• Преподавателю
  • География
  • Разработка урока по географии Иркутской области в 9 классе «Экономико-географическое положение Иркутской области»

Разработка урока по географии Иркутской области в 9 классе «Экономико-географическое положение Иркутской области»

Цель:познакомить учащихся с экономико-географическим положением и административно-территориальным устройством Иркутской области.   Задачи: Образовательные:дать понятие об экономико-географическим положении области, формировать у учащихся представления и знания об особенностях и главных чертах природы Иркутской области. Рассмотреть влияние ЭГП на особенности природы, показать какое экономическое значение имеют горы, реки для экономики и населения области. Продолжать формировать умения выполнять ...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по географии Иркутской области в 9 классе

«Экономико-географическое положение Иркутской области»

Учитель географии МБОУ «СОШ №14» Семёнова Ольга Григорьевна

Цель: познакомить учащихся с экономико-географическим положением и административно-территориальным устройством Иркутской области.

Задачи:

Образовательные: дать понятие об экономико-географическим положении области, формировать у учащихся представления и знания об особенностях и главных чертах природы Иркутской области. Рассмотреть влияние ЭГП на особенности природы, показать какое экономическое значение имеют горы, реки для экономики и населения области. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географической карте России и Иркутской области.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, коммуникативной компетенций обучающихся; продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы по добыванию новой информации, новых знаний и навыков работы с политико-административной и экономической картами.

Воспитательные: способствовать развитию у учащихся интереса к настоящему и прошлому своего родного края; расширять представление о своей «малой родины»; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде. Воспитывать гордость за сопричастность к деяниям предков и современников; актуализировать в сознании обучающихся образ Родины.

Тип урока: комбинированный с применение ИКТ.

Технологии: развивающего обучения, ИТ технология, личностно - ориентированная, здоровьесберегающая.

Методы: практический, частично-поисковый, эвристический, словесный, наглядный.

Оборудование: Физическая и экономическая карты России, карты Иркутской области, мультимедийное оборудование, атласы, контурные карты, учебники, рабочие тетради, презентация к уроку, опережающее домашнее задание: презентация - «Горное обрамление области и наша речная сеть», музыкальное сопровождение, таблицы, картосхемы.

УУД:

  1. Личностные УУД: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового; формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности, формирование познавательного интереса, стремление к созидательной деятельности.

  2. Коммуникативные УУД: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию, осуществлять совместную деятельность, осуществлять работу с учетом конкретных учебно-познавательных задач, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с требованиями и условиями коммуникаций, учитывать чужие мнения и защищать свои высказывания, сообщать его в письменной и устной форме.

  3. Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, уметь исправлять ошибки и искать их причины и пути их преодоления.

  4. Познавательные УУД: Приобретать знания и умения в практической и поисковой деятельности, уметь выделять необходимую информацию, анализировать и делать выводы.

Ожидаемые результаты

  1. Личностные результаты:

осознают, какие качества необходимы для успешной учебы, адекватно оценивают себя; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.

  1. Метапредметные результаты:

Осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; находить субъекты Российской Федерации на политико-административной карте и уметь обозначать их на контурной карте.

  1. Предметные результаты:

знать географическое положение; называть и показывать субъекты Российской Федерации на карте области; знать термины и понятия: географическое, транспортно-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, этнокультурное положение; микроположение, мезоположение, макроположение. Географические объекты: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Ежнева, остров Ратманова, Балтийская коса, гора Базардюзю, полуостров Рыбачий, Финский залив, Большой Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, пролива Лаперуза и Кунаширский, озеро Виви, Восточный Саян, Батомское нагорье, Приморский и Байкальский хрепты, Северо-Байкальское нагорье, Средне-Сибирское плоскогорье, реки: Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска; Республики: Якутия, Бурятия, Тыва; Красноярский, Забайкальский край. Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская железная дорога













Ход урока:


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Орг. момент.

Проверяет и нацеливает учащихся на работу.

Учитель: Сегодня на уроке нужно выполнить устные и письменные задания, работать с атласом и контурной картой, анализировать картосхемы и текст учебника.

Установка на работу.


Музыкальное сопровождение.

Актуализация знаний, мотивация и вступление в тему урока



















Проблемный вопрос








Практическая работа

Музыкальное сопровождение

Проблемный вопрос


Постановка учебной задачи (целепологание)

Новые знания








Применение нового знания.

Практическая работа.

Закрепление. Работа в парах





Практическая работа

Домашнее задание



Рефлексия. Итог урока.

Песня: по Ангаре

Беседа:

Вспомните, что такое географическое положение?

Каково физико-географическое положение России, т.е. ее положение по отношению к природным объектам?







А сейчас вспомним характеристику географического положения Иркутской области;

На каком материке находится?

В какой части света?

В какой части России?

Координаты крайних точек?

Северная

Южная

Западная

Восточная

Область удалена от всех океанов

Примерные расстояния:

до Северного Ледовитого океана

до Тихого океана

до Атлантического (Балтийское море)

Протяженность:

С севера на юг

С запада на восток

Величина территории

Протяженность границы

Водная по Байкалу

Сравниваем площадь области с территориями европейских стран:

Франция, Италия, Великобритания.

Естественными границами области являются горы, на юго-западе область закрыта Восточным Саяном, за Байкалом и рекой Леной взбегает на горный амфитеатр и образует полукольцо - ограду.

Презентация "Горы"

Россия издавна варится в едином географическом котле с территориями зарубежья. Попадая за горную стену Россиянин ощущает себя иностранцем.

Территория области находится в верхнем течении рек: Ангары, Лены и Нижней Тунгуски, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана.

Для России сибирские реки текущие на север, впадающие во льды, ни кому пока не открывали нашу территорию. А каково же значение рек для нашей области. Верно ли это утверждение?




Россия пересекает собой культурную границу двух регионов мира, смешивает их в себе "Мы пропитались соками обеих частей света".

Мы европейцы

С поправкой на Азию

Мы азиаты

С поправкой на техреволюцию

Крупнейшие мусульманские народы России татары и башкиры - живут в Европе. А Европеоиды - русские и украинцы во множестве населяют азиатскую Сибирь.

Нанести на контурную карту границы области , подписать пограничные территории.

Звучит песня: Любимый Иркутск

Верно ли утверждение что Иркутск центр Земли. Это географический центр России или географический центр Азии?



Какому вопросу на сегодняшнем уроке мы уделяем основное внимание.


Учитель предлагает открыть тетради, записать число и тему урока Объяснение нового материала происходит с помощью презентации.

Вступительное слово учителя.

В 9 классе мы будем оценивать не только физико-географическое положение области, но и экономико-географическое положение. Это термин определил его как положение на экономической карте: Экономико-географическое положение это положение по отношению к объектам имеющим экономическое значение: транспортным путям, государства, сырьевым базам.

Какое место по площади в РФ занимает область, после каких субъектов?

Сколько субъектов РФ граничат с областью?

На контурной карте подписать пограничные территории.

Имеет ли область границу с Монголией и Китаем?

Как конфигурация Иркутской области влияет на Экономическое развитие?

Оценка ЭГП области.

Положительные

Отрицательные


В приложении выделить по площади и населению 3 самых крупных и 3 самых малых района. Определить как сказалось географическое положение на их экономическом развитии.

Для экономического развития области важную роль играет транспорт, в области развит воздушный транспорт с авиалиниями международного, федерального и местного значения. Два аэропорта в Иркутске и Братске имеют статус международных. Через территорию области проходят транссибирская магистраль к которой примыкает участок железной дороги Тайшет-Абакан, Западный участок Байкало-Амурской железной дороги Тайшет-Кунерма и ряд автомагистралей.

Заполнить таблицу

"Транспортно-географическое положение административных районов Иркутской области". Приложение 4.

На контурной карте подписать административные районы и центры.

Работа с параграфом. Ответы на вопросы. Подготовка презентаций по темам:

1.Приленская

2.Прибайкальская

3.Среднеангарская

4.Прибамовская

5Транссибирское транспортно-географическое положение административных районов Иркутской области.

Вывод по теме: Географическое положение области. Выставление оценок за устный ответ. Проверка тетрадей.

Отвечают на вопросы:

Это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, к морям, к горам и другим природным объектам.

Россия расположена в Северном полушарии, на севере ее пересекает северный полярный круг. Россия расположена в восточном полушарии, кроме крайней восточной части (п-ва Чукотки), Россия омывается водами трех океанов (Балтийское, Азовское, Черное моря Атлантического океана; на севере Россию омывают моря Северного Ледовитого океана; на востоке ее омывают моря Тихого океана.

Крайние северные точки России - м. Флигели на острове Рудольфа в Архипелаге Земля Франца-Иосифа и мыс Челюскин на полуострове Таймыр - крайняя северная материковая точка расположена на 78о с.ш. (за северным полярным кругом). Крайняя южная точка г. Базардюзю на Кавказе (-41о с.ш.); Россия не пересекается Северным тропиком. Она расположена большей частью на умеренных широтах, а север России расположен в субарктических и арктических широтах.

Работа с картой: атлас География России.

Евразия

Азия

Юг Среднесибирского плоскогорья

64о с.ш.

51о с.ш.

95о в.д.

119о в.д.

Работа с картой

3 тыс.км.

2,5 тыс. км

4,5 тыс. км

1.45 тыс. км.

1318 км.

744,8 км2

7 240 км

520 км

Работа с картосхемой стр.3

Работа с картой и хребты Прибайкалья и Забайкалья, Приморский и Байкальский хребты, с Северо-Байкальским и патомским нагорьями.




Работа с учебником, картой.

Реки важнейший природный ресурс для развития хозяйства области, являются транспортными путями для освоения территорий, дренирую и орошают территорию, водоснобжают население, промышленность и сельское хозяйство. Область обладает уникальным озером Байкал и крупнейшим искусственным водоемом Братским водохранилищем.




Работа с административной картой


Работа с контурной картой и атласом Иркутской области.


Работа с приложениями и ответ:

Географический центр России расположен в Красноярском крае на территории Эвенкийского АО на юго-восточном берегу озера Виви, в точке с координатами: 66o25' с. ш. 94o15' в. д.

Географический центр Азии: Кызыл, Тува, Россия - обелиск «Центр Азии» на набережной имени Кужугета Шойгу. (51°43′30″ с. ш.94°26′37″ в. д. (G) (O));

Иркутск находится в 700 км от центра Азии, автор песни ошибался.

Формируют тему урока, ставят цель урока (Расширить знания о географическом положении области)





Знакомство с политико-административной картой

Работа с атласами и контурными картами. Взаимопроверка.

Нет их разделяет республика Бурятия.



Работа с приложением.

Работа с картой транспорта.




Работа с картами атласа, текстом учебника, работа в тетрадях

Фиксируют в дневниках



Оценка деятельности учащихся на уроке.

Приложение 1. Определение географического центра Земли.

Географический центр - геометрический центр территории (континента, страны, административного района). Существуют несколько определений географического центра. Он может определятся, как центр тяжести площади поверхности с очертанием данной местности, или, с учетом шарообразности Земли, как проекция такого центра на земную поверхность; такое определение применялось Менделеевым при определении центра Российской Империи. Альтернативное определение - точка, равноудаленная от границ территории, т. н. «полюс недоступности». Географический центр может также находится, как медианный центр (центроид) - точка пересечения отрезков, попарно соединяющих самую западную и самую восточную точки территории, и самую северную и самую южную точку территории.

Географический центр может привязываться к ближайшему населённому пункту. В случае отсутствия населенного пункта, центр определяется приблизительно. Нередко на месте географического центра ставится памятный знак.



© 2010-2022