Формирование читательской грамотности на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование читательской грамотности на уроках географииФормирование читательской грамотности на уроках географииФормирование читательской грамотности на уроках географииФормирование читательской грамотности на уроках географииФормирование читательской грамотности на уроках географииФормирование читательской грамотности на уроках географии



Предложите учебную задачу на материалах разных школьных курсов географии, направленную на формирование читательской грамотности учащихся. Проанализируйте доступность задачи учащихся, имеющих разный уровень подготовки.

Одним из самых удивительных мест мира по праву можно считать одной из самых высоких точек мира - вулкан Эльбрус. На территории Кавказа множество величественных гор, но этот ослепительно белый давно уснувший вулкан гордо выделяется среди остальных гор.

Вершины Эльбруса - это два обособленных вулкана, появившиеся на вековом вулканическом основании. Самая высокая точка Эльбруса расположилась на расстоянии 5642 м. Этот вулкан последний раз проявлял активность в незапамятные времена, а именно в 50-х годах до нашей эры. Тем не менее, ученые классифицируют этот вулкан как «спящий». Его горный массив сложен из глубинных кристаллических пород - гранитов, гнейсов, а также пород вулканического происхождения - туфов и диабазов. В глубине вулкана бурлит жизнь, которая порождает местные источники - «Горячие Нарзаны». Лечебные источники славятся во всем мире. Они дают жизнь таким городам как Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки.

Восхождение на Эльбрус

Уже на высоте 3500 метров вулкан окутан каменными россыпями, скалами и ледниками. Огромная белоснежная шапка изо льда круглый год радует глаз тысячи туристов. Удивительно наблюдать картину, где расположившись на склонах, уставшие туристы загорают на белом снегу вулкана, наслаждаясь природой, легкой прохладой и ярким солнцем одновременно. Малая Антарктида - негласное имя Эльбруса. Приэльбрусье - район активной лавинной деятельности. Снежные лавины вместе с огромными массами снега увлекают с гор большое количество каменных обломков и несут их вниз, к подножию склонов, образуя огромные конусы выносов. Лавины разного типа, размера и мощности особенно часто сходят с крутых склонов долины реки Терскол, также лавиноопасны верховья долины Азау, где скапливается большое количество снега. Снежные лавины развивают колоссальную скорость скольжения, воздушную волну и обладают огромной разрушительной силой.

Вертикальная зональность климата обусловливает вертикальную поясность растительного покрова.

Мощный пояс хвойных лесов сменяется неширокой полосой древесно-кустарниковых редколесий, которые постепенно переходят в пояс субальпийских, а затем и альпийских лугов.

Кавказский народ славится своими обычаями, традициями и легендами. Одно из преданий гласит, что во времена греческих Богов гора имела один выступ. На его вершине жил Бог воздуха - Симург, одарявший горцев, живших на территории горных ущелий, благополучием и процветанием. Известно, что во все времена люди стремились к власти, и нашлось два смельчака, которые вступили в жестокий бой за трон Бога. Но высшие силы разрезали небо колючими молниями и раскололи Эльбрус надвое, пуская в ход огненное оружие.

Эльбрус история

Впервые упоминание об Эльбрусе приходится во времена Тамерлана. Легенда гласит, что Тамерлан вел свое войско на склоны неприступного Эльбруса, и покоряя его вершины, совершал молитвы. Имея хорошего сопровождающего и правильный маршрут можно покорить гору за 10-12 часов. Множество альпинистов стекается каждый год, чтобы вновь и вновь покорить великий Эльбрус. Но, конечно, Эльбрус - не только для альпинистов. На горе имеются горнолыжные трассы, одни из лучших в России. Эльбрус, действительно, загадочное и интересное место. Этот вулкан приковывает внимание многочисленных туристов.

1. Определите основные суждения о Эльбрусе.

1.1. По описанию Эльбрус - это …

1) Эльбрус - это одна из самых высоких точек мира. Потухший вулкан.

2) Имеет две вершины, одна из которых имеет высоту 5642 метра.

3) Имеет горячие лечебные источники.

4) На высоте 3500 метров окутан каменными россыпями и покрыт ледником

В данном случае предложенные варианты ответов практически совпадают с текстом. Это первый уровень читательской грамотности. Особого труда найти ответы не составляет и для слабоподготовленных учащихся.

2. Дать объяснение как образуются глубинные горные породы и излившиеся горные породы. Составить графическую схему данных горных пород по происхождению. Приведите примеры.

Ученик. Магма попадает в трещины земной коры и там медленно застывает и остывает. Так образуются глубинные горные породы. Они имеют крупные кристаллы. Излившиеся горные породы образуются из магмы, которая застывает на поверхности вулкана. Кристаллов в них не видно.

Горные породы



магматические

глубинные

излившиеся

граниты,

гнейсы

туфы,

диабазы

Данное задание опирается не только на детальное усвоение текста и умение с ним работать, но и основываются на ранее приобретённые знания. Дети должны вспомнить как образуются глубинные и излившиеся горные породы. При этом они должны увидеть подсказу в самом тексте. При составлении схемы учащиеся учащиеся должны вспомнить на какие группы классифицируются горные породы по происхождению. А остальные данные выбираются из текста. Это задание я бы отнес ко второму уровню читательской грамотности. Вторую часть задания можно использовать для речевого развития учащихся.

3. Известно, что в процессе глобального потепления климата происходит таяние ледников. Это процесс наблюдается и на Эльбрусе.

1. Как изменится снеговая линия в процессе таяния ледника?

2. Повлияет ли этот процесс на гидрологический режим рек?

3. Изменится ли границы природных зон и каким образом?

4. Как могут повлияет стихийные явления на деятельность человека?

Данные вопросы помогут формировать следующий уровень грамотности. Они извлекают информацию из текста. Связывают прочитанное с поставленными вопросами и делают объяснения (интерпретируют) тех последствий, которые возможны при данных условиях. При этом оценивают возможные варианты и дают им оценку.

В учебниках географии можно проводить работу по развитию читательской грамоты при изучении тем «Атмосфера», «Литосфера» и др. в 6 классе. В 7 классе при изучении материков и океанов можно предлагать учащимся тексы по аналогии с примером в моей контрольной работе.


© 2010-2022