• Преподавателю
  • География
  • Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»

Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»

"Описание материала: Данная статья полностью "соответствует требованиям ФГОС и направленна на развитие критического мышления при работе с текстом на уроках географии. В статье представлен широкий спектр методик работы с текстовым материалом: кластер, логические цепочки, ассоциативные ряды, дневники наблюдений, сложные и простые вопросы,insert - чтение с пометками, чтение с остановками, верные и неверные утверждения и т.д. Расмотренны признаки и цели развития критического мышления, подробно пока...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Статья по географии «Развитие критического мышления - способ организации эффективного образовательного пространства на уроках географии»Пашкин Роман Анатольевич

Учитель географии первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 10 «Успех» г.о. Самара







ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»





1 Вступление

Одним из ведущих направлений модернизации современного российского образования в рамках перехода на ФГОС является системно - деятельностный (компетентностный подход). Системно - деятельностный подход в обучении предполагает не только увеличение объема знаний, а создание условий для самостоятельного добывания знаний обучающимися и развития способности применять их в новых, незнакомых ситуациях ( развитие метапредметных навыков ). Но современного ученика очень сложно мотивировать к познавательной деятельности, к самостоятельному добыванию знаний в колоссальном поле информации. Поэтому одной из важнейших задач современного педагога является активизация всего образовательного процесса. Главной целью становится - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения и самостоятельно решать новые проблемы, развивать интеллектуальный потенциал учащихся, их способность к критическому мышлению.

2Что такое критическое мышление?

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В современном мире важна проблема выбора нужной информации. Поэтому необходимы умения не только овладевать ею, но и оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности, т.е «критически мыслить»

Признаки критического мышления:

  1. Критическое мышление проблемное - оно начинается с постановки вопросов и выявления проблем, которые нужно решать.

  2. В критическом мышлении информация является отправным, а не конечным пунктом, необходимо переработать огромное количество фактов, идей, текстов, теорий.

  3. Критическое мышление - это мышление самостоятельное, каждый формулирует свои идеи и гипотезы независимо от остальных.

  4. Критическое мышление всегда аргументированное, так как любое решение проблемы должно быть подкреплено обоснованными доводами.

  5. Критическое мышление всегда мышление социальное. Истина рождается в дискуссиях, каждое решение проверяется при обсуждении разных доводов. Учащиеся активно учатся, особенно в процессе взаимообучения.

Структура технологии развития критического мышления:

В основе ТРКМ лежат три основные ступени:

  1. Ступень вызова: активизация познавательного интереса учащихся к изучаемому на уроках материалу, обобщение уже имеющихся знаний, мотивация к активной познавательной деятельности.

Ученик вспоминает, что ему уже известно по этому вопросу, делает прогнозы, систематизирует информацию, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.

  1. Ступень осмысления: активное и самостоятельное получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями.

На данной ступени осуществляется непосредственный контакт с новой информацией, во время которого ученик читает или слушает текст, используя активные методы чтения, делает пометки на полях, маркирует текст, ведёт записи.

  1. Ступень рефлексии : осмысление и обобщение полученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой» используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.



Роль учителя в ТРКМ:

  1. Перестаёт быть простым передатчиком готовой информации, а является организатором, координатором и равноправным партнером в учебном процессе.

  2. Направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения.

  3. Создаёт условия к самостоятельному поиску решения проблемы и учит самостоятельно формулировать выводы.

3 Использование технологии развития критического мышления на уроках географии.

Приемы ТРКМ:

Умение прогнозировать:

1)«Верные и неверные утверждения»

Учащимся предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Ребята выбирают « верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или на ранее изученный материал. На стадии рефлексии мы вновь возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными, а какие нет.

Утверждения

До изучения нового материала

После изучения нового материала

  1. Коренные жители Австралии - аборигены.

  2. Большинство жителей Австралии говорит на английском языке

  3. На территории Австралии также много стран, как на территории Африки.

  4. Крупнейший город Австралии - Канберра.

  5. Основа животноводства Австралии - овцеводство.


2)«Верите ли вы, что»

Учащиеся в группах должны ответить на вопросы и обосновать один из них.

Верите ли, вы

- что снег и лёд в природных условиях Земли встречается на огромных пространствах?

- что ледники могут двигаться?

- что лёд на воде отличается от льда в ледниках?

- что большая часть айсберга находится под водой?

- что морской лёд пресный?

Учимся задавать вопросы:

1)« Сложные и простые вопросы»

Данный приём развивает умение задавать вопросы, так как это умение является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Простые» вопросы - вопросы репродуктивного характера, требующие однословного ответа. «Сложные» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Простые

Сложные

  1. Как называется самая сухая пустыня на планете?

  1. Как на берегу Тихого океана сформировалась самая сухая пустыня планеты?

  1. Когда на территории Южной Америки появились первые люди?

2)Каким образом происходило заселение Южной Америки, согласно основным современным гипотезам?

3)На каком языке говорят жители Бразилии?

3) Почему жители Бразилии говорят на португальском языке?

4)Как называют потомков от смешанных браков европейцев и негров?

4) Как сформировалась смешанная раса (мулаты) на территории Южной Америки?

Учимся работать с текстом:

1)«Чтение с пометками INSERT»

Данный приём предполагает работу, когда в тексте нужно делать соответствующие пометки ( маркировать) и заполнять таблицу по окончании чтения. В таблицу не нужно переписывать всё, что отметили полными предложениями и абзацами. Соответственно надо учить детей правильно работать с таблицей, т.е выписывать значимые фразы, отдельные слова, которые характеризуют факт или явление. Приём используется для того, чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками глав таблицы.

V ( я это знал )

+ ( это для меня абсолютно новое )

? ( я хочу знать об этом больше )


Предлагаю для ознакомления с приёмом поработать со следующим текстом:

Почему на Земле существует жизнь?

Все планеты Солнечной системы имеют общее происхождение и во многом похожи друг на друга. Но вместе с тем каждая планета обладает индивидуальностью, отличающей её от других планет. В Солнечной системе астрономы не нашли ни одной планеты, подобной Земле. Главная отличительная особенность нашей планеты в том, что на Земле есть жизнь. Для существования и развития живых организмов на Земле сложились все необходимые условия.

Вода в Солнечной системе обнаружена не только на Земле ( примером могут послужить Марс, кометы и др.), но только на нашей планете вода занимает две трети поверхности и находится в уникальном состоянии

Большое значение имеет также расстояние до Солнца, что также необходимо для существования жизни. Кроме того, по сравнению с Марсом ил Меркурием, наша планета не испытывает перегрева или переохлаждения своей поверхности.

Космические аппараты обнаружили атмосферу у многих планет ( Марс, Юпитер, Сатурн), но только земная атмосфера обладает уникальным составом, позволяющим существовать живым организмам. Кроме того, атмосфера содержит озоновый слой, защищающий нашу планету.

Движение расплавленных горных пород внутри планеты создаёт магнитное поле - особое невидимое пространство вокруг Земли. Оно предохраняет живые организмы от вредного космического излучения.

После маркировки текста и работы с таблицей, она приобретает следующий вид:



V ( я это знал)

+ ( это для меня абсолютно новое )

? ( я хочу знать об этом больше )

  1. Планеты имеют общее происхождение.

  2. Нет планет подобных Земле.

  3. Земле не испытывает переохлаждения и перегрева.

  4. Другие планеты содержат атмосферу

  1. Вода есть не только на Земле.

  2. Внутри планеты расплавленные породы.

  1. Как расстояние до Солнца влияет на существование жизни.

  2. В чём заключается уникальность состава земной атмосферы.

  3. Что такое озоновый слой?

  4. Как вокруг планеты формируется магнитное поле?

Именно на возникшие во время работы вопросы следует обратить повышенное внимание при рассмотрении новой темы. Конечно, не на все вопросы могут быть найдены ответы во время урока - часть их идёт в качестве домашнего задания ( доклады, сообщения, презентации). Подобные задания стимулируют творческие и интеллектуальные способности учеников, так как это переход к проектной и исследовательской деятельности. Это возможность для внеурочной и проектной деятельности ФГОС, новое поле деятельности, которое формирует метапредметные, универсальные действия.



  1. « Приём Кластер»

Кластер - это схематическая организация материала, показывающая смысловые связи того или иного понятия. Ученикам предлагается в течение 3 - 5 минут выписать ключевые слова по изучаемой схеме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

шахты

Полезные ископаемые

терриконы

человек

плоскогорье

возвышенность

низменность

Равнины суши

высокие

средневысотные

низкие

Горы суши

рельеф

минералы

Горные породы

континентальная

океаническая

Земная кора

мантия

ядро

Этажи подземного царства

Земная твердьВ качестве примера я предлагаю рассмотреть составление кластера по теме « Человек и земная твердь:











Перед составлением кластера учащимся предлагались на доске ключевые термины по пройденному разделу. Именно на основе данных терминов ребята в группах составляли и презентовали свои кластеры.

Шахты Земная твердь Рельеф

Человек Равнины суши Низменность

Минералы Этажи подземного царства Возвышенность

Горы суши Земная кора Горные породы

Плоскогорье Терриконы Мантия

Ядро Полезные ископаемые Океаническая

Континентальная





  1. « Чтение с остановками»

Данный приём развивает умения предполагать содержание текста по заглавию или по иллюстрациям, понимать текст и проверять свои предположения и ожидания. Такая деятельность способствует пониманию текста, а понимание - основа мыслительной деятельности. В учебнике географии остановки промаркированы с помощью букв:

В - вопрос к автору текста, возникающий после прочтения отрывка.

О - прогнозирование ответа на возникший вопрос к автору.

П - проверка своего прогноза по тексту.

В качестве примера можно привести отрывок текста « От природных камней и украшений к искусственным»

Загадочный мир природных минералов всегда манил человека...

Первая остановка.

Вопросы по Блуму:

  • Почему мир природных минералов загадочный?

  • Чем он привлекал человека?

  • Спрогнозируйте ситуацию.

Со временем из камней стали делать украшения и вытачивать фигурки богов, строить таинственные лабиринты. Драгоценными камнями украшали доспехи воинов, короны императоров, платья придворных дам.( П Вы получили ответ?)



  1. Заключение

Таким образом, использование данных приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся. Работая по технологии развития критического мышления, учащийся реализует свои потребности и возможности самостоятельно решать учебные задачи и проблемы.

Список используемой литературы:

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/Р.Бустром.-2000.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 4/Л.С.Выготский.- М 1995.

  3. Заир-Бек С.И, Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М 2011.

  4. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление: хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Г.Линдсей, К.Халл - М.1998.

© 2010-2022