Урок по естествознанию на тему: Окружающая природная среда (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

урока: Окружающая природная среда.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний об окружающей природной среде. Ввести понятия: «природная среда», «адаптация». Объяснить, как происходят изменения в природной среде, что такое естественная среда обитания и её виды. Помочь учащимся понять, каким образом и почему живые организмы приспосабливаются к условиям среды обитания. Показать на примерах уязвимость природной среды, подвести к пониманию необходимости бережного отношения к окружающей среде.

2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа иллюстраций и фотографий.

3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе.

Оборудование: учебники, иллюстрации, фотографии.

Используемая литература: У.А. Есназарова, Н.К. Бекалай «Естествознание», Б.Ш. Абдиманапов, А.В. Прищепина, Л.М. Фокина «Естествознание», Д. Тайлер и др. «Всемирная география»,Е. Голубева «Занимательное естествознание».

Ход урока

Этап урока

Содержание

Методы, ФОУД

I. Организа-ционный момент

Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

- Сегодня мы продолжим разговор о природе. Но начиная с сегодняшнего урока, мы будем рассматривать природу немного с другой точки зрения. Как вы думаете, что мы начинаем изучать?

- Мы будем рассматривать природу с точки зрения её взаимосвязи с человеком. Природа и человек.

- Тема нашего урока «Окружающая природная среда»

- Какова цель нашего урока?

- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели?

- Какими источниками информации вы можете воспользоваться сегодня на уроке?

- Как вы думаете, какой ещё очень важный источник информации вам понадобиться на этом уроке?

(уже имеющиеся знания о природе и её компонентах)

- Как тема нашего урока связана с темами предыдущих уроков?

(мы говорили о природе и сейчас продолжим разговор о ней)

- Какие главные понятия мы разобрали на предыдущих уроках?

(природный комплекс, природный компонент, зональность, симбиоз, природное сообщество, ареал и т.д.)

- Какие главные выводы мы сделали при изучении этих тем?

(природа это целостная система, в которой всё находится во взаимосвязи)

Фронтальная беседа.


Запись в тетради.

Фронтальная беседа.


Беседа на актуализацию знаний.

III. Усвоение новых знаний.

- Как вы думаете, что такое окружающая природная среда?

- Какое определение будет более точное?

Окружающая природная среда - это естественная природа, окружающая человека (в которой он живёт) и другие живые организмы.

- А из чего состоит окружающая природная среда?

(из природных компонентов: воздуха, воды, почвы и горных пород, растений и животных, климатических условий)

- Как вы думаете, компоненты природной среды будут оказывать влияние друг на друга или нет?

Приведите примеры.

(почвы оказывают влияние на растения, те в свою очередь на почвы и животных и т.д.)

- Может ли окружающая природная среда меняться?

- По каким причинам? (естественным, в ходе своего развития и от вмешательства человека)

- Окружающая природная среда является средой обитания, а какие виды среды обитания вам известны, где обитают живые организмы?

1. Наземно-воздушная; 2. Водная;

3. Почва; 4. Живые организмы.

- Какие условия необходимы для выживания живым организмам?

(температура, влажность, свет, пищевые ресурсы)

- Одинаковые ли на Земле условия окружающей природной среды? (нет, в одних местах жарко, в других холодно и т.д.)

Адаптация - приспособление организмов к условиям среды обитания.

- Какие примеры адаптации животных вы можете назвать?

- Откройте учебник на стр.128, какие причины адаптации называет автор текста?

1) приспособление к климатическим условиям;

(густая шерсть, спячка, ночной образ жизни и т.д.)

2) приспособление к добыванию пищи;

(длинная шея, длинный и липкий язык и.т.д.)

3) приспособление к защите от врагов.

(иглы, запах, покровительственная окраска т.д.)

Эвристическая беседа.

Запись в тетради.

Эвристическая беседа.




Запись в тетради.


Запись в тетради.

Работа с текстом учебника, обсуждение, запись в тетради.

IV. Закрепление

Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.

- Что такое природная среда? Из чего она состоит?

- Как и почему происходит изменение окружающей природной среды?

- Какие виды естественной среды обитания вам известны?

- Какие условия необходимы для жизни живым организмам?

- Что такое адаптация?

- Какие виды адаптации, и по каким причинам могут происходить?

Фронтальный опрос.

V. Домашнее задание.

§ 53 (пересказ).

Запись в дневнике.

VI. Итог урока.

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.

- Какова была цель урока? - Удалось ли её достигнуть?

- Что вам понравилось на этом уроке, а что не понравилось?

- Что необходимо изменить на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились?

Фронтальная беседа.


© 2010-2022