Урок географии 9 класс Хозяйство Кировской области

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии « Хозяйство Кировской области» - 9 класс

ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ

Учебник: В.П. Дронов, И.и. Баринова, В.Я Ром, А.а. Лобжанидзе. Кн. 2: География России: Хозяйство и географические районы.

9 кл. - М.: Дрофа, 2012

Тема: Хозяйство Кировской области

Класс: 9

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:Создать условия для изучения нового материала

Задачи:

Обучающая:формировать умения объяснять значение понятий «экономико-географическое положение»,отрасли народного хозяйства; перечислять факторы, определяющие ЭГП района, давать оценку ЭГП;объяснять влияние различных факторов; строить диаграммы на основе статистических материалов, читать и анализировать их; читать и анализировать комплексные карты географических районов; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов;объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района;

определять показатель специализации по статистическим данным;оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития Кировской области.

Развивающая:формировать умениясистематизировать информацию;анализировать и систематизировать информацию;искать и отбирать необходимые источники информации; представлять информацию в различных формах и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами: делать выводы, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.).

Воспитательная:формировать патриотизм, уважение к Отечеству и своей малой Родине

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик, раздаточный материал.

Учитель: Ласкина Наталья Анатольевна

Структура урока

Название

используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникатив-ные

(личностные)

1. Организационный момент

1минута


Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

2. Целеполагание и мотивация

4минуты

Видеоролик

«Вятский край»








Слайд:

«Тема урока»


Слайд:

«Цели урока»

Ребята вы старшеклассники, скоро закончите школу и работать вам придётся, скорее всего на нашей Вятской земле. Может быть в большом городе, а может в маленьком селе. В своей жизни вы встречаетесь с разными людьми, среди них не только жители нашей области, но и представители других краёв и областей России. Они приезжают к нам работать, выступать, предлагают свои товары и увозят наши. Что же они могут от нас увезти!

? Как вы,думаете ребята, какую тему сегодня мы с вами будем изучать на уроке.

? На какие вопросы мы должны в течении урока ответить.










Отвечают «Хозяйство Кировской области»

Проговаривают цели урока

1.Оценить ЭГП Кировской области

2.Познакомиться с отраслями хозяйства Кировской области









Самостоятель-ное выделение и формирование познавательной цели

3. Актуализация

4минуты

Слайд:

«План ЭГП»

Для того чтобы узнать выгодно ли расположена наша область, мы должны дать оценку экономико-географического положения.

Домашнее задание у вас было проанализировать ЭГП Кировской области.

Сейчас, работая в парах, на основе ваших записей дома и карт атласа выделите наиболее важные черты ЭГП и заполните схему в листе-путеводителе.

(Время на работу -2минуты)

?Кроме выгодного расположения, что ещё нужно учитывать при развитии хозяйства

?Перечислите, пожалуйста, все факторы, которые влияют на развитие хозяйства





Каждая пара оценивает 1 пункт плана ЭГП и делают вывод



Отвечают: факторы размещения производства

Перечисляют по цепочке:

1.фактор территории

2.трудовые ресурсы

3.наукоёмкость

4.энергоёмкость

5.сырьевой

6.специализация и кооперация

7.военно-стратегический

8.экологический

9.потребитель

10.водный

11.транспортный


4. Изучение нового материала

*Первичное усвоение материала

21 минута












У нас с вами сегодня в кабинете организована ярмарка.

Под каждой коробкой лежат товары, которые производятся предприятиями Кировской области.

Вам нужно выбрать любую коробку и определить по набору товаров какая отрасль выпускает данные товары.

Назвав отрасль, вы получаете карточку с заданием:

«Представьте себя руководящим лицом предприятия …… отрасли и используя тексты на столах и карты атласа докажите почему ваша отрасль развита в нашей области, заполняя таблицу в листе и на доске».

( На работу - 5 минут)

На основании составленной таблицы сделайте вывод: «Какие основные факторы способствуют развитию отраслей Кировской области?»








Индивидуальная работа с текстами и атласами, заполнение таблицы на листе-путеводителе

Заполнение таблицы на доске и объяснение



Отвечают:

1.сырьевой

2.потребитель



5. Осознание и осмысление

8 минут



Слайд: «Отрасли народного хозяйства»







Слайд: «Объём отраслей промышленности в экономике Кировской области». Задания









Слайд: «Отрасли специализации Кировской области»

Ребята, в таблице представлены наиболее яркие отрасли и конечно не все эти отрасли одинаково развиты.

? Что такое отрасль

? Что такое отрасль специализации



У вас на столах лежат карточки со статистическими данными «Объём отраслей промышленности в экономике Кировской области»

На основании этих статистических данных:

1.постройте столбиковую диаграмму, отражающую объём производства отраслей в структуре экономики Кировской области

2.определите, проанализировав данные диаграммы отрасли специализации Кировской области

3.нанесите на контурную карту, используя условные знаки отрасли специализации в Кировской области

4.установите, какие факторы способствуют развитию отраслей специализации

( на работу - 5 минут)

?Назовите отрасли специализации Кировской области


?Какие факторы позволяют развиваться данным отраслям



Отвечают:

Отрасль - совокупность предприятий, выпускающих определённую продукцию.

Отрасль специализации -совокупность предприятий, выпускающих определённую продукцию, показывающую «лицо района»




Работают в парах (каждый выполняет по 2 задания и отмечают всё в листе-путеводителе)









Отвечают:

Машиностроение

Химическая промышленность

Лесопромышлен-ный комплекс

Пищевая промышленность

Отвечают:

Сырьевой

Фактор территории

Военно-стратегический

потребитель

7. применение учебного материала

4 минуты

Используя материалы атласы, известный вам материал, установите, какой вклад вносят в экономику Кировской области - Кирово-Чепецкий район и наше село Кстинино и оформите информацию в виде плаката из раздаточного материала.

Работая в группах:

1.выделите отрасли специализации

2.установите продукцию выпускаемую предприятиями этих отраслей

3.определите факторы, способствующие развитию отраслей специализации

4.оформите плакат и подготовьтесь к устному ответу

(на работу - 3 минуты)






Работа в группах по оформлению плаката «Вклад Кирово-Чепецкого района и с.Кстинино в экономику Кировской области»

Выходят к доске, вывешивают свою работу и защищают.

8. Проверка уровня знаний и умений

1,5 минуты

Используя полученные знания на уроке выполните задание: соотнесите товары и города где они производятся

(на работу -

1 минута)

Обмениваемся карточками и проверяем друг у друга по правильным ответам на доске.

(8- «5»

7-6- «4»

5-4-«3»)

Индивидуально

выполняют задание на карточках на соотнесение

Речное судно-Вятские

Поляны

Дымковская игрушка-

Киров

кружево-Советск

Минеральные удобрения-

Кирово-Чепецк

Сталь-Омутнинск

Меха-Слободской

Обувь-пгт.Вахруши

Лыжи-Киров(Нововятск)




9. Рефлексия

0,5 минуты

Сегодня мы познакомились с основными отраслями хозяйства Кировской области

?Как вы думаете, есть ли будущее у вятской земли, и за какими отраслями оно стоит

Прикрепите зелёную ладошку, если вы считаете, что у нашей области есть будущее,

Белую ладошку - если считаете, что нет.





Выходят по 2 и

на доске прикрепляют ладошки, вырезанные из бумаги.

10. Подведение итогов. Домашнее задание

1 минута

Слайд: «Домашнее задание»

Дифференциро-ванное домашнее задание

1.Используя дополнительную литературу и ресурсы интернета, выпишите 10 предприятий кировской области и выпускаемую ими продукцию

2.определите города по изображению герба и дайте краткую характеристику их хозяйства

3.выявите, используя разные источники информации, проблемы развития Кировской области и предложите пути их решения

Получают листы с домашним заданием


© 2010-2022