- Преподавателю
- География
- Исследовательская работа Скрытая опасность энергосберегающих ламп
Исследовательская работа Скрытая опасность энергосберегающих ламп
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Блонарь О.Н. |
Дата | 12.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
15
.
«Скрытая опасность энергосберегающих ламп»
-
Автор:
Соловьева Маргарита Вадимовна
11-Б класс
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Руководитель:
Блонарь Ольга Николаевна
учитель географии
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
2014 год
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1.Теоретическая часть 4
1.1 Энергосберегающие лампы 4
Глава 2. Практическая часть 6
2.1 Социологический опрос 6
2.2 Анализ социологического опроса 7
2.3 Интервьюирование работников ЖЭУ 8
2.4 Практические рекомендации 9
Заключение 10
Список литературы 11
Скрытая опасность энергосберегающих ламп
Введение
Следует заметить, что с каждым годом спрос на энергосберегающие лампы растет, и соответственно, растет количество ламп, пришедших в негодность. Имея два больших плюса в виде энергосбережения и срока эксплуатации, мы также имеем один жирный минус - поврежденные ртутьсодержащие лампы опасны для здоровья человека!
Все ли знают, что пользоваться энергосберегающими лампами нужно с осторожностью, ведь внутри у них содержится ртуть? Пары ртути, скапливающиеся в закрытом помещении, очень опасны. К примеру, мусоропровод, в который сбрасываются отслужившие свой век лампочки (многие из них разобьются именно там при падении), является идеальной ловушкой для яда. К сожалению, ртуть представляет собой вещество, надолго задерживающееся в окружающей среде, и, в частности, в организме человека. Ртуть способна накапливаться, вызывая отравление, которое будет непросто диагностировать врачам, ведь ртуть - это настоящий враг-невидимка. У нее нет ни запаха, ни цвета. Для того чтобы не допустить серьезных последствий, энергосберегающие лампы нужно правильно утилизировать.
Когда читаешь такие факты, возникает естественное желание: информировать всех пользователей энергосберегающих ламп о невидимой опасности, подстерегающей людей при неправильной утилизации ртутьсодержащих ламп. Данным исследованием мы хотим обратить внимание общества на существующую проблему.
Гипотеза: Мы считаем, что многим жителям нашего города не хватает информации о том, как правильно утилизировать энергосберегающие лампы. В большинстве случаев у населения в менталитете заложено, что лампу можно выкрутить и выбросить в ведро.
Цель исследования: выявление степени осведомленности населения о скрытой опасности энергосберегающих ламп для здоровья и о наличии пунктов приема небезопасных осветительных предметов.
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме;
2) провести опрос среди жителей города различного социального статуса;
3) проанализировать полученные результаты исследования и создать единую картину степени информированности населения.
Объект исследования: жители города Нижневартовск
Предмет исследования: степень экологического сознания жителей города Нижневартовска в отношении утилизации отработанных ртутьсодержащих отходов.
Глава 1.Теоретическая часть
1.1 Энергосберегающие лампы
Необходимо разделить энергосберегающие лампы на две группы. Те, что имеют характерную белую окраску и замысловатую форму, не что иное, как люминесцентная лампа. Вторая группа со сниженным потреблением электроэнергии - светодиодные лампы.
Люминесцентные лампы появились в широкой продаже несколько лет назад. Довольно привлекательные внешне, они, тем не менее, довольно сильно отпугнули обычного потребителя ценой - в среднем 150 рублей за штуку. Однако быстро пустеющие коробки с лампами накаливания всё-таки заставили потребителей задуматься о целесообразности более дорогой покупки. Так, в домах все чаще стали появляться «спиральки». Люминесце́нтная лампа - газоразрядный источник света. Срок службы люминесцентных ламп может в 10 раз превышать срок службы ламп накаливания при условии обеспечения достаточного качества электропитания и соблюдения ограничений по числу включений и выключений.
Люминесцентные лампы нашли широкое применение в освещении общественных зданий: школ, больниц, офисов. С появлением компактных люминесцентных ламп с электронными балластами, которые можно включать в патроны E27 и E14 вместо ламп накаливания, люминесцентные лампы завоёвывают популярность и в быту.
Люминесцентные лампы наиболее целесообразно применять для общего освещения, при этом снижается потребление энергии на 50-83 % и увеличивается срок службы ламп. Люминесцентные лампы широко применяются также и в местном освещении рабочих мест, в световой рекламе, подсветке фасадов.
Все люминесцентные лампы содержат ртуть (в дозах от 1 до 70 мг), ядовитое вещество первого класса опасности. Эта доза может причинить вред здоровью, если лампа разбилась. Если постоянно подвергаться пагубному воздействию паров ртути, то они будут накапливаться в организме человека, нанося вред здоровью. По истечении срока службы лампу, как правило, выбрасывают куда попало. На проблему утилизации этой продукции в России индивидуальные потребители не обращают внимания, а производители стремятся отстраниться от проблемы.
Светодиодные лампы или светодиодные светильники в качестве источника света используют светодиоды, применяются для бытового, промышленного и уличного освещения. Различают законченные устройства - светильники и элементы для светильников - сменные лампы.
Преимущество светодиодного светильника - низкое энергопотребление, долгий срок службы от 30000 до 50000 и более часов, простота установки, низкая температура корпуса, зачастую - небольшие габариты. Основной недостаток - высокая цена. В 2011 году руководитель Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предложила отказаться от люминесцентных ламп в пользу светодиодных. Однако общественность данное предложение не поддержала. Оно и понятно. Если посчитать, к примеру, во что может вылиться освещение такими лампами однокомнатной квартиры, то сумма набегает слишком далекая от реальных возможностей большинства россиян - десять тысяч рублей. Любая попытка заставить людей приобретать столь дорогой свет обречена на провал.
1.2 Ртуть
Ртуть - один из двух химических элементов (и единственный металл), простые вещества которых при нормальных условиях находятся в жидком агрегатном состоянии (второй элемент - бром).
Ядовиты только пары́ и растворимые соединения ртути. Пары могут вызвать тяжёлое отравление. Ртуть и её соединения (сулема, каломель, цианид ртути) поражают нервную систему, печень, почки, желудочно-кишечный тракт, при вдыхании - дыхательные пути (а проникновение ртути в организм чаще происходит именно при вдыхании её паров, не имеющих запаха). По классу опасности ртуть относится к первому классу (чрезвычайно опасное химическое вещество). Это опасный загрязнитель окружающей среды, особенно опасны выбросы ртути в воду, поскольку в результате деятельности населяющих дно микроорганизмов происходит образование растворимой в воде и токсичной метилртути.
Эти ионы активно абсорбируются и попадают в кровь, мозг, вызывая кумулятивные и необратимые нарушения в организме: тяжелое поражение центральной нервной системы, атаксию (расстройство согласованности в сокращении различных групп мышц), нарушение зрения и слуха, расстройство речи, боль в конечностях. Данные нарушения, вызываемые органическими производными ртути, практически необратимы и требуют чрезвычайно длительного лечения.
Ртуть - кумулятивный яд. В организме человека (массой тела 70 кг) содержится примерно 13 мг ртути, однако она не выполняет никакой физиологической роли.
Основные пути воздействия ртути на человека связаны с вдыханием паров металлической ртути, находящихся в воздухе; использованием пищевых продуктов, содержащих производные ртути; потреблением питьевой воды, загрязненной ртутью.
Следует также отметить, что токсический эффект при воздействии малых доз ртути может быть скрытым и симптомы отравления могут проявиться лишь через несколько лет.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Социологический опрос
Тип исследования: разовое, выборочное
Генеральная совокупность: жители города Нижневартовска
Общий объём выборки: 128 человек
Тип выборки: гнездовая выборка
Методы сбора социологической информации: персонализированная индивидуальная анкета, заполняемая респондентом, интервьюирование с уточнением позиций.
Методы анализа социологической информации: элементарный статистический анализ.
Анкетирование было предложено трем группам респондентов (113 человек). Первая группа - учителя, вторая группа - работники в экологической сфере (экологи), третья группа - учащиеся МБОУ «СОШ № 6» . Предлагалось ответить на следующие вопросы:
1.Какие лампы вы используете в быту?
2.Где вы их приобретаете?
3.Знаете ли вы, что энергосберегающие лампочки содержат ртуть?
4.Какие действия вы предпримете, если у вас разобьется энергосберегающая лампа?
5.Что вы сделаете с энергосберегающей лампочкой, отслужившей срок?
6.Если вы сдаете энергосберегающие лампочки на утилизацию, то укажите их пункт приема.
7.Где можно получить информацию о пункте утилизации?
1
2
3
4
5
6
7
Лампы накаливания, %
Энергосберегающие лампы, %
Специализированные магазины, %
Рынок, %
Неспециализ-ые магазины, %
Да, %
Нет, %
+, %
-, %
Мусоропровод, %
Утилизация, %
Другие, %
Указали, %
Нет, %
Н.з.,
%
ЖЭУ,%
Интернет, %
Справка, %
УЧ
45
73
93
8
7
62
38
18
82
60
30
8
8
92
60
10
23
8
ВЗ
52
78
85
7
11
74
30
26
74
59
26
7
15
85
52
30
18
-
ЭК
22
69
77
8
15
81
19
55
42
33
54
4
46
54
31
54
23
-
ОБ
48
73
88
8
10
69
32
29
71
54
34
7
18
82
51
25
22
4Результаты опроса таковы:
На следующем этапе работы было проведено интервьюирование 15 работников жилищно-коммунального хозяйства.
2.2 Анализ социологического опроса
Оказалось, большинство респондентов используют энергосберегающие лампы - 73%, лампы накаливания применяют в быту только 48 %, а 19% - используют и те, и другие.
В основном приобретают лампы в специализированных магазинах - 88%, 8% респондентов приобретают их на рынке, 10 % - в неспециализированных магазинах.
О содержании ртути в энергосберегающих лампочках знают 69 %, что говорит о недостаточной осведомленности населения об опасности ртутного загрязнения окружающей среды. Наиболее осведомленными являются экологи - 81 % , взрослые - 74%, а ученики составляют лишь 62% среди опрошенных (см. приложение диаграмма №1).
Если у вас разбилась энергосберегающая лампа, вам необходимо выполнить следующие действия:
-
Место обработать раствором перманганата калия.
-
Остатки лампы нужно собрать. Ни в коем случае не пылесосом.
-
Хорошо проветрить помещение, лучше при помощи сквозняка, чтобы удалить пары ртути.
-
Ртуть следует передать в пункт по сбору ртутьсодержащих отходов.
Как справиться с разбитой лампочкой лучше всего знают экологи - 55%, взрослые- 26%, ученики- 18%. Таким образом, 30 % опрошенных знают, как вести себя в опасной ситуации. А 70 % получат ртутное заражение (см. приложение диаграмма №2).
Среди учеников были предложены такие варианты ответов, как:
-
Закрыть нос, вывести детей из квартиры, надеть перчатки, взять в руку лист бумаги и осторожно собрать ртуть, затем выбросить в мусоропровод.
-
Выкинуть лампочку, обернув в пакет.
-
Как можно быстрее избавиться от ртути, но, не трогая ее руками.
-
Аккуратно собрать осколки и проветрить помещение.
-
Обработать то место специальными средствами, собрать осколки лампы и выбросить.
-
Стекло собрать пылесосом, а ртуть - пипеткой.
-
Соберу осколки, вымою дом, отнесу в ЖЭУ.
-
В резиновых перчатках и с повязкой на лице аккуратно собрать все стекла, оставить проветривать помещение, так как нельзя выбрасывать, нужно сообщить в ЖЭУ.
-
Накрыть ртуть тряпкой, чтобы она не испарялась. Надеть повязку и перчатки, собрать ртуть тряпкой и выбросить.
-
Сообщить родителям.
Среди экологов:
-
Открыть окно, упаковать лампу в пакет (коробку) для утилизации.
-
Открыть окно и выйти на 30 мин. Затем собрать большие осколки с помощью картона и бумаги, а порошок и мелкие осколки с помощью клейкой ленты(скотч). Утилизировать в стеклянной банке или двойном полиэтиленовом пакете.
-
Собрать тряпкой или губкой осколки, но не пылесосом и выбросить.
-
Достаточно собрать осколки, проветрить помещение.
-
Вызвать на дом специалиста - демеркуризатора.
-
Раствор белизны, слабый раствор марганцовки, влажная уборка + проветривание.
Среди взрослых:
-
Вызвать специалистов ГО и ЧС, проветрить помещение, собрать ртуть бумагой.
-
Собрать осколки, пропылесосить, провести влажную уборку, проветрить
-
Взять веник и совок, все замести и положить в пакет. Отнести в ЖЭУ.
-
Собрать в пакет, сдать в пункт приема утилизации.
-
Вызвать МЧС.
Наибольшее количество опрошенных считают, что лампочку можно выбросить в мусоропровод - 54 %, утилизировать- 34 %, свои варианты предложили 7 %: знают, что нужно ликвидировать как бытовой отход, но выкидывают в мусоропровод (см. приложение диаграмма №3).
82 % респондентов не знают пунктов приема экологически опасных бытовых отходов. Лишь 18 % опрошенных правильно указали место утилизации. Из них экологи - 46%, взрослые- 15% , ученики-8% .
Большинство опрошенных (51 %) не знают, где можно получить адрес пунктов утилизации, предлагают получить информацию в ЖЭУ -25% респондентов, воспользовались бы услугами интернета - 22%.
Были предложены такие пункты приема, как: ЖЭУ; ОАО «НВНИПИ»; ООО «Коммунальник»; ОАО «Управляющая компания 2»; ЖЭУ-20; ЖЭУ-28; управляющая компания №1; ул. Ленина (электрики).
2.3 Интервьюирование работников ЖЭУ
Сотрудникам жилищно-коммунального хозяйства был задан вопрос: «Куда можно сдать энергосберегающие лампочки, отслужившие свой срок?» (см. приложение таблица №1).
Из пятнадцати ЖЭУ в восьми вопрос не вызвал удивления. Мне сразу же без промедления говорили адрес и телефон того места, куда можно сдать энергосберегающие лампочки. Только везде предупреждали, что сделать мы это должны сами, никто за лампочками не поедет. В ЖЭУ-15 до меня звонили с подобным вопросом. Интересная реакция была в ЖЭУ- 4: «Ух, ты!» Видимо, не так часто звонят с данными вопросами. Но в трех ЖЭУ вопрос вызвал недоумение, называли предполагаемые варианты (к электрикам, наверное). Данной информацией не владеют в трех ЖЭУ: № 2, № 14, № 16. В ответ на мой вопрос было молчание, а затем ответ: «Не знаю».
2.4 Практические рекомендации
Важным моментом решения проблемы низкой степени информированности горожан о пунктах сбора и утилизации опасных отходов является повышение экологического правосознания у населения. Одним из драйверов может стать социальная реклама, а также экономические или административные механизмы стимулирования.
В ходе работы было решено использовать метод социальной рекламы для повышения экологической грамотности жителей первого микрорайона. Был разработан информационный лист о правилах безопасного поведения в случае выхода из строя ртутьсодержащей лампы. Также в информационном листе обозначены адреса пунктов приема опасных бытовых отходов (см. приложение рисунок №1).
Информационные листы были размещены на досках объявлений подъездов жилых домов, магазинов и остановках первого микрорайона.
К сожалению, через несколько дней я обнаружила, что многие информационные листы сорваны, и вместо них размещена реклама такси, объявление о распродаже, а также антисоциальная реклама. То есть на деле выходит, что маркетинговая реклама важнее здоровья жителей города.
Заключение
Наша гипотеза о том, что многим жителям города не хватает информации, как правильно утилизировать энергосберегающие лампы, оказалось верной.
По итогам проведённого опроса можно сделать вывод: в последнее время очень многие люди стали использовать энергосберегающие лампы.
В ходе исследования выяснилось, что 69% потребителей электроэнергии знают о содержании ртути в люминесцентных лампах, но, к сожалению, лишь 30% респондентов знают, как правильно обезвредить отслужившую срок или вышедшую из строя лампу. Более половины участников анкетирования (54%) считают, что ртутьсодержащую лампу можно выбросить в мусоропровод. Как и предполагалось ранее, большинство респондентов (82%) не знают адреса пункта приема экологически опасных бытовых отходов. При интервьюировании сотрудников ЖЭУ, которые не принимали участие в анкетировании, из 15 респондентов 3 сотрудника совершенно не владели информацией.
Сейчас мы уже подходим к тому сроку, когда начинается массовая замена ртутьсодержащих лампочек. Это значит, что если не изменить отношения к делу о лампочках, то довольно скоро может наступить ртутное заражение мусоропроводов. Перспектива вполне реальная, если верить опросу, проведенному среди вартавчан. Лишь пять человек из десяти готовы потратить время на то, чтобы отнести опасный продукт в соответствующую инстанцию для утилизации. Остальные вообще не имеют представление о том, что нужно делать и кому отдавать отработанные лампы, либо не считают это дело необходимым.
Между тем, меры по сбору и утилизации ртутьсодержащего товара уже предприняты. В городе работают четыре стационарных пункта приема ламп в жилищно-эксплуатационных участках № 3, №4, №20, №28. Сюда жители Нижневартовска могут в удобное для себя время принести отслужившие срок энергосберегающие лампочки. Их дальнейшую судьбу решает ООО «Коммунальник», на вооружении которого имеется специальная мобильная установка.
Пока же выходит, что власти заинтересованы в экологической безопасности куда больше самих жителей. Осталось информировать каждого жителя города о правилах утилизации опасных бытовых отходов и научить население не выбрасывать лампочки в мусоропровод, а сдавать на утилизацию.
Очень отрадно, что наша работа нашла отклик у жителей Нижневартовска. Одним из них была опубликована заметка в газете «Местное время» за 27 февраля 2013 года. В данной заметке пенсионер, Петр Леонтьев, отмечает необходимость информационных листов, разработанных нами и сожалеет о том, что их быстро срывают.
Список литературы
-
↑ecotrom.ru/p11.html ЭКОТРОМ о ртути
-
↑86gkh.ru/punkt_priema Список пунктов приема отработанных люминесцентных ламп на территории ХМАО-Югры
-
↑nvk1.ru/news/article/36647 Новый метод сбора ртутьсодержащих отходов в Нижневартовске
-
↑ejnews.ru/articles/2012/06/22/Ukazyi_Medvedeva_vlastyam_YUgryi_do_lampochki_2790 Система утилизации энергосберегающих приборов в Ханты-Мансийском автономном округе
-
↑electrik.info/.../433-primenenie-energosberegayuschih-lamp.html Применение энергосберегающих ламп может привести к экологической катастрофе?
-
↑energohelp.net/articles/energy-tools/75787/ Современная нормативная база утилизации ртутьсодержащих отходов
-
↑mus1.ru/.../utilizacija-jenergosberegajuwih-lamp.html Утилизация отходов энергосберегающих ламп
-
↑fid-dubna.ru/ Утилизация ртутных ламп
-
↑ slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00044/12300.htm Люминесцентная лампа. БСЭ
-
↑ru.wikipedia.org/wiki/%CB%FE%EC%E8%ED%E5%F1%F6%E5%ED%F2%ED%E0%FF_%EB%E0%EC%EF%E0 Википедия: статья «Люминесце́нтная лампа»
-
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F2%F3%F2%FC - все о ртути
-
Статья Н. Евсиной «И вот она на праздник к нам…»/газета «Местное время» - Нижневартовск, 16.03.2011
Приложение
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Таблица №1
-
ЖЭУ - 1
ЖЭУ-7
Ул. Ленина 7( к.1 щитовая).
ЖЭУ-11
В аварийную службу
ЖЭУ-12
Ул. Ленина 7( к.1 щитовая).
ЖЭУ-2
Не знают, к электрикам наверное
ЖЭУ-3
Ул. Мира 7(6 мкр) , ЖЭУ-20
ЖЭУ-4
«Ух ты» Ул. Ленина 7( к.1 щитовая).
ЖЭУ-14
Не знают
ЖЭУ-15
Дали телефон 46-67-99 ( до меня им звонили)
ЖЭУ-16
Не знают
ЖЭУ-17
ЖЭУ-19
ЖЭУ-18
Победы 6 Б, электроучасток между общежитиями
ЖЭУ-19
ЖЭУ-19
ЖЭУ-20, ЖЭУ-21
Ул. Интернациональная ЖЭУ-20
Рисунок №1
Если у вас разбилась энергосберегающая лампа, вам необходимо:
-
Ул. Ленина 7
-
Ул. Мира 7
-
Ул. Интернациональная 19 В
-
Ул. Первомайская, 63, ЖЭУ-19
Исследователь МБОУ «СОШ №6»