- Преподавателю
- География
- Статья Использование медиаобразовательных технологий на уроках географии
Статья Использование медиаобразовательных технологий на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чувакова Н.А. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование медиаобразовательных технологий на уроках географии
Учитель географии МБОУ «Петровская школа №1» Красногвардейского района, Республики Крым
Чувакова Наталья Анатольевна
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Проблема над которой я работаю «Использование медиаобразовательных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательного интереса к предмету». Наша школа на протяжении 5 лет работает над внедрение медиаобразовательных технологий в учебно- восптитательный процесс, воспитание медиаграмотности у обучающихся.
Для того чтобы полностью реализовать проблему, в работе с детьми я использую различные методы. Материально-техническая база и творческий потенциал нашей школы позволяют активно внедрять медиаобразовательные технологии. В огромном мире информации обучающиеся должны выделять для себя основное.
Медиаобразование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. В своих работах британский ученый Л.Мастерман, говорил, «медиа-это четвертая власть» Приобретенные в результате медиаобразовательных технологий навыков называются медиаграмотностью. В условиях перехода в ФГОС медиаобразовательная среда представляется наиболее полно отвечающей современным потребностям. Смещение акцента в образовании с усвоения фактографического материала на овладение универсальными способами взаимодействия с окружающим миром выражается в необходимости трансформации направленности учебного процесса и разработки новых способов деятельности учащихся. Одной из ключевых тенденций в развитии российского образования сегодня становится переход от информационно-знаниевой к развивающей парадигме. Трансформация ключевых задач отечественной педагогики отражена во ФГОС НО, которые характеризуются уходом от триады «знание-умение-навыки» к концептуализации образовательного процесса в формировании универсальных учебных действий (коммуникативных, когнитивных, знаково-символических, регулятивных). Ведущей задачей в данном процессе является формирование познавательной самостоятельности и умения учиться, то есть воспитания способности к саморазвитию и самореализации и достижению предметных, личностных и метапредметных результатов.
Как было отмечено в материалах конференции ЮНЕСКО Education for the Media and the Digital Age (Вена, 1999), «медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:
-
анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
-
определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
-
интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
-
отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
Актуальность работы
В условиях перехода в ФГОС медиаобразовательная среда представляется наиболее полно отвечающей современным потребностям. Смещение акцента в образовании с усвоения фактографического материала на овладение универсальными способами взаимодействия с окружающим миром выражается в необходимости трансформации направленности учебного процесса и разработки новых способов деятельности учащихся. Ведущей задачей в данном процессе является формирование познавательной самостоятельности и умения учиться, то есть воспитания способности к саморазвитию и самореализации и достижению предметных, личностных и метапредметных результатов.
Одна из главных задач школы сегодня - выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования, а также послании президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию (2009) говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности . Эффективность образования касается личного успеха и реализации личностного потенциала каждого участника образовательного процесса. Преподаватель остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.
Использование на уроках географии медиаобразовательных технологий помогают решить познавательные и учебные задачи:
-
Формирование мотивации к предмету
-
Обеспечение качества усвоения предмета
-
Развитие коммуникативных ксмений и навыков
-
Создание атмосыеры успешности
-
Организация деятельности, направленная на самореализацию личности.
-
Развитие общенаучной направленности.
Использование мультимедиа способствует
-
усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
-
мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету,
-
предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;
-
выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
-
создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;
-
создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;
-
ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;
предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей
При подготовке к урокам я использую различные программы и ресурсы Nero, Power Point ,Microsoft Office
На уроках использую различные виды деятельности:
-
Компьютерные тесты
-
Реже компьютерные игры(почтальон несет письмо в разные страны)
-
Слайд-тестирование
-
Учебные презентации
-
Видеоролики ли сюжеты
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить:
-
На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал ,например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы
-
На уроке закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент - компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность .
Ю.Н. Егорова отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:
-
усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
-
мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету,
-
предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;
-
выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
-
создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;
-
создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;
-
ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;
-
предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей .
Такая особенность мультимедиа, как интерактивность, присущая сугубо дидактическому компьютерному средству и отличающая его от традиционных информационных экранных средств, способствует наиболее прочному усвоению учебного содержания, предъявленного с помощью данного средства .
Перечисленные выше особенности мультимедиа способствуют, развитию у ученика способности целеполагания, планирования, развитию работоспособности, рефлексии, самооценки, абстрактного и наглядно-образного мышления, формированию теоретических и фактических знаний, технических навыков владения технологией мультимедиа и их общей культуры и эрудиции в сфере аудио-визуальной медиапродукции .
На основе выявленных технико-педагогических и дидактических возможностей мультимедиа Н.В. Клемешова выделяет его потенциальные функции, которые могут быть реализованы в учебном процессе школы. К таким функциям исследователь относит разъясняющую, информационную, эвристическую, систематизирующую, мотивирующую и развивающую.
С 2008 году я работаю с ИКТ и мультимедиа. Использование в работе дают стабильный результат на высоком уровне обучаются 70-75%.
Учителя могут столкнуться с трудностями, т.к должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий:
- знать основы информатики,
- владеть современными операционными системами и текстовым редактором,
- учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.
Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету.
Я считаю, применение мульимедийных технологий необходимым и мотивирую это тем, что они способствуют:
- совершенствованию практических умений и навыков;
- позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам географии;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- делают урок и внеклассные мероприятия современными.
Результативность
Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
-повысить роль наглядности в учебном процессе;
-позволяют увеличить время работы на уроке учеников
-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
-повысить темп урока;
-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
-углубить степень отработки практических умений и навыков;
-вести дифференцированную работу с каждым учеником;
-выявить пробелы в его грамотности;
-выработать умение составлять алгоритмы
-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
-повышает мотивацию и познавательною активности
- повысит качество обучения