Программа элективного курса 9 класс Карта-второй язык географии

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся


Карта - второй язык географии

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Карта-второй язык географии» предназначена для учащихся 9 класса.

Содержание элективного курса полностью отражает обязательный минимум содержания географического образования, однако его содержание намного шире обязательного минимума.

Актуальность и важность элективного курса в том, что он вооружает учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими навыками, способствует реализации углубленного изучения предмета, предполагает развитие навыков анализа, обобщения, сравнения карт, решения разнообразных практических задач, увеличивает номенклатурный словарный запас учащихся. Учит работать по плану при составлении комплексных характеристик и, в конечном счете, подготавливает к более успешной сдаче ЕГЭ по географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии, т.к. даже при существующей программе из-за нехватки времени трудно отрабатывать практические навыки по работе с картами до совершенства. Курс может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.

Содержание курса предполагает чередование индивидуальной и коллективной работы учащихся, лекций и практических работ, экскурсий, проведения деловой игры. Обобщения и контроля изученного в форме тестирования.






Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

В том числе

Лекц. Практ.

беседа

Форма контроля

1

Введение

1ч.

1 ч.

2

План

3 ч.

1 ч.

2 ч.

Решение задач

3

Карта

4 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч. семинар (деловая игра)

4.

Топографические карты

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5.

Часовые пояса

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Решение задач

6.

Строение земли

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Географический диктант

7.

Климат земли

2 ч.

1 ч.

1 ч.

8.

Воды земли

4 ч.

4 ч.

Географический диктант

9.

Природные зоны земли

1 ч.

1 ч.

10.

Народы мира

1 ч.

1 ч.

Решение задач

11.

Политическая карта мира

3 ч.

1 ч.

2 ч.

Географический диктант

12.

Комплексная характеристика территорий

1 ч.

1 ч.

Защита творческой работы

13.

Экономическая карта

7 ч.

1 ч.

5 ч.

1 ч. семинар

14.

Заключение

1 ч.

1 ч. тесты

15

Резерв времени

1 ч.

Итого: 34 ч.





Содержание программы

Введение (1 час)

Тема 1. План (3 часа)

Беседа: Понятие о плане, способы подачи информации, масштаб, определение направлений, азимутов, абсолютная и относительная высота, горизонтали. Способы построения планов местности

Самостоятельная работа: решение задач на определение масштаба; определение направлений, расстояний, азимутов; чтение плана местности; изображение форм рельефа на плане местности.

Практическая работа: Составление плана местности полярным и маршрутным способами (на местности)

Тема 2. Карта (4 часа)

Лекция: Понятие о карте, значение карт, классификация; градусная сетка; координаты; изображение высот и глубин, шкала высот и глубин.

Практическая работа: Измерение расстояний, направлений по карте и площади методом палетки; определение географических координат; определение абсолютных высот; чтение и анализ карт атласа и учебника.

Обобщающий урок: План и карта и их основные сходства и отличия.

Тема 3. Топографические карты (2 часа)

Лекция: Понятие о картографической проекции; картографическая генерализация, топографические карты, измерительные свойства.

Практическая работа: Определение проекции карт; прямоугольных координат; определение крутизны склонов, магнитного азимута.

Тема 4. Часовые пояса (1 час).


Беседа: Анализ и чтение карты часовых поясов России и мира:

Самостоятельная работа: Решение задач на определение поясного, местного, декретного времени.

Тема 5. Строение Земли (2 часа)

Беседа: карты, изображающие строение поверхности Земли; чтение и анализ карт физических, геологических, тектонических.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте форм рельефа, вулканов, границ литосферных плит; связь рельефа с тектоническим строением и полезными ископаемыми на картах мира и России.

Тема 6. Климат Земли (2 часа)

Беседа: Климатические карты. Чтение и анализ карт: климатических, климатических поясов и областей мира, карт «агроклиматические ресурсы», синоптических карт.

Самостоятельная работа: Составление прогноза погоды по синоптической карте.

Практическая работа: Составление сравнительной характеристики климата двух территорий в виде картосхемы.

Тема 7. Воды Земли (4 часа).


Беседа: Мировой океан и его части. Воды суши.

Практическая работа: Сравнительная характеристика по картам двух океанов Земли.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ, каналов.

Практическая работа: Составление характеристики одной из рек по плану.

Тема 8. Природные зоны Земли (1 час)

Беседа: Чтение и анализ карт: почвенной, карты растительности, животного мира, природных зон.

Практическая работа: Определение смены природных зон и почв на материке Евразия с севера на юг и с запада на восток.

Тема 9. Народы мира (1 час)


Беседа: Чтение и анализ карт плотности и народов мира и России.

Самостоятельная работа: Решение задач на определение плотности.


Тема 10. Политическая карта мира (3 часа)

Лекция: Многообразие стран.

Практическая работа: Чтение и анализ политической карты, составление систематизирующей таблицы «Страны мира»

Практическая работа: Обозначение на контурной карте стран мира и их столиц.

Практическая работа: Составление характеристики географического положения одной из стран мира.

Тема 11. Комплексная характеристика территории (1 час).

Беседа: Чтение и анализ комплексной карты.

Самостоятельная работа: Составление комплексной характеристики территории.

(Защита проекта)

Тема 12. Экономические карты (7 час.)


Беседа: Экономические карты, легенда, деление на группы. Чтение и анализ экономических карт (машиностроение, топливная, черная и цветная металлургия, химическая лесная, легкая, пищевая промышленность, карты сельского хозяйства, растениеводства, животноводства, транспорт). Чтение и анализ комплексных карт экономических районов России.

Практическая работа: Составление характеристики ЭГП России.

Практическая работа: Составление сравнительной комплексной характеристики двух республик (Чувашии и Дагестана).

Практическая работа: Обозначение на контурной карте важнейших центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения, транспортных магистралей, крупнейших электростанций.

Практическая работа: Решение задач на определение эффективности размещения сельскохозяйственных предприятий и определение эффективности использования различных видов топлива в разных регионах.

Практическая работа: Составление картодиаграмм отдельных отраслей комплекса конструкционных материалов и картосхем размещения АПК.

Обобщение знаний по экономическим картам.

Заключение (1 час) Выполнение тестовых заданий.

Резерв времени: (1 час)

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Элективный курс «Карта-второй язык географии» рассчитан на весь учебный год и имеет ярко выраженную практическую направленность, а так как в курсе основной упор делается на ранее приобретенные знания, то большая часть работ учащимися выполняется самостоятельно. Изучение каждой темы рекомендуется начинать с вводной беседы, в ходе которой учитель восстанавливает в памяти учащихся ранее полученные знания и умения, корректирует их и по мере необходимости расширяет. Во вводной беседе учитель тщательно инструктирует учащихся, демонстрирует порядок и приемы выполнения практических и самостоятельных работ, указывает, каким материалом следует пользоваться. Большая роль и место практических и самостоятельных работ позволяют ставить перед слушателями курса учебные проблемы, учит решать поисковые задачи. Применять полученные знания на практике. Существенное значение в процессе обучения приобретают приемы и методы, способствующие развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

На вводном занятии необходимо познакомить учащихся с общей структурой курса, с его содержанием, формами и видами планируемых самостоятельных, творческих и итоговых работ, которые предстоит выполнить, изучая данный элективный курс. На первом занятии необходимо дать темы для творческих работ, темы докладов или выступлений. Формы выполнения заданий. Необходимо продумать критерии для оценки работы учащихся, учета их участия в итоговых занятиях (деловых играх, семинарах.), учащимся должны быть известны результаты по завершении изучения каждой темы и всего курса в целом.

Тема 1. План (3 часа)

При изучении темы 1 учащиеся восстанавливают и закрепляют знания о плане местности, о масштабе, азимуте, абсолютной и относительной высоте, горизонталях, знакомятся со способами подачи информации и способами построения планов местности. Беседа носит воспроизводящий характер, учащиеся получают необходимые сведения для выполнения самостоятельной работы. На практическом занятии, цель которого помочь более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее усвоить его, а также сформировать практические умения и навыки, учащиеся составляют план местности полярным, а затем маршрутным способами. Выполнение работы является контролем усвоения основных понятий темы.

Тема 2. Карта (4 часа)

В рамках изучения данной темы учащиеся на лекции, которая носит установочный характер, получают знания о карте, классификации карт, градусной сетке, координатах, изображении высот и глубин. На практической работе для закрепления полученных знаний учащиеся измеряют расстояния, определяют направления, географические координаты, высоты, глубины, овладевают приемами работы с пометкой. Заключительное занятие рекомендуется провести в форме семинара или игры «Путешествие по карте», где необходимо сделать сравнительный анализ особенностей плана местности и географической карты.

Тема 3. Топографические карты (2 часа).


В рамках содержания данной темы рекомендуется слушателям курса дать понятия о картографической проекции, картографической генерализации, топографической карте, а также об измерительных свойствах топографических карт. Занятие проводится в виде лекции или разъяснительной беседы. На практической работе учащиеся определяют проекции карт, прямоугольные координаты, крутизну склонов, магнитный азимут.

Тема 4. Часовые пояса (1 час).

Учебную деятельность учащихся рекомендуется организовать в виде беседы, в ходе которой усваивают понятия о поясном, местном и декретном времени на основе анализа карты часовых поясов и самостоятельного решения задач, носящих поисковый характер, рекомендуется познакомить слушателей курса с часовыми поясами Земли.

Тема 5. Строение Земли (2 часа).


В ходе беседы учитель расширяет знания учащихся о рельефе, тектонических структурах, полезных ископаемых, геологическом строении Земли на основе чтения и анализа физической, тектонической и геологической карт. Во время проведения практической работы формируются умения сопоставления различных карт и установление причинно-следственных связей между рельефом, тектоническим строением и полезными ископаемыми. Контроль знаний можно провести в виде работы с контурной картой, на которую по памяти учащиеся наносят формы рельефа, вулканы, границы литосферных плит.

Тема 6. Климат Земли (2 часа).


На основе чтения и анализа климатических карт, карт климатических поясов и областей мира, агроклиматических ресурсов учитель расширяет и углубляет знания учащихся о климате, о закономерностях распределения тепла и влаги, о влиянии климата на хозяйственную деятельность и жизнь людей. При проведении практической работы « Составление сравнительной характеристики климата двух территорий» слушатели курса совершенствуют умение сопоставлять климатические карты, выделять закономерности, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, формировать приемы работы с синоптической картой. Практическую работу рекомендуется выполнить в виде картосхемы, т.к. у учащихся имеется запас конкретных знаний и навыков работы с климатической картой.

Тема 7. Воды Земли (4 часа)

Изучение данной темы рекомендуется начать с небольшой вводной беседы о мировом океане и его частях и водах суши на основе чтения и анализа физической карты мира и России и карты водных ресурсов мира. При выполнении практических работ у учащихся необходимо сформировать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории Земли, научить устанавливать зависимость характера и направления течения от рельефа и особенностей внутренних вод от климата, на основе анализа карт выявлять особенности природы морей и океанов. Контроль знаний можно провести в виде работы на контурной карте, на которую учащиеся наносят по памяти части Мирового океана, течения, реки, озера, водохранилища и каналы.

Тема 8. Природные зоны Земли (1 час).

Учитель в ходе беседы на основе чтения и анализа почвенной карты, карты растительности, животного мира и природных зон подготавливает учащихся для самостоятельной работы по определению смены природных зон и почв на материке Евразия с севера на юг и с запада на восток. При сопоставлении карт учащиеся решают проблемные задачи, объясняющие закономерности такой смены.

Тема 9. Народы мира (1 час).

Знания о расселении человека по материкам и в России, о многообразии народов, населяющих нашу страну и всю землю в целом, формируются в ходе беседы на основе чтения и анализа карт плотности и народов мира и России. Учащимся для осмысления прослушанного предлагается самостоятельно решить задачи на определение плотности в разных регионах Земли и объяснить причины различий.

Тема 10. Политическая карта мира (3 часа).

При изучении данной темы учитель в вводной беседе восстанавливает в памяти учащихся ранее полученные знания и умения, необходимые для дальнейшего выполнения практических работ. При чтении и анализе политической карты ученики составляют систематизирующую таблицу «Страны мира», группируя их по разным признакам, составляют характеристику географического положения одной из стран мира. Данную практическую работу рекомендую провести в групповой форме: одна группа составляет характеристику географического положения различных стран, вторая пишет рецензию на выполнение заданий. Контроль знаний проводится при работе с контурной картой, где слушатели курса отмечают по памяти страны и их столицы.

Тема 11. Комплексная характеристика территории (1 час).

Самостоятельная работа по составлению комплексной характеристики территории носит творческий характер и выполняется после чтения и анализа комплексной карты. Рекомендуется заранее познакомить учащихся с требованиями к выполнению задания, а урок провести в форме защиты, где ученики проводят анализ проделанной ими работы.

Тема 12. Экономические карты (7 час.)

Во время вводной беседы учащиеся восстанавливают в памяти знания об экономических картах, о делении их на группы, о способах подачи информации. На практических занятиях составляют характеристику ЭГП России, сравнительную комплексную характеристику двух республик. Контроль знаний и умений учащихся проводится при работе с контурной картой, на которую отмечаются важнейшие центры трудоемкого и металлоемкого машиностроения, транспортные магистрали, крупнейшие электростанции. Практическая работа по составлению картодиаграмм отдельных отраслей комплекса конструкционных материалов и картосхем размещения АПК требует отбора из общей суммы знаний определенных свойств и характеристик, выделения основного, сравнения с другим учебным материалом. Практическая работа по решению задач на определение эффективности размещения предприятий позволит глубоко осмыслить изученный материал, способствует реальному восприятию. Заключительное занятие по этой теме рекомендуется провести в форме семинара, где учащиеся выступят с небольшими сообщениями.

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Карта- второй язык географии», проводится анкетирование учащихся для выяснения их предложений и пожеланий по совершенствованию содержания данного элективного курса.

Содержание данного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

1) чтение и анализ всех учебных карт.

2) составление характеристик разнообразных природных объектов и территорий.

3) подготовка сообщений.

4) составление систематизирующих таблиц.

Заключение

Работа с картами является сильным стимулятором умственного развития школьников, развития воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции, дедукции, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, логического умозаключения. Карты являются самым доступным в условиях любой школы средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности, возбуждения интереса к предмету, сближения школьной географии с жизнью. Карта способствует упорядочению географических знаний и этим облегчает их усвоение и запоминание.

Литература для учащихся и учителя:

1.Учебники для 6 кл. «Начальный курс георгафии» Под ред. Т.П. Герасимовой, Н.Н. Петровой;

2.Учебник для 7 кл. «География материков и океанов» под ред. В.А.Коринской, О.В.Крыловой;

3.Учебники для 8 кл. «Георгафия России» под ред. И.И.Бариновой, В.П.Сухова;

4. Учебники для 9 кл. «Георгафия России» под ред.В.Я.Рома, А.В.Даринского, К.Ф.Строева;

5.Учебники для 10 кл. «Экономическая и социальная география мира» под ред. В.П.Максаковского, Ю.Н.Гладкого.

6.Атласы, справочники по географии;

7.И.А.Бубнов «Военная топография»;

8.А.М.Берлянт «Карта-второй язык географии»;

9.А.М.Куприн «Занимательная картография»;

10.Г.П.Аксакалова «Факультативные занятия по географии»;

11.А.М.Берлянт «Карта рассказывает»;

12. «Физическая география для подготовительных отделений вузов» Под редакцией К.В.Пашканга.









УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО Рассмотрено на заседании

Директор ОУ Зам. Директора по УВР МО протокол № _____

______________ __________________ ___________________

«____» _________2015г. «_____» ___________2015г. «____» ___________2015г.




Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся



Карта - второй язык географии

Учитель: Кирьякова Е. А.








Календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся

Карта - второй язык географии


урока

Дата

Раздел, тема урока

Количество часов

1

Введение

1

2

План. Понятие о плане, способы подачи информации.

1

3

Способы построения планов местности.

1

4

Способы подачи информации, масштаб, определение направлений, азимутов, абсолютная и относительная высота, горизонтали.

1

5

Понятие о карте, значение карт, классификация.

1

6

Градусная сетка; координаты;

1

7

Изображение высот и глубин, шкала высот и глубин.

1

8

Измерение расстояний, направлений по карте.

1

9

Понятие о картографической проекции; картографическая генерализация, топографические карты, измерительные свойства.

1

10

Определение проекции карт; прямоугольных координат; определение крутизны склонов, магнитного азимута.

1

11

Анализ и чтение карты часовых поясов России и мира.

1

12

Карты, изображающие строение поверхности Земли; чтение и анализ карт физических, геологических, тектонических.

1

13

Связь рельефа с тектоническим строением и полезными ископаемыми на картах мира и России.

1

14

Климатические карты. Чтение и анализ карт: климатических, климатических поясов и областей мира, карт «агроклиматические ресурсы», синоптических карт.

1

15

Составление прогноза погоды по синоптической карте.

1

16

Мировой океан и его части. Воды суши.

1

17

Сравнительная характеристика по картам двух океанов Земли.

1

18

Составление характеристики одной из рек по плану.

1

19

Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ, каналов.

1

20

Чтение и анализ карт: почвенной, карты растительности, животного мира, природных зон.

1

21

Чтение и анализ карт плотности и народов мира и России.

1

22

Многообразие стран.

1

23

Чтение и анализ политической карты, составление систематизирующей таблицы «Страны мира».

1

24

Составление характеристики географического положения одной из стран мира.

1

25

Чтение и анализ комплексной карты.

1

26

Экономические карты, легенда, деление на группы.

1

27

Чтение и анализ экономических карт (машиностроение, топливная, черная и цветная металлургия, химическая лесная, легкая, пищевая промышленность, карты сельского хозяйства, растениеводства, животноводства, транспорт). Чтение и анализ комплексных карт экономических районов России.

1

28

Составление характеристики ЭГП России.

1

29

Обозначение на контурной карте важнейших центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения, транспортных магистралей, крупнейших электростанций.

1

30

Решение задач на определение эффективности размещения сельскохозяйственных предприятий и определение эффективности использования различных видов топлива в разных регионах.

1

31

Составление картодиаграмм отдельных отраслей комплекса конструкционных материалов и картосхем размещения АПК.

1

32

Составление сравнительной комплексной характеристики двух республик (Чувашии и Дагестана).

1

33

Выполнение тестовых заданий.

1

34

Резерв времени.

1


© 2010-2022