ДокладОрганизация исследовательской и опытнической работы в сельской школе

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ДокладОрганизация исследовательской и опытнической работы в сельской школе







ДокладОрганизация исследовательской и опытнической работы в сельской школе











ДокладОрганизация исследовательской и опытнической работы в сельской школе






ДокладОрганизация исследовательской и опытнической работы в сельской школе









ДокладОрганизация исследовательской и опытнической работы в сельской школе


ДокладОрганизация исследовательской и опытнической работы в сельской школе

Работа на пришкольном участке воспитывает интерес у учащихся к науке, потребности трудиться и применять знания в труде. Повышает интерес к природе, учит наблюдать явления природы, жизнь растений и живых организмов. Способствует изучению теории и практики основ агрономии. Учащиеся приобретают навыки по выращиванию с/х продукции 5








































Организация исследовательской и опытнической деятельности

в условиях сельской школы.


Введение

Опытно-исследовательская деятельность является одной из активных форм обучения агротехническим приёмам выращивания высоких урожаев сельскохозяйственных культур, а также эффективным средством трудового обучения и воспитания. При проведении исследовательской работы, применяются приемы научного исследования - наблюдение и эксперимент (опыт), которые в зависимости от объекта имеют особенности и проводятся по определенной методике. Под наблюдением понимается количественная и качественная регистрация интересующих исследователя сторон развития явления, констатация того или иного его состояния, признака или свойства. В понятие «эксперимент», «опыт» вкладывается - изучение, при котором исследователь искусственно вызывает явления или изменяет условия так, чтобы лучше выяснить сущность явления, происхождение, причинность и взаимосвязь предметов и явлений.


Основная часть

В процессе обучения воспитанников мы руководствуемся следующими

дидактическими принципами:

  • связь теории с практикой;

  • научность;

  • систематичность и последовательность;

  • доступность и посильность труда для воспитанников;

  • сознательность и активность;

  • прочность освоения школьниками знаний, умений и навыков;

  • наглядность;

  • воспитывающий характер.

В исследовательской деятельности применяются концептуальные методические подходы:

- прогностический - определение задач исследования и вопросов, подлежащих изучению, изучение научных достижений и передового опыта для обоснования изучаемого явления и его дальнейшего исследования, разработка научного предположения - гипотезы, предопределения результатов в опыте;

- диагностический - составление программы и схемы исследования, последовательное осуществление контрольного анализа; постоянное изучение промежуточного и конечного результатов опыта;

- организационный - структурирование ученической производственной бригады, определение места бригады в системе работы школы и в организации труда в сельскохозяйственном социуме;

- интеграционный - организация разных видов сельскохозяйственной деятельности в рамках одной школы и одной ученической производственной бригады: одновременная опытническая и производственная работа с сельскохозяйственными растениями и животными;

- обобщающий и внедренческий подход- осуществление исследования путем закладки опыта, проведение наблюдений за изучаемым явлением и за теми условиями, которые ему сопутствуют; обработка полученных данных и установка их достоверности; обобщение полученных данных исследования, выводы, а затем разработка и составление рекомендаций для внедрения в производство с учетом особенностей региона;

- дифференцированный подход - использование многообразия методов, приемов, средств обучения индивидуально для каждого направления сельскохозяйственной деятельности.

Для реализации концептуальных подходов используются в работе методы обучения:

  • словесные - рассказ, лекция, беседа;

  • наглядные - натуральные объекты, наглядные пособия, видеоматериалы, приемы работы;

  • практические - опытно-практическая или исследовательская работа, лабораторная работа;

  • разработка учебно-производственных проектов.

Основные направления деятельности учащихся на участке: выращива­ние растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами трудового обучения, биологии, экологии.

При проведении опытно-исследовательской деятельности школьники учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезу, обобщать факты, делать правильные выводы.

Опытно- исследовательская работа обязательно включает изучение теории, т.е. прежде чем приступить к какой-то экспериментальной работе, опытники прорабатывают научную литературу для того, чтобы подготовиться к проведению опыта, эксперимента, познакомиться, что сделано в этой области до него. Основными формами исследовательской деятельности является непосредственное наблюдение за природными объектами, выполнение отдельных экспериментов, что способствует развитию умения анализировать и делать выводы.

Опытническая работа проводится в определённой системе и последовательности: сначала делается анализ программ, просматривается производственный план бригады, структуры посевных площадей и севооборотов в ней. На основании этих документов определяется последовательность и тематика опытнической работы в ученической производственной бригаде.

Работа учащихся на учебно-опытническом участке школы осуществляется за счёт времени, отводимого на уроки трудового обучения, а также на практические работы биологии, экологии. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику в рамках регионального компонента образовательной области «Технология».

Ученическая производственная бригада.

Одной из задач школьной реформы является улучшение трудовой подготовки и профориентации школьников. В решении этой задачи важную роль играют ученические производственные бригады. В них успешно решаются задачи психологической и практической подготовки учащихся к труду в сельском хозяйстве, прививается школьникам любовь к земле, родному селу.

Одним из главных направлений работы ученической производственной бригады является сельскохозяйственное опытничество. Материальной базой для выполнения опытов является пришкольный учетно-опытный участок

Работа на пришкольном участке воспитывает интерес у учащихся к науке, потребности трудиться и применять знания в труде. Повышает интерес к природе, учит наблюдать явления природы, жизнь растений и живых организмов. Способствует изучению теории и практики основ агрономии. Учащиеся приобретают навыки по выращиванию с/х продукции

Пришкольный учебный участок в МКОУ Песковской ООШ был организован в 1990 году. На нём в настоящее время выделяется 4 отдела:

  • цветочно-декоративный отдел;

  • отдел плодово-ягодных культур;

  • отдел овощных культур;

  • зоолого-животноводческий отдел.

С 1998 года учебный участок становится учебно-опытным участком и на нём были проведены первые исследования. Стали выращивать новые сорта овощей: томатов, кабачков, капусты, огурцов и делать соответствующие выводы, что вызвало интерес детей.

Ежегодно на учебно-опытном участке проводится учебно-исследовательская работа, а именно в опытническом отделе закладывают опыты, ведётся эколого-просветительская деятельность, где ученики знакомятся со значением разнообразных растений и применением их в жизни человека, их охраной.

Выращенная сельскохозяйственная продукция используется для питания учащихся в столовой.

Некоторые растения, выращенные на учебно-опытном участке, используются для изготовления демонстрационного и раздаточного материала, например, гербарии при изучении семейств цветковых растений; собранные семена используют для закладки новых опытов.

Проделанная опытническая деятельность нашла отражение в научно-практических работах учащихся, которые были представлены на областных конкурсах и заняли призовые места:

  • влияние пикирования и пасынкования томатов для повышения урожайности томатов - Нежельская Оксана, 3 место;

  • подбор районированных сортов томата для выращивания на пришкольном участке - Шабаева Надежда,1 место;

  • селекционное выращивание лука на пришкольном участке - Лебедева Анна, Сапельникова Марина, 2 место;

  • подбор районированных сортов лука для выращивания на пришкольном участке - Сапельникова Марина, без места;

  • экологически безопасная борьба с сорняками на пришкольном участке - Лебедева Анна, 2 место;

  • роль сидератов в повышении урожайности овощей - Лебедева Анна, диплом лауреата;

  • эффективность применения сидератов при выращивании томатов - Кулешова Мария, 3 место

Заключение

  • Работа на пришкольном участке воспитывает интерес у учащихся к науке, потребности трудиться и применять знания в труде.

  • Повышает интерес к природе, учит наблюдать явления природы, жизнь растений и живых организмов.

  • Способствует изучению теории и практики основ агрономии.

  • Учащиеся приобретают навыки по выращиванию с/х продукции.



© 2010-2022