Урок по географии Путешествие по Африке

Путешествие по Африке. 5 класс. Разработка урока в рамках реализации ФГОС.Тамара Салчак, учитель географии МБОУ СОШ № 1 г Ак – Довурак.Почетный работник общего образования РФ..Планируемы результаты: 1.Личностные: воспитывать интерес и любовь к окружающему миру, прививать чувство толерантности, уважения к другим культурам и народам. 2.Метапредметные: развивать внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр; обогащать словарный запас ...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие по Африке. 5 класс.

Разработка урока в рамках реализации ФГОС.

Тамара Салчак, учитель географии МБОУ СОШ № 1 г Ак - Довурак.

Почетный работник общего образования РФ..

Планируемы результаты:

  1. Личностные: воспитывать интерес и любовь к окружающему миру, прививать чувство толерантности, уважения к другим культурам и народам.

  2. Метапредметные: развивать внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр; обогащать словарный запас ; расширять кругозор, совершенствовать коммуникативные компетенции.

  3. Предметные: дать общее представление о материке Африки, особенностях его природы и населения.

  4. Учебно - методический комплекс: учебник Е. М. Домогацких

« Введение в географию», карты Африки в атласе и учебнике, мультимедийная презентация « Путешествие по Африке»

  1. Форма проведения: урок - путешествие.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель (зачитывает эпиграф к уроку)

Век двадцать первый крут и сложен

Он обжигает горячо..

Но Апокалипсис отложен -

Чего же, братцы, ждать еще?



Пойдем искать по белу свету

То место, где пока нас нет,

Покрутим ножками планету,

Которой много - много лет.

Перелети над океаном

Туда, где пальмы и тепло.



Да мало ль мест на этом свете,

Где мы мечтали побывать!

Мир слишком сер без путешествий.

Начнем дороги открывать.

Повторение пройденного материала.



1.Выберите верные утверждения.

А) Евразия включает 2 части света;

Б) Материк омывается водами всех океанов Земли;

В) Евразия соединяется с материком Северная Америка;

Г) Евразия - самый жаркий материк;

Д) Здесь находятся самые высокие в мире горы;

Е) На материке расположено самое большое государство мира.


  1. 2. Установите соответствие между частью света и географическим объектом.

Европа

Азия

А) Озеро Байкал

Б) Горы Альпы

В) Ладожское озеро

Г) Горы Гималаи

Д) Река Волга

Е) Река Амур

Ж) Аравийский полуостров

З) Восточно - Европейская равнина

И) Река Дунай

3.Заполните таблицу « Рекордсмены Евразии»



  1. Самые высокие горы …………… …………………………..

  2. …………………….. Восточно - Европейская равнина.

  3. Самое большое озеро ………………………………………….

  4. ………………………… Байкал.

  5. Самое холодное место …………………………….. .

  6. Самое большое по площади государство …………………………. .

  7. ………………. Китай.

  8. Самые длинные горы ………………………………………..

  9. Якутия



Изучение нового материала.

  1. Определение темы урока.

Учитель: Посмотрите на слайд.

Вместо пропущенных слов найдите нужное слово.

Не ходите, дети

в …….. гулять,

в………… акулы,

в………. гориллы,

в …………… большие

злые крокодилы.



Молодцы, сегодня мы говорим об Африке. Не бойтесь, дети, вам уже знаком этот герой и его стихотворение. А действительно ли все так в Африке, как описано в этом стихотворении, а также, кто первым узнал, мы с вами выясним на сегодняшнем уроке.

Что вы знаете об Африке? (ответы детей)

  1. Самый жаркий материк Земли.

  2. В Африке обитает самое крупное животное - африканский слон.

  3. Африку называют любимицей Солнца

  4. ……

Ребята, обратимся к плану изучения материка. Какая первая страница в этом плане?

Ученик: История открытия и исследования материка.

Учитель читает стихотворение Николая Гумилева.

Оглушенная ревом и топотом,

Облеченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

……………….

Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая груша.



И так начинаем изучение Африки.

1. Работа с картой.

  1. Дополните предложения.

  1. Африку омывают океаны:…………………………, с востока……………..

  2. Африка по отношению к нулевому меридиану находится в ……… полушарии.

  3. Африка по отношению к экватору находится в……………………. полушарии.

  4. Африка по площади…………..Земли.

Для того чтобы продолжить путешествие по Африке следующее задание.

2.Работа на контурной карте.

  1. Определите высшую точку Африки, и подписать на контурной карте.

  2. Подписать горы и вулканы Африки.

3.Определите по описанию.



  1. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

  2. Горы на северо - западе материка? (Атлас).

  3. Самый крупный потухший вулкан? (Килиманджаро)

  4. Пустыня на востоке материка? ( Калахари)

  5. Горы на юго-востоке Африки? ( Драконовы).

  6. Нагорье, на котором берет начало р. Голубой Нил? ( Эфиопское)

  7. Самая полноводная и длинная река Африки? ( Нил)

  8. Самое длинное озеро Африки? ( Танганьика)

  9. Мелководное озеро Африки, площадь которого изменяется по сезонам года? ( Чад).



  1. Об Африке можно говорить как о « самой - самой» Здесь обитают:

Ответы учащихся:

Самое крупное животное суши - африканский слон.

Самое высокое животное - жираф.

Самое быстрое животное - гепард.

Самая большая птица на Земле - африканский страус.

Учитель: Он мечтал побывать в этой стране в детства. Она снилась ему во снах, грезилась наяву. Ради этой своей мечты он, когда появилась возможность совершить путешествие в Африку, даже оставил свою невесту, руки которой добивался очень долго. Звали жениха Николай Гумилев, а невесту - Анна Ахматова.

Ребята, сейчас я вам расскажу о Николае Гумилеве.

Он - талантливый русский поэт начала XX века. В его душе соединились поэт, романтик, путешественник, офицер, литературный критик. Своё первое путешествие Африку он совершил в 1907 году, тайком от отца, на деньги, которые самостоятельно сэкономил. Ночевал он в трюме парохода, был даже арестован за попытку попасть зайцем на судно. Через три года Н. Гумилёв вновь поехал в составе научной экспедиции, организованной Академией наук. Поэзия Гумилева об Африке свидетельствует, о той магической силе, с которой она притягивала его.

Он назвал этот континент « гигантской грушей, которая висит « на дереве древней Евразии», сборник стихов « Шатер», поэма « Лик», очерк « Африканский дневник» - вот его произведения об Африке, (учитель организует выставку книг Н. Гумилева по теме

« Африка - моя неизлечимая страсть»).

Его замечательные творения помогут нам представить, что мы можем увидеть, шагая африканскими дорогами. Откройте атласы. Несколько ваших друзей получили опережающее домашнее задание - подготовили стихи поэта. Рассказывая, они будут ставить флажки того объекта, который упоминается в стихотворении.

1-ый ученик (читает стихотворение « Абиссиния»)

Учитель: Чего только не увидел поэт во время абиссинского путешествия! В письмах и стихах он рассказывает об удивительных приключениях, рискованной охоте на львов, о пе6реправе в корзинах через реку, которая кишит крокодилами.

2-ой ученик. ( Читает стихотворение « Красное море»)

3-ий ученик. (Читает стихотворение «Сахара»)

4-ий ученик. (Читает стихотворение «Суэцкий канал»)

Учитель. Посмотрите на карту. Мы прослушали только несколько стихотворений Н. Гумилева, а карта пестрит флажками. Какое стихотворение больше всего понравилось вам? В какое место Африки вы бы хотели попасть?

Рефлексия.

Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не « зевали»?

( ответы учащихся на « да» и «нет»)

Мое мнение.

Было трудно…..

Было интересно…

Я научился …..

Меня удивило…

Домашнее задание.

Выучить одно стихотворение Н. Гумилева по выбору, найти занимательные материалы об Африке.







© 2010-2022