Выбираем профессию

Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением в 1903 году  первого кабинета профориентации в Страсбурге и  бюро по выбору профессий в 1908 г. в Бостоне (США). Работа этих первых проф.ориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента выявляли способности и психологические качества, соотнося их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Критерий появления профориентации связан с ростом  и развитием крупной промышленности. Когда с этой проблемой столкнулись не только люди ищущие работу, но и сами работодатели. Такая работа впервые строилась на научной основе: использовании самой идеи соотнесения характеристик человека с требованиями профессии в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выбор профессии

Выбирая профессию, очень важно,

Во-первых, чётко представлять себе, что ты хочешь от профессии:

- содержание профессии, т.е. чтобы мне было интересно работать,

- какая заработная плата меня устроит,

- какой образ жизни я хочу вести,

- сколько времени и сил я могу отдать освоению этой профессии.

Второе важное условие:

- учёт своих способностей.

Что это означает?

Простой пример: из двух людей, осваивающих профессию ювелира, успешнее будет тот, у кого лучше развиты такие способности, как координация движений и глазомер.

А успех в любой профессиональной деятельности - это радость от работы, уважение других людей, материальное благополучие.


Немного истории

Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением в 1903 году первого кабинета профориентации в Страсбурге и бюро по выбору профессий в 1908 г. в Бостоне (США).

Работа этих первых проф.ориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента выявляли способности и психологические качества, соотнося их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Критерий появления профориентации связан с ростом и развитием крупной промышленности. Когда с этой проблемой столкнулись не только люди ищущие работу, но и сами работодатели.

Такая работа впервые строилась на научной основе: использовании самой идеи соотнесения характеристик человека с требованиями профессии в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации.

Ошибки при выборе профессии

Ошибки, сопутствующие выбору карьеры.

1. увеличение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»;

2. выбор профессии из соображений престижности (популярности) в обществе;

3. только на основании высокой оплаты труда;

4. под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;

5. отождествление учебного предмета с профессией;

6. перенос позитивного отношения к человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию;

7. выбор профессии «за компанию» с друзьями;

8. неумение (без учёта индивидуальных способностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);

9. незнание или недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии;

10. предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)


Профпригодность

Психология труда - необходимый компонент профессиональной культуры. Жизнь нашего общества - это, прежде всего, мир труда людей занятых в материальном и духовном производстве, в производстве полезных действий по обслуживанию человека, по упорядочению сложных социальных процессов.

Средства деятельности могут быть не только внешними, но и внутренними. Так, например, если человек не может выполнить какую-либо работу, это не значит, что он не пригоден к этой работе. Если вооружить его советом как это делать, то человек сможет выполнять эту работу. То есть, мнение о личных качествах человека как о чем-то закоренелом не верно.

Рассмотрим еще одну немаловажную особенность свойства «пригодность», которое может, относится не только к человеку, но и к инструменту материалу. Например, круглый напильник не пригоден для заточки обычной пилы. Для этого нужен трехгранный. Однако из этого не следует, что круглому напильнику присуще свойство непригодности. Здесь он не пригоден, а в другом не заменим. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента: данный человек и данная специальность. И обозначает это свойство не что иное, как взаимное соответствие. Нет одного из компонентов системы - теряет смысл вопрос о пригодности. Из этого следует, казалось бы, странный вывод: свойство «профпригодность», как бы мы не понимали его по существу, не присуще человеку как таковому. Он не является сам по себе носителем этого свойства. Правда, в нашей речи часто встречаются выражения типа «профпригодность человека», «определить профпригодность» и т.п., но это не более как условность.

Итак, из сказанного ясно, что, хотя в нашей речи встречается выражение «профпригодность человека», на самом деле его надо понимать так: «взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время».

В принципе профессия как область приложения сил человека может быть «не приспособленной» и в этом смысле не пригодной для него. Причем взаимная непригодность профессии и человека может быть не только за счет технической, предметной, но и за счет социально-организационной стороны труда. Так как человек не может работать «вообще», он всегда оказывается в какой-то обстановке как предметной, так и микросоциальной.

Из сказанного ясно, что вопрос профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно.

На самом деле большая или меньшая профессиональная непригодность создана порой самими людьми, хотя, конечно же, нельзя не учитывать роль природных предпосылок, таких как здоровье, свойства нервной системы и т.д.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник - скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто целостное, систему.

Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы.

1. Гражданские качества - моральный облик человека как члена общества

2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности

3. Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

5. Навыки, привычки, знания, опыт

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность

По мнению того же Е.А.Климова существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:

1. Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими.

2. Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.

3. Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии или группе профессий.

4. Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.

Типы профессий

Знаешь ли ты, как огромен мир профессий?

В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий и специальностей, при этом 500 из них ежегодно «исчезают» и появляется столько же новых.

Экономисты подсчитали, что среднее время существования большого числа профессий приблизительно равно 8-10 годам.

Чтобы легче ориентироваться во всём многообразии, специалисты разделили все существующие профессии на 5 типов.

Основание для такого деления - предмет труда, т.е. на что направлена деятельность.

Тип профессии

Предмет труда

Виды деятельности

Примеры профессий

Требования к специалисту

Человек - техника

Технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия

Монтаж, сборка, эксплуатация, создание и ремонт различных технических устройств

Слесарь, электрик, водитель, строитель, радиомонтажник,

фотограф

Высокий уровень наглядно-образного мышления, пространственных представлений, тонической осведомлённости, хороших двигательных навыков, ловкости

Человек - человек

Люди, группы, коллективы

Воспитание, обучение; медицинское, бытовое, информационное обслуживание населения; защита общества и государства

Учитель, врач, милиционер, тренер, продавец, менеджер, юрист, психолог

Умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие, речевые способности, доброжелательность

Человек - природа

Живые организмы, биологические процессы

Изучение, анализ состояния, условий жизни, исследование, профилактика заболеваний растений и животных

Агроном, микробиолог, егерь, ветеринар, фермер, цветовод, зоолог

Хорошая наблюдательность, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умение менять цели в зависимости от условий, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта

Человек - художественный образ

Художественный образ, части, элементы, свойства

Создание, проектирование, моделирование художественных произведений, изготовление различных изделий по эскизам, образцам, как в единичном экземпляре, так и в массовом производстве.

Актёр, дизайнер,

модельер, ювелир,

архитектор, художник-реставратор

Развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение

Человек - знаковая система

Условные знаки, числа, схемы, чертежи, карты,

коды, тексты и т. д.

Программист, конструктор, переводчик, бухгалтер. экономист, филолог








Профориентация. Что это?


Немного истории

Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением в 1903 году первого кабинета профориентации в Страсбурге и бюро по выбору профессий в 1908 г. в Бостоне (США).

Работа этих первых проф.ориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента выявляли способности и психологические качества, соотнося их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Критерий появления профориентации связан с ростом и развитием крупной промышленности. Когда с этой проблемой столкнулись не только люди ищущие работу, но и сами работодатели.

Такая работа впервые строилась на научной основе: использовании самой идеи соотнесения характеристик человека с требованиями профессии в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации.

Выбирая профессию, очень важно,

Во-первых, чётко представлять себе, что ты хочешь от профессии:

- содержание профессии, т.е. чтобы мне было интересно работать,

- какая заработная плата меня устроит,

- какой образ жизни я хочу вести,

-Выбираем профессию сколько времени и сил я могу отдать освоению этой профессии.

Второе важное условие:

- учёт своих способностей.

Что это означает?

Простой пример: из двух людей, осваивающих профессию ювелира, успешнее будет тот, у кого лучше развиты такие способности, как координация движений и глазомер.

А успех в любой профессиональной деятельности - это радость

от работы, уважение других людей, материальное благополучие.


© 2010-2022