Технологическая карта урока в 6 классе Вулканы, гейзеры, горячие источники

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по теме «Вулканы, горячие источники, гейзеры.»


Предмет: география

Класс: 6 «б»

Учебник: Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. 2014.

Оборудование: карта полушарий, видеофрагменты по теме «Вулканы», раздаточный материал («Вулканическая энциклопедия», презентация распечатки с дополнительным материалом), учебники, атласы, макет действующего вулкана, маркеры, листы для схем.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Умение выделять и структурировать информацию, существенную для усвоения темы; строить логическое размышление; развитие интеллектуальных творческих способностей; планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей при совместной работе, эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения:

Кратер, жерло, очаг магмы, лава, вулкан, вулканологи, гейзер, действующие и потухшие вулканы вулканические бомбы, термальные поля.

связи между литосферой с другими оболочками Земли;


Этапы урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Мотивационно - целевой , организационный ( слайд 1 -5)

- Опрос Д/з ( устный по вопросам письменно тест)

-Организовать самоопределение учащихся к деятельности на уроке

- Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к уроку

-постановка целей учениками

Просмотр

видеофрагмента (2 мин)- «Извержение вулкана»

Беседа

Фронтальная, индивидуальная

Здравствуйте дорогие путешественники, открыватели неизведанного и интересного.

Урок начнем мы, как всегда, с вопросов:

Что такое литосфера?

Назовите основные группы горных пород по происхождению.

3. По каким признакам различаются горные породы и минералы.

4. Что такое магматические горные породы. Назовите виды магматических горных пород.

5. Какие горные породы добываются вблизи нашего населенного пункта.(показ горных пород из коллекции.

Затем ребята выполняют географический диктант ( делают взаимопроверку)


- Размышляют над вопросами учителя, отвечают на них

- Выполняют диктант, делают взаимопроверку

- Определяют цели и задачи урока

- Записывают число и тему урока в тетради

Познавательные

УУД: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи учебной деятельности.

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- умение слушать и слышать друг друга

Предметные результаты:

- развитие познавательных интересов

2.Ориентировочный этап . Актуализация знаний. Целеполагание

Закрепить умение определять объекты по географическим координатам;

Подготовить учащихся к поисково-исследовательскому этапу

Беседа

Индивидуальная, групповая


Я приглашаю Вас вступить на палубу нашего корабля, который поплывет изучать новое, неизведанное, интересное для нас. А называется наш корабль «Вулкан и гейзер». Мы поплывем с вами по волнам новых терминов и понятий. И так в путь.

Учитель зачитывают легенду о вулкане:

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."

Рассказ учителя. На земле есть отдельные горы, выделяющиеся своей правильной формой. Но в отличие от других гор они имеют на вершине отверстие - кратер.

-Канал идущий из глубины земной коры называется -жерлом.

-Через этот канал временами вырываются на поверхность горячие газы, изливается магма. И вот такие горы мы называем - вулканами.

Демонстрация макета вулкана.( проведение опыта действующий вулкан).


Учащиеся формируют вопросы на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи урока.

- Определяют цели и задачи урока

- Записывают число и тему урока в тетради

На доске зарисована схема строения вулкана. Учащиеся прикрепляют части вулкана к схеме). Идёт работа в группах.

Дети находят вулканы и прикрепляют на настенную карту мира звёздочки в местах их расположения. Рассказывают сообщения о вулканах.



Ребята записывают определения в тетрадь.

Познавательные

УУД: самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Предметные результаты: закрепление умения определять объекты по географическим координатам;

Личностные УУД: - осознание ответственности за общее дело

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном деле

- Регулятивные УУД:

- самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний

3.Поисково - исследовательский этап

(15 мин)

- Организовать осмысленное восприятие знаний о происхождении вулканов

-создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между местонахождением и образованием вулканов




моделирование

Парная, индивидуальная, коллективное обсуждение

Мы видим, что вулканы образуют Великое Тихоокеанское огненное кольцо. -К каким формам рельефа приурочены вулканы ? Почему?

У вас на столах стоят таблички.

Слайд 8-15

1 группа - практики(покажите на карте полушарий вулканы ,которые перечислены в параграфе, указав их координаты, Тихоокеанский сейсмический пояс 2 группа - теоретики(изучите текст с 51 -53 и скажите на какие группы делятся вулканы и почему?)

Виды вулканов ( составление схемы в тетради): действующие, потухшие, уснувшие)

3 группа - исследователи Проведите исследование. Где больше вулканов в океанах или на материках, подумайте, почему?)

4 группа - открыватели.( Ребята, как вы думаете, вулканы приносят вред или пользу человеку.?

Приведите примеры вреда и пользы деятельности вулканов для человека.

Вред: 1.Разрушение 2 Пожары. 3.Отравляющие газы

Польза:

1.вулканический пепел - прекрасное удобрение

2.вулканический туф - строительный материал

3.Внутреннее тепло вулканов используется для нагрева помещений, теплиц

4.Горячие источники вблизи вулканов обладают целебными свойствами

Учитель: Каким образом можно использовать то, что дают вулканы?

Проведение физкультминутки

- корректирует работу

учащихся

-помогает группам, советует по ходу работы. Что такое гейзеры, горячие источники ? (просмотр презентации)




Отвечают на вопросы.

Выполняют задания в группах.

Заполняют схему в тетради.

Познавательные

УУД:

-построение логической цепочки рассуждения,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении, слушать и слышать других

Регулятивные УУД: самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний

- Личностные УУД:

- осознание необходимости самосовершенствования

Предметные УУД осмысление самостоятельно приобретенных знаний






4.Практический этап

(15 мин)

- Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практическая работа


Просмотр

видеофрагмента (2 мин) - типы извержений

Беседа

Индивидуальная, коллективное обсуждение


Фронтальная, индивидуальная

пользуясь схемой строения вулкана на стр 50-51 подпишем части вулкана и попробуем дать определения им и термину «вулкан». Чем различаются действующие и потухшие вулканы?

Одинаковы ли вулканы по форме и типу извержения? Почему они имеют такую форму? Какое извержение опаснее?

«Вулканы» приведут примеры использования вулканов, «Вулканологи» перечислят опасные проблемы, возникающие при извержениях.

корректирует работу

Наше путешествие подошло к концу, и для того чтобы выйти на сушу нам необходимо выполнить задание.

(уч-ся предлагается понятие, которые характеризуют термины по которым плывет корабль. Эти понятия, написанные на шаблонах-волнах, учащиеся прикрепляют на доску )

Слайд 16-17

- работа по карточкам в парах с географическим атласом. Нахождение вулканов по географическим координатам.

Работа в группах ,обсуждение . самостоятельно дают определения

терминам Оформляют схемы на доске. Делают записи в тетради «Строение вулкана»


Размышляют над вопросами учителя, отвечают на них


Работают с текстами, краткие выступления.

Работают с атласами, выполняют задания в группах.







Предметные результаты:

учащиеся уточняют и конкретизируют полученные знания,

для детей новые термины стали самостоятельно приобретенными знанием Познавательные УУД:

-синтез и анализ информации, оценка результата деятельности.

-извлечение необходимой информации из текстов;

Коммуникативные УУД:

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

5.Рефлексивно - оценочный этап

(5 мин)

- Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

Фронтальная, индивидуальная

На партах у вас полоски разного цвета, которые обозначают разные горные породы образующиеся из магмы (красного, золотого, серого), на доске 3 вулкана

Вулкан новых знаний, (золотого)

Вулкан хорошего настроения (красного)

Вулкан труда и терпения. (серого)

Расположите эти полоски на вулканах.

- предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы

- предлагает ученикам продолжить предложение

Меня удивило…

Сегодня я понял…

Сегодня на уроке я почувствовал…

Молодцы, на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на практике, хорошо работали.

Сообщает домашнее задание

параграф 15 нанести на к/к вулканы которые встречаются в тексте параграфа.

- Оценивают степень достижения цели урока

- Высказывают своё мнение об уроке

- Слушают друг друга

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция результатов работы.

Личностные УУД:

- способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха

Коммуникативные УУД:

-адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Предметные результаты:

- умение применять полученные знания в жизненных ситуациях







© 2010-2022