Открытый урок по географии в 6 классе Тема: «Ветер»

Открытый урок по географии в 6 классеТема: «Ветер». Цель: 1. формировать понятие «ветер», раскрыть причины образования ветра, показать значение ветра для природы и человека, познакомить с сезонными, суточными ветрами; 2. продолжать формирование умение выделять главное в тексте учебника и электронном носителя, а также строить «розу ветров» и читать ее; 3. Прививать интерес к предметы. Оборудование: физическая карта полушарий; старые и новые понятия, напи...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по географии в 6 классе

Тема: «Ветер».

Цель: 1. формировать понятие «ветер», раскрыть причины образования ветра, показать значение ветра для природы и человека, познакомить с сезонными, суточными ветрами;

2. продолжать формирование умение выделять главное в тексте учебника и электронном носителя, а также строить «розу ветров» и читать ее;

3. Прививать интерес к предметы.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий;

  • старые и новые понятия, написанные на доске;

  • презентация по теме «Ветер»;

  • рисунки и схемы учебника.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2. Проверка знаний. Ребята, вы любите играть в интеллектуальные игры? Я предлагаю вам игру. Правила игры: выбираете тему, называете цвет фигуры и отвечаете на вопрос. Тот, кто ответит на вопрос правильно, получает жетон. В конце игры подведём итог. (жетоны) Молодцы! (3 мин)

3. Изучение нового материала. (3 мин)

Урок начинается с проблемного вопроса.

-Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: куда девается дым? ( Дым выходит в трубу.)

  • Почему дым не заходит в комнату? ( Дым вытягивается в трубу.)

  • Почему дым вытягивается в трубу? ( Ученики затрудняются.)

  • Перед вами схема. Попробуйте ответить на вопрос.

Открытый урок по географии в 6 классе Тема: «Ветер».-

- Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Решите задачу? Ответ детей. 757 мм. рт. ст.

(Я дописываю эту цифру на верхушке трубы).

Вопрос. И что же вы видите? Где воздух оказывал большее давление?

Ответ: внизу, а наверху - меньше.

Вопрос. - Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

Вопрос. А как это движение воздуха можно назвать? - отгадайте загадку:

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.
Только что он был везде -
Миг - и нет его нигде.
(Ветер)

Ответ. Ветер.

Учитель:На сегодняшнем уроке речь пойдет о ветре.

.Мы познакомимся с понятием «ветер», причиной образования ветра, с различными его видами, узнаем, какое значение он играет в природе и жизни человека.

А также мы будем учиться сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Так, что же такое ветер? Стр.116.П.39

Ученик:

Ветер - движение воздуха в горизонтальном направлении

Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении. (Запись в тетради.)

Учитель:

Верно. А сейчас мы должны установить причину возникновения ветра. Для этого мы должны вспомнить:

-От чего нагревается воздух? (от земли)

-Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно)

-От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью?

1. От угла наклона солнечных лучей

2. От характера подстилающей поверхности

-Какие типы подстилающей поверхности вы знаете? (вода, песок, трава, лед, снег и т.д.).

-Над какой поверхностью воздух прогреется больше и над какой меньше? (больше - вода, песок; меньше - лед, снег).

-Какой воздух легче теплый или холодный? (теплый).

-Как изменяется температура воздуха с изменением высоты? (понижается на 5-6 градусов с поднятием на каждый километр).

-Что называется давлением воздуха?

-Зависит ли давление воздуха от температуры (да, зависит).

-Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх,

давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).

-С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или

уменьшается? (увеличивается).

Учитель: Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.

5.Мы уже выяснили, что движение воздуха это и есть ветер.

-В чем причина возникновения ветра?

Учитель: Значит, главная причина возникновения ветра - это разница в атмосферном давлении.Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер.(

Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха - это разница в атмосферном давлении. Теперь вы можете объяснить, почему заводские трубы делают очень высокими?

Ответ: Нужна тяга! Она возникает из-за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема).

Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (найдите его в учебнике: §39, стр. 116).( 1 мин)

Ветер- это перемещение воздуха в горизонтальном направлении

Открытый урок по географии в 6 классе Тема: «Ветер».

Вопрос. Ребята, значит, воздух движется не только вертикально, но и горизонтально.

Учитель. Над земной поверхностью происходит тоже движение воздуха (ветер). Почему?

Дети. Существует разница в атмосферном давлении.

Вопрос. А почему?

Дети. По-разному нагревается поверхность и воздух над ней.

Вопрос. А почему?

Дети. Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца.

Вопрос. А почему различная высота Солнца?

Дети. Из-за шарообразности Земли.

Учитель. А для закрепления знаний я предлагаю вам, ребята, немного пофантазировать.

I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.(5 мин.)

Задание.

  1. Определить, как меняется направление ветра в течении суток. Как этот ветер будет называться?



III группа. Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом



  1. Познакомиться с текстом §39, на стр. 117-118, рассмотреть рисунок 74. Представьте, что вы летом находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: летом?

  2. На листе показать движение ветра летом стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).

  3. Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?

4 группа. Вы должны представить себя на берегу Тихого океана зимой.

Алгоритм для 4 группы.

  1. Познакомиться с текстом §39, на стр. 117-118, рассмотреть рисунок 74. Представьте, что вы зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра зимой?

  2. На листе показать движение ветра зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).

  3. Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года?

По слайдам объясняю постоянные ветры: муссоны, пассаты, западные ветры.(3 мин)

Направление, скорость и сила ветра. (2 мин)

Учитель. Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток - то западный. Для определения направления ветра используют флюгер, который устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению.

Можно определить также по направлении дыма из трубы. .

Роза ветров

О направлении господствующих ветров в данной местности можно судить по специальному графику - розе ветров. На нем отмечается число дней, в течение которых дул ветер того или иного направления. Роза ветров может быть построена на день, месяц или на год.

Задание: Построить "Розу ветров" используя приведенные данные

В течение месяца дул ветер:

- северный - 8 дней;
- южный - 5 дней;
- юго-западный - 3 дня;
- северо-восточный - 1 день;
- северо-западный - 9 дней;
- юго-восточный - 1 день;
- западный - 3 дня;
Вывод: «роза ветров» -главный помощник в определении направления ветра, имеющего большое значение в формировании погоды.

Скорость ветра определяют с помощью анемометра. (в м/с, или км/ч.) .

Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости.

- Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра?

Перед вами задания: определите направление с помощью стрелок и силу ветра .(на интерактивной доске)

1. Определите направления ветра(стрелками).

2. В каком случае ветер будет дуть сильнее?

1 А 760 мм . рт. ст - Б 758 мм . рт. ст

2 А 765 мм . рт. ст - Б 738 мм . рт. ст (сильнее)

3 А 765 мм. рт. ст. - Б 760 мм . рт. ст

Вывод:Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

Ребята, сила ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. Знакомлю со шкалой. ( 2 мин) Открыли форзац 2 учебника.

- Как называется самый слабый ветер? (штиль) (слайд)

- Отгадайте по описанию, какой это ветер?

Вода - высокие волны, начинающие закручиваться; плотные потоки пены; брызги ухудшают видимость; Земля-ломает ветки и сучья, заметно задерживает всякое движение против ветра. (слайд)

- Как называется ветер 12-ти бальной силы? (ураган) (слайд)

Ребята, я сейчас вам открою одну небольшую тайну.

  • Самое ветряное место на Земле - в Антарктиде. Здесь 300 дней в году ветры достигают скорости 90 м/с.

  • На большой высоте скорость ветра постоянная - 20 - 25м/с. (прикрепляю на карте)

Значение ветра. (2 мин)

Учитель. А какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле.

•Ветер великий работник. в природе
Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод -

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам, и

Громоздят они причудливые формы.

В. Гюго

•Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

•Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

•Ветер «съедает» горы, сглаживает их.

Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

Ветер осуществляет передвижение парусных судов..

Учитель. Ветер приносит вред и пользу человеку.

Какой вред приносит ураганный ветер?

4.Итог урока. (слайд)

Ребята. Посмотрите, сколько новых понятий появилось в вашей географической копилке. Давайте, проверим, как вы их усвоили.

Тест. 4-м учащимся раздаются ноутбуки с тестами.

Другие работают с интерактивной доской.

5Домашнее задание: Параграф 39 (п.1,2); кроме ветров, о которых мы с вами узнали, есть ещё много разных ветров. Приготовите сообщение

  • 1 группа - о смерчах

  • 2 группа о торнадо

  • 3 группа - о фён, бора

  • 4 группа - интересные факты о ветре

6.У вас на партах лежат индикаторы настроения, с каким настроением вы сейчас уходите с урока, прикрепите индикатор к карте настроения.

Рефлексия:

1.Доволен ли ты как прошёл урок?----------


2.Было ли тебе интересно на уроке?-------


3.Сумел ли ты приобрести новые знания и умения?-------------


4.Ты был активен на уроке?----------


5.Тебе пригодятся знания, полученные на уроке в жизни?----------


© 2010-2022