Урок по географии для 5 класса Введение. Что такое география и как мы будем ее изучать

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии для 5 класса

«Введение. Что такое география и как мы будем ее изучать».

К учебнику А.И. Алексеева.

Цель урока: сформировать представление о важности науки географии в жизни человека.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

  • выяснить значение профессии географа в изучении нашей планеты;

  • познакомить со структурой науки, источниками географической информации;

  • сформировать представление о значении географии в жизни человека.

  1. Развивающие:

  • Развивать навыки по самостоятельному поиску информации, ее обработке и анализу;

  • Развивать навыки самостоятельной и групповой работы;

  • Развивать интерес к предмету, образное мышление.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникационную культуру при групповых формах работы;

  • Воспитывать уважение к профессии географа.

Тип урока: комбинированный

  • Формы работы учащихся: индивидуальные, парные, групповые.

  • Необходимое техническое оборудование: учебники, атласы, физическая карта полушарий, учебные картины или слайды с изображением путешественников, портреты географов.

Сценарий урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

  1. Организационный момент (знакомство, проведение инструктажа по ТБ,)


  1. Создание проблемной ситуации (5 минут)

«Считается, что на карте мира уже нет «белых» пятен - неизвестных морей и земель. Согласны ли вы с этим утверждением?

Какой вопрос у вас возникает?»

Учитель наводящими вопросами подводит учеников к проблеме: не получается ответить? В чем затруднение? Каких знаний не хватает? Следовательно, как мы сформулируем тему нашего урока?

Осмысливают сказанное, анализируют, обобщают, выдвигают гипотезы.

С помощью учителя делают вывод, что «белых пятен» на карте не осталось, тогда зачем же нужна наука география?

Таким образом, школьники формулируют проблему урока: зачем нужно изучать географию?

Овладение навыками применения имеющихся знаний в различных жизненных ситуациях

Развитие познавательного интереса.

Развитие УУД: осмысливание, анализ, обобщение, выдвижение гипотез

  1. 3. Выдвижение версий решения проблемы. 2 минуты

Учитель спрашивает: Подумайте, что необходимо сделать на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос?

Выдвигают версии, излагают свое мнение. (Нужно узнать, что такое география, что она изучает, какова ее история, кто считается географами, какими проблемами занимается наука и т.д.)

смыслообразование

Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Формирование УУД: выдвижение версий, изложение своего мнения.

4. Актуализация знаний

5-7 минут

Учитель спрашивает: что мы уже знаем по данной проблеме?, демонстрирует учебные картины или слайды с изображением путешественников и географов, корректирует и направляет ответы учеников.

Создают устный текст самостоятельно или с помощью учителя, используя имеющиеся знания, слайды, а также оформление кабинета (портреты географов). Отвечают на вопросы:

Что в переводе на русский язык означает слово «География»?

Когда возникла эта наука?

Каких великих географов вы знаете?

При ответах пользуются настенной картой полушарий, показывая открытые путешественниками земли, т.е. пользуются различными источниками информации, представляют информацию наглядно

Личностное самоопределение

Развитие познавательных интересов. Формирование УУД: создание устного текста, использование знаковой системы (карты), умение использовать различные источники географической информации, умение представлять информацию.

5.Составление плана решения проблемы

2-3 минуты

Учитель спрашивает: что нам надо узнать, чтобы решить поставленную проблему? Какова будет последовательность наших действий на уроке?

Планируют свою деятельность, устанавливают причинно-следственные связи на простом уровне, излагают свое мнение, создают несложный письменный текст (план работы), выбирают возможные источники информации.

План работы на уроке (примерный):

  1. Кто такие географы.

  2. Структура науки, источники географической информации.

Значение науки географии.

Смыслообразование

Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Формирование УУД: планирование своей деятельности, установление причинно-следственных связей на простом уровне, изложение своего мнения, создание несложного письменного текста, планирование своей работы.

6.Поиск решения проблемы - открытие нового знания

15-20 минут

Учитель спрашивает: говоря о географии, чаще всего, вспоминают путешественников, открывавших новые земли. Но всех ли путешественников можно назвать географами?

Учитель предлагает ученикам подумать над тем, что включает понятие «географические знания», отправляя их к актуализированному понятию «география». Какие знания о Земле дает география (о природе, о занятиях населения и т.д.)? В каком виде чаще всего доходят до нас географические знания? ( в виде карты). А еще как?

Если ученики затрудняются, учитель отсылает их к схеме на с.9 учебника и просит ее прокомментировать.






Какие задачи и методы у науки географии?



Учитель говорит, что география делится на 3 ветви. Предлагает учащимся подумать на какие.(физическая, экономическая, социальная).

Работают по плану, сверяясь с целью. Выдвигают версии, формулируют первый вывод урока: географы - это те, кто изучает Землю для получения новых географических знаний о ней (записывают вывод в тетрадь)

Анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение, находят в учебнике достоверную информацию, отбирают источники географической информации (Типичные ответы детей: география изучает моря, реки, страны, материки, природные явления, космическое пространство, занятия населения и т.д. Учитель дополняет и направляет ответы.).работа сучебником на с.5. Формулируют второйвывод урока: география - комплексная наука, включающая в себя физическую, социальную и экономическую географию и картографию (записывают в тетрадь или рисуют схему).

Третий вывод урока: география изучает разнообразие и неповторимость природы земного шара, ее влияния на занятия и быт населения, учит нас пользоваться картами и другими моделями. Географические знания, накопленные предыдущими поколениями помогают сейчас осваивать природные богатства рациональным способом для все увеличивающегося населения природы.

Учащиеся знакомятся с содержанием учебника на с. 5 и делают самостоятельный вывод, опираясь на схему на с.6. (методы:наблюдения, исторический, логический, математический, моделирования; Задачи: описание, прогноз, проектирование, управление, объяснение).Учатся осмысливать информацию, объяснять, выделять главное, формулировать свои выводы.

Учащиеся выдвигают версии, излагают свое мнение.(записывают выводы в тетрадь).

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Нравственно-этическое оценивание вклада географов в развитие знаний о Земле

Формирование способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений. Формирование УУД: работа по плану согласно цели, выдвижение версий, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Умение работать в группе, вычитывать необходимую информацию, представлять информацию в виде текста, умение понимать позицию другого, корректировать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

7.Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

5-10 минут

Учитель спрашивает: так как же мы теперь ответим на вопрос: зачем нам нужно изучать географию?



Учитель предлагает оценить свою работу по поиску решения проблемы (используя алгоритм самооценивания)

Учитель предлагает выполнить диктант по теме. Взаимопроверка.

Делают выводы в соответствии с целью. Например, географию нам нужно изучать, для решения современных проблем людей: перенаселение, нехватка ресурсов, экологические проблемы и т.д. Географию нам нужно изучать, для того, чтобы больше знать и природе различных стран, о том, как природу лучше использовать.

Учатся оценивать степень и способы достижения цели, аргументировано оценивать свои поступки.

Учатся аргументировано оценивать себя.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Нравственно-этическое оценивание своей деятельности

Нравственно-этическое оценивание себя. Самоопределение, смыслообразование.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью. Формирование УУД: умение делать выводы в соответствии с целью.

УУД: формирование умения оценивать собственные действия.

УУД: обобщение, работа с информацией, умение применять знания в новой учебной ситуации, формирование умения осмысливать и объяснять, формулировать выводы.

8.Итог урока

2-3 минуты

Учитель предлагает сравнить свои выводы, записанные в тетради, с авторскими выводами учебника с 4-6

Сравнивают и делают выводы. Оценивают свою работу с позиций полученных на уроке новых знаний.

Нравственно-этическое оценивание себя. Самоопределение, смыслообразование

УУД: умение слушать других, при необходимости менять свою точку зрения, умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

9.Домашнее задание

2-3 минуты

Учитель предлагает домашнее задание в зависимости от ситуации: если ребенок самостоятельно пришел к выводам урока, то ему знать записи в тетради и ответить на вопросы с.8. Если ребенок испытывал трудности на уроке, ему предлагается прочесть текст учебника на с.4-7.

Оценивают себя, выбирают задание

УУД: умение понять причины своего неуспеха и находить пути выхода из него.

Приложение

Алгоритм самооценивания:

1 шаг. В чем заключалось задание? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6 шаг Какую сам выставляешь себе отметку?

Географический диктант на проверку усвоения новых понятий урока.

  1. Люди, которые изучают Землю, чтобы получить новые знания о ней, называются….(географы).

  2. Например, известный русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай исследовал природу и жизнь коренных жителей острова ….. (Новая Гвинея).

  3. Наука география делится на три ветви: физическую, ….. и …... (социальную и экономическую), (картографию).

  4. Изучением природных объектов и явлений на Земле занимается …. география (физическая).

  5. Изучением жизни населения и хозяйства занимается ….. география (социальная и экономическая).

  6. Основными задачами географии являются: описание….(прогноз, объяснение, управление, проектирование)


© 2010-2022