Конспект урока по теме: Япония (первый урок)

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: Япония (урок первый)
ЦЕЛИ: дать общие понятия о государственном строе, природных условиях и ресурсах о население Японии.
-познакомиться с особенностями территории и экономико-географическим положением страны, с особенностями природы, населения, хозяйством Японии.

-продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника, с картами, статистическим материалом и дополнительной литературой.

-воспитывать географическую культуру, расширять кругозор учащихся.

-продолжать формирование коммуникативной культуры.

ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний.

Задачи:
1) Сформировать общие знания о Японии;
2) Развивать умение работать с картой;
3) Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, атласы, учебники, рабочие листы для обучающихся, мультимедийная установка.

Ход урока:
I. Организационно-мотивационный момент.
II. Целеполагание.
- Догадайтесь, о какой стране пойдет речь и поднимите руку.
- Мы продолжаем путешествие по политической карте Азии. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «страна-наоборот». И для этого есть все основания.
В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз,
едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. -
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.

От государств, других районов
Так отличается она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз

Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивается культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые
Не умирало никогда.
- Итак, ребята, как вы уже наверное догадались, тема нашего сегодняшнего урока Япония. Наша задача определить территорию, границы, познакомиться с особенностями природы, населения и хозяйства страны. На изучение этой темы отводится 2 часа. Параллельно вы заполняете свой рабочий лист, это краткий конспект урока.

III. Изучение нового материала.

СЛАЙД 1.

Япония- одно из древних государств мира. Древнее название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй - «основа». Отсюда и происходит наименование Японии как «страны восходящего солнца».

СЛАЙД 2.

Площадь территории - 377 835 кв. км

Население - 126, 2 млн.чел. (2015 г.)

- Откроем форзац учебника и определим форму правления и форму административно-территориального устройства.

Форма правления - конституционная монархия

Форма административно-территориального устройства - унитарное государство

Национальная валюта - йена Столица - Токио

Государственный флаг Японии - красный круг, символизирующий солнце, на белом поле. Он так и называется - хи-но мару, что означает «солнечный круг».

Официального герба у Японии нет, но вместо него часто используется герб императорского дома Японии - стилизованное изображение хризантемы с шестнадцатью лепестками.

СЛАЙД 3.

Япония - конституционная монархия во главе с императором. Эта страна является единственной империей современного мира.

- Кому в конституционной монархии принадлежит законодательная и исполнительная власть? (Законодательная-парламенту, исполнительная-правительству)

Сам монарх «царствует, но не правит». Монархический строй сохраняется в них в качестве традиции, напоминающей о бывалом величии «короны».

СЛАЙД 4.

Япония - крупное островное государство у восточных берегов Азии. Занимает Японские острова (о. Хоккайдо, о.Хонсю, о.Сикоку, о. Кюсю), островные группы Рюкю и Нампо. Соседи - Россия, Китай, КНДР, Южная Корея. У Японии сложные отношения с близкими соседями. АТЛАСЫ стр. 35. Краткий конспект лист 2 (контурные карты)

Омывается водами Тихого океана и Японского моря. Имеет выход к мировым торговым путям.

Береговая линия островов сильно изрезана и её протяжённость больше, чем береговая линия Африки.

СЛАЙД 5.

Это древнее государство, история которого насчитывает более полутора тысяч лет. В определённые периоды Япония имела очень тесные контакты с соседними государствами, прежде всего с Китаем. Культурное влияние Китая было очень сильно. Так, например, иероглифическую письменность Япония заимствовала у Китая. Но были и периоды, в течение которых Япония проводила политику жёсткой самоизоляции. В результате которых и образовалась нынешняя Япония - страна, в которой причудливо переплетается современность и глубокое прошлое.

В Ы С Т У П Л Е Н И Е УЧ-СЯ «И С Т О Р И Я Я П О Н И И» (учебник с.173)

СЛАЙД 6.

Япония - горная страна, расположена в пределах Тихоокеанского сейсмического пояса. В стране происходит около 3000 землетрясений в год. В основном слабые, но случаются и катастрофические. Здесь есть и действующие вулканы. Высочайшая точка страны - вулкан Фудзияма.

Климат разнообразный. Ежегодно над страной проносится до 10 тропических тайфунов, которые нередко становятся причиной сильных наводнений. Здесь случаются и цунами.

СЛАЙД 7.

Природные символы Японии: гора Фудзияма, сакура.

СЛАЙД 8.

Японцы видят национальный символ в японском журавле танко: на его голове - красное пятнышко, навевающее ассоциации с японским флагом хи-но мару.

- А вот почему японский журавль считается национальным символом расскажет………

СЛАЙД 9.

Садако Сасаки. В Ы С Т У П Л Е Н И Е УЧ-СЯ

СЛАЙД 10.

Страна существует в условиях дефицита практически всех природных ресурсов. Это касается прежде всего минеральных ресурсов. Страна вынуждена ввозить более 90% необходимого ей минерального сырья.

Есть лесные ресурсы, но в основном в горах, где их опасно вырубать из-за активности склоновых процессов.

Обладает водными ресурсами, но гидроэнергетика развита слабо из-за сейсмичности территории.

В стране есть агроклиматические ресурсы, но из-за горного рельефа площадей для ведения сельского хозяйства немного.

СЛАЙД 11.

Япония обладает огромными биологическими ресурсами моря (рыба, водоросли, моллюски, ракообразные. иглокожие и др.).

Рекреационные ресурсы Японии складываются из памятников древней культуры и уникальной по красоте природы.

СЛАЙД 12.

  • Численность населения - 126, 2 млн.чел. (2015 г.)

  • Средняя продолжительность жизни превышает 80 лет!

  • 99% населения - японцы. Национальные меньшинства - айны (коренные жители о. Хоккайдо), корейцы.

  • Религии - синтоизм (национальная религия японцев) и буддизм.

  • Средняя плотность населения превышает 300 чел. на кв.км

  • Уровень урбанизации - 77%.

  • Крупнейший мегалополис мира - Токайдо, образовался при слиянии трёх крупнейших городских агломерации - Токио, Нагоя и Осака.

  • Многие японские города молодые, построенные после второй мировой войны. Они как, правило, отличаются небольшой этажностью и занимают значительные площади.

СЛАЙД 13.

Электроэнергетика

60% энергии дают ТЭС, почти весь остальной объём энергии дают АЭС.

Чёрная металлургия

- 15% мирового производства стали

Машиностроение

Отрасли международной специализации - автомобилестроение, судостроение, станкостроение, часовая промышленность, оптико-механическая промышленность, производство робототехники и бытовой электроники.

СЛАЙД 14.

С/Х Японии:

Черты:

  • резкое преобладание растениеводства;

  • главная отрасль растениеводства - рисоводство (однако из-за нехватки площадей, пригодных для обработки, Япония не обеспечивает своих потребностей и вынуждена закупать рис за границей)

В Японии получила развитие марикультура - искусственное разведение морских организмов.

СЛАЙД 15.

Транспорт Японии.

Основные виды внутреннего транспорта:

  • автомобильный;

  • железнодорожный.

Основные виды международного транспорта:

  • авиационный;

  • морской.

СЛАЙД 16.

Машиностроение. Тойота (технические характеристики автомобиля). ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧ-СЯ

СЛАЙД 17.

1 ноября 2015 года в 12:00 по местному времени во всех регионах страны стартует Всероссийский географический диктант. В масштабной образовательной акции, которая впервые проводится Русским географическим обществом, сможет принять участие любой желающий, независимо от возраста и образования.

С инициативой проведения диктанта выступил Председатель Попечительского Совета Общества Владимир Путин на XV Съезде РГО. Идея получила широкую поддержку общественности - в Русское географическое общество поступили сотни обращений от обычных людей, желающих написать диктант. Также проведение образовательной акции поддержали федеральные средства массовой информации, ведущие университеты России, видные политические и общественные деятели.

В каждом субъекте Российской Федерации региональными отделениями РГО организованы площадки для проведения географического диктанта.

Информацию о регистрации на Всероссийский географический диктант следует уточнять на сайтах и по телефонам региональных площадок. Если в настоящее время не указаны контактные данные выбранной вами площадки, значит информация уточняется и нужно следить за её обновлением.

Для тех, кто по каким-либо причинам не сможет проверить свои знания на оффлайновых площадках, на сайте Русского географического общества будет организовано онлайн-тестирование, которое начнётся в 14.00 по московскому времени.

Один из главных принципов проведения всероссийской акции - анонимность. На бланках заданий и ответов можно указать своё настоящее имя или псевдоним. Каждый участник получит уникальный идентификационный номер, по которому сможет узнать свой личный результат 10 декабря на rgo.ru.

Работы россиян будут проверять только профессиональные преподаватели-географы.

Диктант позволит оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлечёт внимание к проблеме географической грамотности. По результатам всероссийской проверки знаний в образовательные программы по географии будут внесены изменения.

СЛАЙД 18.

Рефлексия:

1. Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?

2. Что вызвало наибольшую трудность?

Выставление оценок.

На первом уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты. В удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни природных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот.

Вывод: Культурный, интеллектуальный, физический капитал науки играет особую роль в достижении экономических высот.

Домашнее задание - опережающее.

© 2010-2022