- Преподавателю
- География
- Урок по географии по ФГОС в 5 классе Земная поверхность на плане и карте
Урок по географии по ФГОС в 5 классе Земная поверхность на плане и карте
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукашина Е.Е. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет | География |
Класс | 5 |
Тип урока | комбинированный |
Тема урока | «ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ (1)» |
Цель урока | - Показать значение условных знаков; - сформировать знание о масштабе и его видах; - познакомить учащихся с видами изображения неровностей на плане местности; - формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков. |
Задачи урока | Образовательные: узнать, для чего нужны условные знаки и масштаб. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся через изучение масштаба и его видов, условных знаков, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение и логическое мышление учащихся. Воспитательные: воспитание географической культуры общения. |
УУД | Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Масштаб, виды масштаба (именованный, численный, линейный или графический), условные знаки. |
Межпредметные связи | Математика, картография, строительство, геодезия. |
Ресурсы урока | Учебник, атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, компас, линейка. |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технологии | Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для уча-щихся, выполне-ние которых при-ведёт к достиже-нию запланирова-нных результатов | Планируемые результаты | ||||||
Предметные | УУД
| |||||||||
1) Организаци-онный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. | Подготовка к уроку, приветствие учителя | Положительный настрой на урок. |
| Самоконтроль готовности к уроку (Р) | |||||
2) Мотивация учебной деятельности | На прошлом уроке мы говорили об ориенти-ровании на местности и зачем человеку нуж-ны планы местности. А как вы думаете, можно ли в настоящее время обойтись без плана местности? Почему? Мнения и гипотезы вы выдвигали для того, чтобы продол-жить изучение плана местности, но уже бо-лее подробно и дета-льно. Значит, какой будет тема нашего урока? Но прежде, чем изу-чать новый материал, нужно повторить домашнее задание. | Внимательно слушают вопрос учителя, рассуждают, выдвигают свои мнения и гипотезы.
Предлагают разные варианты темы урока, но вместе с учителем выясняют, что тема урока: «Земная поверхность на плане и карте».
Повторяют ранее изученный материал. | Вопросы учителя.
Повторение домашнего задания. | Формулирование темы и цели урока. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р) | |||||
3.Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. (Повторение ранее пройденного материала). | Фронтальный опрос учащихся: 1.Что значит ориенти-роваться в пространстве? 2.Назовите основные стороны горизонта. 3.Назовите промежу-точные стороны горизонта. 4.Каково значение компаса? 5.Как ориентировать-ся по компасу? 6.Что такое азимут? 7.В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 270°? 8.В каком направле-нии находятся объек-ты, если их азимуты 40°, 60°, 180°, 270°. 325°, 360°. | Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя, вспоминают ранее изученный материал и отвечают на поставленные вопросы: 1.Умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов. 2.Север, юг, запад, восток. 3.Северо-восток, северо-запад. юго-восток, юго-запад. 4.Помогает ориентироваться в пространстве и не заблудиться в незнакомой местности. 5.Намагниченная стрелка компаса окрашенным (синим) концом всегда направлена на север. Если встать лицом к северу, сзади будет юг, справа - восток, слева - запад. 6.Угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки. 7.90°. 8.220°, 240°, 360° или 0°, 90°, 145°, 180°. | Вопросы для фронтального опроса учащихся. | Вспомнить и ещё раз закрепить ранее изученный материал. | Понимание значимости умения ориентироваться в пространстве и на местности, умения определять азимут по компасу и осознавать значение компаса как гениального изобретения человечества. | |||||
4) Изучение нового материала
| Занимаясь хозяйст-венной деятельнос-тью, человек с помо-щью схематического рисунка изображал определённую повер-хность Земли и нахо-дящиеся на ней объек-ты, создавал подроб-ный чертёж неболь-шого участка местнос-ти в уменьшенном виде, то есть план. -Что используют, что бы изобразить местность на листе бумаги или на плане? -Что называют масштабом? -Как записывают масштаб? -Какие бывают виды масштаба? -Как записывается численный масштаб? -Как записывается именованный масштаб? -Как записывается линейный масштаб? -Как можно изобразить на плане объекты? Предлагаю обратиться к учебнику на стр.33 | Внимательно слушают учителя, открывают учебник на стр.33 раздел «Для чего нужны условные знаки и масштаб», внимательно читают этот раздел, находят ответы на вопросы учителя: -На плане и карте изображают местность в уменьшенном виде. Чтобы показать степень уменьшения, используют масштаб. -Масштаб - это величина, показывающая, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности. -Масштаб записывают в виде отношения чисел, например 1:5000. Это означает, что 1 см на плане соответствует 5000 см на местности, или 50 метров. -Масштаб бывает численным, именованным и линейным. -Масштаб, записанный в виде отношения, называется численным (1:5000 или 1:10000). -Этот же масштаб можно выразить словами в 1 см 50 метров или в 1 см 100 метров. Такой масштаб называется именованным. -Линейный масштаб изображён в виде прямой линии, разделённой на сантиметры. Первый сантиметр (слева от ) разделён на 10 частей по 1 мм. | Записывают в тетради новые понятия: масштаб, именованный, линейный, численный, находят ответы на вопросы учителя. | Узнают, что такое масштаб и какие бывают виды масштаба на плане местности и географической карте. | Понимание значения масштаба для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) | |||||
4) Физкультми-нутка (здоровьесберегающий компонент) «Игра на внимание» | Говорит утверждения: 1.Масштаб - это вели-чина, показывающая во сколько раз рассто-яния на плане или карте уменьшены по сравнению с реаль-ным расстоянием на местности. 2.Мастаб бывает прямым и косвенным. 3.Масштаб бывает численным, именован-ным и линейным. 4.Масштаб бывает точным и неточным. 5.Условные знаки необходимы, чтобы правильно читать план и карту и предс-тавлять изображён-ную на них террито-рию в реальных размерах. | Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.
| Внимательно слушают учителя, находят правильные ответы. | Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. |
| |||||
5) Закрепление нового материала.
| Предлагает сравнить аэрофотоснимок и топографическую карту, заполнив таблицу в тетради. Организует работу в рабочей тетради, используя учебник на стр.34 рис.23.
| Сравнение позволяет сделать вывод о том, что прочесть план и карту невозможно без условных знаков. Их перечень с указанием значения каждого называется легендой плана или карты. Условные знаки на планах часто изображают похожими на сами объекты. Заполняют таблицу в тетради: Признаки | Аэрофотоснимок | Топогра-фическая карта | ||||||
Изображены все важные объекты |
| + | ||||||||
Объекты изображены услов-ными знаками |
| + | ||||||||
Условные знаки похожи на объекты местности |
| + | ||||||||
Видимые объекты изображены сверху | + |
| ||||||||
Границы между объектами слабо различаются | + |
| ||||||||
Можно узнать название изображённых объектов |
| + |
Анализируя рис.23, учащиеся выясняют, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка.
Выполнить задание 11 в рабочей тетради.
Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П).
Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р)Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
6) Закрепление новых знаний
1.Измерить расстояние на рис.23 стр.34 от пос. Красное до болота, деревни барсуки, отдельно стоящего кустарника. Как это сделать? Обратимся к учебнику на стр.35 в рубрику «Шаг за шагом»
2.Задание 4 стр.35 «Какой масштаб крупнее?»
3.Задание 7 стр.35
1.Внимательно читают рубрику и измеряют расстояния при помощи линейки, используя масштаб карты.
2.Выполняют задание 4 на стр.35, применяя полученные знания.
3.Выполняют задание 7 на стр.35, применяя полученные знания.
1.Измерение расстояний на карте при помощи линейки.
2.Выполняют задание 4 на стр.35.
3.Выполняют задание 7 на стр.35.
Использование приобретенных знаний и умений.
Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
7) Рефлексия
Что нового мы узнали на уроке? Где полученные знания мы можем применять?
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.
Вопросы учителя.
Оценка достигнутых результатов (Р)
8) Домашнее задание
Параграф 9 выучить, выполнить задания 3, 5, 6 в тетради.
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике
Самоконтроль и взаимоконт-роль (К)