- Преподавателю
- География
- Развитие познавательных действий при изучении географических объектов
Развитие познавательных действий при изучении географических объектов
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киселёва Н.А. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Развитие познавательных действий при изучении географических объектов.
Слайд 2. Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании - «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. - «Научить детей учиться - ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Современная система образования призвана вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Слайд 3. В своей педагогической практике можно использовать методы и формы работы, которые способствуют развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Характеристика познавательных УУД.
Слайд 4. Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД при изучении географии. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановки и решения проблемы:
-
Синтезирование, сравнение, классификация объектов по выделенному признаку;
-
Подведение под понятие, выведение следствий;
-
Установление причинно - следственных связей;
-
Построение логической цепи рассуждений;
-
Доказательство, выдвижение гипотез;
-
Постановка и решение проблемы.
Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Слайд 5.Очень важно, начиная с 6 класса, сформировать у учащихся навык работы с географической и контурной картой, усложняя его из года в год.
Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:
1.Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
2.Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории
3.Чтение условных знаков тематических карт - климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.
Слайд 6. В 6 классе при изучении темы «Географические координаты» необходимо подвести учащихся к двум понятиям; узнай! и научись делать!
Все задания для закрепления должны быть занимательными, чтобы вызывали интерес, и не было монотонности в работе. Например,
1.Какой город находится на 560с.ш. 380в.д.? (это задание для отработки первичных навыков).
2.Определите географические координаты следующих объектов:
1)г. Якутск
2)г. Сидней
3.Если вы плывете на восток от точки с координатами 470с.ш.,200з.д., берег, какого материка вы достигните?
Слайд 7.4.Нанесите на контурную карту точки с заданными координатами. После нанесения точек на контурную карту, соедините их линией по порядку и у вас получится интересная фигура.
Слайд 8.В начальном курсе физической географии формируются приемы « чтения условных знаков» общегеографической карты. В состав приема входят следующие действия:
1) прочитать название карты, сделать вывод о том, какие объекты и явления на ней изображены;
2) изучив легенду карты, определить способы изображения на ней объектов и явлений.
Слайд 9.В курсе 7-го класса требуется не просто описать тот или иной объект или явление, но и объяснить причины его особенностей. Поэтому учащихся необходимо вооружить приемом сопоставления карт, который включает в свой состав следующие действия.
1.Познакомиться с названием карт.
2.Найти на картах заданную территорию, используя ориентиры: градусную сетку, очертания береговой линии, речную сеть и др.
3.Пользуясь приемом чтения условных знаков карты, рассмотреть территорию последовательно на той и другой карте.
4.Сопоставив содержание данных карт, сделать вывод о характере и взаимосвязи рассмотренных компонентов.
Слайд10. Так при изучении рельефа и полезных ископаемых материков удобно использовать следующий прием:
- характеристика рельефа.
1.По физической карте установить общий характер поверхности территории.
2.По шкале высот определить преобладающие высоты территории.
3.По подписи отметок высот определить наименьшие и наибольшие высоты.
4.Определить размещение отдельных форм рельефа территории _ где, в какой части, в каком направлении от центра материка.
5.Сопоставив физическую и тектоническую карты, объяснить размещение форм поверхности.
- характеристика полезных ископаемых
1.Найти заданную территорию.
2.С помощью легенды установить, какие полезные ископаемые здесь залегают.
3.Определить, в каких частях территории залегают полезные ископаемые, как они размещаются на территории материка.
4.Определить, к каким формам рельефа приурочены.
5.Сопоставив физическую карту и карту строения земной поверхности, объяснить размещение полезных ископаемых.
Самым сложным приемом работы с картой в 7 классе является прием комплексной характеристики материка. Сложность этого приема выражается, прежде всего, в том, что в состав его входят приемы - характеристики отдельных компонентов природы. При этой работе сопоставляются карты: физическая, тектоническая, геологическая, климатическая, природных зон, комплексная.
Слайд 11.12.13.14 Примеры заданий с использованием карт
Таким образом, при изучении курса географии учащиеся должны усвоить систему приемов чтения карты, начиная от наиболее простых приемов характеристики отдельных компонентов природы и заканчивая сложным приемом комплексной характеристики природы территории.
Слайд 15. Заключение.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. В чём заключается роль учителя географии в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Учитель должен не только дать какую-то сумму знаний, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у учащихся мотивацию к обучению. Таким образом, формирование УУД возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.