Программа внеурочной деятельности Мои первые путешествия

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности Мои первые путешествия



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа «Мои первые путешествия» составлена на основе методического материала: Аксенова, М.Ю. Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы): учебно-методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. Предназначена для внеурочной деятельности научно-познавательного направления в 5 классе общеобразовательных школ, 2 года обучения. Данная программа реализуется на основе начального курса физической географии «Планета Земля».

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие

умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Цель программы:

вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению природы, населения хозяйства нашей планеты.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность школьников;

  • повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов и законов;

  • формировать у обучающихся исследовательские навыки;

  • развивать умение собирать и анализировать информацию;

  • развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

  • побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.

Курс «Мои первые путешествия» рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, литературе, краеведению.

Данный курс представляется актуальным, так как способствует формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять географические знания; помогает развитию опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности, имеет профориентационную направленность, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.

Курс «Мои первые путешествия» имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.

Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:

  • чтение и анализ географических карт;

  • анализ и синтез статистических материалов;

  • составление схем и комментариев к ним;

  • составление таблиц;

  • выдвижение гипотез;

  • участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;

  • интерпретация результаты исследований;

  • подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов.

Формы подведения итогов и реализации программы «Мои первые путешествия»:

- тестирование обучающихся по материалам программы;

- занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, эссе, графические упражнения, составление карт);

- анализ источников информации;

- подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и домашней подготовки:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

3. Повышение уровня качества географических знаний и умений.

4. Совершенствование умений работы со специальной литературой.

Освоение курса «Мои первые путешествия» вносит неоспоримый вклад в достижение личностных результатов. По окончанию курса учащиеся должны иметь первичные представления о нашей планете, о космическом мире, о живой и неживой природе, природных процессах и явлениях, географических открытиях и первооткрывателях, о разнообразии населения и воздействии человека на окружающую среду.

Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:

  • альбом паспорт

  • газета плакат

  • журнал, книжка-раскладушка серия иллюстраций

  • коллаж справочник

  • коллекция стенгазета

  • макет сценарий праздника, игры

  • модель учебное пособие

  • наглядные пособия фотоальбом

Сроки реализации программы:

Теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 70 часов, 2 года обучения, (1 час в неделю).



  1. Учебно-тематический план


Раздел

Общее кол-во часов

1

Введение

2

2

Как люди познавали мир

7

3

Карта - наш помощник

9

4

Земля и космос

5

5

Каменная оболочка Земли

10

Защита проектов

2

6

Вода на Земле

8

7

Воздушный океан

7

8

Многообразие жизни

5

9

Географическая оболочка

3

10

Человечество на Земле

4

11

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра: родной уголок Сибири

7

Всего:

35


  1. Содержание программы

1 год обучения.

Введение (2 часа.)

Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. Построение модели для подтверждения шарообразности Земли. Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями!

Раздел 1. Как люди познавали мир (7 часов)

Почувствуйте себя картографами! Построить модель «Карта мира» и нахождение информации о географических объектах (используя различные источники информации). Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить справочник «Европейские путешественники Средних веков». Осваиваем метод моделирования - делаем компас! Построить компас своими руками. Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить ленты времени «Великие географические открытия». Почувствуйте себя учеными! Составить коллаж «Памятники природы нашей местности». Почувствуйте себя журналистами! Разработать выпуск научного журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра».

Раздел 2. Карта - наш помощник (9 часов)

Почувствуйте себя топографами! Определить географические объекты на космическом снимке. Почувствуйте себя топографами! Определить площадь пришкольной территории. Почувствуйте себя топографами! Проведение глазомерной съемки (например, дорога из школы в кинотеатр).

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель холма. Определить, как абсолютные высоты показывают способом горизонталей на

картах. Почувствуйте себя картографами! Уметь работать с материалами

интернет-ресурсов. Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений определение объекта по географическим координатам). Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений чтения условных знаков). Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Раздел 3. Земля и космос (5 часов)

Осваиваем метод моделирования! Глобус - модель Земли. Определение форм Земли. Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! Умение вести фенологические наблюдения. Осваиваем метод моделирования! Теллурий: модель Земли - Луна - Солнце. Определение времён года с помощью Теллурия.

Раздел 4. Каменная оболочка Земли (10 часов)

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! Определение внутреннего строения Земли. Осваиваем метод моделирования! Создаём конструктор литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит. Почувствуйте себя минералогами! Изучить полезных ископаемых родного края. Почувствуйте себя спелеологами! (разработка виртуального путешествия по пещерам России). Уметь использовать различные источники географической информации для разработки виртуального путешествия по пещерам России. Почувствуйте себя ученными! (составление справочника «Величайшие горы и равнины мира»). Уметь работать с географической информацией и выделять главное.

2 год обучения.

Раздел 5. Вода на Земле (8 часов)

Почувствуйте себя гидробиологами! Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека. Почувствуйте себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по реке Объ. Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника. Почувствуйте себя фольклористами! Умения находить в тексте

географические названия и работать с топонимическим словарем. Осваиваем методы моделирования! Сделать своими руками моде объектов вод суши.

Раздел 6. Воздушный океан планеты (7 часов)

Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями ~ Доказать наличие атмосферного давления. Почувствуйте себя метеорологами. Создаём свою метеорологическую станцию. Умейте создавать метеорологические приборы для определения погоды. Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! Умение составлять прогноз погоды. Изучаем работу барометра-анероида! Разработать барометрическую карту Вашего населенного пункта. Осваиваем методы моделирования и проектирования! Сделать воздушный шар своими руками и разработать маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре. Почувствуйте себя ученными-географами! Разработать выпуск атлас «Облака нашей местности».

Раздел 7. Многообразие жизни на Земле (5 часов)

Почувствуйте себя палеонтологами! Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника. Почувствуйте себя биогеографами! Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу. Создайте географическую игротеку! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океана. Почувствуйте себя экотуристами! Составление по тексту схемы путешествия.

Раздел 8. Географическая оболочка (3 часа)

Почувствуйте себя почвоведами! Научиться закладывать почвенный профиль, выделение и описание почвенных горизонтов. Почувствуйте себя экотуристами! Разработка маршрута путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

Раздел 9. Человечество на Земле (4 часа)

Почувствуйте себя антропологами! Составить справочник «Описание коренных жителей материков».

Раздел 10. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра: родной уголок Сибири (8 часов)

Наш регион на карте. История освоения и заселения. Природа и население региона. Топонимы - язык земли. Югра сегодня, завтра…Особо охраняемые природные территории ХМАО.


  1. Литература


  1. Аксенова, М.Ю. Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы) [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. - 25 с.

  2. География. Планета Земля. 5-6 классы. учебник для общеобразоват. организаций / А.А. Лобжанидзе. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.

  3. География. Энциклопедия для детей Аванта+ «Астрель» 2008.

  4. Города мира - М.: Мир энциклопедий Аванта+ «Астрель» 2006.

  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова М. Почемучка. Детское справочное бюро - М.: «Педагогика - Пресс» 1993.

  6. Заповедники мира - М.: Мир энциклопедий Аванта+ «Астрель» 2006.

  7. Камни мира - М.: Мир энциклопедий Аванта+ «Астрель» 2007.

  8. Космос. Сверхновый атлас Вселенной - М.: «Эксмо» 2008.

  9. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. Книга для чтения учащихся 5 классов средней школы. - М.: «Просвещение» 1988.

  10. Чуковский Н.К. Водители фрегатов. - М.: «Детская литература» 1984.

  11. Яковенко Г.П. Детская познавательная энциклопедия. - Киев: МП «Сканнер» 1993.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование». - edu.ru/

  2. Российский общеобразовательный портал. - school.edu.ru

  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - window.edu.ru

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - school-collection.edu.ru

  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - fcior.edu.ru/


© 2010-2022