Конкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Липковская средняя общеобразовательная школа № 2»

администрации муниципального образования

Киреевский район





Всероссийский конкурс юных исследователей

окружающей среды

Номинация: « Ландшафтная экология и геохимия»

Учебно-исследовательская работа:

«Я изучаю свою малую Родину».



Руководитель работы:

Ходань Ольга Александровна,

учитель географии.







г. Липки

Киреевский район

2015год.



Содержание:

Введение………………………………………………………………………… 3

Я изучаю свою малую Родину…………………………………………………………………………….5

  1. Экологическая обстановка………………………………………………………………….5

  2. Изучение и описание почвы……………………………………………………………………….7

  3. Исследование экологического состояния почвы микрорайона школы……………………………………………………………………....9

Заключение……………………………………………………………...………17

Список литературы……………………………………………………………………….19









Введение.

Цель: показать роль ландшафтной экологии в решении проблем рационального природопользования; научиться учету и оценке ландшафтно-территориальных различий; сформировать представления о природных и природно-антропогенных ландшафтах как объектах использования и охраны.

Задачи: расширение знаний о рациональном природопользовании; природоохранительное просвещение различными средствами и методиками; воспитание уважения к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы; формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки.

РКонкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родинуабота состоит из теоретической и практической части. В теоретической я изучал, систематизировал и обобщал материал по интересующим меня вопросам, а в практической части проводил исследовательский эксперимент. Изучение материала велось различными способами: с использованием дополнительной литературы, беседы с жителями города, непосредственное наблюдение и эксперименты, проводимые в лабораторных условиях. Местом исследования является город Липки Киреевского района и прилегающие к нему территории. Работа над исследованием начала в мае 2011 года.





Ландшафтная экология - научное направление, изучающее ландшафты путем анализа экологических отношений между растительностью и средой, структуру и функционирование природных комплексов на топологическом уровне, взаимодействие составных частей природного комплекса и воздействие общества на природную составляющую ландшафтов путем анализа балансов вещества и энергии. Термин введен К. Троллем, чтобы отразить целесообразность объединения двух подходов - "горизонтального", состоящего в изучении пространственного взаимодействия природных явлений, и "вертикального", изучающего взаимоотношения между явлениями в рамках экосистемы. При изучении основ ландшафтной экологии приобретаются навыки

разумного общения с природой, формируется умение владеть ландшафтно-экологическими методами при оценке состояния окружающей среды и умение применять полученные знания в дальнейшей природоохранной деятельности. Усиление экологической направленности использования земель и формирование экологически устойчивых ландшафтов требует соответствующей ландшафтно-экологической дифференциации территории (на единой таксономической основе). В основу ландшафтного подхода к организации территории положена её морфологическая структура с выделением системы территориальных единиц на базе соответствующих ландшафтных структурных единиц (фаций, подурочищ, урочищ, местностей).

Организация территории и землеустройство на ландшафтной основе является одним из основных методов формирования устойчивых систем и решения экологических проблем на локальном и региональном уровнях. Смысл эколого-ландшафтной организации территории заключается в достижении наибольшего эффекта от природоохранных мероприятий при рассмотрении их в системе формирования ландшафта, обладающего экологической устойчивостью. Особенно актуально это в районах со сложным рельефом, где использование земель усложняется на фоне процессов эрозии и других видов деградации земель. Эколого-ландшафтная дифференциация территории позволяет объяснить закономерности перераспределения энергии, вредных загрязняющих веществ и проявления деградационных процессов в ландшафтных структурах.

Геохимия - наука о химическом составе Земли, законах распространённости и распределения в ней химических элементов, способах сочетания и миграции атомов в ходе природных процессов. Геохимия - часть космохимии. Единицами сравнения в геохимии являются атомы и ионы. Одна из важнейших задач геохимии - изучение на основе распространённости химических элементов химической эволюции Земли, стремление объяснить на химической основе происхождение и историю Земли, дифференциацию её на оболочки (геосферы). Наибольшее внимание в геохимии уделяется проблемам распространённости и распределения химических элементов.

Липки расположены в северной части Среднерусской возвышенности, на территории Подмосковного угольного бассейна, в 23 километрах от железнодорожной станции Щёкино на линии Тула - Орел, в 38 километрах к югу от Тулы. Географические координаты 53.940571° северной широты и 37.711079° восточной долготы. Город лежит в центре одной из крупнейших геологических структур земного шара - Восточно- Европейской платформы. Рельеф представляет собой полого - волнистую равнину. Распространены овраги и балки. С западной стороны от города протекает река Упа. Изучены почвы района, растительность природных ландшафтов и особенности водных систем рек, выполнено сельскохозяйственное районирование. Изучение взаимосвязи ландшафтных систем в пределах административного района и экологическая оценка их состояния положена в основу нашей работы.

ЯКонкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину изучаю свою малую Родину.

1. Экологическая ситуация в городе крайне обострилась в результате радиационного загрязнения области после аварии на Чернобыльской АЭС. Представлена схема химического антропогенного загрязнения территории области. На схеме отчетливо видно, что наиболее высокий уровень загрязнения наблюдается около крупных промышленных городов. Там, где последние расположены недалеко друг от друга, зоны загрязнения сливаются и охватывают большие площади. В их пределах интенсивность загрязнения отдельных мест достигает высокого уровня, представляющего большую опасность для населения. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. радиоактивному загрязнению подверглись 18 районов области, площадью 14,5 тыс. км, что составляет более половины (56,3 %) ее территории. Особенно пострадали Плавский, Узловский, Арсеньевский и Новомосковский районы. Почвы загрязнены радионуклидами: цезием-137 и (в меньшей степени) стронцием-90. В этом и заключается актуальность проблемы. Значительные территории Киреевского района подверглись загрязнению продуктами техногенеза, а химическое загрязнение вошло в число наиболее острых проблем региона. Антропогенная трансформация почв стала, таким образом, одним из существенных факторов современного почвенного процесса в нашей местности. Но и сейчас экологическая обстановка ухудшается. Любимым местом жителей города Липки является берег реки Упы, где можно не только искупаться, но и насладиться красотой природы. Но в этом году жители нашего района могли наблюдать следующую картину: на протяжении десятков километров от п. Крутицы до г. Советска всплыла дохлая рыба ( в основном карась). Версий произошедшего было много. Одна из них, ливни смыли удобрение с полей, тем самым погубив рыбу. Сразу возникает вопрос, сколько килограммов ядохимикатов должно содержаться на полях, чтобы во время дождя попав в реку убить такое количество рыбы. Жаль, что еще фотографии не передают запах, который стоял на берегу почти два месяца. В местных СМИ эта проблема не поднималось, а для нас так и осталась загадка.

Конкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину

Конкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину

2. Почва - зеркало ландшафта, компонент, стоящий на грани живой и мертвой природы, как бы синтезирующий в себе основные особенности рельефа, литологии, гидрологических и климатических особенностей территории, ее растительности и отчасти животного мира. Почва более консервативна, чем растительный покров, и после уничтожения или изменения растительности еще долго сохраняет малоизмененными свои основные свойства. Почва является бесценным природным ресурсом, обладающим одним исключительно важным свойством - плодородием. Основоположник современного почвоведения В. В. Докучаев отмечал, что формирование почвы происходит в результате совокупной деятельности: а) почвообразующей породы, б) климата, в) растительных и животных организмов, г) возраста территории и д) рельефа местности. В последующие годы было установлено, что, кроме этих пяти факторов, в образовании почв большую роль играет характер производственной деятельности человека. Оказалось, что направление хозяйственной деятельности людей в одних случаях может увеличивать почвенное плодородие (внесение удобрений, накопление почвенной влаги, противоэрозионные мероприятия), а в других уменьшать его до катастрофических размеров (пахота вдоль склонов, открытые горные разработки полезных ископаемых, загрязнение почв отходами производства и т. д.).
Занимая пограничное положение с природной зоной смешанных лесов и степью, территория Тульской области характеризуется сложным почвенным покровом.
ПКонкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родинуочвы - деградированные и выщелоченные чернозе­мы, имеющие довольно мощный перегнойный горизонт. В недрах района сосредоточены запасы же­лезной руды и бурого угля; имеются залежи глины, горного песка. Руды залегают на границе каменноугольных и мезозойских отложений. Они содержат около 47 % железа, а лучшие из них - до 60 % железа. Мощность рудного слоя в среднем составляет один - полтора метра, глубина рудных залежей 15-20 м.. Представления о строении местных почв, их разновидностях и распространении в своей местности являются необходимой основой для углубленного изучения остальных компонентов ландшафта - рельефа, растительности и животного мира. Почвенные исследования помогут разобраться в происхождении и истории развития экосистем той или иной территории, и даже оценить перспективы развития ее растительности, водного режима, фауны.

Изучение и описание почв производят по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам, прикопкам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага или края карстовой воронки и т.д. Однако брать образцы для анализов в таких местах не рекомендуется, так как почвенный профиль может оказаться не совсем типичным в связи с длительным процессом боковой миграции элементов. Кроме того, не следует далеко распространять описанную в обнажении разность почв, так как эта разность может быть свойственна лишь узкой прибровочной полосе.

Рекомендуется осматривать и описывать свежие искусственные выемки - силосные ямы, траншеи трубопроводов, канавы под фундамент различных построек и др. Безусловно, эти выемки могут дать лишь дополнительный материал к заранее намеченной сети наблюдений на точках, но пренебрегать им нельзя. Траншеи и канавы могут дать очень интересные данные по изменению почвенного покрова в разных условиях рельефа и микрорельефа, а силосные ямы, заложенные, как правило, на повышенных местах междуречий, дают обычно глубокий разрез типичных для территории почв и могут иногда служить вместо опорных шурфов. В пределах населенных пунктов верхние горизонты почвенного профиля часто бывают нарушены, и использовать искусственные выемки здесь для описания почвенных разрезов нецелесообразно.

На равнинах на основной точке закладывают почвенный разрез глубиной 1,5 - 2,0 м (до почвообразующей породы), длиной также 1,5 - 2,0 м и шириной 0,7 - 0,8 м. Наиболее хорошо освещенную стенку оставляют прямой (по ней и будет производиться описание разреза), противоположная спускается ко дну ступенями. Глубину разреза можно менять в зависимости от типа почв и породы, можно изменять его длину и ширину (они должны быть такими, чтобы удобно было копать разрез, описывать и брать из него образцы).

Копать разрез надо аккуратно, выбрасывая землю по обеим сторонам не слишком далеко, чтобы не делать лишней работы и не засорять большой площади, и не слишком близко, чтобы избежать обратного осыпания земли. Рекомендуется гумусовый горизонт не смешивать в выбросах с другими горизонтами, чтобы при закрытии разреза его можно было снова положить сверху. Копая разрез, не следует забывать о том, что его необходимо будет также аккуратно засыпать, чтобы не портить угодий и не создавать опасности для людей и животных. Прямую (лицевую) стенку оберегают от обрушения и излишнего засорения. В сторону прямой стенки землю не выбрасывают, не складывают там и полевое снаряжение (обычно оно лежит в стороне или позади ямы), к ее краю близко не подходят.

Конкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину

В процессе копки разреза последовательно снимают слой за слоем землю, углубляясь всякий раз на штык лопаты. При этом вскрываются различные горизонты, что бывает уже очевидным при самом рытье ямы. Рекомендуется из каждого нового горизонта отложить в сторону лопату земли - это будет еще не образец для анализа, а просто материал для предварительного или дополнительного просмотра.

Когда разрез готов, с его дна откладывается на бумагу образец, так как в дальнейшем на дно ямы будет насыпано много смешанного материала, что затруднит взятие самого глубокого образца.

В условиях близкого стояния грунтовых вод или залегания вечной (многолетней) мерзлоты глубина почвенного разреза лимитируется этими факторами, как в горах близким залеганием скальных пород или сплошной массы грубообломочного материала.

Выделение генетических горизонтов почв значительно облегчается, когда исследователь сам копает шурф: тогда все, даже не очень яркие особенности структуры, плотности, цвета, увлажнения становятся очевидными. Не останутся незамеченными и включения, новообразования, которых может быть и немного, так что на стенках шурфа, при его описании, их можно и не увидеть. Это не может считаться обязательным правилом, но для начинающих исследователей самостоятельная копка шурфа может быть очень полезной.

Имея уже готовый разрез, необходимо зачистить его лицевую стенку лопатой, повернув ее при этом так, чтобы зачистке не мешала насаженная рукоятка. Можно зачищать и ножом. Одну сторону лицевой стенки сверху донизу препарируют легким втыканием ножа, чтобы лучше проследить изменение структуры почвы, ее плотности, цвета по граням отдельностей. Вторая часть стенки для сравнения остается гладкой.

После этого к верхнему краю лицевой стенки подвешивают на булавке сантиметр и на ней выделяют (прочерчивают ножом) генетические горизонты почвы по совокупности наблюдаемых признаков (цвет, структура, плотность и т.д.).

Далее составляют описание почвенного профиля по генетическим горизонтам. В бланке делают схематическую зарисовку профиля. Горизонты индексируют, записывают их мощность (глубину верхней и нижней границ от поверхности почвы в сантиметрах.

Горизонт А - гумусовый, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле; в нем происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы.

Горизонт В - горизонт вмывания (иллювиальный) располагается под элювиальным горизонтом. Это бурый, охристо-бурый, красновато-бурый, уплотненный, более тяжелого механического состава, хорошо оструктуренный горизонт, где накапливается ряд веществ за счет вымывания их из вышележащих горизонтов.

Горизонт С - почвообразующая (материнская) порода, на которой (правильнее, из которой) сформировалась данная почва, не затронутая специфическими почвообразующими процессами (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т.д.).

Горизонт Д - подстилающая горная порода, залегающая под почвообразующей и отличающаяся от нее по своим свойствам (главным образом по литологическому составу). Иногда горизонтом Д называют подстилающие плотные породы

Конкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину

3. Исследование экологического состояния почвы микрорайона школы.

Цель:

- показать большую значимость экологического состояния почв

- изучить основные компоненты состава и видов почв и способы очистки

- исследовать экологическое состояние почвы города Липки.

Первый этап оценки любого зеленого насаждения лучше всего начинать с оценки состояния почвы. Мы знаем, что почва является очень важной средой для растений, т.к. вода и минеральные вещества поступают в растение с помощью корней именно из почвы. Определяются: механический состав, кислотность, увлажненность и количество почвенных обитателей. Механический состав играет важную роль в жизни растений. Важная характеристика почвы - ее механический состав, т.к. он определяет видовой состав и жизненность растений. Он позволяет также судить о плодородии почвы. Одно и то же растение сосны будет иметь различный внешний вид на супеси и на тяжелом суглинке. Механический состав почвы - это относительное (в процентах) содержание в ней частиц различных размеров.

Конкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину

ОКонкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родинуборудование: рулетка на 10 м, лопатка, веревка, нож или ножницы. Проведение исследований почв: необходимо правильно взять почвенный образец. Рекомендуется взять участок площадью 100 м2 (10x10м), т.е. любая сторона этого участка будет равна 10 м. Для удобства можно отметить границы участка с помощью веревок, укрепленных на высоких палках. Длину каждой стороны измерим с помощью рулетки. Рекомендуется составлять средние образцы почвы из 5-8 индивидуальных проб, взятых в различных точках участка. На практике для отбора почвенных образцов часто используют метод "конверта", т.е. в каждой из пяти точек, как указано на рисунке, необходимо взять образец почвы с помощью лопатки (его называют индивидуальным), а затем смешать эти 5 индивидуальных образцов, и полученный средний образец использовать для проведения исследования.

Определение механического состава почвы с помощью мокрого метода, или метода раскатывания шнура.

1 - в районе автодороги; 2 -территория школьного двора; 3- лесопарковая зона;

№ образца почвы

Результаты исследования

№ 1 - район автодороги;

Большие примеси мелких и крупных камней, стекла, неопределенного вида другие загрязнителей

№2 - территория школьного двора;

Большие примеси мелких и крупных камней, стекла, неопределенного вида другие загрязнителей

№3 - лесопарковая зона

Большие куски битого стекла

Исследование почв методами химического анализа.

Отбор проб почвы и подготовка образцов к химическому анализу

1 - в районе автодороги; 2 -территория школьного двора; 3- лесопарковая зона;

Инструкция по отбору проб.

Для проведения химического анализа отбираем почву методом конверта с глубины 10см, так как именно в верхнем ее горизонте накапливаются тяжелые металлы. Затем почву высушивают. Измельченный материал тщательно перемешиваем и рассыпаем тонким ровным слоем в виде квадрата, разделяя его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывают, а два оставшихся снова смешивают. После многократных повторений оставшуюся пробу высушивают в хорошо проветриваемом помещении или сушильном шкафу при 30-40C, рассыпав тонким слоем на кальке, а затем измельчают в ступке и просеивают через сито.

Инструкция по приготовлению вытяжки.

Почвенный раствор готовим за два дня до практического занятия следующим образом.

Сухую измельченную почву заливаем 1 М раствором азотной кислоты (10г почвы на 50 мл кислоты) и оставляем на сутки, потом смесь фильтруем и упариваем фильтрат до необходимого объема. Для определения содержания тяжелых металлов в почвенной вытяжке необходимо знание качественных реакций на ионы данных металлов.

Конкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину

Определение кислотности почвы.

Оборудование и приборы: контрольная шкала образцов окраски растворов, раствор универсального индикатора, пипетка- капельница (0, 10 мл), пробирка с меткой «5 мл».

Выполнение работы:

1. В пробирку налейте 5 мл ( до метки) почвенного раствора.

2. Добавьте в пробирку пипеткой - капельницей 4-5 капель (около 0.10 мл) раствора универсального индикатора.

3. Содержимое пробирки перемешайте, покачивая ее.

4.Окраску раствора сразу же сравните с контрольной школой, выбирая ближайший по характеру окраски образец шкалы.

Обработка результатов и выводы:

№ образца почвы

Результаты исследования

№ 1 - район автодороги;

рН=7

№2 - территория школьного двора;

рН=7

№3 - лесопарковая зона;

рН=8

Определение сульфат- анионов.

Выполнение исследования:

1. Поместите в отверстия мутномера две пробирки с рисунком на дне. В одну из пробирок налейте почвенный раствор до высоты 100 мм(20 -30мл).

2. Добавьте пипетками 2 капли раствора соляной кислоты и 14-15 капель раствора нитрата бария.

3. Герметично закроите пробирку пробкой и встряхните, что бы перемешать содержимое.

4.Пробирку с раствором оставьте на 5 - 7 минут для образования белого осадка (суспензии).

5. Закрытую пробирку снова встряхните, чтобы перемешать содержимое.

6. По таблице определите концентрацию сульфат- аниона в мг/л.

Высота столба суспензии(h), мм

Массовая концентрация сульфат - аниона, мг/л

Высота столба суспензии (h), мм

Массовая концентрация сульфат - аниона, мг/л

100

33

65

50

95

35

60

53

90

38

55

56

85

40

50

59

80

42

45

64

75

45

40

72

70

47

--

--

№ образца почвы

Результаты исследования

№ 1 - район автодороги;

Выпадает белый осадок, 60 мг/л

№2 - территория школьного двора;

Наблюдается слабое помутнение, 40мг/л

№3 - лесопарковая зона

Небольшое помутнение, 35мг/л



Определение хлорид- аниона.

Конкурсная работа по географии Я изучаю свою малую Родину

Методика определения:

1. В склянку налейте 10 мл почвенного раствора

2. Добавьте в склянку пипеткой - капельницей 3 капли раствора хромата калия.

3. Герметично закройте склянку пробкой и встряхните, чтобы перемешать содержимое.

4. Постепенно титруйте содержимое склянки раствором нитрата серебра при перемешивании до проявления неисчезающей бурой окраски. Определите объем раствора, израсходованный на титрование (Vхл, мл).

№ образца почвы

Результаты исследования

№ 1 - район автодороги;

Наблюдается выпадение осадка

№2 - территория школьного двора;

Выпадает осадок

№3 - лесопарковая зона;

Наблюдений нет

Качественное обнаружение ионов железа Fe3+

Методика определения:

1. Раствор, содержащий ионы Fe 3+ , образует с раствором гексацианоферрата (II) калия K4 Fe(CH)6 (желтая кровяная соль) темно-синий осадок берлинской лазури:

4Fe3+ + 3 [Fe(CH)6]4- = Fe4 [Fe(CH)6]3

2. Ионы Fe3+ образуют с растворами роданида калия или аммония окрашенный в кроваво-красный цвет роданид железа (III) Fe(SCH)3. В присутствии избытка роданид-ионов образуется, кроме того, гексацианоферрат (III) -ионы Fe(SCH)6 . В этом случае красная окраска образуется даже при ничтожно малых концентрациях ионов Fe3+ .

№ образца почвы

Результаты исследования

№ 1 - район автодороги;

Наблюдений нет

№2 - территория школьного двора;

Наблюдений нет

№3 - лесопарковая зона;

Небольшое изменение окраски

Качественное обнаружение ионов меди Cu2+

Методика определения:

1. При добавлении малых количеств аммиака к растворам солей меди (II) выпадает зеленый осадок основной соли, растворимой в избытке аммиака с образованием ионов Cu(NH3)4 , окрашенных в интенсивно-синий цвет.

2. Ионы Cu 2+ образуют с раствором гексацианоферрета (II) калия (желтая кровяная соль) кирпично-красный осадок гексацианоферрата (II)меди.

3. Иодид-ионы образуют с ионами Cu2+ иодид меди (II), который сразу претерпевает внутримолекулярное окисление-восстановление, образуя белый осадок CuI и свободный иод: 2Cu2+ + 4I- = 2CuI + I2.

Иод маскирует белый осадка, потому что он окрашен в желтый цвет.

4. Голубой раствор солей меди (II) обесцвечивается при добавлении к нему раствора тиосульфата натрия Na2S2O3, а образующийся при этом малодиссоциирующий тиосульфат меди (I) разлагается при кипячении раствора, выделяя черный осадок Cu2S:

№ образца почвы

NH3

желтая кровяная соль

KI

№ 1 - район автодороги;

наблюдений нет

нет наблюдений

наблюдений нет

№2 - территория школьного двора;

наблюдений нет

нет наблюдений

наблюдений нет

№3 - лесопарковая зона

наблюдений нет

Присутствуют следы помутнения

Следы помутнения изменения цвета

Качественное обнаружение ионов никеля Ni2+

1. Едкие щелочи осаждают из водных растворов солей никеля малорастворимый осадок Ni(OH)2 в виде объемного геля, легкорастворимого в кислотах, а также в растворах аммиака.

№ образца почвы

Результаты исследований

№ 1 - район автодороги;

Нет наблюдений

№2 - территория школьного двора;

Нет наблюдений

№3 - лесопарковая зона;

Небольшое помутнение

Качественное обнаружение ионов свинца Pb2+

1. При взаимодействии ионов Pb2+ c раствором иодида калия KI образуется желтый осадок иодида свинца, растворимый в избытке реактива с образованием иодидного комплекса: Pb2 + 2I- = PbI4 ,

2. Растворы едких щелочей осаждают из растворов, содержащих ионы Pb2+ , белый осадок гидроксида свинца Pb(OH)2, растворимый в избытке реактива с образованием гидроксокомплекса Pb(OH)4 .

3. Растворы хромата и дихромата калия с раствором соли Pb образуют желтый осадок хромата свинца PbCrO4:

№ образца почвы

KI

K2CrO4

Na2S2o3

№ 1 - район автодороги;

нет наблюдений

нет наблюдений

нет наблюдений

№2 - территория школьного двора;

нет наблюдений

нет наблюдений

нет наблюдений

№3 - лесопарковая зона

Нет наблюдений

Нет наблюдений

Нет наблюдений

В окружающую среду у автомобильных дорог попадают отходы автотранспорта, содержащие ионы Pb2+ , поэтому необходимо вести учет концентрации свинца в почве, сравнивая с ПДК.

Заключение.

Исследовательская работа «Оценка экологического состояния почвы микрорайона школы» ответила на многие вопросы, а также будет интересна моим одноклассникам. В своей работе я показала большую значимость и важность экологического состояния почвы, изучила состав и виды почв, основные загрязнения и способы очистки. Какое экологическое состояние почвы микрорайона школы я постаралась изучить, проводя эксперимент. В школьной химической лаборатории я исследовала образцы почв:

1 - в районе автодороги;

2 -территория школьного двора;

3 - лесопарковой зоне;

Результаты исследования показали, что все образцы почв, имеют большие механические примеси камней, стекла и другие неопознанные материалы. Это свидетельствует о плохом экологическом состоянии окружающей нас почве.

Характеристика

Значения

Образец №1

Образец№2

Образец№3

Обрзец№4

Водородный показатель

рН=7

рН=7

рН=8

рН=7

Хлориды

отсутствие

10-50 мг/л

1-10 мг/л

1-10 мг/л

Сульфаты

60мг/л

40мг/л

35мг/л

35мг/л

Соединения железа

отсутствие

отсутствие

определены

определены

Соединения меди

отсутствие

отсутствие

определены

определены

Соединения никеля

отсутствие

отсутствие

определены

определены

Соединения свинца

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Выводы: Результаты химического анализа образцов почв показали, что в составе присутствуют соли железа, меди, никеля, сульфаты и хлориды. Важно, что все образцы почв не содержат вредных для человека соединений свинца.

Заглядывая в XXI век, следует отметить, что растет население планеты, усиливается пресс на почву. "Человек возомнил себя господином, вызов XXI веку - деградация и разрушение почв. Мы уже сейчас имеем угрозу экологической безопасности", - сказал академик. Г.В. Добровольский. Последние 10-15 лет уменьшилось применение органических и минеральных удобрений. Общий баланс элементов питания в почве - отрицательный (минус 100 кг/га). Это значит, что мы живем за счет природного плодородия почв. Усиливаются процессы эрозии, заболачивания, антропогенного воздействия, опустынивания, повышается кислотность и закустаренность и т.д. Здесь уместно привести слова профессора С.В. Зонна. Он сказал: "Раньше мы говорили о деградации почв, сейчас, с полной уверенностью, можем сказать о их разрушении". Нам необходимо разработать нормативы антропогенных нагрузок на почву, индикаторы устойчивого развития почв и системы адаптивно-ландшафтного земледелия с учетом региональных особенностей территорий.

Свою работу я хочу закончить строками Е.Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.







Список используемой литературы:

1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения, М., МГУ, 1995.

2.Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. М., Владос, 2001.

3.Алексеенко В.А. Экологическая геохимия. М.: Логос, 2000.

4.Вадюнина А.Ф., Корчагина З.А. Методы исследования физических свойств почв. М.: Агропромиздат, 1986. - 426 с.

5.Беручашвили Н. Л., Жучкова В. К. Методы комплексных физико-географических исследований. М.: Изд-во МГУ,1997.


6.Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов В. С. Современные методы географических исследований. М.: Мысль, 1996.


7.Жучкова В. К., Раковская Э. М. Природная среда - методы исследования. М.: Мысль, 1982.


8.Исаченко А. Г. Методы прикладных ландшафтных исследований. Л.:Наука, 1980.


9.Макунина Г. С. Методика полевых физико-географических исследований. Структура и динамика ландшафта. Учеб. метод. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987.


10.Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высш.школа, 1991.


11.Основы эколого-географической экспертизы (под ред. К. Н. Дьяконова, Т. В. Звонковой. М.: Изд-во МГУ, 1992.


12.Бочкарева Н.Ф. Экология России. 8-9 классы. - Калуга: Золотая аллея, 1997.

13.Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2001.

14.Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 2000.

15.Щербакова Э. Милые сердцу Липки - Тула: Издательский дом « Пересвет», 2010.





© 2010-2022