Погода и метеорологические наблюдения

Тема: Погода и метеорологические наблюдения Ф. И. О. педагога – Вострикова Елена Александровна Место работы – МБОУ г. Астрахани «СОШ№57» Должность – учитель географии Предмет – география Класс – 5 Тема и номер урока в теме – «Погода и метеорологические наблюдения», урок 18, §13 Базовый учебник – Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс. – М. :Вентана – Граф, 2013 г. Цель урока: расширить представления обучающихся об атмосфере, ее состоянии и свойствах воздуха, методах ее исследования и познакомить с метеорологическими приборами. Планируемые образовательные результаты: Предметные- 1.      Формирование представлений о погоде, ее элементах, методах ее изучения 2.      Овладение элементарными практическими умениями использования приборов для определения характеристик атмосферы 3.      Продолжить развивать умения овладевать основными навыками нахождения и использования географической информации Личностные – 1.      Развитие готовности обучающихся к самообразованию 2.      Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные – 1.      Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2.      Умение оценивать правильность выполнения учебных заданий 3.      Умение работать индивидуально, сотрудничать со сверстниками и учителями Тип урока – урок изучения новых знаний Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная, групповая Необходимые технические средства: интерактивнаядоска, проектор, видеофрагмент, презентация
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока.

Тема:Погода и метеорологические наблюдения

Ф. И. О. педагога - Вострикова Елена Александровна

Место работы - МБОУ г. Астрахани «СОШ№57»

Должность - учитель географии

Предмет - география

Класс - 5

Тема и номер урока в теме - «Погода и метеорологические наблюдения», урок 18, §13

Базовый учебник - Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс. - М. :Вентана - Граф, 2013 г.

Цель урока: расширить представления обучающихся об атмосфере, ее состоянии и свойствах воздуха, методах ее исследования и познакомить с метеорологическими приборами.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные-

  1. Формирование представлений о погоде, ее элементах, методах ее изучения

  2. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов для определения характеристик атмосферы

  3. Продолжить развивать умения овладевать основными навыками нахождения и использования географической информации

Личностные -

  1. Развитие готовности обучающихся к самообразованию

  2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные -

  1. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  2. Умение оценивать правильность выполнения учебных заданий

  3. Умение работать индивидуально, сотрудничать со сверстниками и учителями

Тип урока - урок изучения новых знаний

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимые технические средства: интерактивнаядоска, проектор, видеофрагмент, презентация

Структура и ход урока:

  1. Организационно-контрольный этап (4 мин)

Учитель (входит в класс с 3-мя разноцветными шарами):

- Здравствуйте, юные метеорологи! Почему я вас так назвала?

Ученики (высказываются)

Учитель:

- А почему я с разноцветными шарами?

Ученики (предполагают ответы)

Учитель:

- Потому что это цвета - показатели наших успехов и на воздушном шарике летал «знаменитый путешественник» Винни Пух.

Слайд 1.

После того, как он неудачно полетал на воздушном шаре, Винни решил заняться изучением географии и повторить полет в атмосферу на большом воздушном шаре. Но для этого нужны знания об атмосфере и, чтобы проверить ваши познания о воздушной оболочке он подготовил вам запутанные вопросы.

Слайд 2.

  • Точно ли я запомнил смену слоев атмосферы: тропосфера, термосфера, стратосфера, мезосфера

  • Правда ли что легкий воздух сильно давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы?

  • Говорят, что воздух притягивается землей? А как вы это докажите?

  • А в каком слое атмосферы можно увидеть полярное сияние?

  • Согласны вы, что самый распространенный газ в атмосфере - самый важный?

  • Я считаю, неплохо, что разрушается озоновый слой, потому что становится больше кислорода. Так ли это?

Ученики (в тетради на полях ставят себе оценки за ответы, учитель фиксирует результаты у себя)

Мотивационный этап(4 мин)

Сегодня Винни Пух хочет узнать больше об атмосфере , а о чем именно - делает нам «объяснялки», как в программе « Устами младенца».

Слайд 3.

  1. Это бывает всегда: и днем, и ночью, и весь год, и везде - в городах и селах, в горах и на равнинах.

  2. Иногда это нравится людям, иногда они ругают это, но ничего с этим поделать не могут.

  3. Это можно узнать, посмотрев в окно, выйдя на улицу, а можно узнать по телевизору.

  4. Тех, кто это изучает и предсказывает, называют синоптиками и часто люди ругают их за неправильный прогноз. Что это?

Учитель:

- Значит, мы изучаем сегодня погоду. Опишите сегодняшнюю погоду.

Ученики (характеризуют погоду).

Учитель:

- А какая погода будет завтра? Всю неделю? В следующем месяце?

Ученики (высказываются, но приходят к выводу, что предсказать это не могут)

Слайд 4

Формирование темы и цели урока(3 мин)

Учитель:

- Что нам надо, чтобы изучить погоду, научиться ее предсказывать?

Ученики (предлагают варианты действий - использование текста, рисунков, слайдов для того, чтобы получить знания о погоде и метеорологических наблюдениях).

Учитель:

- А зачем нам нужны знания о погоде?

Ученики (высказываются о значении погоды в жизни людей: в сельском хозяйстве, для работы транспорта, комфортности жизни людей и т.д.)


Организационо-деятельностный этап(25 мин)

(организация самообразования учащихся).

Учитель:

-В каком слое атмосферы складываются условия, от которых зависит погода на земле (стр. 66)?Попробуйте своими словами сказать, что такое погода?

Ученики высказываются

Учитель:

- А теперь проверьте себя по учебнику (стр. 70). Совпадают ли ваши определения и в учебнике? Можно ли говорить о погоде в течение суток, недели? Почему? Как же можно наблюдать за атмосферой, чтобы получить знания о погоде?

Ученики (вспоминают из §12 про радиозонд, метеорологические ракеты и спутники)

Учитель:

-А как на земле организовать наблюдения за погодой?

Ученики (находят ответ про метеостанции)

Слайд 5

Учитель:

- Какие приборы используются на метеостанции?

Работа в группах (по карточке, рисункам учебника и тексту).

  1. Группа «Флюгер».

Задание: Как устроен флюгер? Как действуют его части? Что такое ветер? Потренируйтесь в группе по определению направления ветра и подготовьте вопросы другим группам.

  1. Группа «Гигрометр».

Задание: Как устроены гигрометр и осадкомер? Как они используются? Подготовьте вопросы по этим приборам другим группам.

  1. Группа «Термометр».

Задание: Сравните показания метеорологического и медицинского термометров. Чем они похожи и отличаются? Проанализируйте результаты.

Учитель:

- А теперь, группы, отчитайтесь о метеорологических приборах. Какому прибору подходит крылатое выражение «Хочешь жить - умей вертеться»?

Отчет группы «Флюгер» (используют карточку и слайд 6)

- Издавна люди интересовались ветром, как вы думаете, почему (влияет на изменение погоды)? Поэтому флюгеры изготавливали очень давно, но до сих пор они в моде. Посмотрите на этот парад флюгеров.

Слайд 7.

Учитель:

- Флюгер можете изготовить и вы, используя рекомендации на стр. 73. А еще флюгер можно создать по печатной инструкции (показ) и украсить им свой балкон или двор.

- Если надо узнать про атмосферную влагу, то нам помогут ребята из группы «Гигрометр».

Отчет группы «Гигрометр» с использованием слайда 8.

Учитель:

- Что ребята из группы «Термометр» расскажут и покажут по своему заданию?

Ученики (демонстрируют медицинский и метеорологический термометры и подкрепляют свой ответ, используя слайд 9).

Учитель:

- Насколько удачно вы, ребята, справились с заданием, мы узнаем из видеоролика, называемого «Метеостанция на Станции юных натуралистов».

Ученики (делают взаимооценку работы групп, отмечая, насколько полно они раскрыли работу приборов).

Физкультминутка (про погоду)

Проверка полученных результатов обучения (4 мин)

(закрепление и корректировка).

Чтобы узнать, как вы хорошо знаете изученный материал, попробуем разобраться с этим заданием. Вам надо только поставить номер задания и написать правильное слово.

Слайд 10.

«Путаница» от Винни Пуха.

  1. Состояние атмосферы в данной местности и в данный момент - прогноз погоды.

  2. Барометром измеряют - температуру воздуха.

  3. Гигрометр показывает - атмосферное давление.

  4. Температура воздуха измеряют - ртутным термометром.

  5. Флюгер показывает - куда дует ветер.

  6. Погода формируется - в стратосфере.

  7. Температуру воздуха измеряют - только на солнце.

Подведение итогов выполнения задания и выставление учащимися оценки себе на полях тетради.

Слайд 11.

Рефлексия.(2 мин)

«Воздушные шары от Винни Пуха».

  1. Зеленый шарик - тому, кто работал отлично, ему все понятно.

  2. Синий - тому, кто работал хорошо, но кое-что не понятно и не получилось.

  3. Красный шарик - тому, кто работал неплохо, но многое непонятно и не получилось.

Нарисуйте, какой шарик вы заработали.

Учитель:

- Какие же шары преобладают сегодня у нас? Это значит, вы работали … (в зависимости от результатов)

Слайд 12.

Домашнее задание.(2 мин)

Я выбираю…

  1. ..сообщение о современных метеорологических приборах, используемых в быту (стр. 75 задание 8).

  2. …краткий рассказ или «сказку» о метеорологических приборах (стр. 75 задание 6).

  3. …творческая работа «33 алфавит» (составить список названий и понятий в алфавитном порядке об атмосфере и погоде).

Я изготовлю (стр. 73-75) или…

  1. …флюгер

  2. …термометр

  3. …осадкомер

Можно при помощи родителей.


Всем-всем!


  1. Приметы наступления хорошей погоды.

  2. Приметы наступления ненастной погоды.



© 2010-2022