Разработка к уроку географии 6 класс по теме Гидросфера

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщения и систематизации знаний

по разделу «Гидросфера» 6 класс

Форма урока - игра

Цель:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными по разделу «Гидрсфера»;

  • развивать пространственное мышление, выявлять причинно-следственные связи, коммуникативные навыки при работе в группах, познавательный интерес и географическое мышление обучающихся;

  • воспитывать географическую культуруи эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения и видеосюжеты; воспитывать преемственность.

Оборудование: маршрут путешествия, дидактические материалы, мультимедийное оборудование, смайлики, видеоролики «Океан», «Море», предварительно расставленные для 6 команд столы и стулья, 2 старшеклассника - члены жюри.



  1. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока (включен видеосюжет «Океан»)

Учитель: Ребята, многие из вас, как и я любят путешествовать. Но какое путешествие е может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова поэта А.В.Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов океана капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки….Узнав, что у нас в классе много отважных и любознательных и что вы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправимся в сказочное путешествие. Капитаном корабля буду я, а вы - юнгами. На палубе нашего корабля шесть кают, располагайтесь поудобнее.

И так, у нас будет 6 команд. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их готовности и сигнализировать мне в случае затруднений.

А теперь, юные искатели приключений в путь! Помогать в работе нам будут старшеклассницы из 10 класса - они члены жюри и их задача правильно оценить и подсчитать правильные ответы.

  1. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний

Учитель:

Пока я вам всё объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывём через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивается из стороны в сторону, и …..карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте!

Задание 1. «Лото»

(включается музыкальное сопровождение - звуки моря)

Учащиеся получают карточки с фрагментами контурных карт и написанные на листочках названия географических объектов. Необходимо правильно разместить таблички на карточке (названий даётся больше, чем объектов).

Время выполнения задания - 3 минуты

На карточке размещены контуры следующих объектов: Чёрное море, пролив Дрейка, Каспийское море-озеро, река амазонка, северный Ледовитый океан, озеро Байкал, Бенгальский залив, остров Мадагаскар.

Названия: Байкал, Чёрное, Каспийское, Северный Ледовитый, Амазонка, Дрейка, Бенгальский, Мадагаскар, Гибралтарский, Волга, Гренландия, Мексиканский, Средиземное.

Для проверки выполнения задания на экране слайд с правильными названиями. Успешно справившиеся команды получают от жюри «орден Врунгеля», не выполнившие - спасательный круг. Награждение происходит после каждого задания.

Учитель:

Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придётся причалить к берегу, а он называется берег Связистов.

Я получила сигнал, что у местных жителей-связистов накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы им поможем разобрать почту. Юнги за работу!

Время выполнения задания - 4 минуты

Задание 2. «Почта»

(включается видеосюжет «Океан»)

Каждая команда получает по два «почтовых ящика» и по 10 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. На «ящиках» написано «Мировой океан» и «Воды суши». «Письма» - это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов. Необходимо правильно определить принадлежность объекта.

«Письма» - Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, водохранилище, Енисей, ледник, подземные воды.

Для проверки на экране слайд с правильными ответами.

Учитель: Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха.

Задание 3. «Чайнворд»

Время выполнения задания - 5 минут. Команды получают на стол чайнворд.

Учитель:

Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт «Речной». Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «чёрную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем разобраться им с картой. Пираты тоже ищут клад, но не беспокойтесь - другой. Ориентиром для них служит река, но они не знают, где устье, где исток, где какой приток…. Для нашего спасения придётся потрудиться.

Задание 4. «Река»

От каждой команды приглашается капитан. На схеме «Части речной системы» используя легенду, необходимо правильно расставить цифрами - устье, правый приток, исток, главная река, направление течения реки.

Время выполнения задания - 3 минуты.

Включается видеосюжет «Океан»

Учитель: Мы свободны, отправляемся в путь и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Литературный. Но на каком из островов капитан Врунгель спрятал клад?

А вот, кажется подсказка (учитель достаёт бутылку, в которой лежит свиток)

Юнги, это послание капитана! Здесь написано (разворачивает свиток по мере прочтения текста).

Архипелаг Литературный впереди.

Попробуй остров Врунгеля найти.

Названье острова откроется тому

Кто знает: что, зачем, когда и почему?

Литературную загадку отгадай и к

Кладу свой корабль направляй.

Узнать название сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток волшебный - он разворачивается, только если разгадывать литературные загадки все поочереди. Попробуем, юнги?

Задание 5. «Литературные загадки»

Учитель продолжает чтение свитка.

  1. Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?

Я за дровами в лодке поехал - их много

К нам весной нагоняет - еду ловлю их.

Вода прибывает. Вижу один островок небольшой

Зайцы на нём собрались гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам. Уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину (Половодье) Н.Некрасов Дед Мазай и зайцы.

  1. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

Откуда ты? Вода в ответ:

Издалека из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна

Откуда ты? Спросил росу

Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой

Малыш спросил у тумана

Откуда ты? Ты кто такой?

И я, дружок из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле

В каждой льдинке

И в слезинке.

И в дождинке

И в росинке

Нам откликнется всегда- океанская вода! (Круговорот воды) А. Дитрих

  1. Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?

Байкал как зеркало лежит

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит

То солнце в них лучится

О нём писали: «Чаша вод»

Да, но какая «чаша»!

Как море чаша глубока

Прозрачная водица»

Россия очень велика

А вся могла б напиться! (Рифтовое происхождение котловины) И. Ландо

  1. Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А.С. Пушкиным на поверхности моря?

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

Прощай же, море!

Не забуду твоей торжественной красы

И долго . долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.(Ветер) «К морю»

  1. Почему оба поэта изобразили Терек диким и необузданным? В чём причина?

Терек воет, дик и злобен

Меж утесистых громад

Буре плач его подобен

Слёзы брызгами летят М.Ю. Лермонтов

Меж горных рек несётся Терек

Волнами точит дикий берег

Клокочет вкруг огромных скал… А.С. Пушкин

Каждая из команд, кто правильно отвечает на вопрос. Награждается «орденом Врунгеля»

В конце свитка написано название острова: ПОБЕДА

Учитель:

Юнги, теперь мы знаем название острова и можем найти клад! (Учитель достаёт воздушный шар)

Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такой подарок - воздушный шар?

Учащиеся отвечают, что нужен им для путешествия по атмосфере, так как это оболочка, которую теперь они будут изучать.

  1. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги игры. В это время ребята проводят рефлексию - рисуют смайлики и размещают их на доске (смайлики: грустные, радостные, равнодушные).

По итогам игры команды получают сертификаты за участие. Команда, набравшая наибольшее количество «орденов Врунгеля» и самые активные участники получают «5», остальные «4»

© 2010-2022