Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование

География. Начальный курс.

6 класс

35 ч. (1 ч. в неделю , из низ 1 час - резервное время)

ФГОС второго поколения

Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2014.




№ п/п

Раздел

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема 1. Введение (1 час)

1

Открытие , изучение и преобразование Земли. Земля - планета Солнечной системы

Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля - планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна

Общие сведения о Земле.

Назвать и показать Солнечную систему, Северный и Южный полюса, экватор, нулевой меридиан. Объяснить смену дня и ночи.

Планировать учебную деятельность

Обладать ответственным отношением к учению

Тема 2. Виды изображаемой поверхности земли (9 часов)

План местности ( 4 часа)


2.

Понятие о плане местности. Масштаб

Практическаяработа №1. Изображение здания школы в масштабе

Что такое план местности? Условные знаки. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб. Переводить цифровой масштаб в именованный.

Определение сторон горизонта

по компасу. Определение направлений

и азимутов по плану местности.

Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины.

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать и преобразовывать схемы для решения задач

Проводить наблюдения. Планировать пути достижения цели. Осуществлять контроль по результату и способу действия

Проводить наблюдения под руководством учителя. Создавать и преобразовывать модели для решения задач. Формировать действия целеполагания

Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения

Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

3.

Стороны горизонта. Ориентирование

Практическая работа №. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. Определение направлений и азимутов по плану местности

4.

Изображение неровностей земной поверхности

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности

5.

Составление простейших планов

Практическая работа № 3.

Составление плана местности методом маршрутной съемки

Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Составление плана местности методом маршрутной съемки

Географическая карта ( 5 часов )

6.

Форма и размеры Земли. Географическая карта

Форма Земли. Размеры Земли. Глобус - модель земного шара. Географическая карта - изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование устойчивой мотивации к исследова-

тельской деятельности, конструированию;

формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности;

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

7.

Градусная сеть на глобусе и картах

Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах

Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов.

Определение географических координат объектов.

Определение по картам высот и глубин объектов.

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом..

8.

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты

Практическая работа № 4.

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

9.

Изображение на физических картах высот и глубин

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин

10

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Тема 3. Строение Земли. Земные оболочки ( 22 часа )

Литосфера ( 5 часов)

11.

Земля и ее внутреннее строение

Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы

Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению

Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения.

Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке

Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов

Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

формирование устойчивой мотивации к исследова-

тельской деятельности, конструированию;

формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности;

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

12.

Движение земной коры. Вулканизм

Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород

13.

Рельеф суши. Горы

Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах

14.

Равнины суши

Практическая работа № 5. Составление описания форм рельефа

Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах. Составление описания форм рельефа

15.

Рельеф дна Мирового океана

Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана

Гидросфера ( 6 часов)

16.

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура

Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей

Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений

Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии

Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов

Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ.

Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища

Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты

Преобразовывать схему для решения задачи. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Осуществлять логическую операцию установления родовитых отношений, ограничение понятия. Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности

Осуществлять сравнение. Планировать пути достижения цели

Давать определения понятиям. Планировать пути достижения цели. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Осуществлять сравнение. Владеть устной речью, строить монологической высказывание

Формирование действий целеполагания. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

17.

Движение воды в океане

Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения

18.

Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод

19.

Реки

Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек

20.

Озера

Практическая работа № 6. Составление описания внутренних вод

Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

21.

Ледники

Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота

Атмосфера ( 7 часов )

22.

Атмосфера: строение, значение, изучение

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы

Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем.

Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой

воздуха и высотой Солнца над горизонтом.

Планировать учебную деятельность, владеть устной и письменной речью. Проводить самостоятельный поиск географической информации.

Проводить наблюдение под руководством учителя. Устанавливать причинно-следственные связи.

Давать определения понятиям. Проводить наблюдения под руководством учителя. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Осуществлять сравнение. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий

Умозаключения.

Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения

23.

Температура воздуха

Практическая работа № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой

ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

24.

Атмосферное давление. Ветер

Практическая работа № 8. Построение розы ветров

Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра. Практикумы. 8. Построение розы ветров

Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью.

Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах.

Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы вет -ров и диаграммы облачности, характерных для своей местности.

Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование.

Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь

25.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки

Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом. Понимать ценность жизни и здоровья.

26.

Погода

Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды

27.

Климат

Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека

28.

Причины, влияющие на климат

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа

Биосфера, Географическая оболочка (4 ч)

29.

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность

Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира» . Подготовка сообщений по теме

«Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира.

Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений.

Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану.

Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи.

Владеть устной (письменной) речью, строить монологические высказывания. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий. Осуществлять отбор информации.

Проводить наблюдение под руководством учителя. Объяснять явления, выявленные в ходе наблюдения

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели

Понимать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

30.

Распространение организмов в Мировом океане

Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу

31.

Природный комплекс

Практическая работа № 9. Составление характеристики природного комплекса (ПК)

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Составление характеристики природного комплекса (ПК)

32.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.

Тема 4. Население Земли (3 часа)

33.

Население Земли

Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение крае ведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек.

Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

Осуществлять расширенный поиск информации. Аргументировать свою точку зрения.

Осуществлять контроль по результату и способу действия. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, готовность к самообразованию.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Формировать потребность в самореализации и самовыражении, социальном признании. Понимать ценности жизни и здоровья.

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности.

Понимать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

34.

Человек и природа

Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные

35.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по разделу «Население Земли »


© 2010-2022