Статья. Игры и игровые формы изучения географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры и игровые формы изучения географии. Одним из заданий школьной географической науки является эффективная организация учебного процесса, рациональный подбор форм обучения.

В научно-методических пособиях и на страницах педагогической прессы все больше внимания уделяют использованию нетрадиционных (нестандартных) игровых форм обучения. Это «экспедиции», «конференции», турниры, викторины «Что? Где? Когда?» и т. д. Классификация игр проводится на основе разных подходов, что объясняется разнообразием обучающих игр и практического использования их на уроках географии.

Некоторые авторы отождествляют такие понятия, как «обучающая игра» и «игровая форма обучения». Поэтому необходимо выяснить сущность каждого из них.

1.Обучающая игра.

Обучающая игра - это упорядочевание совокупностей определенных правил и приемов занятий, в процессе которого реализуются дидактические задания с помощью игровых ситуаций [1,24]. В структуре обучающей игры можно выделить такие компоненты:

  • действующие лица или участники игры;

  • правила, которые определяют диапазон действий играков (временной и организационный режим обучения);

  • сюжет, который определяет содержание обучающей деятельности;

  • учебное задание как ситуация с познавательными целями, которые достигаются в процессе игры.

Любая игра отличается от другой одним или несколькими компонентами. Например, игры отличаются:

  • количеством участников: индивидуальные (ребусы, головоломки); коллективные (КВН, турнир, викторина, «аукцион»);

  • временным режимом: кратковременные (лото, чайнворд); продолжительные («круглый стол», «суд», «конференция»);

учебным заданием (количеством игровых ситуаций): простые (лото, головоломка), комбинированные ( КВН, «сказка»); другими признаками.

Вариативность и количество компонентов в структуре обучающей игры определяют ее вид (лото, кроссворд, «сказка», «пресс-конференция» и др.).

1.1.Виды игр.

Видов игр очень много. Однако необходимо сказать, что некоторые со временем видоизменяются. Для примера возьмем викторину. Ее разновидностями стали «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Счастливый случай». С интеллектуальным развитием общества количество видов игр увеличивается.

Такое разнообразие и возможность использования игр на уроках географии обусловливает необходимость их систематизации. Для этого необходимо выделить признаки определенной группы. Очевидно, что ими должны быть игровые правила и функции. Правила определяют временной и организационный режим обучения. По функциям правила можно разделить на три группы: операционные, процессуальные, организационно-управленческие[2,51].

Операционные правила ограничивают действия и операции, которые выполняются участниками в процессе игры.

Процессуальные правила определяют логические и временные характеристики учебно-игровой деятельности. Сюда можно отнести и специальные игровые процедуры (раздача жетонов, вращение рулетки и др.).

Организационно-управленческие правила определяют организационную структуру (индивидуальную, групповую, фронтальную), а также способ взаимодействия участников учебно-игровой деятельности.

1.2.Типы игр.

Для разных видов игр характерна та или иная группа правил их объединения. Поэтому целесообразно объединить виды игр по определенным правилам в типы: настольные, соревнования, ролевые.

В настольных играх ведущую роль играют операционные правила, которые определяют игровое задание. Поэтому есть возможность использовать разные комбинации, партии и т.д. Для настольных игр не устанавливаются специальные игровые процедуры. Исходные позиции участников равноценные и соперники наблюдают за ходами друг друга на протяжении всей игры. Как игровой материал можно использовать чертежи (кроссворд, чайнворд), рисунки (ребус, головоломка), лотереи и т.д.

Основным дидактическим назначением настольных игр на уроках географии является создание эмпирической базы, приведение познавательного опыта учащихся в соответствие с содержанием учебного материала. Благодаря настольным играм есть возможность оригинальным способом закрепить полученные знания, дополнительно использовать справочную, научно-популярную литературу, атласы и т.д.

В ролевых играх на первый план выходят организационно-управленческие правила, основною функцией которых является побуждение игрового противоборства, столкновение интересов участников, создание игрового конфликта и т.д. Как правило, на уроках географии отображают реальные проблемы общества в разных аспектах: политическом, экономическом, социальном, экологическом или в их объединении. К этому типу относятся такие виды игр, как «сказка», «суд», «форум», «путешествие» и т.д. Дидактическое значение этих игр состоит в том, что усвоение учебного материала происходит в процессе решения учебно-игрового задания на основе имитации. Ролевые игры дают возможность получить знания нетрадиционным способом, систематизировать их и обобщить. Это потребует неординарного подхода к решению проблемы в процессе игры, а позднее, возможно, и в жизни.

Ролевые игры содействуют развитию логического мышления и аналитических способностей учащихся, учат самостоятельности принятия решений в разных ситуациях. Они усиливают интерес к изучению географии и содействуют лучшему усвоению знаний.

В соревнованиях основными являются процессуальные правила, которые и определяют характер игрового процесса. Однако ряд игр этого типа проводится как по процессуальным, так и по организационно-управленческим и операционным правилам. Соревнования включают такие виды игр, как викторина, КВН, «аукцион» и т.д. Этот тип игр сопутствует формированию мотивации изучения географии, логического мышления, быстрого принятия решений. Учеников любого возраста захватывает желание выиграть, показать свои способности и умения по предмету. Игровой материал предает игровому процессу вероятный характер. Таким материалом может быть рулетка, конверты с вопросами, компьютер как тотализатор и др., которые усиливают эмоциональное напряжение, создают ситуацию азарта. В результате деятельность учеников активизируется и соответственно учебный процесс становится более разнообразным.

1.3.Классы обучающих игр.

Таким образом, игровые правила в разных видах игр дали возможность выделить их типы. Однако, классифицируя игры, необходимо учитывать еще и приоритетность учебно-познавательной деятельности учащихся и уровень их самостоятельности. Поэтому дальнейшая систематизация игр проводится в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся, самостоятельности их в решении учебно-игровых заданий.

В связи с этим выделяем такую таксономическую единицу, как классы обучающих игр.

По характеру учебно-познавательной деятельности можно выделить такие классы: репродуктивные, частично-поисковые и поисковые, творческие.

К классу репродуктивных относятся такие типы игр, с помощью которых познавательная деятельность школьников приобретает творческий, исполнительный характер. Процесс познания происходит на основе определенного образца, инструкции, соответственно с которой действует ученик. При этом важным является наличие у школьников определенной суммы знаний. К классу репродуктивных можно отнести настольные игры и соревнования, при этом контроль и оценивание осуществляются не только участниками игры, но и учителем и одноклассниками. Практическое использование репродуктивных игр состоит в том, что они дают возможность за определенное время закрепить знания, выработать необходимые умения и навыки. Эти игры следует использовать для повторения и обобщения знаний, закрепления умений, проверки и контроля знаний и умений.

Однако, если репродуктивная игра заставляет ученика подбирать материал и использовать его в определенной последовательности, мы имеем дело с частично-поисковыми играми. При этом логические операции учащихся осложняются, что способствует не только закреплению полученных знаний, а и вырабатывает умения использовать их в других ситуациях.

Немного другую особенность имеют поисковые игры, которые стимулируют самостоятельную, познавательную, а в некоторых случаях и исследовательскую деятельность учеников. Благодаря таким играм школьники решают учебные задания путем выявления причинно-следственных связей.

К классу частично-поисковых и поисковых принадлежат ролевые игры, которые можно проводить на занятиях по формированию новых знаний, умений и навыков, для повторения и обобщения знаний и умений, их проверки и контроля.

И, наконец, о творческих играх. Тут необходим конструктивный, неординарный подход для решения учебно-игровых заданий. Эти игры пробуждают воображение, создают возможность для реализации, усиливают познавательный интерес и мотивацию к обучению, вызывают эмоциональный подъем. К этому классу относятся ролевые игры и соревнования. Применение творческих игр способствует обобщению и систематизации знаний, формированию новых знаний умений и навыков, обеспечивает усиление связи знаний учащихся с жизнью, практической деятельностью, формирует целостное представление о мире.

2.Игровая форма обучения.

Таким образом, приоритетность научно-познавательной деятельности и уровень самостоятельности учащихся (класс игр), характер организации обучения (тип игр) и видовой состав игр (обучающая игра) дают возможность выделить игровые формы обучения (приложение 1) и дать определение этого понятия.

Игровая форма обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учеников на основе игровой модели.

Структурными компонентами игровой формы являются:

  • игровая модель, которая определяет рамки игры и ее исходную базу, то есть в основе лежит вид игры;

  • способ организации обучения или правила организации игры и обучения, которые определяют тип игры;

  • характер учебно-познавательной деятельности, которая определяет класс игры.

Игровая форма характеризуется именно этими структурными компонентами. Игровых форм не может быть множество, а выделяется только три: «дидактическая игра», «семинар» и «исследование».

Игровые формы обучения являются своеобразной имитацией реальной ситуации и направлены прежде всего на достижение дидактических целей учебно-познавательной деятельности учащихся.

Определение игровых обусловлено также и целью обучения. Если рассматривать игровую форму с точки зрения учащихся на основные игры, то имеем дело с «дидактической игрой». Если же целью является результат или анализ и в ходе игровой деятельности проверяется его достоверность, то имеют место такие игровые формы, как «исследование» и «семинар».

Таким образом, разграничение понятий «обучающая игра» и «игровая форма обучения», определение их структурных компонентов дало возможность осуществлять классификацию игр и выделить игровые формы. Это способствует эффективному использованию их на уроках географии.








Список литературы.


  1. Салюк В. Классификация игр и игровые формы изучения географии.// География и основы экономики в школе. 2000.- №4- с.24-26.

  2. Байкова Л.А. Методика самоопределения учащихся // Завуч.- 2003.- № 2.

  3. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3 кн.Кн. 2. Психология образования. - М., 1995.






Приложение 1

Структура игровых форм обучения


Игровые формы обучения

Дидактическая игра


Семинар

Исследование

Формы

Репродуктивные


Частично-поисковые


Творческие

Классы

Настольные


Соревнования


Ролевые

Типы

Турнир, «аукцион» (ярмарка идей), КВН, викторина («Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Счастливый случай»)

«Сказка», «композиция», «концерт», « бенефис»

«Круглый стол», «форум», «конференция», «консилиум»

«Путешествие», «экскурсия», «суд», «экспедиция»

Лото

Ребус

Кроссворд

Чайнворд

Головоломка

Виды





© 2010-2022