- Преподавателю
- География
- Программа по краеведению (внеурочная деятельность)
Программа по краеведению (внеурочная деятельность)
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутылина Н.А. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрен методическим советом школы
протокол № 1 от «___» августа 2014 г.
Председатель методического совета
___________________ И.А.Рогова
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________________ Н.С.Конради
Приказ № ____ от «___» ______ 2014г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Край родной - Кузбасс»
5 класс
на 2014-2015 учебный год
Составители: Бутылина Наталья Александровна,
учитель географии МБОУ «СОШ №31» поселка Краснобродского
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «КРАЙ РОДНОЙ - КУЗБАСС» относится к краеведческой направленности. Данная программа направлена на создание условий для развития личности обучающегося; на развитие мотивации обучающихся к познанию окружающего мира и его освоению средствами туристско-краеведческой деятельности; на формирование культуры, самостоятельности, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; на создание условий для социального самоопределения обучающихся, становление характера, социальной адаптации детей.
Таким образом, программа отвечает запросам и потребностям социума, помогает организовать содержательный досуг детей и подростков, соответствуем интересам обучающихся.
Основные цели программы:
-
создание условий для личностного развития обучающихся;
-
изучение истории и природы родного края.
Задачи:
- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для освоения, усвоения и присвоения им умений и навыков исследователя;
- создание условий для формирования положительных качеств личности;
- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для освоения им основ краеведения, усвоения ими знаний о родном крае;
- целенаправленное воздействие на личность обучающихся для развития у него познавательного интереса, творческих способностей и задатков, его эмоционально-волевой сферы, эстетических чувств и коммуникативных умений и навыков;
- раскрытие индивидуальных психологических возможностей детей и обеспечение их развитие в процессе коллективной деятельности;
- воспитание творческой, самостоятельной, активной, ответственной личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Новизна программы состоит в том, что она дает возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, а может быть, и жизненный путь.
Педагогическая целесообразность видится в возможности долговременного влияния на формирование личности обучающегося, предоставление ему широких возможностей для самовыражения. Сочетание коллективных действий в туристическом путешествии на маршруте воспитывает, как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность. Все это повышает собственную самооценку, и в итоге дает уверенность в своих силах.
Актуальность программы заключается в том, что в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды и все возрастающей гиподинамии школьников, очень важно то, что воспитание, обучение и развитие происходит в непосредственном контакте с природой, в форме экскурсий, походов выходного дня.
Основные формы занятий:
- теоретические занятия - беседы с использованием иллюстрированного материала и ИКТ, просмотр видеофильмов и дальнейшее обсуждение;
- практические занятия - работа с тематическими картами, ведение дневников наблюдений, проведение полевой практики, экскурсии, походы выходного дня, сюжетно-ролевые игры.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА
Программа рассчитана на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Формирование УУД:
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- составлять описания объектов. - выявлять новые понятия, термины и выражения,
- объяснять их значение своими словами;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
-участвовать в совместной деятельности;
- участвовать в совместной деятельности;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Осенний лес.
Общая характеристика родного края:
Символика родного края. Знакомство с литературой о родном крае. Физико-географическое положение Краснобродского городского округа
История родного края:
История Краснобродского городского округа. Годонимы Краснобродского городского округа. История градообразующего предприятия. Жизнь интересных людей родного края: первый директор первого разреза Кузбасса. Экскурсия в музей ОАО филиала УК «Кузбассразрезуголь» «Краснобродский угольный разрез». Трудовые династии родного поселка. Трикотажная фабрика поселка. Жизнь интересных людей родного края: Любовь Сергеевна Кривулина - учитель-краевед. Жизнь интересных людей родного края: Александр Пархаев - поэт и художник. История первой школы поселка.
Природа родного края:
Зимний лес. Рельеф родного края. Полезные ископаемые Краснобродского городского округа. Климатические особенности городского округа. Времена года: осень и весна. Времена года: зима и лето. Народные приметы. Внутренние воды Краснобродского городского округа. Природно-ландшафтные зоны округа. Антропогенный ландшафт округа. Уникальные объекты природы на территории округа. Лес весной.
По залам школьного историко-краеведческого музея.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
№ п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Формы занятий
теоретические
занятия
практические
занятия
Введение
3
1
2
1
Общая характеристика родного края
3
2
1
2
История родного края
11
9
2
3
Природа родного края
16
10
6
4
По залам школьного комплексно-краеведческого музея
2
1
1
Итого
35
23
12
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Альбина Азова. Вам, земляки! [текст] /А.Азова. - Белово, 1997.
-
Архандеева, Г.А. Живи, Кузнецкая земля! Программа дополнительного образования [текст] / Г.А.Архандеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.
-
Вижу солнце из забоя. [текст] - Кемерово, 1991.
-
Гнатишин, В.Н.,Тивяков, С.Д. Атлас Кемеровской области/ Под ред. В.Н. Гнатишина и С.Д.Тивякова. М.: Роскартография, 1998.
-
Ковригина, Л.Н., Фомина Н.А. Растительный мир Кузбасса и его охрана [текст] /Л.Н.Ковригина, Н.А.Фоминых. - Кемерово: Изд-во облИУУ, 1995.
-
Красная книга Кемеровской области: Растения и грибы. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000.
-
Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000.
-
Краснобродский. От угольной целины до шахтерской столицы [текст] /- Кемерово, 2010.
-
Краснобродский - первенец открытой угледобычи Кузбасса [текст] /- Кемерово, 2007.
-
Кузбассразрезуголь: энциклопедия горняцкой жизни. От первой тонны до наших дней[текст] /- Кемерово, 2007.
-
Машковский, В.П. Историческая энциклопедия Кузбасса. Том 1. [текст] / В.П.Машковский. - Познань: ШПАМА, 1996.
-
Разинкин, А.В. Кемеровская область с древнейших времен до конца XVIII века. Учебное пособие [текст] / А.В.Разинкин. -- Кемерово: Департамент образования Администр., ОблИУУ.1996.
13.Соловьев, Л.И. Живи, Кузнецкая земля!: Методическое пособие по краеведению [текст] /Л.И.Соловьев. - Кемерово, 1997.
14. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа [текст] /Л.И.Соловьев. - Кемерово: ИПП «СКИФ», 2009.
15.Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Экономика [текст] /Л.И.Соловьев.- Кемерово:ИПП «СКИФ», 2009.
16. Шабалин, В.Н. Тайны имен земли Кузнецкой [текст] /В.Н.Шабалин. - Кемерово, 1998.
17.Шуранов, Н.П. История Кузбасса [текст] / Н.П.Шуранов. - Кемерово: ИПП «СКИФ», 2006.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты обучения
Учащийся должен знать:
- символику родного края (Краснобродского городского округа);
- литературу о Краснобродском городском округе;
- историю Краснобродского городского округа;
- природу Краснобродского городского округа;
- требования техники безопасности на экскурсии и в туристическом походе;
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов; составлять простой и сложный план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- опытом участия в социально значимом труде;
- целостным мировоззрением;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
общественно полезной, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия
Тема раздела, тема занятия
Кол-во
часов
Учебные действия
Формирование УУД
1
Введение
1
- Написание сочинения об экскурсии
Формирование умений:
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- составлять описания объектов.
2,3
Осенний лес
2
Общая характеристика родного края
3
- Изучение символики родного края (Краснобродского городского округа);
- Знакомство с литературой о Краснобродском городском округе.
4
Символика родного края
1
5
Знакомство с литературой о родном крае
1
6
Физико-географическое положение Краснобродского городского округа
1
История родного края
11
- Изучение истории Краснобродского городского округа;
- использование различных источников информации;
- работа с различной литературой
Формирование умений:
- выявлять новые понятия, термины и выражения,
- объяснять их значение своими словами;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
7
История Краснобродского городского округа
1
8
Годонимы Краснобродского городского округа
1
9
История градообразующего предприятия
1
10
Жизнь интересных людей родного края: первый директор первого разреза Кузбасса
1
11
Экскурсия в музей ОАО филиала УК «Кузбассразрезуголь» «Краснобродский угольный разрез»
1
12
Трикотажная фабрика поселка
1
13, 14
Трудовые династии родного поселка
2
15
Жизнь интересных людей родного края: Любовь Сергеевна Кривулина - учитель-краевед
1
16
Жизнь интересных людей родного края: Александр Пархаев - поэт и художник
1
17
История первой школы поселка
1
Природа родного края
16
- Изучение природы Краснобродского городского округа;
- работа с литературой о родном крае
Формирование умений:
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
-участвовать в совместной деятельности;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами
18, 19
Зимний лес.
2
20
Рельеф родного края
1
21
Полезные ископаемые Краснобродского городского округа
1
22
Климатические особенности городского округа
1
23, 24
Времена года: осень и весна
2
25, 26
Времена года: зима и лето
2
27, 28
Народные приметы
2
29
Внутренние воды Краснобродского городского округа
1
30
Природно-ландшафтные зоны округа
1
31
Антропогенный ландшафт округа
1
32
Уникальные объекты природы на территории округа
1
33
Лес весной
1
34, 35
По залам школьного историко-краеведческого музея
2
Формирование умений:
- участвовать в совместной деятельности
13