Разработка урока в 8 классе на тему Уральские горы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:   - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:        Расширить и углубить знания учащихся об особенностях ГП Уральских гор, их происхождении, строении и орографии гор. Познакомить учащихся с богатством минеральных ресурсов, их происхождением и распределением по территории Урала. - РАЗВИВАЮЩИЕ:        Методом анализа картографических пособий, просмотра учебного фильма «Уральские горы» совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа Уральских гор.       Выявить причинно-следств...       Асимметрия склонов На запад к Русской равнине горы         снижаются постепенно, серией не высоких хребтов с пологими склонами переходя в предгорья равнин.                                                 Разная крутизна склонов На восток склоны круто обрываются  в низкие и узкие предгорья, здесь переход резче и контрастнее Учитель: Теперь особенно обратите внимание на профиль рельефа по линии А Б             Здесь схематически показана г. Народная, посмотрите на форму склонов отдельных хребтов, где имеются крутые уступы и широкие ступени, (учитель показывает схему). Эти гигантские ступени на склонах - остатки древних поверхностей выравнивания. И, наконец, на склонах гор можно видеть мелкую ступенчатость в виде нагорных террас, которые покрыты грубообломочными россыпями камней - КУРУМЫ, которые спускаются до самого...     III. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ    Вопрос. Почему Урал имеет такие особенности строения рельефа? (работа с геологической картой) Вопросы: 1)  Что обозначается на геологической карте а) Фоновый   раскрой (возраст  горных   пород  со   времени   их образования). б) Значками, буквенными индексами (какому     периоду, геологической эре относится та или иная горная порода) 2) Внимательно посмотрите на геологическую карту и скажите: а) Породами, какого возраста сложен Урал? б) Как   расположены    на   ...  К востоку Магматические – железные руды, платина, золото, медь, драгоценные камни - уральские самоцветы.    К западу Смятые в складки осадочные породы  представлены осадочными ископаемыми  - уголь, нефть, известняк, песочный гипс,  мрамор.   Краса и гордость Урала - аметисты, горный хрусталь, изумруды, которые ценятся дороже золота. На Южном Урале в 1920 году был создан первый в мире минералогический заповедник. (Презентация «Ильменский заповедник») Вопрос. Как же возникли Уральские горы, их ископаемые богатства и крупные черты рельефа? (Работа с тектонической картой). Выводы: Урал возник (как горная...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Расширить и углубить знания учащихся об особенностях ГП Уральских гор, их происхождении, строении и орографии гор. Познакомить учащихся с богатством минеральных ресурсов, их происхождением и распределением по территории Урала.

- РАЗВИВАЮЩИЕ:

Методом анализа картографических пособий, просмотра учебного фильма «Уральские горы» совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа Уральских гор.

Выявить причинно-следственные связи в формировании современного рельефа Урала; совершенствовать навыки в сопоставлении карт и их анализа.

- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

На примере создания яркого, конкретного представления в создании учащихся природы Урала продолжить эстетическое, экологическое воспитание. Формирование ответственного отношения к природе, воспитания норм и правил поведения в природе на примере данной темы.

ТИП УРОКА

  1. Изучение нового материала (по основной дидактической цели)

  2. Проблемный (по характеру познавательной деятельности)

ПЛАН УРОКА

  1. Особенности ГП гор

  2. Рельеф

  3. Геологическое строение

  4. Полезные ископаемые

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Карты России - физическая, геологическая, тектоническая;

  2. Рельефная карта Урала;

  3. Контурные карты, дидактический материал и тексты «Урал», «Геологическое строение и полезные ископаемые Урала», «Рельеф Урала», атласы, учебник (на каждого учащегося).

  4. Коллекция горных пород и минералов

  5. Презентация, таблицы, схемы, схема-конспект «Урал».

  6. Профили рельефа местности, книги, иллюстрации «Пейзажи Урала».

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Частично-поисковый

  3. Исследовательский

ЭТАПЫ УРОКА

  1. Организация учащихся в начале урока

  2. Изучения нового материала:

- Определение ГП

- Работа с контурными картами - нанесение границ; крайних северных и южных точек, определение расстояния, протяженности территории в градусах.

- Изучение рельефа (просмотр фильма)

- работа с картой, профилем, карточками

- Изучение геологического строения

- Изучение полезных ископаемых

3. Обобщение и закрепление нового материала:

- Работа с опорным конспектом

4. Домашнее задание

5. Выставление оценок

ТЕМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

  • Складчато-глыбовые горы

  • Минералы

  • Самоцветы

  • Поделочные камни

  • Карстовые пещеры

  • Останцы

  • Курумы

  • Предгорья

  • Эрозионные процессы

  • Гора Народная

  • Рубеж

  • Каменный пояс

  • Ильменский заповедник

ОПОРНЫЕ ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:

  • Сопоставление различных по содержанию карт;

  • Характеристика географического положения территории»

  • Характеристика рельефа и полезных ископаемых

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

Учитель

На предыдущих уроках мы знакомились с уникальной природой Северного Кавказа, теперь приступаем к изучению нового ПТК - Уральские горы. Вы узнаете много нового и интересного, и увидите, чем отличается природа этих территорий. Ваша задача на этом уроке определить особенности:


  1. Географического положения

  2. Рельефа территории

  3. Геологического строения

  4. Полезных ископаемых

(Учащиеся делают запись в тетради - дата, тема, план)

Учитель

Чтобы справиться с этой задачей, вам необходимо обратить внимание на карты, с которыми вы будете работать.

(Учитель обращает внимание учащихся на учебно-наглядный материал, который будет использован на уроке для достижения заданной цели).

Учитель

В творчестве многих писателей, поэтов, композиторов, художников присутствует тема Урала. Кто не знает созданные П. Бажовым образы каменного цветка и хозяйки Медной горы; очень хорошо описал в своих произведениях Мамин-Сибиряк - опыт рудознатцев, предприимчивость горнопромышленников и каторжный труд на Урале.

(Учитель показывает произведения писателей «Уральские сказы», «Приваловские миллионы», художественные картины).

Учитель

И, мы с вами, на наших уроках обращали свое внимание на это уникальное горное сооружение

(Далее перед учащимися ставится вопрос и предлагается выполнить задание)

I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Вопрос. Каковы особенности ГП Уральских гор?

(Учащиеся определяют ГП самостоятельно, работая с картой, и приходят к выводу, что к особенностям ГП гор относятся):

  1. Громадная протяженность;

  2. Меридиональная вытянутость территории в направлении с севера на юг;

  3. Урал является рубежом, границей.

Задание 1. Сопоставляя карты, определите границы Уральских гор, выделяя опорные пункты - реки, города, и т.д.

Границы Уральской горной системы

Урал - является четко выраженным природным рубежом между двумя крупными равнинами.

Западная граница - восточный край Восточно- Европейской платформы, которая совпадает с западным краем Предуральского краевого прогиба и проходит примерно на Югорском полуострове, восточнее реки Каратаиха, далее восточнее реки Усы, меридиональных отрезков рек Печоры, Камы, Белой, восточнее Оренбурга.

Восточная граница - выражена четче, вдоль границы c Западно-Сибирской плитой (Западно-Сибирской равниной), Байдарацкой губой Карского моря.

Северная граница - по побережью Югорского шара (пролив).

Южная граница - южная граница России.

Вывод: Ширина гор с запада на восток от 50-150 км., протяженность с севера на юг - 2000 км., горы не имеют отчетливых границ с Русской равниной, так как равнина постепенно переходит в низкие и возвышенные холмисто-увалистые предгорья, которые сменяются горными хребтами, особенно это проявляется на южном Урале.

Задание 2. Определите, на какой широте расположены крайняя северная и крайняя точки Урала.

(Точные данные о крайних точках дает учитель, крайняя северная точка 69˚ северной широты, крайняя южная - 50˚ северной широты)

Задание 3. На контурных картах подпишите крайние точки и определите расстояние гор с севера на юг в градусах.

Определив географическое положение и границы Урала, далее учитель создает яркое, конкретное представление об основных чертах природы Урала, благодаря просмотру фильма «Уральские горы».

II. РЕЛЬЕФ ТЕРРИТОРИИ

(Демонстрация презентации «Урал», содержание слайдов комментирует учитель)

Учитель

Мы, определили географическое положение, указали границы, выполнив эту работу, каждый из вас по-своему видит облик Урала. Давайте вместе нарисуем портрет этих гор, просмотрев серию слайдов презентации «Урал»

Учащимся при просмотре предлагается обратить внимание

  1. На особенности строения рельефа гор;

  2. Найти причины возникновения этих особенностей

  3. На облик склонов гор, различные формы вершин

  4. Различия в строении рельефа Уральских гор и гор Кавказа

Учитель

Взгляните на этот пейзаж, это один из уголков Урала - рельеф представлен продольными плосковершинными хребтами, горы сильно разрушены, вершины сглажены, округлены (слайд №1). Далее вы увидите особенности строения и характер склонов Уральских гор. Видна асимметрия склонов. Западный склон - пологий, длинный, восточный - круто обрывается, встречаются россыпи камней (курумы) у подножья гор. Проявляется чёткое различие в крутизне западного и восточного склонов.

(Слайд №2 и №3).

Следующий слайд знакомит вас с различными формами вершин Уральских гор. В основном они имеют плосковершинное строение, это подтверждается видом на Конжаковский камень, но существуют и другие формы вершин - Скалы - Останцы из стойких пород, они причудливы по форме и напоминают фигуры сказочных зверей, руины старых башен. На севере свойственны уплощённо-округлые формы (слайд №4).

О сложной геологической истории образования Уральских гор свидетельствуют слайды №5 и №6, где показано складчатое строение отдельных участков гор, свидетельствующее о древнейших горообразовательных процессах, а также, можно видеть, что в некоторых местах горные складки разбиты разломами, трещинами, сбросами - это результат формирования современных складчато-глыбовых гор.

(После демонстрации диапозитивов учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания)

Вопрос. Какие различия в строении рельефа Уральских гор и гор Кавказа вы увидели?

В отличие от высокогорного складчатого Кавказа, Урал - возрождённые, низкие и средневысотные горы.

Задание 4. По физической карте дайте общую характеристику рельефа Уральских гор по следующему плану.

План:

  1. Установить общий характер поверхности территории;

  2. По шкале высот определить преобладающие высоты территории;

  3. По подписи отметок высот определить наименьшие и наибольшие высоты. ( Учащиеся характеризуют рельеф с использованием рельефной карты, рисунков в учебнике, карт, картин).

Характеристика рельефа.

Урал - невысокие горы, лишь несколько горных вершин поднимаются выше 1500 метров. Самые высокие из них - г. Народная - 1895 метров, (Приполярный Урал) - г. Ямантау - 1638 метров, (Южный Урал). Самые низкие перевалы достигают небольших высот на Пай-Хое, Среднем Урале.

Урал - это обширная средневысотная Горная система, состоящая из множества горных цепей, хребтов, массивов.

( Учащиеся обращают внимание на рис.67 в учебниках «Орографическая схема», а также на широтный профиль «Уральские горы»)

Учитель:

В горной системе имеется главный хребет, название получил не за свою высоту, а от того, что сложен древнейшими на Урале горными породами Аг Рг, а также за водораздельное значение - по нему проходит линия главного европейско-азиатского водораздела. Главный хребет по обе стороны от него сопровождают горные цепи, называемые предгорьями ближе к нему высокие предгорья, дальше от него низкие предгорья. В общей картине строения рельефа мы увидели ещё одну деталь: характерную асимметрию склонов. Эти общие, присущие всей горной системе черты рельефа лучше увидеть на типичном широтном профиле. (Работа с профилем рельефа местности).

Разработка урока в 8 классе на тему Уральские горы


АРазработка урока в 8 классе на тему Уральские горыРазработка урока в 8 классе на тему Уральские горыРазработка урока в 8 классе на тему Уральские горысимметрия склонов

На запад к Русской равнине горы снижаются постепенно, серией

не высоких хребтов с пологими

склонами переходя в предгорья равнин.

Разная крутизна склонов

На восток склоны круто обрываются в низкие и узкие предгорья, здесь переход резче и контрастнее

Разработка урока в 8 классе на тему Уральские горыУчитель:

Теперь особенно обратите внимание на профиль рельефа по линии А Б

Здесь схематически показана г. Народная, посмотрите на форму склонов отдельных хребтов, где имеются крутые уступы и широкие ступени, (учитель показывает схему). Эти гигантские ступени на склонах - остатки древних поверхностей выравнивания.

И, наконец, на склонах гор можно видеть мелкую ступенчатость в виде нагорных террас, которые покрыты грубообломочными россыпями камней - КУРУМЫ, которые спускаются до самого подножья горных хребтов каменными потоками, под действием тяжести медленно - медленно смещаются вниз, таким образом, осуществляется один из видов денудации - перемещение каменного материала в понижении. На протяжении тысячелетий, горы снижаются, поверхность выравнивается, и над ней возвышаются лишь горы - останцы ещё не успевшие разрушиться до самого основания.

(Изучение общей картины строения поверхности гор завершается, выяснением её различий по простиранию горной системы).

Задание №5. По карте определите, на какие части можно подразделить Урал по его протяжённости. Указав название звеньев Уральской горной системы, сравните их длину, ширину, высоту по отметкам вершин; найдите различия западных и восточных склонов гор.

III. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

Вопрос. Почему Урал имеет такие особенности строения рельефа? (работа с геологической картой)

Вопросы:

1) Что обозначается на геологической карте

а) Фоновый раскрой (возраст горных пород со времени их образования).

б) Значками, буквенными индексами (какому периоду, геологической эре относится та или иная горная порода)

2) Внимательно посмотрите на геологическую карту и скажите:

а) Породами, какого возраста сложен Урал?

б) Как расположены на Урале полосы горных пород разного возраста.

Вывод: Главный хребет состоит из древнейших докембрийских кристаллических сланцев (Аг).

К западу от него залегают более молодые осадочные породы (кембрий, силурий, каменный уголь пермского периода), особенно в районе Предуральского краевого прогиба, где сохранился морской режим, который заполнился обломочным материалом, образовавшийся в результате разрушения прилегающей суши, таким образом, здесь формируются осадочные полезные ископаемые - уголь, соль, нефть.

К востоку кристаллические породы (красный цвет - граниты, интрузивные породы), а ещё дальше к востоку - снова осадочные (палеоген).

IV. Полезные ископаемые.

Из этого следует вывод; состав полезных ископаемых всегда связан с составом горных пород и их прошлым.

Разработка урока в 8 классе на тему Уральские горыРазработка урока в 8 классе на тему Уральские горыГлавный хребет

К востоку

Магматические -

железные руды, платина, золото, медь, драгоценные камни - уральские самоцветы.

К западу

Смятые в складки осадочные породы

представлены осадочными ископаемыми

- уголь, нефть, известняк, песочный гипс,

мрамор.

Краса и гордость Урала - аметисты, горный хрусталь, изумруды, которые ценятся дороже золота.

На Южном Урале в 1920 году был создан первый в мире минералогический заповедник. (Презентация «Ильменский заповедник»)

Вопрос. Как же возникли Уральские горы, их ископаемые богатства и крупные черты рельефа? (Работа с тектонической картой).

Выводы:

Урал возник (как горная система) в герцинскую эпоху складчатости во второй половине Рz. Он находится во внутренней части литосферной плиты, удалён от её границ. В палеозое возникли молодые складчатые горы, соединившие Русскую платформу с Сибирской плитой, так они оказались во внутренней части огромной Евразийской литосферной плиты.

За многие десятки миллионов лет горы успели разрушиться до основания, до корней складок. Все полезные ископаемые, которые когда-то залегали на больших глубинах, во внутренних частях горных складок оказались буквально под ногами, то есть на поверхности или на небольшой глубине.

Возрождение гор произошло в NQ время, под действием докатывающихся тектонических движений от восточных окраин плиты, где она взаимодействует с Тихоокеанской и от юго-западных окраин, где возник Кавказ.

Давление с востока привело к появлению меридиональных вытянутых хребтов, понижений между ними, возникновения глубоких продольных разломов. Амплитуда тектонических волн невелика, отсюда небольшая высота гор.

Наложение на меридиональную тектоническую волну, докатившуюся с юга, привело возникновению поперечных разломов, появлению более высоких участков Южного Урала и Приполярного Урала и более низких Полярного и Среднего Урала. Это послужило выделению нескольких орографических областей.

С поднятием гор оживились процессы их разрушения. Большую роль в преобразовании рельефа Урала играют процессы выветривания. Морозное выветривание наблюдается на Полярном и Северном Урале. Осыпи, россыпи, курумы - продукты выветривания, и деятельность текучих вод. (Учащиеся делают выводы о влиянии внешних сил на формирование рельефа)

Среди горных пород, слагающих Урал, много таких, которые растворяются в воде - каменные соли, гипс, известняк.

При их растворении образуются своеобразные формы рельефа:

1) карстовые воронки;

  1. котловины;

  2. в толще пород - пустоты, пещеры.

Особенно много их в Предуралье, где преобладают наиболее растворимые породы (гипс, соли). - Кунгурская пещера.

Ответив на всевозможные вопросы, мы приходим к выводу:

  1. О древности Уральских гор.

  2. О сложной истории их существования.

  3. О неоднократном выравнивании их в прошлом (свидетельство - плоские вершины, ступенчатые склоны, перемещение каменного материала в понижении).

  4. Об «Обновлении» гор движениями земной коры.

Повторение и закрепление материала. Работа с опорным конспектом.

Домашнее задание. По памяти составить опорный план - конспект по данным вопросам, включая и другие компоненты - климат, воды, почвы. Поможет вам в этом текст «Урал» и параграф 36. Нанести на карту цветными значками основные месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых Урала. Высотные отметки обозначить треугольником с указанием высот, хребты изобразить коричневыми линиями. Прочертить направление главных хребтов. К нему высокие предгорья, дальше то него низкие предгорья.

Выставление оценок

Разработка урока в 8 классе на тему Уральские горы

6


© 2010-2022