Задания для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии

 Вопросы олимпиады составлены на основе методических рекомендаций по проведению олимпиад по географии и проводится в два тура. Аналитический тур содержит вопросы программного материала соответствующего курса школьной географии. Тестовый тур предусматривает распознавание образов, знание географической номенклатуры, выборку в соответствии с заданными критериями, умение работать с картографическим материалом. Задания в 9, 11 классах составлены по типу заданий ГИА. В олимпиадные задания входят вопро...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вопросы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии для 7 классов.

Аналитический тур.

1. Два брата из Каменногорска решили навестить бабушку, проживающую в селе Федоровка. Ровно в 9 утра они сели на велосипеды и поехали по дороге в сторону города Снов. Пользуясь картой, определите расстояние и рассчитайте время прибытия братьев в Федоровку, если средняя скорость велосипедистов составляла 7 км/час. Дайте характеристику хозяйственным объектам, которые они встретят по пути.(5 баллов)

Задания для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии

2. Какие особенности отклонения движущихся горизонтально тел на разных широтах Земли останутся неизменными при смене направления осевого вращения планеты на противоположное? (2 балла)

3. Изолиниями называются линии на карте, соединяющие точки с равными значениями определенной величины. Для отображения значений, каких характеристик местности используются следующие виды изолиний: изобаты, изохроны, изотермы, изогиеты?

Какой графический прием используют на географических картах для лучшего восприятия изолиний? (5 баллов)

4. Захромавший страус не смог укрыться в кустарниковой саванне от когтей и зубов пумы. В какой географической области произошла эта драма? К какому виду страусов принадлежала жертва? (2 балла)

5. Процессы, протекающие в географической оболочке, подчиняются определенным ритмам. О каких ритмах идет речь? Чем они вызваны? (5 баллов)


Вопросы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии для 7 классов.

Тестовый тур.

1. Каков численный масштаб плана, на котором расстояние от автобусной остановки до стадиона, составляющее 750 м, изображено отрезком 3 см?

1) 1:25; 3) 1:2500;

2) 1:250; 4) 1:25000.

2. Только одной координаты достаточно для определения географического положения:

1) экватора; 3) нулевого меридиана;

2) тропиков; 4) полюсов.

3. Полярный день и полярную ночь можно наблюдать на острове:

1) Исландия; 3) Петра I;

2) Новая Зеландия; 4) Ратманова.

4. При переезде из одного часового пояса в другой стрелки часов нужно перевести вперед, если движетесь на:

1) восток; 3) север;

2) запад; 4) юг.

5. Самый короткий день на Земле бывает в:

1) тропических широтах; 3) экваториальных широтах;

2) умеренных широтах 4) полярных широтах.

6. Экспедиция Васко да Гамы отправилась на поиски пути из Европы в Индию:

1) через Средиземное море;

2) вокруг Африки;

3) на запад через Атлантический океан;

4) вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки.

7. Породы, какого происхождения образовались раньше других:

1) обломочного; 3) магматического;

2) органогенного; 4) метаморфического.

8. Размыв горных пород текущей водой называется:

1) аккумуляция; 3) денудация;

2) выветривание; 4) эрозия;

9. Состояние погоды зависит в основном от:

1) направления ветра; 3) свойств воздушных масс;

2) подстилающей поверхности; 4) сезонов года.

10. Изобары - это... (выбрать из списка правильное определение).

1) линии равной высоты

2) линии равного количества осадков

3) линии одинакового давления

4) линии одинаковой солености воды

11. По климатограмме определите тип климата:

Задания для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии

1) морской умеренного пояса;

2) континентальный умеренного пояса;

3) муссонный умеренного пояса;

4) средиземноморской.



12. Температура воздуха тропосферы с высотой понижается, так как:

1) с высотой понижается давление воздуха;

2) воздух тропосферы нагревается от поверхности Земли;

3) озоновый слой поглощает ультрафиолетовое излучение;

4) часть солнечной радиации отражается от поверхности земли.

13. "От кочки до оболочки" - любимая поговорка географов при сравнении размеров:

1) горных систем; 3) земельных ресурсов

2) заболоченных территорий; 4) природных комплексов.

14. Смену природных зон от экватора к полюсам по мере изменения климатических условий называют:

1) высотной поясностью; 3) азональностью;

2) широтной зональностью; 4) климатическими поясами.

15. Продолжите утверждение: "Поверхностные воды Мирового океана в северном полушарии теплее, чем в южном, так как …. .":

1) здесь преобладают теплые течения;

2) они непосредственно не связаны с арктическими водами;

3) площади океанов в северном полушарии меньше, чем в южном;

4) в северных широтах соленость воды ниже среднеокеанической.




Вопросы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии для 9 классов.

Аналитический тур.


  1. В 17 часов из Владивостока вылетел самолет. Через 6 часов он совершил посадку в Москве. Который час был в Москве и Владивостоке в момент приземления самолета? (2 балла)

  2. Население, каких крупных природных районов России более всего подвергаются воздействию стихийных геологических процессов? Что это за процессы? (5 баллов)

  3. Назовите главные климатообразующие факторы России и их влияние на климат. (5 баллов)

  4. Приведите примеры рек с разными типами питания. Чем обусловлена эта разница? (5 баллов)

  5. Какие типы почв России расположены в соответствии с законом широтной зональности? Какие типы почв расположены азонально? (4 балла)


Тестовый тур.

1. Какие горы в России являются линией климатического раздела между областями умеренно-континентального и континентального типов климата умеренного пояса?


1)

Кавказские

2)

Алтай

3)

Саяны

4)

Уральские

2. Какое утверждение о географическом положении России является верным?


1)

На юго-западе Россия граничит с Украиной.

2)

Крайняя северная точка страны находится на полуострове Ямал.

3)

Площадь территории страны превышает 20 млн кв. км.

4)

Россия омывается морями четырех океанов.

3Задания для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии. Из какой природной зоны Западной Сибири, в какую переместиться путешественник, совершив перелёт по маршруту, показанному на карте?




1)

из зоны степей в зону арктических пустынь

2)

из зоны степей в зону тундры

3)

из зоны тундры в зону степей

4)

из зоны пустынь и полупустынь в зону тундры








4. На какой из перечисленных параллелей 22 декабря день короче ночи?


1)

30 с.ш.

2)

0 ш.

3)

20 ю.ш.

4)

40 ю.ш.

5. Установите соответствие между республикой Российской Федерации и ее столицей.

РЕСПУБЛИКА

СТОЛИЦА

1)

Адыгея

А)

Петрозаводск

2)

Башкирия

Б)

Майкоп

3)

Карелия

В)

Чебоксары

Г)

Уфа

6Задания для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии. Какому направлению соответствует направление A - D на фрагменте карты мира?


1)

юго-восток

2)

северо-запад

3)

северо-восток

4)

юго-запад









7. Какая из точек, обозначенных на карте мира, имеет географические координаты 38˚с.ш. и 46˚з.д.

Задания для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии


1)

А

2)

В

3)

С

4)

D

8. Примером исчерпаемых невозобновимых природных ресурсов служит


1)

пресная вода

2)

почва

3)

железная руда

4)

солнечная энергия

9. Какой буквой на фрагменте карты России обозначена река Енисей?


Задания для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии


1)

А

2)

В

3)

С

4)

D


10. Неблагоприятное воздействие на природу оказывает


1)

проведение снегозадержания на полях

2)

создание лесополос в степной зоне

3)

осушение болот в верховьях рек

4)

террасирование склонов























Вопросы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии для 8 классов.

Тестовый тур.

1. Если рельеф территории горный, то в ее основании находится:

1.складчатая область

2. платформа

2. Если в климатическом поясе круглый год господствуют одни и те же воздушные массы, то это климатический пояс:

1. основной

2. переходный

3. Наиболее крупным по рангу природным комплексом является:

1. материк Евразия

2. пустыня Сахара

3.географическая оболочка

4. Границы природных зон в основном соответствуют границам:

1. литосферных плит

2. климатических поясов и областей

5. На территории какого из перечисленных островов наиболее вероятны сильные землетрясения?

1.Мадагаскар

2. Хоккайдо

3.Тасмания

4.Шри-Ланка

6. Выделите область России, омываемую морем:

1.Московская

2.Вологодская

3.Ленинградская

4.Оренбургская

7. Выделите государство, с которым Россия имеет сухопутную границу:

1.Узбекистан

2. Норвегия

3. Молдова

4. Турция

8. Выделите морской порт:

1. Якутск

2. Мурманск

3.Сургут

4. Ростов-на-Дону

9. Численному масштабу 1:5000 соответствует точность масштаба:

1.50м

2.5м

3.0,5м

4.0,05м

10.Муссоные дожди вызывают половодье на реке:

1. Волге 4.Амазонка

2.Хуанхе

3. Нил




Аналитический тур.

1. Почему город Ростов-на-Дону называют портом пяти морей? Какие моря имеются в виду? Какие системы каналов их соединяют? (5 баллов)

2. Расположите регионы в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Напишите в таблице полученную последовательность букв (3 балла)

А. Амурская область Б. Республика Коми В. Тюменская область


3. О каком природном явлении идет речь:

Ураганный ветер с мокрым снегом обрушился на Камчатку. Атмосферное давление резко упало и продолжает оставаться низким.

Назовите признаки, которые характеризуют это явление. (4 балла)

4. Может ли быть полдень одновременно в двух пунктах, расположенных на одной широте? Объясните ответ. (2 балла)

5. Рельеф Земли формируется под воздействием различных процессов. Приведите примеры процессов, интенсивно воздействующих на земную кору. (5 баллов)
























Вопросы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии для 10 классов.

Тестовый тур.


1.В каком районе России самая высокая доля сельского населения?

А.на Европейском Юге; Б. в Центральной России

В. в Северо-Западной России Г. в Поволжье


2.В каком регионе легкая промышленность является отраслью специализации

А.Центральная Россия; Б.Дальний Восток;

В.Восточная Сибирь; Г.во всех названных.


3.Укажите народы, исповедующие буддизм…

А.башкиры, Б.мордва, В.ненцы, Г.калмыки, Д.тувинцы


4.Группа, каких государств мира не имеют выход в открытое море или океан?

А.Великобритания, Болгария, Конго, Афганистан

Б. Австрия, Швейцария, Андорра, Боливия

В.Россия, Германия, Люксембург, Бангладеш

Г.Бразилия, Ангола, Уганда, Танзания.


5.Укажите два региона России с наиболее высокой рождаемостью:

А.Псковская обл., Б.Москва, В.Дагестан, Г.Ингушетия, Д.Санкт-Петербург


6.На Русской равнине расположены

А.Ангарский кряж, Б.река Печора, В.Ладожское озеро, Г.река Индигирка,

Д.Телецкое озеро, Е.Среднерусская возвышенность.


7.Название какой территории не входит в состав Дальневосточного региона?

А.полуостров Камчатка, Б.остров Сахалин, В.Забайкалье, Г.Приамурье.


8.Территория Дальнего Востока характеризуется большой тектонической подвижностью. Это объясняется…

А.приморским положением региона

Б.большой протяженностью территории с севера на юг,

В.тем, что Дальний Восток - это преимущественно горная территория,

Г.положением территории на стыке крупнейших литосферных плит.


9.Назовите животное, не характерное для зоны тундры:

А.Лемминги Б.Песцы В.Северные олени Г.Лоси


10.Какое растение не типично для зоны степей?

А.Ковыль Б.Типчак В.Береза Г.Тюльпан.


11.Электроэнергетика Восточной Сибири выделяется в России:

А.ТЭС, работающими исключительно на природном газе;

Б.самыми мощными ГЭС;

В.самым большим количеством АЭС;

Г.наличием приливной электростанции.


12.Укажите, что сильно затрудняет освоение северной части Западной

Сибири:

А.отсутствие судоходных рек;

Б.сильная заболоченность территории;

В.горный рельеф территории;

Г.слабо развитая транспортная сеть.


13.Какой из факторов имеет решающее значение для размещения

текстильной и кондитерской промышленности?

А.электроэнергетический; Б.сырьевой;

В.потребительский; Г.трудовой.


14.Для какой группы экономических районов характерна плохая обеспеченность энергетическими ресурсами?

А. Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный;

Б. Восточно-Сибирский, Уральский, Западно-Сибирский;

В.Северный, Западно-Сибирский, Дальневосточный;

Г.для всех названных групп районов.


15.Что общего у Центрально-Черноземного района, Поволжья, Северного

Кавказа?

А.хорошие агроклиматические ресурсы;

Б.специализация на черной металлургии;

В.специализация на автомобилестроении;

Г.преобладание городского населения.

Аналитический тур.


1.Как изменяется плотность населения Евразии по мере продвижения с запада

на восток? С чем это связано? Назовите не менее 3-х причин. (5 баллов)


2.Какие неблагоприятные явления, связанные с климатом, наблюдаются в Ростовской

области? Назовите не менее 3-х явлений и их причин. (5 баллов)


3.Почему Центральный экономический район, не обладая крупными запасами

химического сырья, выделяется огромными масштабами, сложной структурой

и специализацией химической продукции? Назовите не менее 3-х причин. (5 баллов)

4.На основе анализа свойств почв, ответьте, в каких из перечисленных областей

для повышения плодородия почв обязательно следует проводить их известкование,

а в каких нет: 1. Вологодская, 2.Воронежская, 3.Московская, 4.Ростовская,

5.Челябинская. Свой ответ обоснуйте. (3 балла)


5.Почему в крупном городе температура воздуха и объем осадков несколько выше,

чем за его пределами. (2 балла)


6.Чем объяснить тот факт, что от создания крупных комбинатов полного цикла в настоящее время все больше переходят к созданию заводов малой мощности? (2 балла)


7.Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция, Швейцария? (3 балла)




Вопросы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии для 11 классов.

Аналитический тур.


1. Найдите ошибку в списке монархий: (1 балл)

А) Бельгия

Б) Дания

В) Франция

Г) Великобритания

2. Какие отрасли развиваются усиленными темпами и являются локомотивом НТР и почему? (5 баллов)

3. Приведите примеры мировых природных ресурсов по происхождению. (5 баллов)

4. Какая из формул естественного прироста соответствует демографическому взрыву?

а) 23-8=15 б) 11-10=1

В каких регионах его можно наблюдать? (2 балла)

5. Какие из глобальных проблем человечества в ближайшие десятилетия, по всей видимости, потеряют свою остроту? Какие проблемы станут самыми острыми? С чем будут связаны эти изменения? (5 баллов)

6. Женщины во всех странах мира живут дольше, чем мужчины: в США и Японии - на 6 лет; во Франции и Финляндии - на 8 лет; в России - на 12 лет. Как Вы считаете, почему возникает такая разница? (3 балла)


Тестовый тур.


  1. Какие темпы воспроизводства населения характерны для африканских стран?

А). Низкие

Б). Средние

В). Высокие


  1. Ключевыми словами определения понятия «мировое хозяйство» являются?

А). Группы стан

Б). Качественный переворот

В). Определенные виды продукции и услуг

Г). Система хозяйств


  1. «Лицом» европейской промышленности является?

А). Машиностроение

Б). Металлургия

В). Легкая промышленность


  1. Скопление полезных ископаемых на большой площади называется?

А). Месторождением

Б). Бассейном

В). Минерально-сырьевая база

Г). Аномалией


  1. Большинство Африканских стран имеют форму правления?

А). Абсолютная монархия

Б). Конституционная монархия

В). Республика

Б). Конфедерация


  1. Назовите страну, не имеющую выхода к морю?

А). Монголия

Б). Перу

В). Мьянма

Г). Чили


  1. Федеративное государство это государство:

А). Обладающее политической независимостью, самостоятельностью, во внутренних и внешних делах.

Б). Административно-территориальное устройство, которого предполагает единую законодательную и исполнительную власть.

В). В котором, кроме единых законов и органов власти существует, законодательные, исполнительные и судебные органы власти на отдельных территориях (республиках, провинциях).

Г). Главой, которого считается император, а верховная власть передается по наследству.


  1. Обрабатываемые земли составляют от мирового земельного фонда

А). 11%

Б). 30 %


  1. Мировые месторождения природного газа сосредоточены в:

А). Азия, Северная Америка, Северная Европа.

Б). Австралия, Африка, Южная Америка

В). Европа, Северная и Южная Америка


  1. На дне и побережье северного моря добывают

А). Каменный и бурый уголь.

Б). Медные и полиметаллические руды.

В). Нефть и природный газ.

Г). Марганцевые и оловянные руды.


11. При обще геологических запасах природного газа 320 трлн. м3 и ежегодной добыче 2000 млрд. м3. Обеспеченность природным газом составляет:

Г). 1300 лет.

Д). 160 лет.




















Пояснительная записка.

Школьные предметные олимпиады проводятся с целью развития познавательной и творческой деятельности учащихся, выявления наиболее талантливых и подготовленных школьников. Заложенные в школьной олимпиаде принципы массовости и доступности гарантируют привлечение школьников, может, не обладающих выдающимися способностями, но заинтересованных географией и укрепляющие в ней свой интерес. И поэтому поощрение самих участников олимпиады является не менее важным, чем определение её победителей. Нельзя забывать, что интеллектуально одарённый учащийся стремиться к самообразованию, саморазвитию, самореализации и остро реагирует на оценку результатов своей деятельности.

Вопросы олимпиады составлены на основе методических рекомендаций по проведению олимпиад по географии и проводится в два тура. Аналитический тур содержит вопросы программного материала соответствующего курса школьной географии. Тестовый тур предусматривает распознавание образов, знание географической номенклатуры, выборку в соответствии с заданными критериями, умение работать с картографическим материалом.

От учеников требуется развитое географическое мышление, т.е. способность обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, уверенное ориентирование в пространстве, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

В олимпиадные задания входят вопросы разного уровня сложности, выявляющие знания, полученные учащимися, за годы обучения географии.


Задачи:

- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к географии;

- активизировать познавательные способности школьников;

- оживить интерес учащихся к учебному процессу;

- выявить талантливых учеников, ориентированных на углубленное изучение географии;

- мотивировать учащихся к профессиональному самоопределению, к их подготовке к ГИА и ЕГЭ.



Критерии оценивания: вопросы аналитического тура оцениваются по баллам, в зависимости от содержания, а тестовый тур - за каждый правильный ответ один балл.





© 2010-2022