- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии для 6 класса
Рабочая программа по географии для 6 класса
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дыкина О.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23» города Смоленска
«Рассмотрено»
ШМО ЕМЦ
Руководитель
______/Т.А.Крупина/
Протокол №__
«___ »_____2015г.
«Рассмотрено»
Педагогическим советом
Протокол №___
«____» ________2015г.
«Утверждено»
Директор
_____/В. П. Фокина/
Приказ №____
«____»_____2015г.
Рабочая программа
по географии,6 класс А
Программу составила:
учитель О.В Дыкина
«Согласовано»
Заместитель директора
_________ Т.И.Павлова
«____»_________2015г.
Смоленск
2015
-
Пояснительная записка
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» для 6А класса составлена на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 17.10.2010 №1897)
-
ООП ООО МБОУ «СШ №23» г. Смоленска приказ № от 27.08.2015г.
-
Учебного плана МБОУ «СШ№23» г. Смоленска на 2015-2016 учебный год.
-
Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2013.
Данная рабочая программа включает в себя разделы:
-
Пояснительная записка;
-
Общая характеристика предмета;
-
Место предмета в учебном плане;
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии в 6А классе;
-
Содержание учебного курса;
-
Календарно-тематическое планирование;
-
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
-
Планируемые результаты освоения программы.
Данная программа рассчитана на обучающихся 6А класса. Срок реализации 1 год: 2015-2016г.
2.Общая характеристика предмета
«География. Планета Земля» продолжает цикл изучения географии в основной школе. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем.
Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
3. Место предмета в учебном плане:
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение географии в 6 классе основной школы отведено 34ч, 1ч в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии:
Личностные результаты:
-
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование личностных представлений о целостности природы Земли;
-
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
-
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
5. Содержание учебного курса:
Учебно-тематический план для 6 класса:
№ раздела
Наименование раздела
Количество часов
Количество практических работ
Ведение
1
-
1
Гидросфера - водная оболочка Земли
9
2
2
Атмосфера - воздушная оболочка Земли
10
2
3
Биосфера - оболочка жизни
5
-
4
Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс
9
1
Итого
34
5
В структурном отношении курс состоит из введения и 4 разделов: 1 - гидросфера - водная оболочка Земли, 2 - атмосфера - воздушная оболочка Земли, 3 - биосфера - оболочка жизни, 4 - географическая оболочка - самый крупный природный комплекс.
На курс отводится 34 часа, 1ч в неделю.
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (34 ч)
Введение (1ч):
Введение.
Тема 1. ГИДРОСФЕРА - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 9 ч
Гидросфера - водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища - искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота.
Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.
Практические работы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Тема 2. АТМОСФЕРА - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 10 ч
Атмосфера - воздушная оболочка Земли, ее состав, строение.
Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки.
Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
Практические работы. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Тема 3. БИОСФЕРА - ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ - 5 ч
Биосфера - оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек - часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.
Практические работы. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ - 9 ч
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные.
Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв.
Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.
Природные комплексы Мирового океана.
Практические работы. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
6. Календарно-тематическое планирование
Номер урока
Дата
Тема урока
Практическая работа
Характеристика основных видов деятельности ученика
Введение (1ч):
1
Введение
Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.
Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.
Начать заполнение дневника наблюдений за погодой.
Гидросфера - водная оболочка Земли (9ч):
2
Гидросфера
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».
Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы.
3
Мировой океан
Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов.
Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.
Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод Мирового океана.
4
Движения воды в Океане
Описание по картам вод Мирового океана
Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.
Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от напрвления господствующих ветров.
Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.
5
Реки
Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны и водоразделы.
Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы.
Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт.
6
Озера и болота
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, водохранилищ и заболоченных территорий мира.
Подписывать на контурной карте крупнейшие озера и водохранилища мира.
Составлять и анализировать схему различия озер по происхождению котловин.
7
Подземные воды
Анализировать иллюстрации «Подземные воды», «Артезианские воды».
Находить дополнительную информацию о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека.
8
Ледники и многолетняя мерзлота
Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты.
Описывать географическое положение областей оледенения.
Находить информацию и готовить сообщение об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты.
9
Человек и гидросфера
Находить информацию и готовить сообщение о редких исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними.
10
Обобщающий урок по теме «Гидросфера - водная оболочка Земли»
Описание реки своей местности
Выполнение практической работы «Описание реки своей местности».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10ч):
11
Атмосфера
Составлять и анализировать схему «Значения атмосферы для Земли».
Объяснять значение атмосферы для природы Земли.
Находить дополнительную информацию о роли газов атмосферы для природных процессов.
12
Температура воздуха
Обобщение данных дневника погоды
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды.
Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.
Анализировать графики годового хода температур.
13
Влажность воздуха. Облака
Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра.
Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.
Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность.
14
Атмосферные осадки
Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.
Решать задачи по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных.
Определять способы отбражения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах.
15
Атмосферное давление
Измерять атмосферное давление с помощью барометра.
Решать задачи по расчету величины давления на разной высоте.
Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли.
16
Ветер
Построение розы ветров
Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра).
Определять направление ветров по картам.
Строить розу ветров на основе имеющихся данных.
17
Погода
Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды.
Характеризовать текущую погоду.
Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.
18
Климат
Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.
19
Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера
Находить дополнительную информацию об оптических неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.
Составлять таблицу «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу».
20
Обобщающий урок по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли»
Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведем итоги», учебник, с.122.
Биосфера - оболочка жизни (5ч):
21
Биосфера
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли.
Обосновывать проведение границ биосферы.
Описывать сферу распространения живых организмов.
22
Жизнь в Океане и на суше
Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.
Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализ и сравнения карт, иллюстраций, моделей.
23
Значение биосферы
Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ.
Составлять схему биологического круговорота веществ.
Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек.
24
Человек - часть биосферы
Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас.
Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира.
Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете.
25
Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера - оболочка жизни»
Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды
Описывать меры, направленные на охрану биосферы.
Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае.
Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс (9ч):
26
Географическая оболочка
Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности.
Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке.
Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке.
27
Природные комплексы
Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе.
Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики.
Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации.
28
Почва
Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.
Сравнивать по иллюстрациям строение профиля подзолистой почвы и чернозема.
Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами.
29
Ледяные пустыни и тундры
Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.
Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик.
Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями ее растительного и животного мира.
30
Леса
Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.
Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик.
Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями ее растительного и животного мира.
31
Степи и саванны. Засушливые области планеты
Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.
Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик.
Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями ее растительного и животного мира.
32
Природные комплексы Мирового океана
Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов.
Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности.
Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане.
33
Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие
Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества, определять характер объектов и особенности их размещения по континентам.
Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.
Находить информацию и готовить презентацию об объекте всемирного культурного наследия и о его значении для человечества.
34
Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс»
Описание природного комплекса своей местности
Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведем итоги», учебник, с.158.
7. Описание учебно-методического обеспечения образовательного предмета:
Литература для учителя:
-
Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 классы. М.:Просвещение,2012.
-
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2013.
-
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2014.
-
Примерная программа по учебным предметам. География. 5-9 классы. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2013.
Литература для обучающихся:
-
География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2014.
-
География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2014.
-
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2014.
Материальное обеспечение кабинета:
-
Ноутбук
-
Проектор
-
Экран
4. Карты по географии: Физическая карта мира.
8. Планируемые результаты освоения программы.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.