Мастер-класс на тему: Река моя - Каргалинка

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10


Мастер-класс на тему: Река моя - Каргалинка


ФИО учителя: Токарева Людмила Владимировна

Стаж работы: 28 лет

Место работы: Каргалинская средняя школа №1 с дошкольным мини центром Жамбылского района Алматинской области

Должность: учитель географии и истории

Категория: высшая

ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:

  • ТЕМА: «Река моя - Каргалинка».

  • ФАКУЛЬТАТИВ: краеведение.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

Цель: привлечение учащихся к работе по изучению водных ресурсов края, привлечение учащихся к изучению проблем экологического состояния водных объектов.

Задачи.

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с рекой Каргалинка - основным водным объектом села Каргалы, связав с историей села, географическими особенностями реки и др..

  • Сформировать у учащихся представление о значении воды в природе и жизни человека.

  • Раскрыть проблему загрязнения воды в процессе хозяйственной деятельности человека.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю.

  • Прививать чувство бережного отношения к природе.

  • Продолжить экологическое и краеведческое воспитание школьников.

  • Эстетическое воспитание.

Развивающие:

  • Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

  • Совершенствовать коммуникативные умения при работе в группе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- заинтересованность детей изучением истории и природы родного края;

- начать формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной поисковой,

исследовательской работы;

- привлечение учащихся к научной деятельности: написание отчетов о проведении

исследования;

- воспитание у учащихся качеств личности с активной жизненной позицией;

- воспитание патриотических чувств к своему родному краю; эстетическое

воспитание школьников;

- воспитание бережного отношения к природе.


  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 5 класс.

  • ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

II.ЭТАП ВЫЗОВА (мотивация и целеполагание).

III.СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА.

IV.ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

VI. РЕФЛЕКСИЯ.


  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: наглядно - иллюстративный, поисковый, исследовательский,

проектно-проблемный.

  • ОБОРУДОВАНИЕ:

интерактивная доска, маркеры, листы А3, А4, клей, ножницы, заготовки для оформления плакатов;

видеоматериалы: мультфильм «От улыбки», «Релаксация - звук воды», слайд-фильм «Река Каргалинка»; презентация «Природа родного края»;

плакат «Река Каргалинка», на котором учащиеся размещают постеры;

опережающие задания группам историков, географов, литераторов, экологов.



  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

- формирование исследовательских групп;

- определение проблемы, актуальной для нашего села;

- поиск, сбор материалов для проекта.





СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА :

Этапы работы:

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Ресурсы

Организационный этап.

Цель: создание коллаборативной

среды обучения.

МО: репродуктивный.


Готовность к уроку.

Деление учащихся на группы.


Психологический

настрой.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу на уроке.

Формирование новых групп по цвету стикеров, которые раздал учитель (позднее эти группы будут выполнять роль экологов).

Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма и поют песенку.

1 мин.

1 мин.


1 мин.

Оборудование: маркеры, листы А3 и А4, клей, ножницы, заготовки для оформления плакатов. На доске плакат: «Река Каргалинка» для размещения постеров.

Видеоматериал: фрагмент мультфильма «От улыбки».

Этап вызова

(мотивация и

целеполагание):

-заинтересовать учащихся изучением родного края.

Психологический настрой (релаксация).

Выход на тему урока.

1)Учащиеся слушают аудиовидеозапись с закрытыми глазами: «Звуки воды» и рассказывают об ощущениях, которые у них вызывают эти звуки.

2)В презентации учитель показывает фотографии территорий, прилегающих к реке Каргалинка.

3)Учащиеся узнают родные места, подчеркивая их красоту, и определяют тему урока.

0,5 мин.


1 мин.

1,5 мин.

Аудиовидеозапись

«Звуки воды».


Презентация «Природа родного края».

Этап осмысления:

решение основных целей урока.










Подведение итогов:

-обобщить полученные результаты исследователь-ской работы;

-определить общие пути решения проблемы;

-формирование активной жизненной позиции.

Рефлексия:

-подвести итоги работы, оценить работу на уроке.



1)Просмотр слайд-фильма.

2)Анализ видео-материалов.

3)Выступления групп учащихся с отчетами о поисковой работе.



4)Работа учащихся в группах в роли экологов.




5)Выступление группы литераторов.




Заполнение листов самооценки.

Оценка психологического настроя в конце урока.

1)Просмотр слайд-фильма «Река Каргалинка».

2)Учащиеся анализируют и делают выводы о том, что они увидели в слайд-фильме.

3)Учитель напоминает о том, что группы учащихся - историков, географов, литераторов и экологов выполнили исследовательскую работу и приготовили отчеты и презентации от групп.

4)Выступление группы историков.

5)Выступление группы географов (результаты практического изучения р.Каргалинка и др.).

6)Работа в группах-экологов.

Оформление результатов работы на постерах.

Задание1.

Составить план мероприятий по охране вод реки Каргалинка.

Презентация от групп.

Задание 2.

Составить обращение к жителям села о сохранении чистоты реки Каргалинка.

Презентация от групп.

Задание 3.

Нарисовать (составить аппликацию , написать девиз и др.) листовку на тему: «Чистоту реке Каргалинка!»

Презентация от групп.

Выступление группы литераторов

Учащиеся делают вывод о том, почему загрязнение нашей реки - это актуальная проблема современности.

Учащиеся оформляют плакат: «Чистоту малым рекам! Чистоту реке Каргалинка!»


Учащиеся заполняют листы самооценки, где оценивают свои участие, чувства и эмоции, ценные мысли.

4 мин.

2 мин.



2 мин.

2 мин.


4 мин.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

2 мин.




2 мин.

Слайд-фильм «Река Каргалинка».

Отчеты групп учащихся об исследовательской деятельности.

Заготовки для работы с плакатами экологов.

Слайды презентации «Родной край».







На доске плакат: «Река Каргалинка» для размещения постеров.


Листы самооценки.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И ДРУГИЕ РЕСУРСЫ:

1. Фрагмент мультфильма «От улыбки».

2.Аудиовидеозапись «Релаксация - звук воды».

3.Слайд-фильм «Река Каргалинка».

РЕФЛЕКСИЯ:

Урок проводился на областном семинаре 21 мая 2014 года на тему: «Краеведение в школе». Учителя г.Капчагая, Каскеленского райна, Илийского и Жамбылского районов, присутствующие на уроке, дали уроку высокую оценку.























Ход мероприятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.




2.










3.























4.

Организационный этап.

Готовность к занятию.


Психологический настрой.

Этап вызова.

Мотивационный этап.

Формулировка темы урока.









Этап осмысления.




























Подведение итогов.

Рефлексия.

Приветствие: «Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А с каким настроением вы начинаете наше занятие? Я надеюсь, с хорошим».

Психологический настрой: видео «От улыбки».

Психологический настрой:

прослушивание записи: «Звуки воды».

Учитель: «Что вы себе представили? Расскажите.

Какие чувства вызывают у вас звуки воды?»

Учитель показывает на слайде фотографии территорий, прилегающих к реке Каргалинка.

Вы узнали эти места?

О чем сегодня будем говорить на занятии?»


Правильно, ребята. Тем более, что мы готовились с вами к этому занятию и сформировали группы историков, географов, литераторов. Эти группы выполнили поисковую работу.

1.Сегодня мы не просто говорим о воде, мы говорим о реке нашего села - Каргалинка.

2.Просмотр слайд-фильма «Река Каргалинка».

Ребята, что вы увидели в этом фильме? Какие чувства у вас вызвал просмотр видео?

3.Группы ребят получили опережающие задания и провели поисковую работу: в Интернете, на сайте поселка Фабричного, практические исследования на реке.

4.По территории нашего села протекает река Каргалинка.

Малая река - объект водообеспечения села - это важный объект для экологического изучения.

А сейчас я предлагаю вам побывать в роли экологов и выполнить несколько заданий в группах.

На столах карточки с заданиями.






Физминутка.

«Вы знаете как идет дождь?А показать как идет дождь можете?»




5.Поговорим о воде: Вода полная поэзии и прелести, трогает, волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

Ребята, как вы думаете, почему загрязнение нашей реки - это актуальная проблема современности?

Заполните лист самооценки.



Слушают учителя, настраиваются на работу.


Учащиеся смотрят отрывок из мультика, подпевают.

Учащиеся слушают запись с закрытыми глазами (релаксация) и рассказывают о том, что себе представляли.

Учащиеся уточняют тему занятия.

Ответы учащихся.





Просмотр слайд-фильма «Река Каргалинка».



Ответы учащихся.

Выступление группы учащихся-историков.

Выступление группы учащихся-географов.




Учащиеся выполняют роль экологов, работая в 4-х группах.

Учащиеся выполняют задания и презентуют его выполнение от группы.

Задание группам:

1.Составить план мероприятий по охране вод реки Каргалинка (что вы можете предложить сделать, чтобы очистить реку и ее берега и сохранять ее в чистом виде).

Учащиеся выполняют упражнение.

2.Составить обращение к жителям села о сохранении чистоты реки Каргалинка.

3.Нарисовать листовку на тему "Чистоту реке Каргалинка!".

Выступление группы литераторов.



Ответы учащихся.

Заполнение листов самооценки.

На доске плакат, подготовленный для размещения на нем постеров, выполненных учащимися.

Создание психологического настроя.

Релаксация тематически связана с темой следующих фотографий презентации и занятия.


Фотографии территорий, прилегающих к реке.


Выход на тему занятия.


Группы историков, географов и литераторов не совпадают с группами экологов.


Слайд-фильм «Река Каргалинка».



Слайды презентации.












Учитель или кто-то из учеников проводит разминку - игру для всех.

После выполнения каждого задания - презентация от групп.

Все постеры разместить на большом плакате под соответствующими рубриками.







Листы самооценки.

Составила и провела учитель истории и географии

Токарева Людмила Владимировна













© 2010-2022