Урока географии в 6 классе Реки

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 6 классе.

Тема: « Воды суши. Реки.»

Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

начать формировать представление о реках и их частях;

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;

Воспитательные:

способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, воспитывать любовь к природе.

Тип урока: освоение новых знаний.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Оборудование:физическая карта России, физическая карта мира, учебник для 6 класса, слова - термины, магниты с магнитной доской, атласы, компьютер, проектор, экран.

Предполагаемые результаты обучения:

  • Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

  • Метапредметные: формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

  • Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России.







ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.
- Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
- Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
- Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

- Присаживайтесь. Меня зовут Елена Александровна.

- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с удивительным миром географии. Ребята будьте внимательны и активны, смелее высказывайте своё мнение, но при этом уважайте мнение своих одноклассников.И я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем.

2. Актуализация знаний

- Скажите мне, пожалуйста, а что вы изучали на предыдущих уроках географии?

- Сегодня мы с вами продолжим изучение водной оболочки Земли.

- Вспомните, из каких частей состоит гидросфера? (мировой океан, воды суши, вода в атмосфере). А что относится к водам суши?Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание на слайде, а ответы вы запишите в технологические карты, но сначала их подпишите и поставьте дату. (заполнить схему в карте, проверить, поставить оценку).

- Но что же здесь главное и с чего начать? (выслушать объяснения)Предлагаю отгадать загадку:

«Чуть дрожит на ветерке

лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море».

Реки наиболее значимые для человека водные объекты суши.

- Тема сегодняшнего урока: Реки.

3. Мотивация и целеполагание

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который бы не видел реки.

- А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)

- А что бы вы хотели еще узнать о реках?(познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)- записать на доску цели урока

4. Изучение нового материала

- А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

- Составьте из предложенных слов формулировку (в технологических картах и один человек на доске.)

- Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике и на экране. Оцените себя.

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?

- У меня река ассоциируется с человеком, его жизнью и деятельностью.

Попробуем сравнить человека и реку.

1. Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной

1. И у реки есть место рождения. Оно называется - родник или исток

- А откуда река может брать свое начало? (заполнить схему в карте)

Проверяем.

2.Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас, вы потом - для своих детей. Это и есть смысл жизни.

2.У реки есть так же смысл жизни. Нести свои воды, что бы ни нарушить круговорот воды в природе.

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

- Как называют это место? (устьем)(работа с учебником - виды устья, заполнение карты)

- Устья у рек могут быть разные. Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры.

Физкультминутка (2 мин.)

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

3. У человека 2 руки: правая и левая

3. И у реки есть руки - рукава или притоки:правые и левые. Чтобы определить, где правый, а где левый приток надо стать по течению реки, лицом к устью, спиной к истоку. С правой стороны - правый приток, с левой - левый.

(работа в парах) Найдите и запишите в таблицу левый и правый крупные притоки рек Лена, Обь.

4. Каждый человек проходит в своей жизни несколько этапов:

детство

юность

зрелость

4. И река так же

детство реки - это что? (её верхнее течение)

юность реки - её среднее течение

зрелость реки - нижнее течение

5. У человека есть семья,

- У человека естьдом, где собираются его друзья

5. Главная река со всеми ее притоками образует свою семью - речную систему.

- И у реки есть дом, охватывающий все ее притоки, и называется он - речной бассейн.

Самый большой бассейну Амазонки, по площади он чуть меньше площади Австралии.

Предлагаю вам вернуться к вашим картам. Задание № 6. Сколько речных систем здесь изображено? Проведите границу между ними.

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

(обратить внимание на слайд)

Урока географии в 6 классе Реки

-Сегодня на уроке мы свами познакомились с разными понятиями. А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У васв картах схема реки и таблица, которую нужно заполнить самостоятельно.

Схема реки

Урока географии в 6 классе Реки

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

- Давайте ее проверим. Оцените себя.


- Что нового вы узнали о реках на сегодняшнем уроке? Достигли целей нашего урока?

5. Домашнее задание:

параграф 34 стр. 88-89, составить синквейн по теме, или задание в тетради-тренажёре стр. 12 (9-10), или задание на карточке.

6. Рефлексия

- На партах у вас кораблики, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока: на доске у нас рисунок реки, прикрепите свой кораблик в начало реки, или в середину, или в устье, так же цветом кораблика покажите, какое настроение на уроке у вас было.

6


© 2010-2022