Урок-ролевая игра Гидросфера и человек 6 класс

Урок-ролевая игра "Гидросфера и человек" 6 класс Цели и задачи: 1.     Расширить представления о роли воды для человека, раскрыть основные факторы её загрязнения, выявить основные заболевания, вызываемые загрязнением воды. 2.     Формировать бережное отношение к окружающей природе, воде. 3.     Воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей. 4.    Путем коллективного анализа выявить состав гидросферы и значение Мирового круговорота воды в природе. 5.    Способствовать развитию у...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал Добровского УВК при КРУ «Противотуберкулезный диспансер №1» с. Пионерское

Урок-ролевая игра "Гидросфера и человек" 6 класс

Учитель географии: Чеглазова М.Е.



Цели и задачи:

  1. Расширить представления о роли воды для человека, раскрыть основные факторы её загрязнения, выявить основные заболевания, вызываемые загрязнением воды.

  2. Формировать бережное отношение к окружающей природе, воде.

  3. Воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.

  4. Путем коллективного анализа выявить состав гидросферы и значение Мирового круговорота воды в природе.

  5. Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.

  6. Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний.

Оборудование: физическая карта России, глобус, указка, пословицы, загадки, высказывания о воде, задачи, выступления учащихся.

Литература:

География. 5-6тклассы: учеб. Для общеобразоват. Организаций с прилож. На электрон. носителе/А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2014.-192с.

Никитина Н.А., Жижинаи Е.А. Поурочные разработки по географии 6 класс.-2-е изд.,перераб. И доп. - М.:ВАКО, 2010. - 304с.;

Тип урока: Урок -ролевая игра

Методы: частично-поисковый

На доске эпиграфы:
«Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь».
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

Проверка домашнего задания.

Проводится в виде тестирования.

1. Что не относится к водам суши?

а) подземная вода; б) озера; в) моря; г) ледники.

2. Найдите соответствие особенностей океанам:

1) Самый большой а) Атлантический

2) Самый протяженный б) Индийский

3) Самый холодный в) Тихий

4) Самый теплый г) Северный Ледовитый

3. Какова главная причина образования приливов и отливов?

а) постоянные ветры;

б) землетрясения;

в) приближение и удаление Луны;

г) температура воды.

4. Солёность 36 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды:

а) 3,6 грамма; б) 36 грамма; в) 360 граммов; г) 3600 граммов.

5. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку, называется: а) водораздел; б) речная система; в) бассейн реки; г) долина реки.

6. Какое питание имеет большая часть рек России?

а) ледниковое; б) снеговое в) смешанное г) дождевое

7. Как называются воды, которые содержатся в водоносном слое, не перекрытом сверху водоупорными породами?

а) межпластовые; б) источники; в) грунтовые; г) подземные.

8. Какая река самая длинная на Земле?

а) Амазонка; б) Нил; в) Миссисипи; г) Янцзы.

9. В какое море впадает река Волга?

а) в Охотское; б) в Черное; в) в Каспийское; г) в Средиземное.

10. Участки суши, глубоко вдающиеся в океан, называются…

а) заливы б) проливы в) острова г) полуострова

Физкультминутка.

III. Изучение новой темы

Чтец 1.Вода лилась
Шумел родник
Пленял игрою молодою,
Чтоб человек пришёл, приник
И жажду утолил водою
Она была чиста, ясна,
Прозрачная -
Все звёзды разом
В ней отражались
И со дна ручья
Сверкали, как алмазы.

Чтец 2.Вода!
В журчании своем
Вылетала
Звезд переговоры
Перенимала
Как цвет подснежник,
Заселяя горы.

Ведущий 1. Вода - одно из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас вода, в арбузе вода, огурец - сплошная вода.

Вода всегда рядом с нами, мы привыкли к ней, поэтому не считаем чудом.
Ведущий 2. И где только мы не встречаем воду! Из крана течёт вода, родничок на краю оврага - вода. Река, впадающая в море, озеро, облака над землей, туман, дождик, град, снег, льды Антарктиды, похожий на папоротник зимний рисунок на оконном стекле, золотая тучка на вершине утёса в горах - все это вода.

Учитель: Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента появления на свет до последнего дня. « Вода - сок жизни на земле»,- писал Леонардо до Винчи. Сегодня мы проводим урок по очень волнующей всего человечества теме. В её обсуждении примут участие представители разных профессий, которые выступят со своими сообщениями. Кроме того, у нас на уроке присутствует энциклопедист.

Гидролог: Если взглянуть на глобус или карту, то больше всего мы увидим на них голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда и заме нить её нечем. Около 70% поверхности Земли занимают океаны. Поэтому главный источник поступления воды в атмосферу испарение с поверхности океанов, водоёмов, суши. Большая часть воды впитывается в грунт. Подземные воды обладают большими преимуществами перед поверхностными

Энциклопедист: Человек использовал подземные воды ещё в глубокой древности, так во 2-3 тысячелетиях до нашей эры в Египте сооружали колодцы глубиной до 100 м.
Имеются сведения об использовании подземных вод в древности на Керченском полуострове, где был обнаружен колодец, выкопанный в 1 веке нашей эры. Запасы их составляют 4,39% от общего объема воды на земле, тогда как объем воды в реках составляет 0,0001%.

Гидролог: Во многих районах подземные воды выходят на поверхность в виде источников. Проходя через грунт, вода растворяет некоторые минералы, химический состав её изменяется и она становится минеральной. Различают слабоминера- лизованные, мало, средне и высокоминерализованные воды.

Биолог: Вода- важнейшее составляющее среди нашего обитания. Сегодня, как никогда, нашему организму очень важно получать чистую воду. Она переносит отходы нашего тела, доставляет смазку к суставам, стабилизирует нашу температуру и является жизненной основой клетки. Взрослый человек в состоянии прожить без пищи больше месяца, без воды - несколько дней. Суточная потребность человека составляет около 2,5 литров.

Энциклопедист: При утрате6-8% воды человек впадает в полуобморочное состояние, потере 10% - вызывает галлюцинации, 20% - гибель.

Эколог: Не менее опасно для здоровья и жизни человека употребление загрязнённой воды. Сточные воды несут в себе тяжёлые металлы и опасные химические соединения, болезнетворные микроорганизмы, мусор, дорожную соль, горючее, машинное масло и другое. Всё это вызывает серьёзную тревогу за здоровье и жизнь людей. Один и тот же водоём содержит несколько загрязнителей. Так воды Ладожского и Онежского озёр загрязнены солями меди, марганца, органическими веществами. Очень грязны реки.
- Назовите главные загрязнители реки Лены? (судоходство, забор воды для орошения, сточные воды).

Энциклопедист: Послушайте и объясните смысл пословиц, придуманных разными народами.
- « Вода - мать полей, а без матери не проживёшь»
- « Вода дороже золота»
- « Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец»
- « Капля за каплей образуется озеро, а перестанет капать - окажется пустыня»

Врач: В основу классификации заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды, положены принципы, разработанные на основе опыта медицины как науки. Болезни классифицируются следующим образом: внутренние, информационные, паразитарные, пищевые отравления.

«Виды загрязнений и вызываемые ими заболевания».

Группа примесей

Заболевание

Тяжёлые металлы

Снижение иммунитета. Мутагенное действие.
Канцерогенное действие.

Ртуть.

Врожденные пороки развития, нарушение слуха,
Зрения.

Кадмий.

Поражение почек, деформация скелета.

МИКРОЭЛЕМЕНТЫ:
( недостаток, избыток или дисбаланс)

Недостаток кальция

Патология выделительной системы.

Избыток кальция.

Патология сердечно-сосудистой системы, заболевание ЖКТ.

Недостаток фтора.

Кариес зубов.

Избыток фтора.

Эндемический флюороз.

Мышьяк

Рак кожи и лёгких.

Недостаток йода.

Эндемический зоб.

Медь - большое содержание.

Поражение печени, почек.

Микробы, бактерии, паразиты.

Дизентерия, холера, вирусные, паразитарные.

Органические вещества
(содержание хлор)

Онкологические

Синтетические органические
Вещества, нефтепродукты.

Онкологические заболевания ЖКТ, поражение внутренних органов. Отравление.

- Почему воду нужно беречь и охранять? ( для сохранения здоровья)

Ведущий 1. Отгадайте загадки:
1. До неба достанет, а земли не видать. (дождь)

2. Беленькая собачка в подворотню глядит (сугроб)

3. Я вода, да по воде же и плаваю (лёд)

4. Кругом вода, а с питьем беда (море)

5. Заря зарница, красная девица
Врата запирала, по полю гуляла,
Ключи потеряла, месяц видел,
А солнце скрыло. (роса)

Ведущий 2. А сейчас по описанию узнайте реку.
1. Река Ока Волге «правая рука». Какую реку можно назвать «левой рукой» Волги? (Кама)

2. Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что русский человек всегда жил с рекой «душа в душу» В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова как «Волга - матушка», «Енисей - богатырь», «Ока - красавица».
А к какой реке относится уважительное слово «батюшка» ? (Амур)

3. Хрестоматийными стали титулы этой красивейшей и могучей реки «ось Сибири», «брат океана». Художник В.Суриков , родившийся на его берегах, предпочитал их красоту «Альпам швейцарским и итальянским» О какой реке идёт речь? (Енисей)

Ведущий 1. Отгадаем шарады.
1. К названию животного
Добавь одну из мер
Получишь полноводную реку (Волга)

2. К торжественному крику
Прибавь согласный звук
Чтоб протянулись горы
С севера на юг (Урал)

3. Первый слог мой - нота
Буква - слог второй,
Целое - течет рекой. (Дон)

4. Я сибирская река,
Широка и глубока
Букву «Е» на «У» смени-
Станешь спутником Земли (Лена)

5. Ты меня, конечно, знаешь,
Я из сказки Пушкина герой
Если ж «Я» на «Н» меняешь-
Я сибирской становлюсь рекой (Енисей)

Ведущий 2. Ребята, вам задание.
Найдите и напишите реки, начинающие на буквы «И», и «К» (Или, Инд, Илим, Ишим, Исеть, Иртыш, Индигирка, Иравади, Ингул) ( Канн, Кура, Кама, Кемь, Конго, Котуй, Колыма, Катунь, Камчатка)

Заключение:

IV. Закрепление изученного

Учитель. Академик А.П.Карпинский назвал воду живой кровью, которая создаёт жизнь Там, где её не было. Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя А. де Сент - Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что он такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

V. Итог урока

Мы сегодня хорошо потрудились.

С какими важными географическими понятиями вы сегодня познакомились?

Домашнее задание:

Изучить параграф 37.



© 2010-2022