• Преподавателю
  • География
  • Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан»

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан»

Сценарий внеклассного мероприятия по географии. «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан». Класс: 8. Цель: расширить кругозор учащихся. Задачи: Образовательные: способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об истории и культуре родного края — Республики Башкортостан; Развивающие: развивать  творческие способности. научно-познавательные интересы, любознательность; Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к своей Родине, бережное отношение к природе....
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия по географии.

«Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

ФИО: Лисина Лариса Викторовна.

Класс: 8.

Цель: расширить кругозор учащихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об истории и культуре родного края - Республики Башкортостан;


Развивающие: развивать творческие способности. научно-познавательные интересы, любознательность;


Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к своей Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, герб РБ, флаг РБ,

Ход мероприятия:

Учитель:

Наша Родина - Россия.

Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то - так писал о России Сергей Есенин.

Но сегодня мы с вами будем говорить о нашей малой Родине - Республике Башкортостан.

У вас на партах лежат листы бумаги, напишите на них, что для вас значит Башкортостан?

Итак, малая Родина - это место где человек рождается, живет, учится дружить, любить, где достигает первых побед. И куда бы судьба ни занесла человека, он всегда помнит о своей малой Родине.

Ну, а мы с вами сегодня отправимся в путешествие по своему Башкортостану. И прежде всего, послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима «О березовом листе».

М.Карим "О березовом листе".

Взгляни на глобус. Вот он шар земной
На нем Башкирия с березовой листок величиной
Всего лишь навсего
Не больше обыкновенного листка
Береза же - великая Россия
Так зелена, так высока.

Вопрос 1. Скажите, почему в его стихотворении Республика Башкортостан названа Башкирией? ( так называлась наша республика до 11 октября 1990 года).

В мире есть семь чудес света и в Башкортостане тоже есть семь чудес. По примеру проведенного в Москве в 2008 году конкурса «Семь чудес России» в Башкортостане стало проведение в 2009 году программой «Салям» телерадиокомпанией «Башкортостан» конкурса «Семь чудес Башкортостана». Для участия в конкурсе было предложено 180 объектов в Башкортостане, которые набрали , наибольшее количество голосов. По итогам конкурса было выбрано семь объектов.

Вот с ними мы сегодня и познакомимся, путешествуя по Башкортостану. Как вы думаете, что является чудесами республики? (ответы учащихся).

Первая остановка.

Город Уфа - столица нашей республики. Именно в ней располагается первое чудо республики - памятник Салавату Юлаеву.

Вопрос 2. Кто такой Салават Юлаев? (народный башкирский герой).

Памятник Салавату Юлаеву - скульптурное произведение, посвящённое народному поэту Башкортостана, герою Крестьянской войны 1773-1775 Салавату Юлаеву, установленное в городе Уфе (Башкортостан). Памятник легендарному народному герою является самой большой скульптурой всадника в Европе. Его высота достигает 9,8 метра, вес - 40 тонн. Кроме того, изображение памятника Салавату Юлаеву является центральным элементом в Гербе Республики Башкортостан. Считается, что этот памятник стал самым лучшим творением скульптора Сосланбека Дафаевича Тавасиева, Который работал над ним на протяжении 30 долгих лет. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Монументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Отливали памятник в течение полутора месяцев. Памятник открыт 17 ноября 1967 года на высоком берегу реки Белая в Уфе. Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки. По ночам памятник подсвечивается снизу. В Уфе существует традиция для новобрачных - возложение цветов к памятнику Салавату Юлаеву. Памятник является местом паломничества туристов. Со скалы, на которой стоит памятник, открывается уникальный вид на реку Белая и окружающую природу. Памятник в 2013 году участвовал во Всероссийском телевизионном проекте "Россия 10", как достопримечательность Приволжского округа.

Остановка 2. Ну, а сейчас мы отправляемся на поиски курая, ведь именно он является одним из семи чудес Башкортостана.

Вопрос 3. Кто знает, что такое курай?

Кура́й - башкирский духовой инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые исвистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности - от 120-180 мм до 450-1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm ( Реброплодник уральский), произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Сама природа подарила величайшее свое творение - самобытную флейту. Обыкновенная трубка, вырезанная из хрупкой тростинки. Всего метр длины, несколько отверстий - вот весь немудрящий инструмент, единственный в мире, который никто не мастерит.

Стебель курая достигает 1,5 - 2х м высоты. Растение цветет в июле, в августе-сентябре начинает высыхать, в это время его срезают под корень, хранят в сухом, темном месте. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 2 пальцев, последнее пятое - на обратной стороне, на расстоянии 3-х пальцев от четвертого отверстия. Длина курая 570-810 мм.

Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX - начале XX веков.

Вопрос 4. Назовите произведения, в которых говорится о курае.

Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Интересные факты

Памятник кураю. Уфа. 1974

Кахым-Туря, герой Отечественной войны 1812 года, вошёл в Париж, играя на серебряном курае, специально для него отлитом на родине.

Мелодия Сыңрау торна («Звенящие журавли») с древних времён исполняется только на курае.

В 1974 году в Уфе установлен памятник кураю в виде мальчика, играющего на курае. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова.

В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.

Остановка 3.

Вопрос 5. Вспомните, что такое карст?

Я не зря задала вам этот вопрос, потому что сейчас мы с вами спустимся в карстовую пещеру.

Пещера Шульган-Таш.

Ка́пова пеще́ра (также Шульган-Таш, башк. Шүлгәнташ) - карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан, РФ. Находится на реке Белой в заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита.

Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе - камень, а Шульган - это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру, так же слово "шу-ульган" в переводе с древнего диалекта башкирского означает "вода умерла, канула в небытие" т.е. это название можно перевести как "вода умерла в камне" или "вода ушла под камень". Кроме того, Шульган - персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», старший брат главного героя - повелитель подземного мира.

О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая - от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая - от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.

Это слаборазветвлённая трёхэтажная спелеосистема протяжённостью около 3 км с вертикальной амплитудой 165 м (с учетом сифонных подводных полостей) с крупными залами, галереями, подземными озёрами и рекой. Пещера имеет три яруса, внутри неё протекает речка Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру. Пещера образована в хемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В непосредственной близости от пещеры, приблизительно вдоль неё, проходит глубокий карстовый каньон Шульгана длиной около трёх километров, переходящий в суходол с крупными карстовыми воронками и озёрами.

При подходе к Каповой пещере можно увидеть «Грот мамонта», расположенный в отдельной скале. Своё название грот получил благодаря тому, что его тени на закате солнца ложатся таким образом, что напоминают мамонта с опущенным хоботом.

Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан и представляет собой огромную арку около 30 метров в высоту. Слева от входа в пещеру расположено озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 35 м (фактически, это не озеро, а вертикальный участок русла реки). Вода в озере непригодна для питья из-за примесей, но, используется для лечебных ванн.

Наскальные рисунки в Каповой пещере

Пещера известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека периода палеолита, датируемых периодом от позднего солютре до среднего мадлена. Рисунки находятся на гладкой стене в дальнем конце зала Хаоса на первом этаже.

Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым.Сейчас описано 173 рисунка или их реликтов - красочных пятен. Рисунки выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. В пещере имеются изображения не только животных. Так, в верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки находятся в верхем ярусе. Они были нарисованы в эпоху раннего палеолита, когда на планете жили кроманьонцы. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения конца ледникового периода. Их размер варьируется между 44 и 112 сантиметрами. Рисунки в разной степени сохранности - часть их скрывается под натёками кальцита, часть до заповедания пещеры оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. Проблема поиска надежных методов консервации рисунков еще не решена. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии рисунков в натуральную величину в привходовой части пещеры.

Остановка 4.

Здесь же в заповеднике «Шульганташ» находится музей бортничества.

Ребята, вы наверно устали, изучая знаменитую пещеру? Давайте немного отдохнем, для вас приготовлено угощение - это чай с медом. Почему именно с медом спросите вы? Потому что мед является следующим башкирским чудом. Башкирский мёд многие годы считается визитной карточкой Республики Башкортостан. По мнению ученых, настоящий башкирский мёд по своим вкусовым качествам и целебным свойствам, а также составу микроэлементов не имеет аналогов в мире. Ценность и неповторимость башкирского мёда обусловлены уникальностью самой природы Башкортостана.

Бортничество в Башкирии во времена правления русских императоров было поставлено на «промышленную основу». Во многих хозяйствах того времени насчитывалось по 100 и более бортей. Деревья с бортями (на некоторых деревьях было 2-3 борти) переходили от поколения к поколению, на них ставилась тамга (родовой знак) владельца. Борти служили до 150 лет. В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике Башкирии (ныне - заповедник Шульган-Таш). Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия - обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводством, охотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания чёрной лесной пчелы была объявлена заповедной.

Медоносы Башкортостана

В Башкортостане находится третья часть всех липовых лесов России. В горно-лесных районах сохранились значительные заросли клена и ивы. Многообразие дикорастущих медоносов дополняют большие площади культурных нектароносов. В Башкирии свыше 50 весенних медоносных растений, более 100 видов летних медоносов и около 30 видов позднелетних и осенних. По другим данным медоносов в республике около 300 видов.

Остановка 5.

Из Бурзянского района мы отправляемся к Красноусольским минеральным источникам.

Красноусольские минеральные источники - гидрологический памятник природы с 1965 г. расположены в предгорьях западных склонов Южного Урала в долине реки Усолка в 5 км от села Красноусольского Гафурийского района республики Башкортостан. Вода источников, впадая в реку Усолку, делает ее частично соленой.

Красноусольские минеральные источники известны с 16 века. По преданиям времён Ивана Грозного, отряд стрельцов и казаков, прибывших на стругах по Каме и Белой в Башкирию, для закладки Уфимского острога, поднялся выше по течению реки Агидели (Белой) до устья реки Усолки. Здесь и был заложен острог, получивший название Табынского.

В 1924 году Народный Комиссариат здравоохранения Башкирской АССР направил на Красноусольские источники врача Петра Степановича Зотова, двух медсестер и повара. Рядом с источниками были построены деревянные дома для приезжающих больных. Образовался курорт «Красноусольск».

После Великой Отечественной войны курорт использовался для лечения инвалидов войны. Рядом был построен детский санаторий.

В 90-х годах ХХ века был организован розлив воды Горький Ключ, как питьевой.

Красноусольские минеральные источники относятся к восходящим источникам воды.

Красноусольские источники, которых насчитывается около 250, разделяются на 3 группы.

  • Источники 1-й группы исходят их берегов реки Усолка, сложенных известняками карбона;

  • Источники 2-й группы - из левого склона долины реки, сложенных породами четвертичной системы;

  • Источники 3-й группы - расположены на правом берегу реки, сложенном гипсами кунгурского яруса.

Воды источников 1 и 2 групп поднимаются по тектоническим трещинам с глубины 500-600 метров, не смешиваясь.

Воды в источниках 1-й и 2-й групп высокоминерализана, с минерализацией до 77,5 г/л. В источник № 11 - среде-минерализованная (7,6-13,5 г/л). В источнике Горький Ключ - маломинерализованная (2,2 г/л).

Остановка 6. Гора Янгантау.

Янгантау в переводе с башкирского «горящая гора», расположенная в Салаватском районе Республики Башкортостан. Памятник природы с 1965 года.

На вершине этой горы на высоте 413 метров над уровнем моря располагается уникальный курорт России - золотая здравница Башкортостана «Янган-Тау». Только там находится единственное известное в России месторождение горячих газов, выделяющихся из недр в виде сухих и паровоздушных струй.

Гора Янгантау вытянута с Востока на Запад на 2,5 км вдоль правого берега р. Юрюзань. Абсолютная высота горы составляет 143 метра , высота над уровнем реки Юрюзань - 160м (504 метра над уровнем моря).

На склонах горы выходит горячий воздух, насыщенный водяными парами. Температура воздуха от +37 до +150 градусов, а в пробуренной на глубину 90 метров скважине температура достигает 380 градусов.

В недрах горы происходят окислительные и восстановительные реакции битуминозных мергелей. На глубине 60-90 м находятся очаги разогрева. Накапливаемое тепло в ограниченной зоне длительно сохраняется из-за слабой теплоотдачи окружающих горных пород.

Научные исследования горы проводились с 18 века. (П.С.Паллас, 1773; Ф.Н.Чернышев, 1881; А.Я.Гордягин, 1882, 1885; Е.М.Янишевский, 1902; А.Биккель, 1932; Г.В.Вахрушев, 1927, 1957 и др.).

Было выдвинуто множество гипотез о природе термальных явлений горы: подземный пожар от молнии, реакция перехода солей закиси железа в соли окиси, горение малобитуминозных пород, радиоактивное тепло, взаимное трение г.п. и др. С 60-х годов 20 века рассматриваются гипотезы о природном ядерном реакторе и редком метеорите, ставшем катализатором термальных процессов (С.Г.Фаттахутдинов, 1993).

Башкиры объясняют феномен горы по-своему. По легенде несколько веков назад в дерево на вершине горы ударила молния. Дерево полностью сгорело, затем огонь пошел по корням вглубь горы. С тех пор внутри нее горит неугасающий огонь. Башкиры считали огонь внутри горы священным, божественным.

Согласно другой легенде, однажды осенью промокший и продрогший пастух, выбившийся из сил, укрылся от дождя на склоне горы в углублении у корня старого дерева. Уставший пастух крепко уснул, а проснувшись, заметил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В последующем немолодой уже пастух приходил сюда не раз. Вскоре его перестали мучить болевшие суставы и заметно прибавилось сил…

Гора Янгатау известна также сернистыми, цинковыми и радоновыми источников, ставшими основой для создания бальнеологического курорта Янгантау.

На склонах горы растут березы, дубы и осины, чередующиеся с луговыми полянами и петрофитными степями на склонах. Сохранившиеся сосны говорят о первичных хвойных лесах. На горе и ее окрестностях распространены кустарниковые лугово-степные комплексы из вишни степной, миндаля низкого, караганы, шиповника, бересклета бородавчатого и ковыля, типчака, чабреца.

Нижний склон горы покрыт черемухово-ивовыми зарослями. На базе горы Янгантау. в 1980 году организован заказник и лесничество на площади 3600 га.

Остановка 7.

Эпос «Урал - батыр». Башкирский эпос (кубаир), памятник башкирской словесности.

«Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытнообщинного строя.

Некоторые мотивы и образы «Урал-Батыра» встречаются и в других башкирских эпосах («Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр-буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу»), а эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-Батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.

Эпос состоит из 4576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части.

Эпос передавался устно из поколение в поколение поэтами-сказителями - сэсэнами. В 1910 году Мухаметша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита Аргынбаева (≈1850-1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861-1923) из аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана). По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.

Эпос «Урал-Батыр» переведён на многие языки мира. Существуют переводы на русский, английский, немецкий и турецкий языки.

В 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра»[11]. Все предыдущие публикации эпоса содержали искажения. Причины некритичной публикаций эпоса кроются в советской практике искажения памятников народного творчества, в преследованиях башкирских учёных (Мухаметша Бурангулов был дважды репрессирован). Постановления ЦК партии по Башкирской парторганизации запрещали целый ряд фольклорных памятников. Однако, невзирая на репрессии, эпос «Урал-Батыр» чудом уцелел.

Оригинал в виде машинописной копии на латинском шрифте (стихи с прозаическими вставками) с несколькими рукописными поправками (вероятно, самого М. Бурангулова) хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН. Подлинник (рукописная запись) не сохранился.

В настоящее время выпущено множество исследований об «Урал-батыре». Продолжается углубленное изучение эпоса на стыке археологии, этнографии, лингвофольклористики.

В Башкортостане многое делается для популяризации эпоса. В Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури поставлен спектакль «Урал-батыр», создан научно-популярный фильм «В поисках Акбузата», разработан туристический проект «Золотое кольцо Башкортостана: дорогами эпоса "Урал-батыр"». Ежегодно проводится конкурс на лучших чтецов эпоса.

Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания - богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц - Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети - Урал и Шульген, внуки - Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына - Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки, спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни - Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения - Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героев врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами.

Сегодня вы познакомились с семью чудесами Башкортостана. На самом деле на нашей малой Родине еще множество чудес. И наша задача в том, чтобы сохранить их для следующих поколений.

Литература:

1. ru.wikipedia.org›Урал-батыр

2. hrono.ru›text/2005/nadr11_05.php

3.ru.wikipedia.org›Памятник Салавату Юлаеву

4. nashural.ru›Памятник салавату юлаеву

5. russights.ru›Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

6. ru.wikipedia.org›Курай

7. okuray.ru›index.php/historymenu.html

8. images.yandex.ru›курай

9. ru.wikipedia.org›Капова пещера

10. ru.wikipedia.org›Шульган-Таш (заповедник)

11. nashural.ru›Башкир›Шульган-Таш

12. ru.wikipedia.org›Башкирский мёд

13. bashkirmed.com

14. ru.wikipedia.org›Бортевое пчеловодство

15. russights.ru›Красноусольские минеральные

16. ru.wikipedia.org›Красноусольские минеральные источники

17. stage1.10russia.ru›sights/7/1061

18. ru.wikipedia.org›Янгантау (гора)

19. nashural.ru›Башкир›Санатории на горящей горе



Приложение.

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».


Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан». Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».


Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».



Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».



Урал-батыр против гигантского Дива.

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю. Семь чудес Республики Башкортостан».

© 2010-2022