Программа по краеведению (внеурочная деятельность)

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрен методическим советом школы

протокол № 1 от «___» августа 2014 г.

Председатель методического совета

___________________ И.А.Рогова


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________________ Н.С.Конради

Приказ № ____ от «___» ______ 2014г.



Рабочая программа


внеурочной деятельности «Край родной - Кузбасс»

5 класс


на 2014-2015 учебный год








Составители: Бутылина Наталья Александровна,

учитель географии МБОУ «СОШ №31» поселка Краснобродского

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «КРАЙ РОДНОЙ - КУЗБАСС» относится к краеведческой направленности. Данная программа направлена на создание условий для развития личности обучающегося; на развитие мотивации обучающихся к познанию окружающего мира и его освоению средствами туристско-краеведческой деятельности; на формирование культуры, самостоятельности, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; на создание условий для социального самоопределения обучающихся, становление характера, социальной адаптации детей.

Таким образом, программа отвечает запросам и потребностям социума, помогает организовать содержательный досуг детей и подростков, соответствуем интересам обучающихся.

Основные цели программы:

  • создание условий для личностного развития обучающихся;

  • изучение истории и природы родного края.

Задачи:

- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для освоения, усвоения и присвоения им умений и навыков исследователя;

- создание условий для формирования положительных качеств личности;

- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для освоения им основ краеведения, усвоения ими знаний о родном крае;

- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для развития у него познавательного интереса, творческих способностей и задатков, его эмоционально-волевой сферы, эстетических чувств и коммуникативных умений и навыков;

- раскрытие индивидуальных психологических возможностей детей и обеспечение их развитие в процессе коллективной деятельности;

- воспитание творческой, самостоятельной, активной, ответственной личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Новизна программы состоит в том, что она дает возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, а может быть, и жизненный путь.

Педагогическая целесообразность видится в возможности долговременного влияния на формирование личности обучающегося, предоставление ему широких возможностей для самовыражения. Сочетание коллективных действий в туристическом путешествии на маршруте воспитывает, как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность. Все это повышает собственную самооценку, и в итоге дает уверенность в своих силах.

Актуальность программы заключается в том, что в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды и все возрастающей гиподинамии школьников, очень важно то, что воспитание, обучение и развитие происходит в непосредственном контакте с природой, в форме экскурсий, походов выходного дня.

Основные формы занятий:

- теоретические занятия - беседы с использованием иллюстрированного материала и ИКТ, просмотр видеофильмов и дальнейшее обсуждение;

- практические занятия - работа с тематическими картами, ведение дневников наблюдений, проведение полевой практики, экскурсии, походы выходного дня, сюжетно-ролевые игры.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

Программа рассчитана на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1часа в неделю).


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Формирование УУД:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- составлять описания объектов. - выявлять новые понятия, термины и выражения,

- объяснять их значение своими словами;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

-участвовать в совместной деятельности;

- участвовать в совместной деятельности;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Введение. Осенний лес.

Общая характеристика родного края:

Символика родного края. Знакомство с литературой о родном крае. Физико-географическое положение Краснобродского городского округа

История родного края:

История Краснобродского городского округа. Годонимы Краснобродского городского округа. История градообразующего предприятия. Жизнь интересных людей родного края: первый директор первого разреза Кузбасса. Экскурсия в музей ОАО филиала УК «Кузбассразрезуголь» «Краснобродский угольный разрез». Трудовые династии родного поселка. Трикотажная фабрика поселка. Жизнь интересных людей родного края: Любовь Сергеевна Кривулина - учитель-краевед. Жизнь интересных людей родного края: Александр Пархаев - поэт и художник. История первой школы поселка.

Природа родного края:

Зимний лес. Рельеф родного края. Полезные ископаемые Краснобродского городского округа. Климатические особенности городского округа. Времена года: осень и весна. Времена года: зима и лето. Народные приметы. Внутренние воды Краснобродского городского округа. Природно-ландшафтные зоны округа. Антропогенный ландшафт округа. Уникальные объекты природы на территории округа. Лес весной.

По залам школьного историко-краеведческого музея.










ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№ п/п


Тема раздела

Кол-во

часов

Формы занятий

теоретические

занятия

практические

занятия


Введение

3

1

2

1

Общая характеристика родного края

3

2

1

2

История родного края

11

9

2

3

Природа родного края

16

10

6

4

По залам школьного комплексно-краеведческого музея

2

1

1


Итого

35

23

12










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Альбина Азова. Вам, земляки! [текст] /А.Азова. - Белово, 1997.

  2. Архандеева, Г.А. Живи, Кузнецкая земля! Программа дополнительного образования [текст] / Г.А.Архандеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.

  3. Вижу солнце из забоя. [текст] - Кемерово, 1991.

  4. Гнатишин, В.Н.,Тивяков, С.Д. Атлас Кемеровской области/ Под ред. В.Н. Гнатишина и С.Д.Тивякова. М.: Роскартография, 1998.

  5. Ковригина, Л.Н., Фомина Н.А. Растительный мир Кузбасса и его охрана [текст] /Л.Н.Ковригина, Н.А.Фоминых. - Кемерово: Изд-во облИУУ, 1995.

  6. Красная книга Кемеровской области: Растения и грибы. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000.

  7. Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000.

  8. Краснобродский. От угольной целины до шахтерской столицы [текст] /- Кемерово, 2010.

  9. Краснобродский - первенец открытой угледобычи Кузбасса [текст] /- Кемерово, 2007.

  10. Кузбассразрезуголь: энциклопедия горняцкой жизни. От первой тонны до наших дней[текст] /- Кемерово, 2007.

  11. Машковский, В.П. Историческая энциклопедия Кузбасса. Том 1. [текст] / В.П.Машковский. - Познань: ШПАМА, 1996.

  12. Разинкин, А.В. Кемеровская область с древнейших времен до конца XVIII века. Учебное пособие [текст] / А.В.Разинкин. -- Кемерово: Департамент образования Администр., ОблИУУ.1996.

13.Соловьев, Л.И. Живи, Кузнецкая земля!: Методическое пособие по краеведению [текст] /Л.И.Соловьев. - Кемерово, 1997.

14. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа [текст] /Л.И.Соловьев. - Кемерово: ИПП «СКИФ», 2009.

15.Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Экономика [текст] /Л.И.Соловьев.- Кемерово:ИПП «СКИФ», 2009.

16. Шабалин, В.Н. Тайны имен земли Кузнецкой [текст] /В.Н.Шабалин. - Кемерово, 1998.

17.Шуранов, Н.П. История Кузбасса [текст] / Н.П.Шуранов. - Кемерово: ИПП «СКИФ», 2006.










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать:

- символику родного края (Краснобродского городского округа);

- литературу о Краснобродском городском округе;

- историю Краснобродского городского округа;

- природу Краснобродского городского округа;

- требования техники безопасности на экскурсии и в туристическом походе;

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов; составлять простой и сложный план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

общественно полезной, творческой деятельности;

- основами экологической культуры.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Тема раздела, тема занятия

Кол-во

часов

Учебные действия

Формирование УУД

1

Введение

1

- Написание сочинения об экскурсии

Формирование умений:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- составлять описания объектов.

2,3

Осенний лес

2


Общая характеристика родного края

3

- Изучение символики родного края (Краснобродского городского округа);

- Знакомство с литературой о Краснобродском городском округе.

4

Символика родного края

1

5

Знакомство с литературой о родном крае

1

6

Физико-географическое положение Краснобродского городского округа


1


История родного края

11

- Изучение истории Краснобродского городского округа;

- использование различных источников информации;

- работа с различной литературой

Формирование умений:

- выявлять новые понятия, термины и выражения,

- объяснять их значение своими словами;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

7

История Краснобродского городского округа

1

8

Годонимы Краснобродского городского округа

1

9

История градообразующего предприятия

1

10

Жизнь интересных людей родного края: первый директор первого разреза Кузбасса

1

11

Экскурсия в музей ОАО филиала УК «Кузбассразрезуголь» «Краснобродский угольный разрез»


1

12

Трикотажная фабрика поселка

1

13, 14

Трудовые династии родного поселка

2

15

Жизнь интересных людей родного края: Любовь Сергеевна Кривулина - учитель-краевед


1

16

Жизнь интересных людей родного края: Александр Пархаев - поэт и художник


1

17

История первой школы поселка

1


Природа родного края

16

- Изучение природы Краснобродского городского округа;

- работа с литературой о родном крае

Формирование умений:

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

-участвовать в совместной деятельности;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами






18, 19

Зимний лес.

2

20

Рельеф родного края

1

21


Полезные ископаемые Краснобродского городского округа

1

22

Климатические особенности городского округа

1

23, 24

Времена года: осень и весна

2

25, 26

Времена года: зима и лето

2

27, 28

Народные приметы

2

29

Внутренние воды Краснобродского городского округа

1

30

Природно-ландшафтные зоны округа

1

31

Антропогенный ландшафт округа

1

32

Уникальные объекты природы на территории округа

1

33

Лес весной

1

34, 35

По залам школьного историко-краеведческого музея

2


Формирование умений:

- участвовать в совместной деятельности

13


© 2010-2022