Рабочая программа по географии, 6 класс

«Начальный курс географии»- первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле  как природной комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязей. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку;  учащиеся овладеют первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание у...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начальный курс географии

( 6 класс , 35 ч, 1 час в неделю)

Пояснительная записка

«Начальный курс географии»- первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природной комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязей. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладеют первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний , которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Программа «начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», изложенным в частях « Источники географической информации» и «Природа Земли и человек». В базисном плане на изучение « Начального курса географии» в 6 классе отведено 35 часов из федерального компонента и допускается использование 35 часов из регионального ( национально- регионального) компонента. Программа разработана для курса объемом 35 ч.

Цель и задачи курса

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке , подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно - методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов « Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • Научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого- геоморфологических, гидрологических и др.) , а также между системой физико-географических знаний;

  • Включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями

Результаты обучения «Начальному курсу географии» полностью согласованы с современными «Требованиями к уровню подготовки выпускников» основной общеобразовательной школы.

Планирование составлено на основе: География. Программы по географии для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации М. издательский центр «Вената - Граф» 2011.

Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по географии и реализует новую концепцию содержания географического образования. Одновременно в ней сохраняется целый ряд положений традиционной, хорошо основанной в практике обучения программы географии для средней школы.

Общее количество часов в год - 35, в неделю - 1, большое внимание уделяется практической части, имеются как тренировочные, так и итоговые (оценочные) работы.

Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:

-индивидуальный, персональный и фронтальный опросы;

-географический и топографический диктанты;

-различные виды тестирования;

-работы с картами атласа, контурными картами.

Учебно-тематический план:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

1.

Введение.

1

-

Планета Земля. Изображение земной поверхности

7

2

2.

План местности

4

1

3.

Глобус и географическая карта-модели земной поверхности

3

1

Геосферы Земли

27

10

4.

Литосфера

6

4

5.

Гидросфера

7

3

6.

Атмосфера

8

3

7.

Биосфера

6

Содержание программы

Введение (1 час)

Что изучает география? Значение этой науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел I

Планета Земля. Изображение земной поверхности (7 ч)

План местности (4ч).

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровной земной поверхности: горизонтали, Берг штрихи , отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Практическая работа

1. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек.

Глобус и географическая карта-модели земной поверхности (3 ч)

Глобус-модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.

Градусная сетка на глобусе и карте(географические полюса,меридианы и параллели,тропики и полярные круги). Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Школа высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Практическая работа

1. Измерение расстояний ( в градусной мере и километрах) по глобусу и картам.

2.Определение по картам географических координат точек.

3. Определение координат своего населённого пункта на местности.

Раздел II

Геосфера Земли (27 ч)

Литосфера (6 )

Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера-твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхности. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, люда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте. Рельеф дна Мировоно океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Практическая работа.

1.Определение минералов и горных пород по образцам. Выявление способов использования местных горных пород в хозяйственной деятельности.

2. Определение по карте географического положения гор и равнин.

3. Описание гор и равнин по географической карте.

Гидросфера (7)

Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: Ветровые волны, цунами, течения (тёплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники-источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных оьъектов в произвелениях искусства.

Практическая работа.

1 Наблюдение за поведением реки своей местности в течение года: половодье, паводок, ледостав. Описание реки своей местности.

2. Определение по картам географического положения одного из океанов или морей. Описание его по географической карте.

3. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли. Описание её по плану.

Атмосфера (8)

Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода , причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высота места, океанских течений, расположение горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенности атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Практическая работа

1. Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности (анализ месячного и суточного хода температуры воздуха, построение розы ветров).

2. Изготовление «атласа» облаков, наблюдение за облаками и облачностью, построение диаграмм облачности и осадков для своей местности.

Биосфера (). Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространение на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Человек как часть биосферы. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли. Страны.

Учебно - методический комплект:

1.Герасимова Т.П. География. Начальный курс/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.:Дрофа, 2012 .

2.Географический атлас: 6 класс. - М.: Дрофа, 2012.

3.Контурные карты по географии: 6 класс. - М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература:

1. Агеева И.Г. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 240 с.

2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ - Пресс, 2001. - 608 с.

3.География в таблицах. 6-10 кл. : Справочное пособие/авт. - сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с.

4. География : Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы- М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2004. - 656 .

5.Евдокимов В.И. География. Полный курс в географических диктантах. - М.: «Московский лицей» , - 2002, 312 с.

6.Кондратьев Б.А., Метревели П.М. Уроки географии : 6 кл. из опыта работы. - М.: Просвещение, 1985. - 191с., ил.

7. Малый атлас мира. - М.: Ультра Экстент, 2006 - 191 стр.

8.Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.

9. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. - М.: Дрофа; ДиК, 1997. - 256с.

10. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6 - 10 классы: Метод. Пособие .- М: Дрофа, 2001.- 128с.

11.Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно - методическое пособие) . - СПб . : «Паритет», 2003. - 160с.

12.Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Поурочное планирование. Методическое пособие. С-П «ПАРИТЕТ» 2003.

13.Чичерина О.В. Тесты по географии. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс по географии. 6 класс».

Перечень географических объектов

(номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), горы: Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, п-ов Камчатка, Кордильеры.

Тема: «Гидросфера»

Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озёра: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области определения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения «Начального курса географии» ученик должен:

Знать/понимать

  • Основные географические понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, биосфера, природный комплекс, раса;

  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

  • составлять краткую географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

  • определять на местности, плане и карты расстояния, правила и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выяснять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



  • для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт различного содержания;

  • для учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдение за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Тематическое планирование по географии в 6 классе (всего - 35часов, в неделю - 1 час)

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Дата

Дата

план

факт

план

факт

1.

Введение.

Что изучает география. Особенности освоения Земли.


2.

Способы изображения земной поверхности.


3.

Масштаб.


4.

Ориентирование. Азимут.


5.

Изображение неровностей на земной поверхности.


6.

Глобус-модель Земли. Градусная сетка.


7.

Географические координаты.


8.

Географические координаты.


9.

Раздел 2.

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ

Внутреннее строение земного шара.


10.

Горные породы, слагающие земную кору.


11.

Виды движения земной коры. Проявления вулканизма.


12.

Рельеф Земли: горы суши.


13.

Равнины суши.


14.

Обобщение. Основные формы рельефа дна мирового океана.


15.

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды.


16.

Мировой океан и его части. Температура и солёность вод.


17.

Динамика вод.


18.

Воды суши. Подземные воды.


19.

Реки.


20.

Озера и ледники.


21.

Обобщение.


22

Атмосфера, ее состав строение и значение.


23.

Температура воздуха.


24.

Атмосферное давление.


25.

Ветер и причины его образования.


26

Влажность воздуха. Облака.


27.

Погода, причины ее изменения.


28.

Климат.


29.

Обобщение. Итоговый урок.


30.

Биосфера. Особенности и границы. Организмы на Земле.


31.

Влияние организмов на земные оболочки.


32.

Взаимодействие природных компонентов. Природные комплексы.


33.

Главные особенности оболочек Земли.


34.

Численность населения Земли. Человеческие расы.


35.

Население. Государства на карте мира.




© 2010-2022