидетельствующие об истории освоения арктических просторов, относятся к середине XVI века, когда в поисках северного пути в страны Востока сюда проникли англичане. Через несколько десятилетий к ним присоединились и предприимчивые голландцы во главе с Вильямом Баренцем. Слайд 6

В-1 Однако первым идею использования акватории Северного Ледовитого океана для морского сообщения между Европой и Азией высказал в 1525 году наш соотечественник - русский дипломат Дмитрий Герасимов, по чертежу которого была составлена первая карта бассейна Ледовитого океана. К этому же времени относится и освоение западного участка Северного морского пути - от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).

В-2 В середине ХYII века казак Семен Дежнёв (слайд7) исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 году отряд под командованием С.Дежнёва и Ф.Попова на поморских судах - кочах открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива. Таким образом, весь Северный морской путь от начала до конца был пройден русскими первопроходцами. слайд 8

В-3 Начало систематическому изучению северного побережья России положил указ Петра I об организации "Сибирской экспедиции" (1724 г.). Слайд 9

Первой попыткой комплексного исследования российской Арктики стала Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, семена Челюскина и др. (1733 - 1743 гг.). В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова.

В-4 В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, исследовано всё сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Большой Баранов. В 1746 г. по ее материалам была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона". Слайд 10

В-1 Во второй половине ХYIII русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В.Ломоносовым, а возглавил ее В.Я.Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан растительный и животный мир Шпицбергена. Слайд 11

В-2 С 1874 года начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций.

Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882-1883 годах.

Научные экспедиции под руководством Ф.П.Литке, Ф.П.Врангеля, Э.В.Толя, Г.Я.Седова и других исследователей состоялись в ХIХ в. и начале ХХ века. Слайд 12

В-3 Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Слайд 13 Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Слайд 14 Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.

В-4 В начале XX века исследования Арктики вновь активизировались. В 1913-1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание северным путем из Владивостока в Архангельск. Слайд 15

В-1 Даже в условиях революционного хаоса и гражданской войны внимание к Арктике не ослабевало. Слайд 16

В 1919 году в Сибири правительство адмирала Александра Васильевича Колчака (также крупного полярного исследователя) создало Комитет Северного морского пути ("Комсеверопуть"), перед которым ставилась задача продолжения исследовательских работ в Арктике, осуществления товарообменных экспедиций из стран Европы и Европейской части России в Западную Сибирь. Слайд 17

В-2 В Советской России с самого начала исследование Арктики оказалось среди приоритетных направлений. В 1930 году был создан Всесоюзный арктический институт при Президиуме ЦИК, который возглавил известный учёный и государственный деятель Отто Юльевич Шмидт. Слайд 18 Разработанный им план подготовки арктического судоходства одобрила Арктическая комиссия при Совнаркоме.

В-3 Программа исследования Арктики стала особенно интенсивно реализовываться в годы первых пятилеток. В 1932 году ледокольный пароход "Александр Сибиряков" совершил первое сквозное плавание от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию.

Вскоре было учреждено Главное управление Северного морского пути, которое организовывало изыскание и освоение природных ресурсов в Арктике. В европейской части страны его территория охватывала острова и моря Северного Ледовитого океана, а в азиатской - всю материковую территорию к северу от 62-й параллели. Слайд 19

В-4 Экспедиция под руководством Ивана Дмитриевича Папанина работала на первой в мире полярной научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс-1" в 1937-38 гг. Слайд 20

В-1 Во второй половине 1930-х годов для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930-1940 годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами. Слайд 21

В-2 Великая Отечественная война затронула и Арктику. Многие моряки, работавшие на судах Северного морского пути, были мобилизованы и ушли на фронт. В арктических водах немецкие военные корабли и подводные лодки пытались уничтожить морские конвои союзников с грузами для СССР. Однако суда с гражданскими и военными грузами шли как с запада на восток, так и в обратном направлении. Из портов Арктики вывозили грузы не только в отечественные порты, но и в порты Англии и США. Слайд 22

В-3 Начиная с 1950-х годов, в Арктике стали активно строиться полярные станции, промышленные предприятия, аэродромы и порты. Трасса Северного морского пути вновь заработала - объем грузоперевозок достиг 444 тысяч тонн. Масштабы арктических грузоперевозок росли из года в год и достигли к 1987 г. 6,7 млн. тонн. Во льдах арктического бассейна круглогодично работали четыре атомных ледокола: "Ленин", "Арктика", "Сибирь" и "Россия". Слайд 23

В-4 Заканчивалось строительство еще четырех атомоходов - "Советский Союз", "Таймыр", "Вайгач" и "Ямал". Планировалась постройка очередного атомохода "50 лет Победы". Самолеты ледовой разведки и бортовые вертолеты (они в те времена были почти на каждом ледоколе) оказывали помощь в проводке караванов и отдельных судов в автономном плавании. Слайд 24

В-1 В августе 1977 г. надводное судно - атомный ледокол «Арктика» (начальник экспедиции А.Н.Чилингаров) впервые достигло Северного полюса. Слайд25

В-2 Резкий спад экономики во время перестройки отразился и на транспортной и научной активности в Арктике. Значительно сократился объем грузоперевозок по трассе Северного морского пути. Но жизнь в Арктике продолжалась.

Видеофильм «Арктика: от края и до края» - 14 минут

В-3 В начале ХХI века были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа России, результаты которых легли в основу заявки РФ в Комиссию ООН по вопросам континентального шельфа. Слайд 26

В-4 Арктика становится ареной ожесточенной конкуренции граничащих с ней государств. США, Канада, Норвегия, Дания, а с недавних пор еще и Китай наращивают здесь свое научное, экономическое, и - что важно - военное присутствие. В последние годы и Россия активизировала свои действия в Арктике. Слайд 27

В-1 Россия приступила к строительству атомных ледоколов нового поколения. Слайд 28 Всего планируется построить 3 корабля проекта 22220. Головной ледокол «Арктика» будет спущен на воду в мае 2016 года и введен в эксплуатацию в 2018 году. Кроме того, до конца 2020 года в строй должны вступить «Сибирь» и «Урал». Корабли этого проекта станут крупнейшими в мире, но надеемся не надолго. Ведь в России ведется разработка проекта 10510, который будет в 2 раза мощнее проекта 22220.

В-2 По-прежнему одним из главных видов исследовательской активности в Арктике остаются морские экспедиции. Сегодня в распоряжении ученых находятся проверенные суда ледового класса и высокоточное оборудование, а на побережье Северного Ледовитого океана продолжает развиваться необходимая инфраструктура - порты, базы, наблюдательные пункты. Однако, по существу, современные исследования мало изменились со времен арктических первопроходцев. Это такие же долгие путешествия, непредсказуемые условия и тяжелый труд, наградой за который становятся новые ценные факты. слайд 29

В-3 Несмотря на трудности, с которыми сопряжены географические исследования Севера, на сегодняшний день ученым уже удалось собрать впечатляющий объем информации о климате, минеральных ресурсах, живом мире и прочих особенностях Арктики. Некоторые факты, полученные в ходе современных исследований, имеют колоссальную значимость, как, например, данные о влиянии таяния арктических льдов на ускорение процесса глобального потепления. слайд 30

В-4 Специалисты разных направлений нередко объединяют усилия и подходы, чтобы добиться максимальных результатов: к примеру, морские экспедиции в Арктике становятся намного эффективнее и безопаснее при поддержке авиации. Кроме того, все чаще современные исследования проводятся международными командами специалистов, что особенно символично на фоне начавшихся в последние годы споров о том, кому должны принадлежать богатства Арктики. Слайд 31

В-1 Географические исследования заполярного региона остаются сложной и масштабной задачей, и, как показывают факты, ключевую роль для ее решения играет кооперация стран. Международные научные предприятия, такие как морские экспедиции к Северному полюсу, по-прежнему характеризуют современные исследования Арктики как вопрос глобального значения. слайд 32-33

песня


© 2010-2022