Рабочая программа по естествознанию 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию для 10классов составлена на основе программы для общеобразовательных школ по естествознанию Министерство образования РФ .И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, И.С.Дмитриев, А.В.Ляпцев, И.И.Соколова. Просвещение Москва 2007.

Учебный предмет «Естествознание» является частью предметной области «Естественные науки» и соответственно может быть включен в виде отдельного предметного курса в основную образовательную программу для среднего (полного) общего образования образовательной организации. Программа по естествознанию для 10-11 классов предназначена в основном для гуманитарного и социально-экономического профилей и соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию на базовом уровне. На изучение предмета отводится согласно учебному плану 210 часов, что соответствует 3 часам недельной нагрузки для обучающихся.

Программа реализуется:

в 10 классе за 105 часов инвариантной части учебного плана образовательного учреждения;

в 11 классе за 105 часов инвариантной части учебного плана образовательного учреждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС) утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413, определяет в качестве приоритетных целей изучения предметной области «Естественные науки» следующие положения:

-сформированность основ целостной научной картины мира;

-формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

-создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

-сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

-сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

При использовании предлагаемого авторского УМК в качестве целей изучения интегрированного курса естествознание в старшей школе можно выделить:

обучение основам естествознания как науке о природе;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения учебных исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

воспитание убеждённости в познаваемости мира и возможности использования достижений естественных наук для развития цивилизации; осознанного отношения к реальности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

Задачами предметного курса являются:

освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на наши представления о природе, на развитие техники и технологий;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, использования и критической оценки естественнонаучной информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета и научно- популярных статьях, для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

применение естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, защиты окружающей среды.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: человек, научный метод познания, естественнонаучная картина мира, вещество и физические поля, природные объекты, их состояние, взаимодействие и движение; элементарная частица; нуклид; атом, молекула, электромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, Большой взрыв, галактика, Солнечная система, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера;

  • вклад ведущих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

уметь:

  • приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: атомно- молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химических реакций от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращение энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

  • работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно- популярных статьях: владеть методами поиска необходимой информации, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

  • энергосбережения;

  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

  • профилактики вирусных и инфекционных заболеваний; никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

  • осознанных личных действий по защите и охране окружающей среды.

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание предмета направлено на реализацию следующих требований ФГОС к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

1. Воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн).

2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

3. Принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

4. Формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

5. Формирование основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.

6. Формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

7. Формирование способности к осознанному выбору будущей профессии и реализации собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Содержание предметного курса направлено на реализацию следующих требований ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

1. Формирование умений самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

2. Формирование умений продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

3. Развитие навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыков разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

4. Формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

5. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Содержание курса направлено на реализацию следующих требований ФГОС к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

1) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

3) сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

4) сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

6) сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.

содержание учебного предмета

Введение (2 часа). Объект и предмет естествознания. Основные этапы развития естествознания. Задача современного естествознания.

Раздел 1. Человек и окружающий мир( 10 часов)

Природные объекты. Формы существования объектов. Фундаментальные взаимодействия. Природный объект как система.

Возможности человека в познании окружающего мира. Основные виды восприятия человеком сигналов из окружающего мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Объекты микромира, макромира, мегамира. Их пространственно-временные характеристики.

Демонстрации: слайды с изображением микрообъектов, макрообъектов и астрономических объектов, видеофрагменты об объектах существующего мира, оптические иллюзии, автостереограммы, микропроекция микроообъектов.

Практические работы:

Практическая работа №1.Наблюдение микрообъектов с помощью микроскопа.

Практическая работа №2.Наблюдение удаленных объектов с помощью телескопа.

Примерные темы рефератов:

  1. Структурные уровни организации материи.

  2. Чёрные дыры.

  3. Фундаментальные частицы.

  4. Геологическое время.

  5. Масштабы Вселенной.

Примерные темы проектов:

  1. Успехи современной микроскопии.

  2. Особенности восприятия света глазом человека.

  3. Объекты природы и формы их существования.

  4. Советские и российские нобелевские лауреаты.

  5. Ошибочные научные гипотезы.

Раздел 2. Научный метод ( 6 часов)

Основные составляющие научного метода: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория, применение.

Система наук о природе. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологией. Системный подход в естествознании.

Расширение возможностей человека благодаря научным и техническим достижениям.

Демонстрации: портреты Аристотеля, Декарта, Бекона, Гегеля, Галилея, Дальтона, Линнея.

Лабораторная работа:

Лабораторная работа №1.

Исследование формы поверхности мыльных пленок.

Примерные темы проектов:

Методы исследования в естественных и гуманитарных науках.

Исследование природного явления с использованием основных составляющих научного метода. ( Например, электролиза CuSO4).

Примерные темы рефератов:

  1. Рене Декарт и его метод.

  2. Взаимное влияние науки и искусства.

  3. Удивительная эффективность научного метода .

  4. История становления научного метода.

  5. Астрология и алхимия - примеры лженаук.

  6. Наука и религия.

Раздел 3. Вещество в природе ( 32 часа)

Фундаментальные частицы. Элементарные частицы. Волновые и корпускулярные свойства частиц вещества. Применение волновых свойств микрочастиц.

Нуклиды. Взаимодействие между ядрами. Ядерные реакции.

Атомы. Заполнение электронных состояний в атомах. Взаимодействие между атомами. Периодический закон и периодическая система химических элементов.

Природа химической связи. Молекулы. Разнообразие молекул Связь между структурой молекул и свойствами вещества. Макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Роль макромолекул в человеческом организме

Взаимодействие молекул.

Демонстрации:

  1. Счетчики ионизирующих излучений.

  2. Модели атомов элементов 1-го и 2-го периодов.

  3. Таблица Менделеева.

  4. Зависимость химических свойств элементов от их положения в Периодической таблице Д.И. Менделеева.

  5. Модели молекул с химическими связями разного вида.

  6. Модель молекулы воды.

  7. Межмолекулярное взаимодействие.

  8. Модель взаимодействия молекул.

  9. Модель броуновского движения.

  10. Полимерные материалы.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2:

Определение размеров молекулы касторового масла.

Практические работы: 1.Экспериментальные задачи на получение и распознавание веществ. 2. Получение и собирание газов (кислород, аммиак, оксид углерода), опыты с ними.3. Знакомство с работой жидкокристаллических индикаторов.4. Эффективное и безопасное использование средств бытовой химии. 5.Распознавание органических веществ по характерным реакциям.

Примерные темы рефератов:

  1. Вечные двигатели.

  2. Д.И. Менделеев.

  3. Свойства «знаменитых» молекул.

  4. Кристаллы.

  5. Происхождение названий химических элементов

  6. Фуллерены и их свойства.

Примерные темы проектов:

1.Загадочные природные явления.

3.Удивительные свойства воды.

Раздел 4. Свойства вещества ( 21 час)

Вещества. Связь между структурой атомов и молекул и свойствами вещества. Неорганические и органические вещества. Химические реакции. Вещество и биологические объекты. Вещество и физические тела. Тепловые свойства вещества. Агрегатные состояния вещества. Жидкие кристаллы. Внеземные вещественные объекты.

Демонстрации:

  1. Неорганические вещества.

  2. Органические вещества.

  3. Химические реакции.

  4. Тепловые эффекты химических реакций.

  5. Изменение внутреннего состояния тел за счет работы и количества теплоты.

  6. Агрегатные состояния вещества.

  7. Жидкокристаллические индикаторы.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3

Изучение особенностей перехода аморфных и кристаллических тел между жидкими и твердыми агрегатными состояниями.

Лабораторная работа №4

Исследование зависимости скорости химической реакции от различных факторов.

Практические работы:

Практическая работа №3.

Получение и собирание газов, опыты с ними.

Практическая работа №4

Распознавание органических веществ по характерным реакциям.

Практическая работа №5

Знакомство с работой жидкокристаллических индикаторов.

Практическая работа №6

Экспериментальные задачи на получение и распознавание веществ.

Практическая работа №7

Эффективное и безопасное использование средств бытовой химии.

Темы рефератов:

  1. Щелочные металлы и их свойства.

  2. Щелочноземельные металлы и их свойства.

  3. Хроматография.

  4. Многообразие органических веществ.

  5. А.М.Бутлеров.

  6. Роль металлов в истории развития человечества.

  7. Химические элементы в организме человека.

Примерные темы проектов:

  1. Агрегатные состояния вещества.

  2. Жидкие кристаллы в нашем доме.

  3. Влияние науки на развитие техники.

  4. Влияние техники на развитие науки.

Раздел 5. Физические поля ( 28 часов)

Гравитационное поле. Движение тел в гравитационном поле.

Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Принцип действия электрогенератора и электродвигателя. Использование электрической энергии. Радиосвязь и телевидение. Радиолокация.

Волновые свойства света. Корпускулярные свойства света. Поглощение и испускание света атомами. Принцип действия лазера.

Квантовые поля.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.

  2. Электрическое взаимодействие тел.

  3. Электростатическая индукция.

  4. Сохранение электрического заряда.

  5. Электрическое поле.

  6. Магнитное взаимодействие.

  7. Магнитное взаимодействие проводников с током.

  8. Сила Ампера.

  9. Магнитное поле.

  10. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.

  11. Правило Ленца.

  12. Магнитоэлектрическая индукция.

  13. Свойства электромагнитных волн.

  14. Кардиограмма и энцефалограмма.

  15. Персональный компьютер.

  16. Мобильный телефон.

  17. Цифрой фотоаппарат, цифровая видеокамера.

  18. Шкала электромагнитных волн.

  19. Распространение, отражение, преломление света.

  20. Полное внутреннее отражение света.

  21. Интерференция света.

  22. Дифракция света.

  23. Дифракционная решётка.

  24. Поляризация света.

  25. Дисперсия света.

  26. Спектры излучения газов.

  27. Фотоэффект.

  28. Оптическое волокно.

  29. Голограмма.

  30. Невесомость.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №5

Измерение ускорения свободного падения в поле тяжести Земли.

Лабораторная работа №6

Изучение отражения и преломления света

Лабораторная работа №7

Измерение длины волны света.

Практические работы:

Практическая работа №8

Знакомство со свойствами лазерного излучения ( на примере газового или полупроводникового лазера)

Практическая работа №9

Изучение спектров излучения атомов и молекул.

Примерные темы рефератов:

  1. Свет в природе.

  2. Принцип Ферма.

  3. Волоконная оптика.

  4. Ключевые эксперименты по дифракции света.

  5. Огюст Френель.

  6. Поляризованный свет.

  7. Компьютерные изображения электрических полей.

  8. Земной магнетизм.

  9. М. Фарадей.

  10. Невидимые излучения.

  11. Люминесценция.

  12. Применение лазеров.

  13. Фотоэффект и его применения.

  14. Открытие Х - лучей.

  15. Открытие электрона.

  16. Русские электротехники.

  17. История радио.

  18. История телевидения.

  19. Первый искусственный спутник Земли.

  20. К. Э. Циолковский - " отец" космонавтики.

  21. Изучение планет солнечной системы реактивными аппаратами.

  22. Космонавтика на службе человека.

Примерные темы проектов:

  1. Применение лазеров.

  2. Природные оптические явления.

Заключение (2 часа)

Первоначальное представление о современной естественнонаучной картине мира.

Примерные темы проектов:

Роль науки и техники в расширении возможностей человека.

Достижения науки и научная фантастика.

Роль науки в современном обществе.

Резерв учебного времени:6 часов.

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1)Программа по естествознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, И.С.Дмитриев, А.В.Ляпцев, И.И.Соколова; Москва, «Просвещение», 2007г;

2)«Естествознание 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, И.Ю.Алексашина, А.В.Ляпцев, М.А.Шаталов. Москва, «Просвещение», 2007г;

3)«Естествознание. Методика преподавания. 10 класс», под редакцией Алексашиной И.Ю. Москва, «Просвещение», 2007г

Обеспечение нового качества образования сегодня напрямую связывается с созданием новой информационной образовательной среды, основанной на комплексном использовании средств информационных технологий. При изучении предлагаемого курса естествознания предусмотрено использование:

  • комплекта Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);

  • ресурсов сетевой методической службы авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/.


Кол-во часов на тему

дата проведения


Тема урока


Цели и задачи урока


Тип урока. Форма проведения занятия


Ожидаемый результат


Домашнее задание


Развитие техногенной цивилизации (12 ч)

1

1

Техника как реальность, созданная человеком

Выяснить, существует ли взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой. Рассмотреть факторы, определяющие развитие техники.

Лекция

Знают понятия «естественная и искусственная реальность», «техника»; факторы развития техники. Умеют давать анализ термина «техника» и приводить примеры разного использования и толкования этого термина.

п.1, с.8 2 вопрос письменно

2

1

Техника и техногенная цивилизация

Выяснить, в чем состоит сущность техники как компонента культуры; какие науки изучают технику.

Лекция

Знают, что такое «техногенная цивилизация»; какие смыслы обобщает понятие «техника»

Умеют доказывать, что современная цивилизация является техногенной.

п.2,

подготовить выступления на семинар.

3

1

Техника и человеческие потребности: насущное и избыточное

Понять место и роль техники в жизни современного человека.

Семинар

Умеют докладывать, анализировать, задавать вопросы по теме и делать выводы

Оформление выступления на семинаре в форме презентации или реферата

4

1

Зарождение и развитие техники

Выяснить, как зародилась техника; как и когда появилась машинная техника; каковы особенности развития техники на современном этапе технического прогресса.

Лекция

Знают этапы в эволюции техники. Умеют давать им краткую характеристику. Используя дополнительную литературу, могут раскрыть сущность сельскохозяйственной, промышленной и научно-технической революции.

п.4,с. 17 вопросы устно

5

1

Естествознание как источник развития техники

Выяснить, как исторически менялись взаимоотношения естествознания и техники.

Выявить, в чем состоит феномен научно-технического прогресса.

Лекция

Знают, в чем состоит феномен научно-технического прогресса.

Умеют приводить примеры, подтверждающие тезис о том, что природа является первым и самым главным изобретателем на планете.

п.5, с.21 вопрос 2 устно.

Подготовить сообщения и презентации к конференции (п.6)

6,7

2

Эволюция технической мысли

Проследить эволюцию техники, ставшей спутником и верным помощником человека.

Конференция

Знают эволюцию технического прогресса.

Подготовиться к семинару по теме «Человек и техника в мировой литературе»

8

1

Человек и техника в мировой литературе

Выяснить, какие проблемы взаимоотношений человека и техники затрагивают писатели в своих произведениях, осмыслить предлагаемые пути их решения.

Семинар

Умеют докладывать, анализировать, задавать вопросы по теме и делать выводы.

Оформление выступления на семинаре в форме презентации или реферата

9

1

Техника - источник тревог человечества

Ввести понятие «технофобия», выяснить его суть. Выяснить предпосылки возникновения технофобии.

Лекция

Умеют рассуждать на тему «Есть ли будущее у техногенной цивилизации» и аргументировать свой ответ.

п.8, с.29 вопросы п/п устно

10,

11

2

Научно-техническое творчество: проблема профессиональной ответственности

Понять, является ли научно-техническое творчество этически нейтральным и несет ли человек, вовлеченный в него, профессиональную ответственность за результаты своей деятельности и последствия их внедрения в жизнь.

Конференция

Умеют докладывать, анализировать, задавать вопросы по теме и делать выводы.

Подготовиться к зачету по теме «Развитие техногенной цивилизации»

12

1

Зачетное занятие по теме «Развитие техногенной цивилизации»

Повторение и обобщение изученного материала

Взаимодействие науки и техники (24 ч)

13

1

От законов механики к механическим устройствам

Выяснить, какому фундаментальному закону подчиняется действие простейших механических устройств: рычагов и редукторов. Понять, какова роль силы трения в механических устройствах. Узнать, что такое проблема устойчивости и в чем ее значение.

Лекция

Умеют приводить примеры устройств типа редуктора; умеют обосновывать важность роли силы трения при механическом движении.

п.10, с. 37 вопрос 2 устно

14,

15

2

Творчество изобретателя

Ознакомиться с творчеством изобретателей на конкретных примерах. Понять особенности творческого процесса, связанного с созданием новых механизмов и приборов.

Конференция

Умеют докладывать, анализировать, задавать вопросы по теме и делать выводы

Оформление выступления на конференции в форме презентации или реферата

16

1

Гидродинамика и аэродинамика. Плавающие и летающие аппараты

Выяснить, какие законы физики объясняют способность механизмов, созданных человеком, плавать и летать; какие силы возникают при обтекании тел потоком жидкости или газа.

Лекция

Знают законы гидродинамики и аэродинамики. Умеют объяснять принципы действия плавательных и летательных аппаратов

п.12, с. 44 вопросы устно

17

1

Законы сохранения, реактивное движение, космические полеты

Выяснить, в чем суть реактивного движения, каковы особенности реактивного движения; на каких законах оно основано и где используется.

Лекция

Знают понятия «химический реактивный двигатель» и «плазменный реактивный двигатель»;особенности реактивного движения. Умеют приводить примеры реактивного движения.

п.13, с. 47 вопрос 1- опыт объяснить, вопрос 3 устно

18

1

Космические исследования

Понять целесообразность и возможности космических исследований. Обсудить основные этапы развития космических исследований, достижения в настоящее время и перспективы их исследований

Семинар

Умеют доказывать, что космические исследования позволяют человечеству расширить знания о Вселенной и, следовательно, вносят огромный вклад в развитие культуры.

Умеют докладывать, анализировать, задавать вопросы по теме и делать выводы.

Оформление выступления на семинаре в форме презентации или реферата

19

1

Принципы работы тепловых двигателей

Выяснить, что такое двигатель; почему невозможен вечный двигатель. Что такое тепловой двигатель; термодинамический цикл.

Лекция

Знают ключевые понятия «вечный двигатель», «циклический тепловой двигатель», «изохорный и изобарный процессы», «термодинамический цикл».Умеют приводить примеры тепловых двигателей, использующихся в настоящее время

п.15, с. 54 вопросы устно

20

1

Законы термодинамики и КПД тепловых двигателей

Выяснить, чем ограничен КПД теплового двигателя; что такое идеальный тепловой двигатель; какова теплоемкость идеального газа; как вычислить КПД термодинамического цикла.

Лекция

Знают ключевые понятия «КПД теплового двигателя», «вечный двигатель второго рода», «идеальный тепловой двигатель». Умеют объяснять, обратимы ли процессы, происходящие в циклическом тепловом двигателе.

п.16, с. 57 вопросы устно

21

1

Исследование КПД различных циклов

При помощи мультимедийной модели исследовать КПД четырех простейших циклов в зависимости от параметров циклов. Сравнить КПД этих циклов с КПД идеальной тепловой машины.

Практикум

Знают, как КПД различных циклов зависит от параметров циклов; во сколько раз отличается КПД простейших циклов от КПД идеальной тепловой машины.

Оформление результатов практической работы в тетради

22

1

Принципы устройства тепловых двигателей

Выяснить, на какие типы подразделяют реальные тепловые двигатели; каковы основные узлы тепловых двигателей и какие функции они выполняют; по каким критериям оцениваются тепловые двигатели

Лекция

Знают типы двигателей и их основные узлы; достоинства и недостатки двигателей различных типов.

п.18, с. 63 вопросы устно

23

1

Теплоэнергетика сегодня

Ознакомиться с современными проблемами, связанными с производством тепла и энергии.

Семинар

Знают, как человечество производит тепло; каковы современные проблемы, связанные с производством и сбережением тепла

Оформление выступления на семинаре в форме презентации или реферата

24

1

Принципы работы электрогенераторов и электродвигателей

Выяснить, какие фундаментальные законы электродинамики лежат в основе действия электрогенераторов и электродвигателей; где используются электродвигатели; в чем преимущества и недостатки электродвигателей по сравнению с тепловыми двигателями.

Лекция

Знают, какие фундаментальные законы электродинамики лежат в основе действия электрогенераторов и электродвигателей; где используются электродвигатели; в чем преимущества и недостатки электродвигателей по сравнению с тепловыми двигателями.

п.20, с. 69 вопросы устно

25

1

Исследование работы электрогенератора и электродвигателя

На модели электродвигателя исследовать качественные особенности работы коллекторного электродвигателя. При помощи мультимедийной программы исследовать качественные особенности модели генератора переменного тока.

Практикум

Знают, как работа коллекторного двигателя зависит от величины нагрузки; как напряжение, даваемое генератором переменного тока, зависит от параметров генератора

Оформление результатов практической работы в тетради

26

1

Источники питания в современной технике

Выяснить, каков принцип работы химических источников тока; каковы основные составляющие источника питания; какими параметрами характеризуются источники питания; в каких приборах используются химические источники питания

Лекция

Знают, «из чего получают электричество», параметры источников питания. Умеют приводить примеры использования мощных аккумуляторов

п.22, с. 75 вопросы устно

27

1

Преобразование и передача электроэнергии

Выяснить, какие способы передачи энергии на расстояние существуют; чем обусловлены потери энергии при передаче; чем выгоден способ передачи электроэнергии; как уменьшить потери при передаче электроэнергии

Лекция

Знают, что передача энергии на расстояние в виде электроэнергии является в настоящее время наиболее удобным и дешевым способом. Использование трансформаторов и увеличение напряжения в проводах линий электропередачи позволяют существенно снизить потери энергии при передаче

п.23, с. 79 вопросы устно

28,

29

2

Электроэнергетика и экология

Ознакомиться с работой таких наиболее распространенных типов электростанций, как тепловые электростанции и гидроэлектростанции. Понять, какое влияние на экологическую обстановку может оказывать сооружение таких типов электростанций.

Конференция

Знают, что современные электростанции являются сложным инженерным сооружением. Они необходимы для существования современного общества, однако их строительство должно вестись таким образом, чтобы минимизировать ущерб, наносимый природе

Детская энциклопедия - электроэнергетика и экология

30

1

Радиоволны и особенности их распространения

Выяснить, как генерируются и регистрируются радиоволны; каковы особенности распространения радиоволн вблизи поверхности Земли

Лекция

Знают, что радиоволны представляют собой частный случай электромагнитных волн; как они образуются. Знают особенности распространения радиосигналов.

п.25, с. 85 вопросы устно

31

1

Использование радиоволн

Выяснить, каким образом можно осуществить передачу информации при помощи радиоволн; на чем основана передача информации при помощи искусственных спутников Земли; каковы принципы радиолокации

Лекция

Знают принципы модуляции волн и радиолокации; как «заставить» радиоволну переносить информацию. Умеют объяснить, как при помощи радиолокации можно определить скорость объекта

п.26, с. 89 вопросы устно

32

1

Принципы работы мобильной телефонной связи

Разобраться в принципах мобильной телефонной связи. Нарисовать функциональную схему. Разобраться в устройстве мобильного телефонного аппарата.

Практикум

Оформление результатовпрактической работы в тетради

33

1

Геометрическая оптика и оптические приборы

Выяснить, как рассматриваются световые явления с точки зрения геометрической оптики; что такое объективы; в каких приборах они используются; какие приборы позволяют достигнуть визуального увеличения

Лекция

Знают понятия «геометрическая оптика», «фокусное расстояние линзы», «объектив», «ПЗС-матрица», «проектор», «аккомодация», «окуляр». Знают, на каком свойстве лучей основано действие линз. Умеют объяснять, почему при изменении расстояния между объектом и глазом должно изменяться фокусное расстояние хрусталика

п.28, с.95 вопросы устно

34

1

Принцип действия очков

При помощи мультимедийной программы исследовать работу хрусталика глаза при нормальном, близоруком и дальнозорком зрении. Исследовать, каким образом при помощи линзы исправляется дефект зрения.

Практикум

Знают, что происходит при аккомодации глаза; в чем различие работы нормального, близорукого и дальнозоркого глаза; как действие линзы исправляет дефект зрения

Оформление результатов практической работы в тетради.

Подготовка к зачету по теме «Взаимодействие науки и техники»

35,

36

2

Зачет по теме «Взаимодействие науки и техники»


Естествознание в мире современных технологий (26 ч)

37

1

Приборы, использующие волновые свойства света

Выяснить, как, используя иетерференцию света, разложить световое излучение в спектр; что такое поляризация волны; какие приборы делают световую волну поляризованной

Лекция

Знают ключевые понятия «дифракционная решетка», « естественно поляризованный свет», «линейно поляризованный свет», «поляризатор», «полное внутреннее отражение», «оптический световод», «оптическое волокно».

п.30, с.103 вопросы устно

38

1

Проявление волновых свойств света

При помощи мультимедийной программы и лазерного источника исследовать проявления волновых свойств света, которые нашли применение в современных приборах

Практикум

Умеют проводить мультимедийный опыт, делать выводы на основании проведенного опыта

Оформление результатов практической работы в тетради.

39

1

Стереоизображение и голография

Выяснить, что является основой восприятия объемного изображения; как искусственно воссоздать стереоэффект; что такое голография

Лекция

Знают ключевые понятия темы. Умеют объяснять принцип стереоскопического восприятия.

п.32, с.109 вопросы устно

40

1

Искусственный цвет

Выяснить, каким образом глаз воспринимает цвет; на чем основана трехцветная теория зрения; как современные приборы создают заданный цвет

Лекция

Знают цветовые особенности зрения; современные способы создания искусственного цвета. Умеют объяснять дефект зрения, связанный с неправильным восприятием цвета

п.33, с.113 вопросы устно

41

1

Приборы, использующие корпускулярные свойства света

Выяснить, какое явление лежит в основе работы фотоэлемента; что такое внутренний фотоэффект; какие приборы работают на основе внутреннего фотоэффекта; что такое вынужденное излучение

Лекция

Знают практическое использование внешнего и внутреннего фотоэффекта; ключевые понятия темы; действия квантовых усилителей света и оптических квантовых генераторов. Умеют приводить примеры использования фотоэлементов

п.34, с.117 вопросы устно

42

1

Принцип работы лазера

При помощи мультимедийной программы исследовать связь между заселенностями уровней, коэффициентом усиления и эффективностью накачки в оптическом квантовом усилителе

Практикум

Последовательно выполняя задания, умеют получить данные из компьютерного эксперимента по изучению двухуровневой модели лазера, занести в таблицы и производить их обработку; делать вывод

Оформление результатов практической работы в тетради.

43

1

Свойства лазерного излучения и использование лазеров

Выяснить, какие основные свойства лазерного излучения отличают его от излучения других источников света; на какие группы подразделяются лазеры; каково их применение

Лекция

Знают ключевые понятия темы; типы лазеров и их применение. Умеют предугадывать будущее лазеров.

п.36, с.123 вопросы устно

44

1

Вред и польза от ядерных технологий

Выяснить, почему опасна радиация; какое практическое применение находят радиоактивные изотопы; почему ядерные реакции при одинаковой массе исходных веществ дают гораздо большую энергию, чем химические реакции

Лекция

Знают ключевые понятия темы; условия самоподдержания ядерных реакций. Умеют записывать уравнения ядерных реакций

п.37, с.127 вопросы устно

45,

46

2

Ядерное оружие и проблемы нераспространения

Ознакомиться с историей создания ядерного оружия. Понять, как повлияло осознание учеными опасности появления такого оружия на их мировоззрение. Изучить современные проблемы, связанные с нераспространением ядерного оружия

Конференция

Знают, что создание ядерного оружия происходило при участии лучших физиков как в США, так и в СССР. Последствия применения ядерного оружия - огромные людские жертвы и возможность глобальной катастрофы.

Оформление выступления на конференции в форме презентации или реферата

47

1

Принцип действия атомных реакторов

Выяснить, ядра каких атомов участвуют в реакциях, происходящих в атомных реакторах; на какие типы делят реакторы; какие основные элементы образуют конструкцию ядерного реактора

Лекция

Знают свойства ядер, способных к делению; основные элементы конструкции реакторов; как происходит управление реактором. Умеют находить в периодической таблице атомы, ядра которых участвуют в процессах, протекающих в атомных реакторах

п.39, с.133 вопросы устно

48

1

Атомная энергетика и проблемы экологии

Ознакомиться с состоянием ядерной энергетики, плюсами и минусами ее развития

Семинар

Знают историю, нынешнее состояние, перспективы развития атомной энергетики; историю Чернобыльской катастрофы и ее уроки. Умеют проводить сравнительный анализ вредных последствий при производстве электроэнергии различными типами электростанций

Читать материала по теме в Детской энциклопедии, Интернет-ресурсах

49

1

Проблема управляемого термоядерного синтеза и энергетика будущего

Выяснить, каким образом была осуществлена неуправляемая термоядерная реакция; в чем состоит основная сложность осуществления управляемой термоядерной реакции

Лекция

Знают, что такое термоядерное горючее; магнитные ловушки для плазмы. Умеют отличать неуправляемые термоядерные реакции от управляемых

п.41, с.137 вопросы устно

50

1

Информация и электрические сигналы

Выяснить, почему в современных устройствах информация преобразуется в электрические сигналы; что такое аналоговые и цифровые сигналы; как преобразуется информация

Лекция

Знают, как происходит преобразование электрических сигналов; существование и принцип работы преобразователей разного вида; в чем состоит сущность цифровой фотографии и чем она отличается от обычной фотографии

п.42, с.143 вопросы устно

51

1

Приборы, преобразующие электрические сигналы

Выяснить, каков принцип действия устройств, преобразующих электрические сигналы

Лекция

Знают, для чего нужны электронно-вакуумные приборы и полупроводниковые приборы; почему создание персональных компьютеров было невозможно на основе использования радиоламп

п.43, с.147 вопросы устно

52

1

Базовые элементы компьютера

Выяснить, какие функциональные элементы входят в состав компьютера; из каких элементов состоят узлы компьютера; как работают логические элементы

Лекция

Знают, какие функциональные элементы входят в состав компьютера; из каких элементов состоят узлы компьютера; как работают логические элементы

п.44, с.151 вопросы устно

53

1

История развития и перспективы информационных технологий



Ознакомиться с возникновением и развитием счетных устройств; понять современные возможности информационных технологий и перспективы их развития как в плане техники, так и в плане распространения технологий в новые области

Конференция

Знают основные этапы развития вычислительной техники; современное использование компьютеров и перспективы их развития

Оформление выступления на конференции в форме презентации или реферата

54

1

Человек - компьютер: обмен информацией

Выяснить, какие приборы и как преобразуют воспринимаемую человеком информацию в электрические сигналы; какие приборы и как преобразуют хранящуюся в компьютере информацию в информацию, воспринимаемую органами чувств

Лекция

Знают, как работают устройства ввода и вывода информации. На основе знаний приборов ввода и вывода информации могут предложить принцип работы множительного аппарата

п.46, с.157 вопросы устно

55

1

Долговременное хранение информации

Выяснить, как происходит долговременное хранение информации

Лекция

Знают, что отвечает за долговременное хранение информации

Читать материала по теме в Детской энциклопедии, Интернет-ресурсах

56

1

В мире удивительных веществ и материалов

Выяснить, какую роль в благосостоянии человека играют синтетические вещества и материалы; какими необычными свойствами обладают искусственно созданные вещества; чем вызвана необходимость создания веществ с новыми свойствами

Лекция

Умеют приводить примеры веществ, которые были получены путем целенаправленного научного поиска; приводить примеры веществ, не являющихся экологически чистыми

п.47, с.161 вопросы устно

57

1

От полимеров природных к полимерам синтетическим

Выяснить, что такое полимеры и каково их строение; какие полимеры были созданы природой; какие искусственные полимеры создал человек и каковы их свойства; где применяются искусственные полимеры

Лекция

Знают, какие вещества называют полимерами; в чем их отличие от других соединений. Умеют приводить примеры синтетических полимеров и доказывать их преимущества перед природными соединениями

п.48, с.164 вопросы устно

58

1

Синтетические полимеры - основа пластмасс

Познакомиться с многообразием пластмасс и сферами их применения. Научиться распознавать пластмассы на основе присущих им характерных свойств

Практикум

Используя характерные признаки и свойства, могут установить тип пластмассы и возможность ее применения для тех или иных целей

Оформление результатов практической работы в тетради.

59

1

Биотехнология и прогресс человечества

Выяснить, что такое биотехнология; какие этапы в развитии биотехнологии можно выделить; какую роль биотехнология сыграла в развитии цивилизации

Лекция

Знают и умеют доказывать, что биотехнология - основа цивилизации. Знают, что такое генное инженерия и каковы ее возможности в решении насущных проблем современности

п.50, с.171 вопросы устно

60

1

Клонирование: «за» или «против»?

Понять перспективы технологии клонирования и оценить риск для общества и природы, связанные с ее развитием

Семинар

Умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения по вопросу «Генная и клеточная инженерия - благо или зло?». Знают, в чем могущество современной биотехнологии

Читать материалы по теме в Детской энциклопедии, Интернет-ресурсах.

Подготовиться к зачету по теме «Естествознание в мире современных технологий»

61,

62

2

Зачет по теме «Естествознание в мире современных технологий»


Естественные науки и проблемы здоровья человека (26 ч)

63

1

Человек как уникальная живая система

Выяснить, каковы специфические особенности организма человека; в чем заключается уникальность феномена «Человек»

Лекция

Знают отличительные особенности человека; уникальность феномена «Человек»

Часть 2 п.52, с.9 вопросы устно

64

1

Факторы здоровья человека

Осознать здоровье человека как единство биосоциального и духовного

Семинар

Знают, что биологическое, социальное и духовное здоровье человека взаимно дополняют друг друга

Читать материалы по теме в медицинской энциклопедии, Интернет-ресурсах

65

1

Адаптация организма человека к факторам среды

Выяснить, в чем заключается биологическое значение гомеостаза; каков биологический механизм поддержания гомеостаза; как влияет способность организма человека к адаптации на состояние его здоровья

Лекция

Умеют приводить факты, подтверждающие, что гомеостаз - это относительное динамическое постоянство внутренней среды организма. Знают, какие функциональные системы организма регулируют и координируют механизм поддержания гомеостаза

Часть 2 п.54, с.14 вопросы устно

66

1

Мышечная деятельность

Выяснить, как осуществляется мышечная деятельность; как происходит энергетическое обеспечение работающих мышц

Лекция

Знают ключевые понятия темы; как происходит расслабление и сокращение мышц

Часть 2 п.55, с.19 вопросы устно

67

1

Биохимические основы спортивной тренировки

Выяснить, какие вопросы решает биохимия спорта

Лекция

Знают, как происходит адаптация организма спортсмена к интенсивной мышечной деятельности; биохимическую характеристику тренированного организма

Читать материалы по теме в спортивной медицине, Интернет-ресурсах.

68,

69

2

Проблемы сохранения здоровья человека (алкоголь, курение, наркомания)

Осознать сложность проблем здоровья человека и ответственность человека за свое здоровье, как личное, так и общественно значимое

Конференция

Знают, что от уровня знаний человека и степени его ответственности, зависит содействие факторам, укрепляющим здоровье человека

Оформление выступления на конференции в форме презентации или реферата

70

1

Биохимические основы рационального питания

Выяснить, каковы биохимические функции питания; как осуществляется энергетическая функция питания; каковы биохимические критерии рационального питания

Лекция

Знают, каковы биохимические функции питания; как осуществляется энергетическая функция питания; каковы биохимические критерии рационального питания

Часть 2 п.58, с.29 вопросы устно

71

1

Биохимическое обоснование рационов

Научиться составлять биохимически обоснованный рацион. Научиться некоторым лабораторным методам анализа пищевых продуктов

Практикум

Последовательно выполняя задания, умеют получить данные по исследованию фруктовых и овощных соков, занести результаты в таблицы и производить их обработку; делать вывод

Оформление результатов практической работы в тетради. Выполнить творческое задание № 3

с. 33

72

1

Витамины как биологически активные вещества

Выяснить, почему витамины были открыты значительно позже других компонентов питания; в чем проявляется биологическая активность витаминов

Лекция

Знают, почему витамины были открыты значительно позже других компонентов питания; в чем проявляется биологическая активность витаминов

Часть 2 п.60, с.37 задание письменно

73

1

Витамины: общая характеристика

Выяснить, как называют и классифицируют витамины; почему организм человека не синтезирует витамины самостоятельно; какие факторы влияют на потребность организма в витаминах

Лекция

Знают общую характеристику витаминов; как называют и классифицируют витамины; почему организм человека не синтезирует витамины самостоятельно; какие факторы влияют на потребность организма в витаминах

Часть 2 п.61, с.42 задание письменно

74

1

Принципы использования лекарственных веществ

Выяснить, какие вещества называют лекарствами; чем обусловлено целебное действие лекарственных растений; почему в наше время знание принципов использования лекарственных веществ необходимо каждому

Лекция

Знают, какие вещества называют лекарствами; чем обусловлено целебное действие лекарственных растений;

Часть 2 п.62, с.47 вопросы 1, 2 устно

75

1

Биологически активные вещества - проблемы использования

Осознать необходимость общебиологических знаний и принципов использования препаратов биологически активных веществ

Семинар

Знают, что такое биологически активные вещества и каковы могут быть последствия их использования

Читать материалы по теме в медицинской энциклопедии, Интернет-ресурсах

76

1

Защитные механизмы организма человека - иммунитет, гомеостаз и его поддержание

Выяснить, как организм борется с проникшими в него вирусами и бактериями; какова специфика реакций врожденного и приобретенного иммунитета

Лекция

Знают, что такое иммунитет; каковы механизмы врожденного и приобретенного иммунитета; что такое аллергия и с чем связано развитие аллергических реакций

Часть 2 п.64, с.53 вопросы устно

77

1

Заболевания человека, вызываемые микроорганизмами

Выяснить, в чем заключаются специфические особенности заболеваний человека, вызываемых микроорганизмами; как проводится рациональное лечение инфекционных болезней

Лекция

Знают, в чем заключаются специфические особенности заболеваний человека, вызываемых микроорганизмами; как проводится рациональное лечение инфекционных болезней

Часть 2 п.65, с.57 задания письменно

78

1

Паразиты и паразитарные болезни, их профилактика

Выяснить, какие формы сожительства разноименных организмов встречаются в природе; как происходит заражение паразитами; чем опасны клещи и кровососущие насекомые

Лекция

Знают, какие выделяют формы симбиоза; каковы пути заражения паразитами

Часть 2 п.66, с.61 вопросы устно

79

1

Вирусы и их воздействие на человека

Выяснить, как проявляется вирусная инфекция; почему очень сложны и актуальны проблемы взаимодействия человека и вирусов

Лекция

Знают, как проявляется вирусная инфекция. Умеют объяснять, почему иммунитет к гриппу не является надежной защитой от новых эпидемий

Часть 2 п.67, с.61 задание письменно

80,

81

2

Профилактика и методы лечения болезней, вызванных вирусами

Осознать научно обоснованные методы профилактики и лечения вирусных заболеваний

Конференция

Знают профилактику и лечение гриппа, герпеса и СПИДа

Оформление выступления на конференции в форме презентации или реферата

82

1

Наследственные закономерности

Выяснить, как наследуются признаки; каковы материальные основы наследственности; что представляет собой сцепленное наследование; каковы основные постулаты хромосомной теории наследственности

Лекция

Знают ключевые понятия темы; законы Менделя и умеют его применять при объяснении возможности разных проявлений признака

Часть 2 п.69, с.71 вопросы устно

83

1

Генетика человека

Выяснить, что изучает генетика человека; что такое кариотип и как наследуются признаки, сцепленные с полом; каковы основные методы генетики человека

Лекция

Знают, какие хромосомы и в каком количестве входят в состав кариотипа человека; как определяется пол у человека; что представляет собой генная терапия

Часть 2 п.70, с.75 вопросы устно

84

1

Наследственные болезни

Выяснить, с чем связано развитие наследственных заболеваний, какие типы наследственных болезней человека существуют и каковы способы их лечения

Семинар

Знают, что ряд тяжелых болезней человека связан с повреждением генов или хромосом. Эти заболевания могут передаваться в череде поколений

Читать материалы по теме в медицинской энциклопедии, Интернет-ресурсах

85,

86

2

Медико-генетическое консультирование и планирование семьи

Выяснить, в чем заключается медико-генетическое консультирование и каким образом можно снизить риск появления в семье ребенка-инвалида и планировать рождение здоровых детей

Конференция

Знают факторы, определяющие риск рождения больных детей; о существовании генетической опасности близкородственных браков и методов дородовой диагностики

Оформление выступления на конференции в форме презентации или реферата.

Подготовиться к зачету по теме «Естественные науки и проблемы здоровья человека»

87,

88

2

Зачет по теме «Естественные науки и проблемы здоровья человека»


Естественные науки и глобальные проблемы человечества (14 ч)

89

1

Глобальные проблемы современности

Выяснить, какие проблемы называют глобальными; каковы особенности глобальных проблем современного мира; какие условия требуются для решение глобальных проблем современности

Лекция

Знают, какие проблемы называют глобальными; каковы особенности глобальных проблем современного мира; какие условия требуются для решение глобальных проблем современности

Часть 2 п.73, с.85 задание письменно

90

1

Человек как компонент биосферы

Выяснить, какие факторы деятельности человека привели к глобальным нарушениям природных процессов в биосфере

Лекция

Знают, какие факторы деятельности человека привели к глобальным нарушениям природных процессов в биосфере

Часть 2 п.74, с.85 задания устно

91

1

Экологическая проблема

Выяснить, что такое экологическая проблема; в чем заключается антропогенное воздействие на природу; какие меры могут помочь предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу

Лекция

Знают экологические проблемы современности и умеют давать им краткую характеристику. На примере какой-либо экосистемы могут раскрыть роль и взаимосвязь продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте химических элементов и энергии

Часть 2 п.75, с.93 вопрос №3 письменно

92,

93

2

Загрязнение окружающей среды и его последствия

Осознать антропогенную деятельность человека как не согласованную с природными процессами

Конференция

Знают о существовании проблемы использования минерального сырья; о необходимости осуществления контроля за состоянием окружающей среды

Оформление выступления на конференции в форме презентации или реферата.

94

1

Нарушения глобальных круговоротов в биосфере

Выяснить, в чем заключается биологический смысл круговоротов веществ в биосфере; каковы особенности природных круговоротов веществ

Лекция

Знают, в чем заключается биологический смысл круговоротов веществ в биосфере; общие особенности круговорота веществ. Умеют объяснять и характеризовать те изменения в биосфере, которые возникают в результате антропогенного воздействия на глобальные круговороты веществ

Часть 2 п.77, с.99 вопросы устно

95

1

Проблемы научно обоснованного природопользования

Осознать необходимость прекращения антропогенного разрушения природы. Обсудить возможные пути установления научно обоснованного природопользования

Семинар

Могут объяснять, почему человек стал разрушителем биосферы; что можно считать научно обоснованным природопользованием; каковы пути организации рационального природопользования

Читать материалы по теме в детской энциклопедии, Интернет-ресурсах

96

1

Глобальные изменения климата и их последствия для человечества

Выяснить, как менялся климат в истории Земли; каковы современные тенденции в изменении климата и чем они обусловлены; что такое парниковый эффект и как он влияет на климат

Лекция

Знают климатические особенности нашего времени; каковы могут быть последствия глобального потепления; что такое парниковый эффект и как он влияет на климат

Часть 2 п.79, с.107 вопросы устно

97

1

Экологические катастрофы и экологическая экспертиза

Выяснить, каковы причины экологических катастроф; почему необходим научный анализ причин природных катастроф; как решается проблема озоновых дыр; что такое экологическая экспертиза

Лекция

Знают ключевые понятия темы; почему необходимо поддержание озонового слоя; в чем причины «озонового кризиса»; в чем заключается экологическая экспертиза

Часть 2 п.80, с.111 вопросы устно

98

1

Как выясняют причины экологических катастроф

Проследить, как выясняют причины экологических событий. Уяснить, что далеко не всегда природные явления, которые кажутся нам катастрофическими, являются таковыми на самом деле. Убедиться, что определение причин того или иного экологического события невозможно без компетентной экологической экспертизы

Семинар

Умеют выдвигать гипотезы, объясняющие экологические катастрофы

Читать в Интернет-ресурсах статью Наумова А.Д «Вечно живое Белое море»

99

1

Тенденции интеграции научного знания на пути решения глобальных проблем

Выяснить, каковы тенденции развития научного знания; каковы особенности интеграции научного знания на пути решения глобальных проблем

Лекция

Знают тенденции развития научного знания

Часть 2 п.82, с.117 вопросы устно

100

1

Ответственность человека за состояние биосферы

Выяснить, почему человеку трудно осознать опасность глобальных проблем; в чем заключается моральная ответственность ученых перед современным обществом

Лекция

Умеют анализировать международные проекты по спасению жизни на Земле

Часть 2 п.83, с.120 вопросы устно

101

1

Биосфера и ноосфера

Выяснить, что такое ноосфера; какие ориентиры развития человечества обосновывает концепция ноосферы

Лекция

Знают, что такое ноосфера; какие ориентиры развития человечества обосновывает концепция ноосферы

Часть 2 п.84, с.123 вопросы устно

102

1

Проблемы устойчивого развития

Обобщить знания по курсу естествознания. Оценить свою компетентность. Осознать свои убеждения

Конференция

Знают свое место в биосфере; проблемы устойчивого развития общества и биосферы


© 2010-2022