Рабочая программа по географии

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная

школа села Осиповка муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/ Айгузина Т.И./

«______»_____________2014г.

.

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ с.Осиповка

_____________/ Глимова Ф.И./

Приказ №_____________

«______»_____________2014г.


Рабочая программа

по географии, 6 класс

срок реализации программы 2014-2015 учебный год

разработана на основе авторской программы Домогацких Е.М. по географии

для 5-9 классов общеобразовательных учреждений- М.: Русское слово, 2012-88с,

примерной программы по предмету «География» для общеобразовательных учреждений

Республики Башкортостан (региональный компонент). 5-9 классы-Уфа: Китап,2013-32с.


составитель Иликаева Ирина Геннадиевна


Год составления программы 2014

I. Пояснительная записка

1.Нормативная основа.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.

-Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 (ред. от 10.07.1992. № 3266-1) -ФЗ «Об образовании в РФ»;

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2013 №26755);

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.

-Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 №824 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2014/2015 учебный год»;

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Школьный уровень.

-Приказ МОБУ СОШ с.Осиповка № 97 от 28.08.2014 г «Об утверждении учебного плана на 2014/2015 учебный год»;

-Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с.Осиповка (приказ № 78 от 05.06.2014г);

-Устав МОБУ СОШ с.Осиповка (принят общим собранием трудового коллектива, протокол №2 от 03.12.2011г);

-Примерные программы по учебным предметам;

-Приказ МОБУ СОШ с.Осиповка № 71 от 27.05.2014г «Об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе на 2014/2015учебный год»;

.

2.Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

  • начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

  • начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускника основной школы должны быть сформированы:

-- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-гармонично развитые социальные чувства и качества:

патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

4.Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов или 1 час в неделю.

Количество учебных недель - 35

Количество часов в неделю - 1

Всего часов - 35

Практическая часть включает 10 практических работ, из них оценочных - 7.

  1. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте ( в том числе по своей местности)

  2. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

  3. Топографический диктант.

  4. Ориентирование на местности.

  5. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

  6. . Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

  7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

5.Общая характеристика учебного предмета.

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела - «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел - «Способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел - «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

6.Сведения о программе по учебному предмету

Рабочая программа составлена по УМК Домогацких, Е.М. География: Физическая география : учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.- М.:ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2010.

Данный УМК является преемственной линией к УМК «Окружающий мир 1-4 кл.» В.А. Самкова, Н.И. Романова. В УМК входят: учебник, мультимедийное приложение, рабочая тетрадь, тесты для текущего и итогового контроля, методическое пособие для учителя, рабочий блокнот для учителя (с рабочей программой, атлас, контурная карта). Содержание учебника носит научный характер, составлено корректно, учитывает возрастные особенности обучающихся. Материал выстроен логично, взаимосвязано по разделам и темам, носит пропедевтический характер. Работа с этим учебником дает возможность применять полученные знания в реальной жизни ученика.

Вопросы и задания учебника разработаны для разного уровня подготовки, носят исследовательский и творческий характер, что позволяет самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации.

Учитель может с уверенностью использовать данный учебник, применяя новые методики и интенсивные технологии обучения, а так же тесты в конце каждого раздела позволяют производить проверку знаний.

Учебник имеет качественное художественное оформление, тексты сопровождаются красочными иллюстрациями, схемами, картами, причем не перегружая зрительное восприятие и не отвлекая от главного в содержании текста

Учебник позволяет достигать высоких образовательных результатов, выгодно отличается от других учебников по данному предмету, имеет ряд уникальных особенностей, что позволяет более успешно осваивать материал.

Данный УМК соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.

7. Педагогические технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход),

личностно ориентированные (проектно - исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

Средства обучения: УМК, методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.

II. Основное содержание учебного предмета

Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа:1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.


Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.


Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и геосфера (5 часов)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

III. Планируемые результаты изучения предмета

Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

  • Метапредметные результаты освоения обучающегося основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения обучающегося основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучающийся должен

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская),Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.

IV. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

V.Календарно- тематическое планирование

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид контроля Входной (В), тематический (Т), итоговый (И)1

Примечание

1 четверть (9 ч)

Раздел 1. Введение (2 часа)

Основные виды учебной деятельности:

объяснять основные географические понятия и термины.

1

04.09

Что такое география.

В

§1

2

11.09

Из истории географических открытий.

§2

Земля как планета (5 часов)

Основные виды учебной деятельности:

объяснять основные географические понятия и термины; сопоставлять географические следствия движений Земли,

географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

3

18.09

Планеты Солнечной системы.

§3

4

25.09

Форма, размеры и движение Земли.

§4

5

02.10

Система географических координат. Практическая работа №1. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).

Т

§5

6

09.10

Времена года. Практическая работа №2. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.

Т

§6

7

16.10

Пояса освещенности.

§7

Раздел 3. Географическая карта (4 часа)

Основные виды учебной деятельности:

объяснять географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

8

23.10

Масштаб карты. Практическая работа №3. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

Т

§8

9

30.10

Виды условных знаков. Практическая работа №4. Топографический диктант.

Т

§9

2 четверть (8 ч)

10

06.11

Стороны горизонта. Практическая работа №5. Ориентирование на местности.

Т

§10

11

13.11

Изображение рельефа на карте.

§11

Раздел 4. Литосфера (6 часов)

Основные виды учебной деятельности:

объяснять основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

12

20.11

Строение земного шара

§12

13

27.11

Виды горных пород.

§13

14

04.12

Полезные ископаемые.

§14

15

11.12

Движение земной коры.

§15

16

18.12

Выветривание горных пород.

§16

17

25.12

Рельеф суши и дна океана. Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

Т

§17

3 четверть (10 ч)

Раздел 5.Атмосфера (7 часов)

Основные виды учебной деятельности:

объяснять основные географические понятия и термины,

явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

18

15.01

Строение атмосферы.

§18

19

22.01

Температура воздуха.

§19

20

29.01

Атмосферное давление.

§20

21

05.02

Движение воздуха.

§21

22

12.02

Вода в атмосфере.

§22

23

19.02

Погода.

§23 Погода и климат Башкортостана. Описание погоды по сезонам года

24

26.02

Климат.

§24 Творческие работы на темы: «Народные приметы и прогноз погоды», «Живые барометры».

Раздел 6.Гидросфера (4 часа)

Основные виды учебной деятельности:

объяснять основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

25

05.03

Единство гидросферы.

§25

26

12.03

Мировой океан.

§26

27

19.03

Воды суши: реки и озера. Практическая работа №7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

Т

§27 Минеральные воды Башкортостана

4 четверть ( 8 ч)

28

02.04

Воды суши: подземные воды и природные льды.

§28 Творческая работа: проект на тему «Какую воду мы пьем?»

Раздел 7. Биосфера (2 часа)

Основные виды учебной деятельности:

объяснять географические явления и процессы в биосфере, результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

29

09.04

Царство живой природы.

§29

30

16.04

Биосфера и охрана природы.

§30 Заповедники, заказники и охраняемые природные объекты местности. Красная книга Республики Башкортостан

Раздел 8. Почва и геосфера (5 часов)

Основные виды учебной деятельности:

объяснять основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.

31

23.04

Почва.

§31

32

30.04

Природный комплекс.

§32

33

07.05

Природные зоны.

§33

34

14.05

География Земли.

Творческие работы: составление фотоколлекций «Растения и животные вокруг меня», «Лекарственные растения на службе человеку»;

35

21.05

Обобщение, повторение и систематизация знаний за курс географии 6 класса

И

VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Название

Необх. кол-во

Позиция стандарта

1.

Печатные пособия

Физическая карта мира

1

Природа Земли и человек

Климатические пояса мира

1

Погода и климат

Климатическая карта мира

1

Погода и климат

Тектоническая карта и минеральные ресурсы

1

Земная кора и литосфера

Минеральные ресурсы мира.

1

Земная кора и литосфера

Почвенная карта мира

1

Почвенный покров

Карта "Важнейшие культурные растения"

1

Биосфера

Строение зем.коры. Полезные ископ.

1

Земная кора и литосфера

Политическая карта мира.

1

Материки и страны

Государства Мира. Западное и восточное полушария

1

Материки и страны

Природные зоны. Растения и жив.

1

Биосфера

Геохронологическая таблица

1

Земная кора и литосфера

Природные ресурсы

1

Биосфера

Природные зоны мира.

1

Биосфера

Контурная карта 6 класс

Атласы

Атлас по географии 6 кл

1

География Земли

2.

Натуральные объекты

Коллекции

Коллекция "Минеральные и горные породы" (20 видов)

1

Литосфера. Минеральные ресурсы

Коллекция "Минеральные и горные породы" (48 видов)

1

-

Коллекция "Кальцит в природе"

1

-

Коллекция "Гербарий по географии"

1

Биосфера.

Коллекция "Каменный уголь и продукты его переработки"

1

Минеральные ресурсы

Коллекция "Торф и продукты его переработки"

1

-

Коллекция "Топливо"

1

-

Коллекция "Кварц в природе"

-

Коллекция "Известняки"

-

3.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное

оборудование

Глобусы

Земля как планета

Глобус физический Земли м 1:50

15

-

Компасы

Компас школьный

10

Ориентирование на местности

Компас ученический

2

-

VII. Список литературы.

I. Учебники

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2008 - 232 с.: ил.

  2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008 год.

  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008 год

II. Литература для учителя.

  1. Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.

  2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.

  3. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., «Дрофа», 2008 год.

  4. Интернет-ресурсы.

VIII. Приложения

Приложение 1

класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту



































Приложение 2

Критерии и нормы оценок

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено.

Приложение 3

Итоговый тест по географии за 6 класс

вариант №1

1. Слово «География» в переводе с греческого означает:

а. изучение Земли;

б. измерение Земли;

в. описание Земли;

г. это вообще не греческое слово.

2. Какая из перечисленных планет не входит в планеты земной группы?

а. Земля;

б. Уран;

в. Марс;

г. Меркурий.

3. Полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за:

а. 365 дней

б. 365 дней 8 часов

в. 365 дней 4 часа

г. 365 дней 6 часов

4. Какого значения не может быть у широты:

а. 0º

б. 45º

в. 90º

г. 135º

5. Географическая широта - это расстояние от:

а. экватора;

б. Северного полюса;

в. начального меридиана;

г. Москвы.

6. Количество света и тепла приходящее на поверхность Земли зависит от:

а. рельефа;

б. угла падения солнечных лучей;

в. высоты над уровнем моря;

г. нет правильного ответа.

7. Смена дня и ночи происходит из-за:

а. вращения Земли вокруг своей оси;

б. вращения Земли вокруг Солнца;

в. наклона оси вращения Земли;

г. времени суток.

8. 22 июня называется:

а. зимнее солнцестояние;

б. осеннее равноденствие;

в. летнее солнцестояние;

г. весеннее равноденствие.

9. Географическая карта - это:

а. чертёж местности;

б. рисунок местности;

в. модель местности;

г. план местности.

10. Длина моста на плане в масштабе 1 : 800 составляет 2 см. Какова его длина на местности:

а. 8 м.;

б. 16 м.;

в. 80 м.;

г. 160 м.

11. Рельеф местности на карте показан способом:

а. качественного фона;

б. значками;

в. изолиниями;

г. знаками движения.

12. Определите по карте расстояние на Рабочая программа по географии

местности по прямой от родника до церкви.

Измерение проводите между центрами

условных знаков.

Полученный результат округлите до десятков

метров.

Ответ запишите в виде числа в бланке рядом с

буквой «а».

Определите по карте, в каком направлении от

башни находится родник.

Ответ запишите в бланке рядом с буквой «б».

13. Отличием материковой земной коры от

океанической является:

а. толщина;

б. наличие магматических горных пород;

в. наличие осадочных горных пород;

г. наличие метаморфических горных пород.

14. Наука, изучающая землетрясения, называется:

а. сейсмология;

б. вулканология;

в. минералогия;

г. геология.

15. Из всех гор планеты Анды самые:

а. высокие;

б. протяжённые;

в. низкие;

г. разрушенные.

16. Измеренная температура в течение суток - утро = -2º; день = 8º; вечер = 4º; ночь = 2º.

Какова средняя температура суток? Ответ записать цифрами в бланке рядом с буквой «а».

Какова амплитуда температур? Ответ записать цифрами в бланке рядом с буквой «б».

17. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на:

а. равнине;

б. холме;

в. вершине горы;

г. берегу моря.

18.Свойство воды:

а. вода медленно нагревается, но и быстро остывает;

б. вода быстро нагревается, зато медленно остывает;

в. вода быстро нагревается, но и быстро остывает;

г. вода медленно нагревается, но и медленно остывает.

19. В каком случае процессы названы в правильном порядке:

а. конденсация пара - выпадение осадков - охлаждение воздуха;

б. выпадение осадков - охлаждение воздуха - конденсация пара;

в. охлаждение воздуха - выпадение осадков - конденсация пара;

г. охлаждение воздуха - конденсация пара - выпадение осадков.

20. Воздушные массы это:

а. большие объёмы воздуха не отличающиеся своими свойствами;

б. большие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами;

в. небольшие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами;

г. небольшие объёмы воздуха не отличающиеся своими свойствами.

21. Погода - это:

а. состояние атмосферы в данное время и в данной местности;

б. состояние стратосферы в данное время и в данной местности;

в. состояние тропосферы в данное время и в данной местности;

г. состояние верхних слоёв атмосферы в данное время и в данной местности.

22. Мировой океан состоит из:

а. океанов и морей;

б. заливов и проливов;

в. из всего перечисленного;

г. нет правильного ответа.

23. По территории Северной Америки протекает река:

а. Дунай;

б. Амазонка;

в. Рейн;

г. Миссисипи.

24. Река НЕ может брать начало из:

а. моря;

б. озера;

в. болота;

г. родника.

25. Биосфера - это:

а. область распространения растений;

б. область распространения животных;

в. область распространения жизни;

г. Нет верного ответа.

26. Смена природных зон подчиняется изменениям:

а. климата;

б. рельефа;

в. почв;

г. ветра.

27. Установите соответствие между природным комплексом и растениями:

а. саксаул 1. пустыня

б. осина 2. широколиственный лес

в. дуб

г. верблюжья колючка.

28. Установите соответствие между природным комплексом и животными:

а. бурый медведь 1. хвойный лес

б. морж 2. арктические пустыни

в. бурундук г. белый медведь

Итоговый тест по географии за 6 класс

вариант №2

1. Географические сведения можно получить:

а. из книг;

б. из кинофильма;

в. с географических карт;

г. с помощью всего перечисленного.

2. Какая из перечисленных планет не является планетой гигантом?

а. Юпитер;

б. Сатурн;

в. Меркурий;

г. Уран.

3. Наклон оси суточного вращения Земли составляет:

а. 66,0º;

б. 66,7º;

в. 66,5º;

г. 66,3º.

4. Какого значения не может быть у долготы:

а. 270º

б. 180º

в. 90º

г. 0º

5. Географическая долгота - это расстояние от:

а. Гринвича;

б. нулевого меридиана;

в. начального меридиана;

г. верны все варианты.

6. Количество тепла и света получаемого земной поверхностью убывает от:

а. нулевого меридиана на запад;

б. нулевого меридиана на восток;

в. полюсов к экватору;

г. экватора к полюсам.

7. Смена сезонов года происходит из-за:

а. вращения Земли вокруг своей оси;

б. вращения Земли вокруг Солнца;

в. наклона оси вращения Земли;

г. времени года.

8. 23 сентября называется:

а. зимнее солнцестояние;

б. осеннее равноденствие;

в. летнее солнцестояние;

г. весеннее равноденствие.

9. Масштаб записанный в виде: в 1 см - 100 м. это:

а. численный масштаб;

б. линейный масштаб;

в. именованный масштаб;

г. буквенный масштаб.

10. На плане указан масштаб «в 1 см - 8 м.». Ему соответствует численный масштаб:

а. 1 : 8;

б. 1 : 80;

в. 1 : 800;

г. 1 : 8000.

11. Месторождения полезных ископаемых на карте показаны на карте способом:

а. качественного фона;

б. значками;

в. изолиниями;

г. знаками движения.



12. Определите по карте расстояние на местности Рабочая программа по географии

по прямой от родника до дома лесника.

Измерение проводите между центрами

условных знаков.

Полученный результат округлите до десятков метров.

Ответ запишите в виде числа в бланке рядом с

буквой «а».

Определите по карте, в каком направлении

от родника находится геодезический знак.

Ответ запишите в бланке ответов рядом с буквой «б».

13. К топливным полезным ископаемых

НЕ относятся:

а. нефть;

б. бензин;

в. уголь;

г. природный газ.

14. Район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом землетрясения - это:

а. очаг землетрясения;

б. эпицентр;

в. сейсмическая зона;

г. тектонический разлом.

15. Из всех гор планеты Гималаи самые:

а. высокие;

б. протяжённые;

в. низкие;

г. разрушенные.

16. Измеренная температура в течение суток - утро = -2º; день = 10º; вечер = 5º; ночь = 3º.

Какова средняя температура суток? Ответ записать цифрами в бланке рядом с буквой «а».

Какова амплитуда температур? Ответ записать цифрами в бланке рядом с буквой «б».

17. Наибольшее атмосферное давление наблюдается на:

а. равнине;

б. холме;

в. вершине горы;

г. берегу моря.

18.Свойство суши:

а. суша медленно нагревается, но быстро остывает;

б. суша быстро нагревается, зато медленно остывает;

в. суша быстро нагревается, но и быстро остывает;

г. суша медленно нагревается, но и медленно остывает.

19. В каком случае процессы названы в правильном порядке:

а. охлаждение воздуха - конденсация пара - выпадение осадков;

б. выпадение осадков - охлаждение воздуха - конденсация пара;

в. охлаждение воздуха - выпадение осадков - конденсация пара;

г. конденсация пара - выпадение осадков - охлаждение воздуха.

20. Влажную погоду приносят воздушные массы:

а. тёплые;

б. холодные;

в. жаркие;

г. морские.

21. Климат - это:

а. многолетний режим погоды характерный для данной территории;

б. режим погоды за много лет характерный для данной территории;

в. характерный для данной территории режим погоды за много лет;

г. все ответы верны.

22. Гидросфера состоит из:

а. мирового океана;

б. вод суши;

в. из всего перечисленного;

г. нет правильного ответа.

23. Среди перечисленных морей наиболее солёным является:

а. Карское море;

б. Красное море;

в. Японское море;

г. Северное море.

24. Бессточное озеро отличается от проточного:

а. размером;

б. цветом воды;

в. глубиной;

г. вкусом воды.

25. Область распространения биосферы охватывает:

а. гидросферу;

б. верхнюю часть литосферы;

в. нижнюю часть атмосферы;

г. всё перечисленное выше.

26. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается:

а. от экватора к полюсам;

б. от полюсов к экватору;

в. не изменяется;

г. нет правильного ответа.

27. Установите соответствие между природным комплексом и растениями:

а. пихта 1. степь

б. ковыль 2. хвойный лес

в. лиственница

г. полынь

28. Установите соответствие между природным комплексом и животными:

а. змеи 1. тундра

б. песец 2. пустыня

в. северный олень

г. верблюд

Ф.И.

Класс

Вариант №

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12а

13

14

15

16а

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

а








б








в








г










ключ на 1 вариант

Ф.И.

Класс

Вариант №

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12а

13

14

15

16а

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

а



400

3



1

1

б



С

10



2

2

в







2

1

г







1

2


Ф.И.

Класс

Вариант №

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12а

13

14

15

16а

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

а



400

4



2

2

б



С

13



1

1

в







2

1

г







1

2

ключ на 2 вариант



ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

Вариант I

Географическая карта - это:

а) изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном при помощи условных знаков;

б) неровности земной поверхности;

в) уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при по- условных знаков;

г) условные линии, соединяющие точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте.

Часть океана, вдающаяся в сушу, но свойствам воды, особенностям течений, -ч организмов не слишком отличающаяся от своего океана, - это:

а) залив;

б) пролив;

в) море;

г) архипелаг.

Бассейн реки - это:

а) главная река со всеми притоками;

б) место, где река впадает в другую реку, озеро, море;

в) участок земной поверхности, с которого река собирает воду;

г) граница, разделяющая соседние речные системы.

Определите, какие объекты находятся в точках с координатами:

а) 43 с. ш. и 79 з. д. б) 19 ю. ш. и 27 в. д.

Определите примерную высоту горы, если у подножия температура воздуха +16, л на вершине -8.

6. Какое из утверждений верно?

а) Ветер образуется из-за разности высоты территории над уровнем моря;

б) ветер образуется из-за разности давлений на участках поверхности;

в) ветер образуется из-за разности температур на участках поверхности;

г) ветер образуется из-за разности степени освещенности на участках суши.

7. Установите соответствие:

Виды рек

Характерные черты

1.Равнинная река

2. Горная река

а) течет спокойно

б) течет быстро

в) имеет широкую долину

г) имеет множество извилин

д) долина узкая, глубокая

е) русло занимает все дно долины

ж) направление меняет плавно

з) часто удобна для судоходства

8.Установите соответствие:

Область, где сформировались воздушные массы

Их свойства

1.Северный Ледовитый океан

2.Пустыня Сахара

А) прозрачные

Б) запыленные

В) влажные

Г) сухие

Д) горячие

Е) холодные

9. Докажите, что все элементы погоды взаимосвязаны.

Вариант II

Рельеф - это:

а) изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков:

б) неровности земной поверхности, представленные двумя основными формами: горами и равнинами;

в) уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков;

г) условные линии, соединяющие точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте.

Часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями, - это : -

а) залив;

б) пролив;

в) море;

г) архипелаг.

Речная система - это:

»

а) место впадения реки в морс;

б) главная река со всеми притоками;

в) участок земной поверхности, с которого вода стекает в реку;

г) водный поток, протекающий в углублении земной поверхности.

Определите, какие объекты находятся в точках с координатами:

а) 4 с. ш. и 10 в. д.;б) 1 ю. ш. и 78 з. д.

5. Определите атмосферное давление на вершине горы высотой 5000 м, если • т л ножи я давление 760 мм рт. ст.

6. Какое из утверждений верно?

а) Количество водяного пара в воздухе зависит от температуры подстилающей поверхности;

б) количество водяного пара в воздухе зависит от температуры воздуха и количества влаги на подстилающей поверхности;

в) количество водяного пара в воздухе зависит от количества влаги на подстилающей поверхности;

г) количество водяного пара в воздухе зависит от величины освещенности территории.

7. Установите соответствие:

Погода, климат

Характерные элементы описания

а) ветер восточный 4-5 м/с

б) засушливый(ая)

1. Погода

в) преобладающие воздушные массы арктические

г) незначительная облачность

д) туманный(ая)

2. Климат

е) влажный(ая)

ж) облака кучево-дождевые

з) континентальный(ая)


8. Установите соответствие:

Воздушные массы, сформированные над

Несут характерные черты погоды

а) сухая

1. Атлантикой

б) влажная

в) теплая

2. Антарктидой

г) холодная

д) ясная

е) туманная

9. Докажите, что атмосфера играет важную роль в сохранении жизни на Земле.

Ответы на вопросы итого контрольного теста.

Вариант I

в

1 - а, в, ж, з;

2-6, г, д, е.

1 - а, в, е;

2 - б, г, д.

Элементами погоды являются: температура, ветер, атмосферное давление, облачность, осадки. Все эти характеристики являются следствием друг друга, при хорошем нагреве подстилающей поверхности атмосферное давление начинает падать, происходит интенсивное испарение воды, гак как воздух становится легче и устремляется вверх, захватывая с собой молекулы воды в виде пара. На высоте от поверхности земли снижается температура, пар конденсирует, образуются облака, и выпадает дождь.

Вариант II

1.6.

2. в.

3. б.

а) Гвинейский залив; б) вулкан Котопахи.

Становится ниже в 2 раза, примерно 380 мм рт. ст. каждые 10,5 метров вверх давление падает на 1 мм, в нижних слоях тропосферы.

6. б.

1 - а, г, д, ж;

2 - б, в, е, з.

1-6, в, е;

2 - а, г, д.

Атмосфера является воздушной оболочкой Земли, она обеспечивает сгорание всех мелких объектов, падающих из космоса, озоновый слой защищает от ультрафиолетовых лучей, губительных для жизни. Кислород, содержащийся в воздухе, обеспечивает разнообразие жизни. Если подниматься высоко в горы, то воздух будет разреженнее и становится трудно дышать; если не будет атмосферы, разнообразие жизни резко сократится. И вот если бы не атмосфера...

1

28


© 2010-2022