«Применение кластера на уроках географии»

На современном этапе, в связи с новыми требованиями к процессу обучения, некоторые методы обучения устарели. Их результат не соответствует требованиям постоянно развивающегося общества. Современная система образования дает возможность учителю выбрать  среди множества инновационных методик ту, которая  позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания. На на...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК …..

«Применение кластера на уроках географии»

© Е.Ф.Сложеникина, старший преподаватель кафедры химии, географии и методик их преподавания ПГСГА;

© А.А.Пахомов, учитель географии ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается педагогическая технология формирования у учащихся системно-деятельностного подхода к обучению. Данная статья ставит перед собой задачу определить возможности урока географии с использованием кластерного подхода, который способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: кластер, педагогическая технология, структура.

"The use of cluster geography lessons"

© E.F.Slozhenikina, senior lecturer in chemistry, geography and their teaching methods;

© A.A.Pahomov, geography teacher GBOU urban village school № 2 Ust- Kinel (Russia)

Abstract: This article discusses the formation of educational technology students systemically - active approach to learning. This article aims to identify opportunities for geography lesson using the cluster approach, which promotes the formation of universal learning activities of students.

Keywords: cluster, educational technology, structure.

На современном этапе, в связи с новыми требованиями к процессу обучения, некоторые методы обучения устарели. Их результат не соответствует требованиям постоянно развивающегося общества. Современная система образования дает возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания.

На наш взгляд графическое представление основной информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия. Графическое представление материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему - это и есть технология «Кластери».

Кластер - педагогическая технология, которая способствует развитию вариантности мышления, учит устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Прежде, чем приступить к изучению какого-либо объекта, явления, необходимо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего, по ходу приобретения новых сведений, совершенствовать эту модель.

В основном применение данной технологии дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме.

Данная технология универсальна. Она может применяться на стадии вызова - для систематизации имеющейся информации, выявления пробелов в определенной области знаний. На стадии осмысления - фиксирует фрагменты новой информации. На стадии рефлексии - происходит группировка понятий, установление логических связей.

Суть педагогической технологии («Кластери») - выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде схемы - «виноградная гроздь».

При включении в учебный процесс данную технологию необходимо:

  • выделить главную, ключевую тему изучения материала;

  • определить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации).

Можно выделить следующие формы работы с кластерами:

  • самостоятельная домашней работа;

  • самостоятельная работа при выполнении практического задания:

  • работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер;

  • работа в составе учебной группы при участии преподавателя;

  • выполнение контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру;

Последовательность действий при составлении кластера следующая:

1 этап. В центре, на развороте тетрадного листа, записывается ключевое слово, которое является темой, разделом.

2 этап. Учитель просит школьников высказать свои ассоциации к теме или разделу, тем самым, выделяя из их ответов подразделы, которые будут конкретно изучаться.

3 этап. Каждый подраздел изучается на отдельном уроке. Графическое заполнение схемы продолжается: записываются или зарисовываются ассоциируемые понятия учащихся, но уже связанные с темой подраздела.

4 этап. По мере записи, появившиеся понятия одного подраздела соединяются прямыми линиями с понятиями другого подраздела. Таким образом, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

Преимущества использования технологии «Кластери»:

  • самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность учителю отследить понимание темы;

  • для самих школьников такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями;

  • использование кластера помогает преподавателю учитывать индивидуальные особенности учеников: один при составлении собственного кластера будет использовать слова, другой понятия, а третий - просто нарисует объект изучения или процесс.


Создание кластера при изучении темы «Атмосфера».

1. На доске в начале урока учитель записывает тему: «Атмосфера».

2.Предлагает ученикам высказать свои идеи и понятия, ассоциируемые у них с данной темой. Преподаватель из всего предложенного выделяет подразделы. Если они названы не будут, то можно задать наводящий вопрос по теме.

3. В ходе беседы выделяются подразделы основной темы:

  • температура;

  • атмосферное давление;

  • ветер;

  • погода;

  • климат.

4. Выделив подразделы, учащиеся автоматически знакомятся с тем, что они будут изучать в ближайшие уроки.

Цель первого урока - создание основы кластера, знакомство с понятием «Атмосфера» и выявление основных изучаемых подразделов.

5. В дальнейшем после изучения каждого подраздела, учащиеся сами пишут идеи и понятия, относящиеся к подразделу.

6. В итоге получается схема в виде разрастающейся «виноградной грозди», где первые два этапа делаются совместно с преподавателем, а третий и четвертый - самостоятельно, тем самым это позволяет учитывать степень усвоения материала.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к урокам, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в чувство собственного достоинства, дают учащимся ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. На современном этапе в процессе обучения важно не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Применение технологии «Кластер» позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит обучающегося к собственному выводу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Герасимова Т.П. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 2-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 105 с.

  2. Дмитриева Л.М. Уроки географии в 6 классе [Текст] / Л.М. Дмитриева. - М.: Дрофа, 2007. - 108 с.

  3. Кульневич С.В. «Совсем необычный урок» [Текст] / С.В. Кульневич. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. - 159с.

  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко М.: Педагогика, 2001. - 146с.

© 2010-2022