Программа работы школьного научного общества экологического направления

Программа разработана в связи с возникшей потребностью создания программы дополнительного образования для обучающихся в школьном научном обществе экологического направления, отвечающей всем особенностям организации современного образовательного процесса, учитывающей специфику педагогического сопровождения научно-исследовательской работы учащихся и отражающей реализацию системно-деятельностного подхода при организация учебно-воспитательного процесса. Данная программа апробировалась в рамках тесно...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса с учащимися среднего звена. Имея такое большое значение в жизни школьников, научно-исследовательская работа представляет собой достаточно сложный тип деятельности, как для его участников, так и для организаторов.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что приобщение учащихся средних классов к научным исследованиям является особенно значимым для формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Данная программа разработана для работы школьного научного общества учащихся в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей", а также в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения от17 декабря 2010 г. №1897:

· программа рассчитана на 1 год обучения при 6 часах недельной нагрузки (216 часов);

· обучение осуществляется в групповой и индивидуальной формах работы из-за специфики организации научно-исследовательской работы;

· наполняемость учебных групп составляет 12-15 человек;

. возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 13-15 лет;

· предлагает алгоритм действий по созданию научно-исследовательской работы учащихся независимо от области исследования.

Программа разработана в связи с возникшей потребностью в создании программы дополнительного образования для обучающихся в школьном научном обществе, отвечающей всем особенностям организации образовательного процесса, учитывающей специфику педагогического сопровождения научно-исследовательской работы учащихся и отражающей реализацию системно-деятельностного подхода при организации учебного процесса..

Данная программа является экспериментальной и апробируется в рамках сотрудничества МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 города Буденновска Буденновского района» и МОУ ДОД «Эколого-биологический центр города Буденновска Буденновского района».

Ее основная гипотеза - совместная внеурочная научно-исследовательская деятельность в рамках дополнительного образования на базе школы должна дать положительные результаты в обучении детей самостоятельной исследовательской деятельности, анализе, коррекции и представлении своего собственного опыта на различных уровнях.

На основе проведенного анализа и выделенных проблем разработана программа «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школьном научном обществе», которая является актуальной и отвечает следующим условиям:

Программа имеет естественнонаучную направленность.

Новизна программы состоит в том, что она представляет собой алгоритм действий по созданию научно-исследовательской работы учащихся и может быть использована для организации образовательного процесса в школьном научном обществе, а так же педагогом для проведения научно-исследовательской работы учащихся по другим предметам школьного курса.

Программа составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом знаний по организации научно-исследовательской работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования.

Актуальность программы обусловлена необходимостью приобретения учащимися опыта научно-исследовательской работы и осуществления профориентационной работы. Основная цель программы «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школьном научном обществе» -создание возможностей творческого развития детей.

Освоение программы предполагает решение разноплановых задач:

образовательные:

· овладение основами организации научно-исследовательской работы;

· ознакомление с методами проведения исследований;

· приобретение умения работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками;

· обработка полученных данных в ходе исследования.

воспитательные:

.воспитание активной жизненной позиции

· формирование у учащихся культуры публичного выступления;

· воспитание у учащихся уважительного отношения к результатам интеллектуального труда других людей.

· воспитании личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;

развивающие:

· развитие ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей, аудитивных навыков;

· развитие умения работать индивидуально и в соавторстве.

.развитие логики мышления при планировании и проведении НИР.

В связи со спецификой организации научно-исследовательской деятельности занятия для учащихся проводятся в группах и подгруппах и индивидуально.. Основными формами проведения занятий являются: лекция, лабораторные и практические занятия, индивидуальное консультирование и сопровождение исследовательских проектов учащихся.

В результате решения поставленных педагогических задач образовательными результатами по окончанию курса программы можно назвать следующие:

Личностные результаты освоения программы обнаруживаются через участие обучающихся в разных видах деятельности и освоение их средств, что дает возможность школьникам приобрести общественно-полезный социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:

- овладеть основами понятийного мышления (освоение содержательного обобщения, анализа, планирования, контроля и рефлексии учебной деятельности);

- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- научиться самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой);

- сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьной и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, социальных и экономических особенностей;

- развить моральное сознание и социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Метапредметные результаты освоения программы я представляют собой набор основных ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельностей, реализуемых в данной программе.

Основой ключевых компетентностей являются сформированные универсальные учебные действия школьников.

На данном этапе основного общего образования ключевые компетентности проявляются:

В компетентности решения проблем (задач) как основы системно - деятельностного подхода в образовании: компетентность в решении задач (проблемная компетентность) - способность видеть, ставить и решать задачи.

Основные группы способностей и умений:

- планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;

- производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

- выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;

- выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных технологий.

Основные группы способностей и умений:

- исходя из задачи получения информации:

· планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам - гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;

· находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;

· оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.),

· выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;

· обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к руководителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

· сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах - в тексте и на рисунке и т. д.); выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;

-исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:

· планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;

· обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму;

· создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений, экспериментов), фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий, связи между ними;

· фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (решение математической задачи, вывод из результатов эксперимента, обоснование выбора технологического решения и т. д.);

· участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции и т.д., ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты достигнуты;

- исходя из задачи проектирования объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель);

- исходя из задачи моделирования и прогнозирования, ставить виртуальный эксперимент.

- исходя из задачи записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбирать правильные инструменты и действия такой фиксации, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством, в том числе фиксировать ход эксперимента, дискуссии в классе и т. д.;

В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Основные группы способностей и умений:

- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:

· привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению;

· понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей;

· оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни;

- способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:

· осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;

· планировать взаимодействие (со своей стороны и коллективно);

· оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов.

В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.

Умение учиться, обнаруживает себя в готовности и возможности:

- строить собственный индивидуальный образовательный маршрут на последующих этапах образования;

- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;

- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей;

- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов;

- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.

Предметные результаты освоения программы представляют собой систему культурных экологических способов и средств действий в определенной предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п.

Учебно -тематический план

№ п.п.

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

теоретических

практических

1


Вводное занятие

3

3


2


Основы научно-исследовательской деятельности

15

3

12

3

Становление социальной экологии и предмет ее изучения

12

3

9

4

Глобальные проблемы человечества и пути их решения

6

3

3

5

Экология жизненной среды

6

3

3

6

Вода- основа жизненных процессов в биосфере

39

18

21

7

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

24

9

15

8

Земля - твой дом

33

12

21

9

Экология образовательной среды

27

9

18

10

Экология и здоровье человека

12

3

9

11


Новые формы исследовательской работы

36

15

21

12

Итоговое занятие

3


3


Итого

216

81

135

Методическое обеспечение

-печатные и электронные образовательные ресурсы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 города Буденновска Буденновского района» и МОУ ДОД «Эколого-биологический центр города Буденновска Буденновского района»;

-электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных и региональных базах данных;

-информационные образовательные ресурсы в сети Интернет.

Формы подведения итогов реализации программы «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школьном научном обществе» являются:

- «Школьная научно-практическая конференция учащихся» с последующим выходом на районный и краевой уровень;

- презентация собственных исследований в печать;

- участие в диспутах и дискуссиях по проблемам экологии, аргументируя свою точку зрения;

-представление полученных данных в виде оформленной учебно-исследовательской работы, подготовка тезисов, докладов, постерных и мультимедийных презентаций;

-защита учебно-исследовательских работ на различного рода конференциях, слётах и т.д..





© 2010-2022