• Преподавателю
  • География
  • Календарно-тематическое планирование уроков географического краеведения по учебнику регионального краеведения Ульяновской области (общая редакция Н. В. Лобина)

Календарно-тематическое планирование уроков географического краеведения по учебнику регионального краеведения Ульяновской области (общая редакция Н. В. Лобина)

Уроки географического краеведения должны быть не только интересными и познавательными, но и увлекательными! Ведь на данных занятиях мы знакомимся с особенностями геологического строения родного края, изучаем климат, водные ресурсы, рельеф своей местности! Объекты нашего исследования и изучения - неживая и живая природа нашего села Покровское. На практических работах (а их немалое количество в предложенной программе) учащиеся выступают в роли географов-исследователей, обобщение и систематизация п...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Покровская средняя общеобразовательная школа

МО «Цильнинский район» Ульяновской области




Утверждаю _____________

Директор школы Тигров В.А.

Приказ № ___

«___» августа 2014г.


Рабочая программа

по географическому краеведению

для учащихся 7 класса

МОУ Покровской средней

общеобразовательной школы

МО «Цильнинский район»

Ульяновской области

на 2014-2015 учебный год

учителя Смирновой Е.А.


34 часа (1 час в неделю)









РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР

естественного цикла Ураксина Е.В. __________

Руководитель ШМО

___________ Пыдина В.Я. Протокол № __от «__»_____2013г.

Протокол № ____

От «____» _________ 2013г.



Покровское, 2013


Пояснительная записка

к рабочей программе по географическому краеведению в 7 -ом классе по учебному пособию Н.В. Лобиной «Географическое краеведение»/ Ульяновск, УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007.

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 с изменениями: приказ МОиН № 369 от 31.01.2012;

- программа по географическому краеведению/ Е.В. Храмова, М.Ю. Аксенова.- Ульяновск: УИПКПРО, 2012;

- Приказ МОиН №1312 от 9 марта 2004 года

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с изменениями: приказ №241 от 20 августа 2008 года, приказ №889 от 30 августа 2010 года, приказ №1994 от 3 июня 2011 года, приказ МОиН №1994 от 03.06.2011, приказ МОиН №74 от 1.02.2012 года;

- Распоряжение министерства образования Ульяновской области №929-р от 15 марта 2012года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;

- Образовательная программа МОУ Покровской СОШ (приказ по школе №162 от 1.09.2013) .



Данный элективный курс разработан с учетом специфических условий территории Ульяновской области, при ярко выраженном географическом характере основывается на содержании школьного предмета - географии, выполняющей структурирующую и междисциплинарно-интегрирующую роль в системе естественнонаучного образования.

Программа рассчитана на 34 часа. В программе по географии для средней общеобразовательной школы большое место уделяется изучению родного края. Этот материал дает большие возможности для воспитания чувства патриотизма, стремления сохранить и приумножить богатства окружающей природы. Программа и методика преподавания географии в школе требуют систематически использовать краеведческий материал на уроках, активно изучать местную природу, проводить мероприятия по ее преобразованию и рациональному хозяйственному использованию, знакомить школьников с развитием важнейших отраслей хозяйства на территории родного края, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Программа составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и с применением учебного пособия для 6-9 классов «Географическое краеведение»/ под общей редакцией А.А. Баранова, Н.В. Лобиной

Главная цель изучения географического краеведения - углубить и систематизировать знания о природных условиях и ресурсах своего края с целью понимания учащимися закономерностей между природной средой и хозяйственной деятельностью человека.

Задачи:

  1. Организация деятельности учащихся по использованию основных методов научного исследования географических явлений - полевых или экспедиционных, статистических, картографических.

  2. Обеспечение закрепления знаний о закономерностях развития геокомплексов природы.

  3. Организация деятельности учащихся по изучению нового для них раздела географической науки - ландшафтоведение.

  4. Способствовать формированию умений, необходимых для решения конкретных практических задач курса: читать и составлять тематические карты, проекты, коллекции, строить климатические диаграммы, работать со статистическим материалом.

  5. Создание условий для развития у школьников навыков исследовательской и самостоятельной работы.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

- проводить полевые исследования, фиксировать результаты исследования и делать их анализ;

- выполнять картографические измерения; представлять результаты измерений в виде картосхем;

- делать выводы;

- обсуждать результаты исследования;

- работать с дополнительной литературой, делать ее анализ.

В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:

- устные сообщения учащихся;

- составление диаграмм, картосхем, проектов;

- подготовка презентаций;

- проведение наблюдения за географическими явлениями и их изменениями в результате антропогенных воздействий;

- поиск географической информации на местности из разных источников.

Материал программы способствует развитию наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям, воспитывает у школьников стремление непрерывно совершенствовать свои знания, самостоятельно пополнять их и применять на практике. Изучение природных условий и ресурсов своей местности, являющееся важным фактором нравственного воспитания, поможет школьникам понять диалектическую связь между природной средой и хозяйством.

Содержание программы


Общий обзор (4 часа)

Введение. Структура курса, его содержание, формы и виды самостоятельных и творческих работ.

Физико- и экономико-географическое положение Ульяновской области и изучаемого района.

Географы-исследователи. Симбиряне-путешественники. Языков П.М., братья Беляевы, Завалишин Д.И., Пушкарев И., Гончаров И.А., Богданов М.Н., Воейков А.И., Бутурлин С.А., Тулаков Н.М., Кавральский В.В., Чебоксаров Н.Н., Орлов Ю.А., Путилов А.Н., Бадигин К.С., Громов Л.В., Трешников А.Ф.

Практическая работа:

«Оценка физико-географического и экономического положения по картам и типовому плану».

Тема 1. Природа Ульяновской области: геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые (7 часов)

Геологическое строение. Основные тектонические структуры. Основные черты рельефа, их связь со строением литосферы. Хозяйственная деятельность человека: промышленные ландшафты: карьерно-отвальный тип ландшафта, тип ландшафта торфяно-болотных пустошей. Рекультивация карьерно-отвальных комплексов. Формы рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Ульяновской области и проблемы их рационального использования.

Практические работы:

  1. «Описание геологического обнажения. Обозначение на контурной карте карьерно-отвальных комплексов и месторождений полезных ископаемых».

  2. «Характеристика рельефа по карте и типовым планам».

  3. «Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми».

Практикум:

«Экскурсия в музей боевой и трудовой славы», с. Покровское .

Практикум-творческая работа:

«Составление коллекции полезных ископаемых. Составление проекта рекультивации карьерно-отвального комплекса».

Тема 2. Климат (5 часов)

Климатообразующие факторы. Количество солнечного тепла. Движение (циркуляция) воздушных масс в тропосфере. Характер подстилающей поверхности. Температурный режим. Осадки. Характеристика сезонов года. Агроклиматические ресурсы.

Практические работы:

  1. «Характеристика климата по сезонам года».

  2. «Характеристика климата по типовым картам. Составление климатических диаграмм».

  3. «Хозяйственная и рекреационная оценка климата местности».

Экскурсия-практикум:

«Экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».

Тема 3. Внутренние воды (6 часов)

Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование. Озера Ульяновской области и их происхождение. Пруды и водохранилище. Родники, целебные источники. Охрана внутренних вод.

Практические работы:

  1. «Обозначение на контурной карте водных объектов».

  2. «Характеристика реки по типовому плану и картам».

Экскурсия-практикум:

«Экскурсия на местную речку, измерение снежного покрова».

Тема 4. Почвы (2 часа)

Основные типы почв, свойства. Закономерности распределения почв. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией. Охрана почв в Ульяновской области.

Экскурсия-практикум:

«Характеристика основных типов почв».

Творческая работа:

«Составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности».

Тема 5. Природные комплексы (10 часов)

Природные комплексы Ульяновской области. Растительный мир области. Типичные представители. Леса. Степи. Луга. Болотная растительность. Синатропная растительность. Лесные антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные ландшафты. Полевой тип. Садовый тип. Лугово-пастбищный тип. Животный мир Ульяновской области. Типичные представители. Млекопитающие. Птицы. Пресмыкающиеся и земноводные. Обитатели водоемов и прибрежных участков. Промысловые рыбы. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

Экскурсии-практикумы:

  1. «Характеристика природных комплексов».

  2. «Обозначение на контурной карте типов лесных антропогенных ландшафтов. Составление описания лесного антропогенного ландшафта».

  3. «Обозначение на контурной карте типов сельскохозяйственных ландшафтов. Составление описания полевого и садового сельскохозяйственных ландшафтов».

  4. «Составление описания лугово-пастбищного типа сельскохозяйственного ландшафта».

  5. «Составление паспорта-описания памятника природы».

Обобщающее повторение (1 час)

Край, в котором я живу.











Учебно-тематический план по географическому краеведению

№,

п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекц.

практ.

сем.

Общий обзор

4

2

1

1


1.

Введение


1




2.

Географическое положение


1




3.

Практическая работа №1. Оценка физико-географического и экономического положения по картам и типовому плану



1


Результаты выполнения практической работы

4.

Географы-исследователи. Симбиряне-путешественники




1

доклады

  1. Природа Ульяновской области: геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

7

2

5

-


5.

Экскурсия-практикум: экскурсия по родному краю (Барский сад, обнажения оврага)



1


Отчет по экскурсии

6.

Геологическое строение


1




7.

Рельеф и хозяйственная деятельность человека


1




8.

Рельеф и промышленные ландшафты. Практическая работа №2. 1. Описание геологического обнажения. 2. Обозначение на контурной карте карьерно-отвальных комплексов и месторождений полезных ископаемых




1

Результаты выполнения практической работы

9.

Рельеф. Практическая работа

№ 3. Характеристика рельефа по карте и типовым планам




1

Результаты выполнения практической работы

10.

Рельеф и полезные ископаемые. Практикум-творческая работа: 1. Составление коллекции полезных ископаемых. 2. Составление проекта рекультивации карьерно-отвального комплекса




1

Отчет по выполнению коллекции. Результаты проекта

11.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 4. Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.




1

Результаты выполнения практической работы

  1. Климат

5

1

4

-


12.

Климатообразующие факторы


1




13.

Климат. Практическая работа №5. Характеристика климата по сезонам года



1


Результаты выполнения практической работы

14.

Климат. Практическая работа № 6.

1. Характеристика климата по типовым картам. 2. Составление климатических диаграмм



1


Результаты выполнения практической работы. Климатическая диаграмма

15.

Агроклиматические ресурсы. Практическая работа №7. Хозяйственная и рекреационная оценка климата местности



1


Творческие работы учащихся

16.

Экскурсия -практикум: экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска», или пришкольная метеоплощадка



1


Отчет по экскурсии

  1. Внутренние воды

6

-

3

3


17.

Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование. Практическая работа № 8. Обозначение на контурной карте водных объектов



1


Результаты выполнения практической работы: картосхема

18.

Практическая работа № 9. Характеристика реки по типовому плану и картам



1


Результаты исследования

19.

Озера Ульяновской области и их происхождение. Пруды и водохранилище




1

Реферат, презентация. Участие в семинаре

20.

Родники, целебные источники




1

Реферат, презентация. Участие в семинаре

21.

Экскурсия-практикум: экскурсия на местную речку, измерение глубины снежного покрова



1


Отчет по экскурсии

22.

Охрана внутренних вод




1

Результаты исследования. Составление проекта

  1. Почвы

2

-

2

-


23.

Почвенный покров. Экскурсия-практикум: характеристика основных типов почв во время экскурсии



1


Отчет по экскурсии

24.

Охрана почв области. Творческая работа: Составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности



1


Результаты исследования. Составление проекта

  1. Природные комплексы

10

3

5

2


25.

Природные комплексы Ульяновской области. Экскурсия-практикум: характеристика природных комплексов



1


Результаты выполнения практической работы

26.

Растительный мир Ульяновской области. Типичные представители


1




27.

Антропогенные лесные ландшафты. Экскурсия-практикум: 1. Обозначение на контурной карте типов лесных антропогенных ландшафтов. 2. Составление описания лесного антропогенного ландшафта



1


Результаты исследования

28.

Сельскохозяйственные ландшафты


1




29.

Полевой и садовый типы сельскохозяйственных ландшафтов. Экскурсия-практикум: 1. Обозначение на контурной карте типов сельскохозяйственного ландшафта. 2. Составление описания полевого и садового сельскохозяйственных ландшафтов



1


Отчет по экскурсии

30.

Лугово-пастбищный тип сельскохозяйственного ландшафта. Экскурсия-практикум: составление описания лугово-пастбищного типа сельскохозяйственного ландшафта



1


Результаты исследования

31.

Животный мир Ульяновской области. Типичные представители


1




32.

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области




1

Участие в семинаре

33.

Памятники природы. Экскурсия-практикум: составление паспорта-описания памятника природы



1

Результаты исследования

34.

Обобщающее повторение. Конференция: «Край, в котором я живу».




1

Участие в конференции



© 2010-2022