Что в имени твоем, Байкал

Показать учащимся значимость Байкала в природе и жизни человека. Форма урока: урок- конференция. Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал, И сам он - величав и вечен,  В гранитной раме вырезной,  И весь – до донышка – просвечен, И весь - до капельки -  родной.И Ангары полёт строптивый,И ветра крик, и гул турбин,И птицы – сосны над обрывомИ дикий ветер баргузин –И в этом, без чего не в силахБыть далью даль и ширью ширь,И ты не мыслима, Россия,И ты не мыслима Сибирь.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель географии - биологии Беломестнова И.А. МОУ Даурская СОШ Забайкальский район Забайкальский край.

Урок- конференция «Что в имени твоём, Байкал»

Цель урока: показать учащимся значимость Байкала в природе и жизни человека.

Задачи урока: Образовательная: на основе полученных знаний о природе и климате Сибири обобщить и дополнить знания о Байкале; сформировать образное представление об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать его значение.

Развивающая: развивать навыки коллективной работы, умение выступать перед аудиторией, формировать навыки обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы, развивать эмоциональную сферу через эстетическое воспитание и оценку состояния окружающей среды.

Воспитательная: повышать интерес к предмету, побуждать к поиску новых дополнительных знаний, чувства сопричастности к решению экологических проблем.

Средства обучения: учебник, физическая карта России, атлас, дополнительная литература, слайды.

Форма урока: урок- конференция.

Методы работы: работа в группах, индивидуальная работа.

Ход урока.

За 1 неделю до урока учащимся было дано задание разбиться на группы и подобрать материал для урока.

1 .Орг. Момент.

2. Ведущие объявляют тему, цель и задачи урока, представляют группы, в которых работали учащиеся.

3. 1 ведущий: Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он - величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь - до донышка - просвечен,

И весь - до капельки - родной.

И Ангары полёт строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы - сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин -

И в этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты не мыслима, Россия,

И ты не мыслима Сибирь.

(М. Сергеев).


4. Выступление геологов.

1) Расположение озера Байкал.

2) Возраст котловины озера Байкал.

3) Размеры озера, конфигурация.

4) Характер берегов, из каких пород сложены берега.

1-4 слайды.

(Класс записывает основную информацию в тетрадь).

5. Выступление историков.

1) Исторические названия озера.

2) Когда впервые на берегах озера появились русские.

3) Изучение Байкала.

4) Какое значение имеет озеро Байкал в настоящее время?

5-8 слайды

( класс записывает основные сведения в тетрадь)

6. Выступление климатологов.

1) Климат Прибайкалья.

2) Местные ветры, возникающие на озере Байкал (баргузин, верховик, сарма, култук)

9-14 слайды

( класс записывает основные сведения в тетрадь).

7.Выступление гидрологов.

1) Уникальность воды Байкала.

2) Прозрачность, химический состав воды.

3) Реки, впадающие в озеро и вытекающие из озера.

4)Ледовый режим, температура воды, движение воды.

15-16 слайды

( класс записывает основную информацию)

8. Выступление зоологов.

1) Уникальность озера Байкал.

2) Роль планктона в озере.

3) Органический мир озера: флора и фауна.

17-24 слайды

( класс записывает основные сведения в тетрадь).

9.Выступление ведущего.

Чиста, уникальна, прозрачная вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал -

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица дочь - Ангара удалая,

А с нею три сотни речушек и рек, -

Струи, как косы, перебирая,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить здесь омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»,

Чтоб достояньем народа ты стал,

Славное море - священный Байкал?

10.Выступление экологов.

1) Причины изменения природы озера.

2) Пути решения проблем Байкала.

25-28 слайды.

Закрепление материала: тест.

Рефлексия.

Слайд - шоу «Байкал глазами детей» (использовались фотографии детей с поездки на Байкал)

Тест

1. Максимальная глубина озера Байкал:

А) 1600 м. Б) 1627 м. В) 1637 м. Г) 1647 м.

2. Самая крупная река, впадающая в озеро Байкал:

А) Баргузин Б) Селенга В) Снежная.

3. Ураганный ветер, достигающий скорости более 40 метров в секунду:

А) верховик Б) баргузин В) култук Г) сарма.

4. Живородящая рыба Байкала:

А) омуль Б) голомянка В) хариус Г) сиг.

5. Морское животное, обитающее в Байкале:

А) нерпа Б) морж В) морской котик.

6. Использование вод Байкала:

А) в быту Б) в целлюлозно - бумажной промышленности

В) в металлургии и химической промышленности.

7. Биологический фильтр Байкала:

А) рачок эпишура Б) губки В) другие животные.

8. Байкал оказывает влияние на климат прибрежных территорий?

А) да Б) нет

9. Какая река приносит наибольшее количество воды в Байкал?

А) Баргузин Б) Селенга В) Ангара.

10. Происхождение озера Байкал

А) тектоническое Б) вулканическое В) ледниковое.

Проверка теста; оценки за урок.

Домашнее задание : прочитать параграф 43; записи в тетради.


© 2010-2022